Предлоги, которые все время употребляют неправильно. Распространение предлога по Употребление предлога по в русском языке

Почему вы правы, когда недовольны, услышав-прочитав чье-то «Я с магазина вернулась», «За этот фильм ничего не могу сказать, я его не видел»? Разбираем трудные случаи употребления простых предлогов, взяв на заметку советы портала «Грамота.ру».

К врачу или КО врачу?

Несмотря на две подряд согласные в слове «врач», правильно писать и говорить «к врачу». «ко» требуется лишь в ряде случаев:

– перед словами «лев», «лед», «лен», «лоб», «ложь», «мох», «ров», «рожь», «рот», «весь», «всякий», «всяческий», «вторник», «второй», «многое» в дательном падеже: ко лбу, ко льву, ко всякому празднику;

– перед словом «мне»: приходи ко мне;

– перед словами «вчерашний», «шов» можно использовать и предлог «к», и предлог «ко»: обратимся к/ко вчерашним новостям.

НО! В некоторых случаях (в художественной литературе, в публицистике) для придания речи пафоса и торжественности возможна замена предлога «к» на «ко»: ко вселенской трагедии.

ПРО книгу или О книге?

Оба варианта возможны, но предлог «про» – примета разговорного стиля, непринужденной речи, тогда как словосочетание с «о» стилистически нейтрально и безупречно грамотно.

В Украине или НА Украине?

Это один из самых популярных вопросов специалистам портала «Грамота.ру». Их ответ: литературная норма современного русского языка – «на Украине», «с Украины». И никакой политики, только традиции великого и могучего, которые складывались веками.

Контроль ЗА или контроль НАД?

Оба предлога могут быть использованы в паре с существительными, которые образованы от глаголов: контроль за / над расходованием прибыли. Тонкости: если существительное обозначает действие, процесс или признак, лучше выбрать предлог «за» (контроль за самостоятельной работой учеников, контроль за исполнением приказа директора). А если это отвлеченное понятие или одушевленный объект, чаша весов склоняется в пользу «над» (контроль над стажерами, контроль над бизнесом).

Тревожиться ЗА или тревожиться О?

Не нужно тревожиться за собственную грамотность или плохо думать о ней же: оба варианта имеют право на существование. Прежде, впрочем, конструкция «тревожиться о чем-либо, ком-либо» считалась разговорной.

О всех, ОБ всех или ОБО всех?

Правильный ответ: обо всех. Когда же нужны предлоги «о», «об» и обо»?

– в винительном падеже перед словами, которые начинаются с согласных (кроме слов «всё», «всю», «все», «всех», «что»), пишем-произносим предлоги «о»/«об»: ударился о/об воду;

– в винительном падеже перед словами, которые начинаются с гласных, нужен предлог «об»: об университете, об абрикосовом варенье;

– в винительном падеже перед словами «все», «всё», «всех», «всю», «что», «что-либо», «что-нибудь», «что-то» ставим предлог «обо»: запнулся обо что-то в темноте;

– в предложном падеже перед словами, которые начинаются с согласных (кроме слов «мне», «всём», «всей», «всех»), требуется предлог «о»: спел о любви;

– в предложном падеже перед словами, которые начинаются с гласных, употребляется предлог «об»: напомнила об отпуске;

– в предложном падеже перед словами «мне», «всём», «всей», «всех» нужен предлог «обо»: догадался обо всех ее уловках.

НО! Словам с «е», «ё», «ю», «я» в начале (падеж уже не важен) подходит только предлог «о», так как они не в написании, но в произношении «стартуют» с согласного звука «й»: елка = йолка, поэтому о елке, о яблоках, о юристе.

ЗА книгу или О книге?

Какая фраза кажется вам более благозвучной: «Скажу за новую книгу: интересная» или «Скажу о новой книге: интересная»? Вы правы: употребление предлога «за» вместо предлога «о» неверно.

Он Из магазина или он С магазина?

Запомним пары предлогов, дополняющих друг друга как инь и ян: предлог «из» – напарник «в», а предлог «с» – друг «на». То есть если кто-то ушел в магазин, то и вернется из магазина, а никак не с него. А если кто-то родом с Урала, то и навестить родителей отправится на Урал (сравните: «я из Сибири», но «еду в Сибирь»).

С вчерашнего дня или СО вчерашнего дня?

В этом примере оба варианта равноправны. А вообще предлог «со» вместо «с» необходим:

– перед словами, которые начинаются с «с/з/ш/ж + согласный» или с согласного «щ»: со шхуны, со щедростью;

– перед словами «лев», «лед», «лен», «лоб», «мох», «ров», «рот» в родительном и творительном падежах: со лба, со льдом;

– со словами «мной», «мною»;

– перед падежными формами слов «вошь», «весь», «всякий», «всяческий», «вторник», «второй», «многое»: со вторника, со всеми;

– в устойчивых сочетаниях: со вкусом, со вниманием, со временем, со двора, со дня на день, со дна.

МЕЖДУ деревьев или МЕЖДУ деревьями?

Филологи знают: сказать «между чем?» и «между чего?» не ошибка. Но второй вариант (между деревьев, между столов, между книг) считается устаревающим.

У нас самих или У нас У самих?

Повторять предлог в подобных выражениях не нужно, это черта просторечия.

В Вселенной или ВО Вселенной?

Перед словами, которые начинаются с «в/ф + согласный» (во всероссийском конкурсе, необходимость во фторировании воды), нужно писать и произносить предлог «во». Иначе, особенно в устной речи, легко споткнуться на невыговариваемом скоплении согласных звуков.

ПО 20 мая или ДО 20 мая?

Итак, вам нужно обозначить себе или кому-то еще временной промежуток и указать дату его окончания. Принято считать, что в дате с предлогом «до» границей служит предыдущий день: например, до 20 мая – это 19 мая как последний срок. А если указано «по 20 мая», то завершить задачу можно и 20-го числа. Но лингвисты подчеркивают: конструкции с тем и другим предлогом не определяют достоверно, входит ли контрольная дата в завершаемый ею период. И советуют добавлять наречие «включительно»: с 10 до 20 мая включительно, с 10 по 20 мая включительно.

К понедельнику или В понедельник?

И снова тонкости смысла. «К понедельнику» означает, что нужно сделать что-то в воскресенье, до начала следующего дня. «В понедельник» – значит, дело можно сделать в течение этого дня.

Заявление Петровой или заявление ОТ Петровой?

Оба варианта при написании документа равнозначны: использовать предлог или нет – выбор за вами.

Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу . Сегодня разговор пойдет о предлогах. Для успешной сдачи ЕГЭ тема предлогов должна быть проработана очень тщательно. В этом занятии мы будем говорить о морфологии и употреблении предлогов.

Занятие 15. Морфология (грамматическое значение) и комментарии. Как отличить производный предлог от омонимичной самостоятельной части речи в предложении. Грамматико-стилистические особенности употребления предлогов по, благодаря, согласно, вопреки, навстречу, подобно, наперекор, помимо, кроме, наряду с.

I. Предлог - служебная (незнаменательная) часть речи, выражающая в предложении логико-грамматические отношения между именами существительными (а также местоимениями-существительными, прилагательными, перешедшими в существительные), которым принадлежат предлоги, и словами других частей речи (чаще всего глаголами), например: выстрел из-за угла, отсутствовать в течение месяца, делать наперекор ей, скучать по новенькой . Грамматическая роль предлогов заключается в уточнении и дополнении значений косвенных падежей.

Морфологический разбор предлога.

  1. Происхождение предлога (непроизводные и производные)
  2. Структурное строение (простые, двойные, составные)

Комментарии к морфологическому разбору:

1. Непроизводные предлоги не образовались ни от какой другой части речи. Это предлоги в, под, без, и т. д., например: гулять в лесу, трава под горой, остаться без гроша (как называется последнее словосочетание?). Разновидностью непроизводных предлогов выступают двойные предлоги: из-за, из-под, по-над и др., например: выйти из-за угла, выглянуть из-под навеса, пробираться по-над пропастью . Производные предлоги произошли из самостоятельных частей речи путём утраты последними своего лексического значения и морфологических признаков. Производные предлоги образовались:

1) от наречий (вблизи, мимо, поверх и т. д.): находиться вблизи дома, идти мимо школы, надеть пальто поверх костюма ;
2) от существительных (вследствие, в продолжение, путём и т. д.): заболеть вследствие неудач, не учиться в продолжение месяца, догадаться путём вычислений ;
3) от деепричастий (благодаря, включая, несмотря на, исходя из и т. д.): выздороветь благодаря врачу, все включая Сашу пришли на урок, пойти гулять несмотря на дождь, действовать исходя из условий .

Задание. Прочитайте предложение, где нагромождены конструкции с предлогами, причастным оборотом, повторяющимися словами и отглагольными существительными. Подумайте, как можно выразить мысль, содержащуюся в предложении, короче.

По мере засорения помещения просьба к работникам, задерживающимся на своих рабочих местах после работы по причине занятости, убирать за собой рабочие места и обеспечивать на них надлежащий порядок.

2. С точки зрения структуры предлоги делятся на:

1) простые, состоящие из одной части (как непроизводные, так и производные): в, над, между, путём, среди и т. д.;
2) двойные: из-за, из-под и т. д.;
3) составные, состоящие из двух или нескольких частей: в отношении, в связи с, несмотря на, в отличие от и т. д.

ВАЖНО! Производный предлог может состоять из нескольких частей, но всегда представляет собой одно слово, поскольку участвует всей совокупностью этих частей в логическом и грамматическом оформлении высказывания.

Дополнительные сведения, или Как отличить в предложении производный предлог от омонимичной самостоятельной части речи. Чтобы выявить в предложении производный предлог и отличить его от омонимичных знаменательных частей речи, нужно иметь в виду следующее.

  1. Предлог всегда принадлежит имени существительному (или заменяющему его местоимению) и уточняет косвенный падеж.
  2. Предлог вместе с существительным (или заменяющим его местоимением) входит в словосочетание, где это существительное (или местоимение) выступает зависимым словом. При этом для уточнения падежа зависимого слова к нему от главного слова ставится падежный (грамматический) вопрос, включающий в себя предлог. Существительное с предлогом образуют предложно-падежное сочетание.
  3. В предложении производный предлог часто можно заменить синонимичным производным или непроизводным предлогом, а существительное с предлогом - синонимичным или аналогичным существительным с таким же предлогом.

Вот как всё вышеизложенное выглядит на практике. Сравните предложения:

1) Вследствие непогоды (ввиду, из-за непогоды) я не пошёл гулять.
2) В следствии (в расследовании) по делу наметились сдвиги.

В первом предложении употреблён производный предлог вследствие с существительным в родительном падеже непогоды. Это предложно-падежное сочетание входит зависимым компонентом в словосочетание с глаголом: не пошёл (вследствие чего?) вследствие непогоды . Предлог вследствие можно заменить производным предлогом ввиду или непроизводным из-за .

Во втором предложении употреблен простой предлог в и существительное в предложном падеже следствии . Это существительное с предлогом входит зависимым компонентом в словосочетание с глаголом: наметились (где?, в чём?) в следств ии. Его можно заменить аналогичным существительным тоже с предлогом в - в расследовании.

Мы убедимся в дальнейшем, что выявление в предложении составных производных предлогов напрямую связано с их правописанием.

Задание. Прочитайте парные предложения и решите, какие части речи выделенные слова. Для проверки составляйте словосочетания с вопросами от главных слов к зависимым, а также производите замену производных предлогов непроизводными.

  1. Отряд расположился вблизи опушки. Неприятель подошёл очень близко .
  2. Роща осталась позади . Позади дома начинался овраг.
  3. На дополнительные занятия нужно прийти после уроков. Сделай эту работу после .
  4. Ребёнок удивлённо глядел вокруг. Вокруг школы был разбит фруктовый сад.
  5. Дверь открывалась внутрь. Внут ри ящика ничего не было.
  6. Сестра встала сзади . Маша оказалась позади меня.
  7. Мой друг смело идёт навстречу опасности. Машина уже выехала, я пошёл ей навстречу.
  8. Алексей вышел, не смотря ни на кого. Мы пойдём в кино, несмотря на большую занятость.
  9. Благодаря заботам врачей больной поправился. Футболисты покидали поле, благодаря своих болельщиков за поддержку.

Задание. Прочитайте предложения. Некоторые из них отдают канцеляритом. Подумайте, как можно избавить фразу от излишнего нагромождения слов. Запишите переделанные предложения.

  1. Неудачи в сельском хозяйстве шли по линии отсутствия квалифицированных работников.
  2. В связи с отсутствием на ферме кормов возникла угроза падёжа скота.
  3. Миша не захотел есть манную кашу по причине её невкусности.
  4. Несмотря на отдельные недостатки, заводу удалось в целом справиться с заданным заданием.
  5. Игнорируя приказ ректора и правила по технике безопасности, студент Яшин ввиду недостатка времени применил выход из института не через дверь, а через окно.
  6. Вследствие ремонта железнодорожного полотна, растянувшегося во времени ввиду погодных условий, поезд по маршруту между Москвой и Клином опоздал по отношению к расписанию.
  7. Благодаря массе новых впечатлений, Саша, возвратившись домой по окончании занятий, быстро предался сну.
  8. В декабре в институте было намечено приглашение иностранных студентов на прощальный бал по причине их отбытия к местам постоянного проживания.
  9. В настоящее время в школах ведутся разработки перевода учащихся на новую программу в связи с введением единого экзамена по доминирующему количеству предметов.
  10. Во избежание затоваривания помещения необходимо вынести лишние ненужные вещи со склада.

II. Иногда при выборе предлога следует учитывать присущие ему оттенки значения, чтобы не допустить стилистической и грамматической ошибки.

1. Как правило, предлог по употребляется с существительными в дательном падеже, например: ходит ь (где?, по чему?) по улице, тужить (по кому?) по матери. Однако в значении "после чего-либо" предлог по употребляется с предложным падежом , например: расположиться по прибытии на место (после прибытия на место), по истечении срока отчитаться о проделанной работе (после истечения срока). По приезде (после приезда) в деревню я отправился к родственникам.

2. После предлога по местоимения сколько, несколько, столько и наречия много, мало употребляются в дательном падеже , например: По скольку яблок получил каждый ребёнок? Каждый ребёнок получил по нескольку (по стольку, по многу, по малу) яблок.

Не путайте местоимения в дательном падеже, которые пишутся с предлогом по раздельно, и наречия поскольку и постольку. Местоимение сколько - грамматическое числительное, и его можно заменить числительным: По скольку яблок получил каждый ребёнок? По семь яблок получил каждый ребёнок.

Наречие поскольку можно заменить наречным сочетанием так как, оно часто выступает в паре с наречием постольку, синонимичным наречию поэтому: Поскольку (так как) я ничего не знала, постольку (поэтому) и не готовилась к экзамену.

3. Предлоги благодаря, согласно, вопреки употребляются с дательным падежом (а не с родительным!), например: поступать (благодаря чему?) благодаря твоему совету, действовать (согласно чему?) согласно указаниям друга, прийти (вопреки чему?) вопреки моему желанию. Я поступаю согласно вашим указаниям.

Задание. Предлог благодаря употребляется, когда речь идёт о причинах, вызвавших положительный результат. Найдите ошибку в употреблении предлога в предложении Благодаря крушению поезда люди пострадали. Как можно исправить предложение?

4. Наречные предлоги навстречу, подобно, наперекор употребляются с дательным (а не с родительным!) падежом , например: идти (навстречу кому?) навстречу другу , грохотать (подобно чему?) подобно грому , делать (наперекор чему?) наперекор обстоятельствам . Сын поступал наперекор желанию отца.

Не путайте производный наречный предлог навстречу и непроизводный на с существительным винительного падежа встречу . Предлог навстречу требует дательного падежа зависимого от глагола существительного: Я шёл (навстречу кому?) навстречу брату .

Существительное с предлогом на встречу входит зависимым словом в словосочетание с глаголом. От этого существительного в свою очередь может зависеть другое существительное с предлогом, уточняющее, с кем (или с чем) состоится встреча, например: Я шёл (куда?, на что?) на встречу (с кем?) с брат ом.

Задание. От какой части речи зависит в предложении наречие места навстречу? Я увидел брата и побежал навстречу.

5. Обороты с предлогами кроме, помимо, наряду с , имеющие значение "вместе с", должны обязательно управляться глаголом, имеющим при себе ещё одно существительное, иначе разрушается грамматическая связь в предложении, например:

Задание. Перепишите предложения, раскрывая скобки. Найдите словосочетания главного слова и зависимого вместе с предлогом и пометьте главное слово условным значком.

  1. Виталию удалось хорошо устроиться на работу по (окончание) института.
  2. Благодаря (хорошая погода) цветы в нашем саду наконец-то распустились.
  3. По (завершение) строительства рабочие оставили на объекте идеальный порядок.
  4. Для контрольных работ понадобятся по (несколько) тетрадей в клетку и в линейку.
  5. По (сколько) ручек нужно купить? 6. По (сколько) ты не выучил уроки, то гулять не пойдёшь.
  6. Каждый раз, поступая по-своему, я иду наперекор (желание) отца.
  7. По (возвращение) из Рима сестра долго рассказывала о достопримечательностях этого города.
  8. По (прибытие) на место зимовки новые участники экспедиции вышли (на) встречу старожилам.
  9. Школьники пришли (на) встречу с участниками концерта.
  10. Будучи в разлуке с любимым братом, Маша так соскучилась по (он).
  11. Движение поездов происходит согласно (расписание).

Основная сложность в использовании предлогов русского языка заключается в большом количестве исключений. Однако, в первую очередь стоит разобраться в основном принципе - какой из предлогов использовать с тем или иным словом.

Если мы говорим о материальных предметах, таких как стол, шкаф, холодильник, коробка, комод, то предлог "На" означает расположение на поверхности предмета (сверху), а "В" - внутри предмета.
Например:
Положить одежду в комод.
Положить одежду на комод.

Положить учебник на стол.
Положить учебник в стол.

Даже с объектами, не имеющими четких границ, такими как трава, чаще всего можно использовать и предлог "В", и предлог "На".

Например:
Мы устроили пикник на траве.
В траве спрятался кролик.

Итак, если один предмет явно расположен на поверхности другого, мы используем предлог "На".

Внимание! По логике языка, эта поверхность представляется чем-то открытым, не ограниченным сверху. Это стоит запомнить, поскольку такой взгляд на вещи помогает понять логику и культуру языка, что в дальнейшем развивает языковое чутье.

Например:
на улице
на мосту
на берегу
на остановке
на площади
на балконе
на стадионе
на рынке
на стуле
на диване
на столе
на тарелке
на горе
на острове

А также предлог "На" используется, когда мы говорим о сторонах света:
На юге, на севере, на западе, на востоке.

В данном правиле существует ряд исключений. Вот некоторые из них:
Мы используем "В", когда говорим о водоемах (подразумеваем нахождение в воде):
В реке плавает рыба.
Мы купаемся в озере.

Также "В" используется со словом кресло, если речь идет о человеке, сидящем в нем. И со словом рука.
Люблю сидеть в удобном кресле.
Малышей учат держать ложку в руке.

Предлог "В" используем, когда говорим о предмете, находящимся в пределах другого предмета. То есть, второй представляется чем-то закрытым, как коробка. Или имеющим четкие границы.

Например:
в квартире
в доме
в стране
в парке
в саду

Исключения:
на Родине
на вокзале
на складе
на фабрике
на заводе
на этаже

Если мы говорим не о материальных предметах, а событиях, то чаще всего используем предлог "На".
Например:
на уроке
на опере
на выставке

Мы можем сказать и "в опере", но тогда слово "опера" переходит из категории события в категорию здания с его стенами и крышей. То есть, это будет означать "в здании оперы"

Исключения:
в путешествии
в поездке
в дороге
в отпуске
в командировке
в кино

Мы не можем упомянуть в рамках этой статьи абсолютно все исключения, связанные с употреблением предлогов, поэтому вам могут встретиться и другие, которые просто нужно запомнить.

— это служебная часть речи, выражающая зависимость существительного, числительного, местоимения от других слов в словосочетании, а значит, и в предложении. Например, считать до семи, выйти из класса, бежать за зайцем и т.д. Служат для выражения различных смысловых отношений между словами в предложении…

Термин «предлог» буквально значит «перед словом». Предлоги обычно стоят перед словом, с которым они сочетаются.

Есть четыре предлога, которые могут находится перед словами, с которыми они сочетаются, и после них: ради скуки — скуки ради ; идти навстречу друзьям — вперед, заре навстречу ; вопреки ожиданиям — рассудку вопреки ; наперекор стихиям — судьбе наперекор .

По частотности употребления занимает четвертое место после существительных, глаголов и местоимений.

Общее грамматическое значение предлогов — обозначение подчинительной связи между знаменательными словами.

Предлог не имеет самостоятельного значения. Под значением предлога понимают грамматические отношения, которые он выражает в сочетании с косвенным падежом существительного. См. .

Предлоги (так же как и знаменательных слов) служат для связи слов. Например, бежать за зайц ем подчинение существительного выражается не только предлогом, но и окончанием существительного.

Употребление предлогов с падежами:

  • чаще всего с одним падежом (Производные предлоги обычно употребляются с одним каким-либо падежом.):
    • с родительным: без, вокруг, для, до, из, от, у и др.
    • с дательным: к, предлоги благодаря, вопреки, согласно, наперекор, навстречу употребляются только с дат.п. (напр.,согласно уговору, вопреки предсказанию ), и др.
    • с винительным: про, сквозь, через, несмотря на и др.
    • с творительным: между, над, перед ;
    • с предложным: о, при .
  • с двумя падежами:
    • в, на — с винительным и предложным
    • за, под — с винительным и творительным
  • с тремя падежами:
    • с, по — с родительным, винительным и творительным
    • С именительным падежом предлоги не употребляются.

По предлогу можно определить падеж имени, что важно для правильного написания безударных окончаний: у дерева (род.п.), от города (род.п.), без ошибок (род.п.); к дереву (дат.п.), к городу (дат.п.).

Специфических морфологических и морфемных признаков у предлогов нет. См.
Предлоги не изменяются — морфологический признак предлога.

Синтаксические функции:

Предлоги, как все служебные слова, не могут употребляться самостоятельно, они всегда относятся к какому-нибудь существительному (или слову, употребляемому в функции существительного). Поэтому предлоги никогда не выступают в качестве членов предложения. Предлоги не являются членами предложения, но входят в их состав .
Пр. Однажды в студеную зимнюю пору, Я из лесу вышел. (Н.Некрасов)
Сочетание в зимнюю пору связано со сказуемым вышел и отвечает на вопрос когда? . Сочетание из лесу также связано со сказуемым и отвечает на вопрос откуда? Предлоги в , из входят в состав обстоятельств места.

Предлоги — синонимы: при (школе) — у (школы) — около (школы); из-за (болезни) — по причине (болезни ) и др.

Такого рода действо состоялось однажды в зрительном зале, где проходил вечер, посвященный окончанию первого полугодия, когда выскочившие на сцену предлоги вдруг запели:

  • Мы предлоги, предлоги, предлоги,
  • В языке существуем давно,
  • Но познать нас немногим, немногим
  • От природы, как видно, дано.
  • Предлагаем проверить, и срочно,
  • Вашей речи расплывчатый слог,
  • А стоит ли на месте и точно
  • В предложении каждый предлог?
  • Если нет, уходите отсюда,
  • Вам не место на этом балу.
  • Ну, идите, идите, покуда
  • Не взялись мы за нашу метлу!

После этого предлоги принялись отчитывать сидящих в зрительном зале, да так, что многие из них испытали чувство неловкости и стыда.

Особенно едко и зло высмеивались те, кто постоянно путает предлог за с предлогом о и говорит, например: «скучаю за ним» (вместо скучаю о нем), «тоскую за ней» (вместо тоскую о ней), «это свидетельствует за то» (вместо это свидетельствует о том). Тут же досталось и тем, кто употребляет предлог о вместо предлога в , говоря: «посвящать о своих делах» (вместо посвящать в свои дела).

Беспощадно были раскритикованы «любители» создавать неясность речи путем замены беспредложных конструкций предложными: «оперировать с этими цифрами» (вместо оперировать этими цифрами), «объяснение о проводимых играх» (вместо объяснение проводимых игр).

Здесь же получили по заслугам и те, кто с «важным видом знатока» вещает: «Директор школы указал о том, что дисциплина в нашем классе за последнее время ухудшилась, и настаивал о том, что ее надо улучшить». Исправляя ошибку, предлоги хором прочитали эту фразу так, как она должна звучать в устах грамотного человека: Директор школы указал на то, что дисциплина в нашем классе за последнее время ухудшилась, и настаивал на том, что ее надо улучшить.

Большой переполох вызвала сыгранная сценка, в которой главную роль исполнял предлог благодаря . Длинный и тощий, похожий на Дон-Кихота, он выскочил из-за кулис и, сделав несколько кругов по сцене, помчался прямо в зрительный зал. Здесь он принялся воевать с теми, кто употреблял его невпопад. Направив острие копья в грудь провинившегося, он вопрошал страшным голосом:

— Зачем благодаришь болезни?!

— За что благодаришь засуху?!

— Почему благодаришь наводнение!

— Я не благодарю, — лепетал несчастный.

— Нет, благодаришь! Кто сказал: «благодаря болезни я не выучил урока», «благодаря засухе хлеба не уродились», «благодаря наводнению погибло множество людей»?

— А как же надо было сказать?

— Из-за болезни, вследствие засухи, во время наводнения, понимаешь?

— Понимаю.

— Запомни!!

Сценка закончилась лекцией профессора Предложенского, который вывел разгневанного рыцаря вперед и, стоя рядом с ним, объяснил зрителям, что предлог благодаря до сих пор еще не потерял своего лексического значения и поэтому употребляется преимущественно в тех случаях, когда речь идет о причинах, вызывающих положительный (желаемый) результат, например: благодаря вниманию товарищей, благодаря заботам учителя, благодаря принятым мерам, благодаря успеху и т. д.

Продолжая лекцию, профессор отметил большое количество ошибок, связанных с нарушением грамматических норм, и, в частности, указал на неправильное употребление предлогов из , с и их антонимов в , на .

Дома, в школе, на улице и в других местах, — говорил он, — мы часто слышим такие ошибочные выражения: «пришел с магазина, пришел со школы, пришел с кино, приехал с Крыма, с Белоруссии, с Одессы» и т. п. Чтобы избежать этих ошибок, надо помнить, что предлоги из и с при глаголах, обозначающих направление движения, очень близки по своему лексическому значению и что их легко спутать между собою, как это делают те, кто говорит: «пришел с театра, приехал с Одессы», вместо того чтобы сказать: пришел из театра, приехал из Одессы и т. п.

Учитывая это, необходимо при указании направления движения проверять предлоги из и с их антонимами в и на , указывающими обратное направление. В самом деле, если человек идет в школу, в театр, в библиотеку или если он едет в Крым, в Белоруссию, в Казахстан, то он должен возвратиться из школы, из театра, из библиотеки, из Крыма, из Белоруссии, из Казахстана. И напротив, если человек ушел на работу, на карнавал или отправился на Кавказ, на Алтай, то он должен обязательно возвратиться с работы, с карнавала, с Кавказа, с Алтая, что будет и логично и правильно.

При названии средств передвижения возможны варианты: в автобусе — на автобусе, в машине — на машине, в метро — на метро, в поезде — на поезде, в самолете — на самолете.

Кроме того, в профессиональном употреблении допускаются не совсем обычные предложные сочетания, например: работает на радио, на театре, служит на флоте, картина снята на киностудии и т. п.

В заключение, — сказал профессор Предложенский, — мне хотелось бы, чтобы все присутствующие усвоили, что большая часть предлогов в русском языке имеет не только грамматическое, но и лексическое значение, помогающее нам более точно выяснять отношения между предметами, между действиями и предметами, а также между признаками и предметами. И чем чаще мы будем думать об этом, тем меньше ошибок, связанных с неправильным употреблением предлогов, обнаружат в нашей речи самые придирчивые критики.



error: Контент защищен !!