Члены предложения. Разница между дополнением и обстоятельством Подлежащее и дополнение в винительном падеже

Дополнение обозначает предмет (объект), на который направлено действие.

Между дополнением и дополняемым словом возможно наличие отношения субъекта к действию.

Если определение обладает способностью распространять члены предложения, выраженные именами существительными, то дополнение чаще всего зависит от сказуемого и распространяет именно его.

Все предложения для примеров мы нашли в рассказах Евгения Ивановича Носова «Зимородок», «Живое пламя», «Забытая страничка», «Хитрюга».

В качестве дополнения используются существительные и разные разряды местоимений с предлогами и без них. Напомним вопросы косвенных падежей, на которые отвечает дополнение:

КОГО? ЧЕГО? КОМУ? ЧЕМУ? КОГО? ЧТО? КЕМ? ЧЕМ? О КОМ? О ЧЁМ?

У каждого рыболова (У КОГО?) есть (ЧТО?) на реке любимый уголок . Здесь он строит (КОМУ?) себе (ЧТО?) привад у. Забивает (ЧТО?) в дно реки у берега полукругом колья , оплетает (ЧТО?) их (ЧЕМ?) лозой , а (ЧТО?) пустоту внутри засыпает (ЧЕМ?) землёй . Получается что-то вроде маленького (ЧЕГО?) полуострова . Особенно когда рыбак обложит (ЧТО?) приваду зелёным (ЧЕМ?) дёрном , а забитые колья пустят (ЧТО?) молодые побеги .

Приведём примеры дополнений, выраженных личными, возвратными, указательными, относительно-вопросительными, определительными, неопределёнными, отрицательными местоимениями: давал мне, строит себе, вижу это, в чём дело, всем хотелось, нашёл что-то, ничем не испугать .

К тому же дополнением могут быть и другие части речи, если они приобретают значение существительного. Например, прилагательные, причастие, числительное, наречие, междометие: живому рад, об удачном расскажем, разделите сорок на два, не мечтайте о завтра, донеслось «ау» .

Редко в роли дополнения выступают инфинитивы, неделимые словосочетания и фразеологизмы. Например: не догадался расспросить, жил дед с бабушкой, принести два ведра, решил больной вопрос.

Выделяют два вида дополнений – прямое и косвенное. Прямое дополнение выражается существительным в Винительном падеже без предлога, существительным в Родительном падеже с отрицанием, а также существительным со значением части предмета в Родительном падеже. Прямые дополнения распространяют переходные глаголы и слова категории состояния.

Примеры прямых дополнений:

Он вскинул на плечи (ЧТО?) рюкзак , поправил сбитую лямкой (ЧТО?) кепку...

Иногда разыгравшаяся мальва задевала (ЧТО?) поплавки , они вздрагивали, заставляли (КОГО?) меня насторожиться.

Я затаился и стал разглядывать (КОГО?) незнакомку .

Я попросил у тети Оли небольшой грибной (ЧТО?) кузовок , перекинул через плечо (ЧТО?) двустволку и зашагал в лес.

Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную (ЧТО?) тень .

А потом, возвращаясь домой, я собрал ещё (ЧТО?) несколько разных цветков и связал из них маленький (ЧТО?) букетик .

Косвенные дополнения употребляются с предлогами в Винительном и Родительном падежах, а также в Творительном и Предложном падежах.

Примеры косвенных дополнений:

Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой (ЧЕМ?) лейкой .

От свежевымытого (ЧЕГО?) пола тянуло (ЧЕМ?) прохладой .

Я вышел посмотреть на (ЧТО?) цветы .

Дожди сменились (ЧЕМ?) ветрами .

Сына дома не оказалось: он не ожидал меня так рано и пошел к (КОМУ?) товарищу .

Он вскинул на плечи рюкзак, поправил сбитую (ЧЕМ?) лямкой кепку...

Я попросил у (КОГО?) тёти Оли небольшой грибной кузовок, перекинул через плечо двустволку и зашагал в лес.

Нередко ученики путают дополнения с несогласованными определениями и обстоятельствами. Нужно помнить, что существительное в роли несогласованного определения можно заменить прилагательным.

Например:

Поздно вечером улеглись и долго еще не спали, прислушиваясь, не зашлепают ли по полу лапки (ЧЬИ?) беглеца .

Поплавки недвижно белели среди темно-зелёных лопухов (КАКИХ?) кувшинок .

После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик (ЧЕЙ?) тёти Оли .

Не забудем, что к обстоятельству, в отличие от дополнения, можно задать два вопроса: один из них падежный, а другой – смысловой.

Например:

Прошлой осенью ходил я к дальнему лесному озеру за (С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? ЗА ЧЕМ?) окунями .

Я открыл глаза и ахнул (ПОЧЕМУ? ОТ ЧЕГО?) от изумления .

Я наклонился поближе и окончательно убедился, что волшебный музыкант спрятался в (ГДЕ? В ЧЁМ?) раковине .

Литература

1. Ильченко О.С. Урок на тему «Дополнение» в VIII классе /Русский язык в школе. - 2003. - №4.

2. Носов Е.И. Кукла: сборник рассказов. - М., ООО «Издательство «Эксмо», 2015.

1. Дополнение - это второстепенный член предложения, который обозначает предмет :

  • объект, на который распространяется действие;

    Пишу письмо ; слушаю музыку .

  • объект - адресат действия;

    Пишу другу .

  • объект - орудие или средство действия;

    Пишу ручкой .

  • объект, на который распространяется состояние;

    Мне грустно.

  • объект сравнения и др.

    Быстрее меня .

2. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей :

  • родительный падеж - кого? чего?

    Выбор профессии .

  • дательный падеж - кому? чему?

    Пишу другу .

  • винительный падеж - кого? что?

    Пишу письмо .

  • творительный падеж - кем? чем?

    Пишу ручкой .

  • предложный падеж - о ком? о чем?

    Думаю о друге .

3. Дополнение может относиться к:

  • глаголу-сказуемому;

    Пишу письмо .

  • главному или второстепенному члену, выраженному существительным;

    Потеря коня ; надежда на счастье .

  • главному или второстепенному члену, выраженному прилагательным или причастием;

    Строгий к детям ; думающий о детях .

  • главному или второстепенному члену, выраженному наречием.

    Незаметно для других.

Способы выражения дополнения

Примечания.

1) Сочетания являются единым членом предложения - дополнением в тех же случаях, в каких единым членом являются сочетания - подлежащие (см. п. 1.2).

2) Инфинитив при спрягаемом глаголе является дополнением, а не основной частью сказуемого, если его действие относится к второстепенному члену (Я просил его уехать ), а не к подлежащему (Я решил уехать ). Подробный разбор таких случаев см. в п. 1.4.

3) Поскольку вопросы и формы именительного и винительного падежей, винительного и родительного падежей могут совпадать, для разграничения подлежащего и дополнения используйте тот приём, о котором говорилось в п. 1.2: поставьте вместо проверяемой формы слово книга (именительный падеж - книга ; родительный падеж - книги ; винительный падеж - книгу . Например: Хороший снежок урожай соберет (ср.: Хорошая книга книгу соберет ). Следовательно, снежок - именительный падеж; урожай - винительный падеж).

4. По форме выражения выделяют две разновидности дополнений:

    прямое дополнение - форма винительного падежа без предлога;

    Пишу (что?) письмо ; стираю (что?) бельё ; слушаю (что?) музыку .

    косвенное дополнение - все остальные формы, включая форму винительного падежа с предлогом.

    Борьба (за что?) за свободу ; отдал (кому?) мне .

Примечания.

1) В отрицательных предложениях форма винительного падежа прямого дополнения может меняться на форму родительного падежа (ср.: Я писал (что?) письмо . - Я не писал (чего?) письма ). Если форма родительного падежа у дополнения сохраняется как при утверждении, так и при отрицании, то такое дополнение является косвенным (ср.: Мне не хватает (чего?) денег . - Мне хватает (чего?) денег ).

2) Дополнение, выраженное инфинитивом, не имеет формы падежа (Я просил его уехать ). Поэтому такие дополнения не характеризуют ни как прямые, ни как косвенные.

План разбора дополнения

  1. Указать тип дополнения (прямое - косвенное).
  2. Указать, какой морфологической формой выражено дополнение.

Образец разбора

Я прошу вас говорить по существу дела (М. Горький).

Вас - прямое дополнение, выраженное местоимением в винительном падеже без предлога. Говорить - дополнение, выраженное инфинитивом. Дела - косвенное дополнение, выраженное существительным в родительном падеже.

Ночь не принесла прохлады (А.Н. Толстой).

Прохлады - прямое дополнение, выраженное существительным в родительном падеже без предлога (при отрицании - не принесла ). Ср.: Ночь принесла (что?) прохладу (В. п.).

Дополнения; определения; обстоятельства.

Приложения рассматриваются обычно как разновидность определения.

Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой, то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена – к другому и т.д.

Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).

Грамматическая основа лицовыглянуло . От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное ; лицо (чьё?) девушки . От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой . Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев .

Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.

Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев).

Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо:

а) выделить грамматические основы;

б) установить, какие слова связаны с этими основами.

В данном предложении две грамматические основы:

1 – яубедился ; 2 – мыожидали .

Значит, предложение сложное.

С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательно ; убедился (в чём?) в необходимости ; убедился (когда?) вечером ; в необходимости (чего?) разлуки . Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечеромяубедилсяокончательнов необходимости разлуки .

Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю ; ожидали (как?) молча . Пока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мымолчаожидалиАсю , причем оно находится внутри главного предложения.



Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:

Вечером , пока мы молча ожидали Асю , я убедился окончательно в необходимости разлуки.

Но для правильной расстановки знаков препинания необходимо не только выявить все второстепенные члены предложения, но и определить их конкретный тип (определение, дополнение, обстоятельство), поскольку каждый из второстепенных членов имеет свои правила обособления. Следовательно, неправильный разбор второстепенных членов может привести к ошибкам в пунктуации.

Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов.

Определение отвечает на вопросы какой? чей?

Красное платье; весёлый мальчик.

Дополнение отвечает навопросы косвенных падежей .

Увидел друга.

Обстоятельства отвечают на вопросы наречий: где? когда? как? почему? и др.

Ожидали молча.

Обратите внимание!

К одному и тому же второстепенному члену иногда можно задать несколько разных вопросов. Особенно часто это происходит в том случае, если второстепенный член выражен именем существительным или местоимением-существительным. К ним всегда можно задать морфологический вопрос косвенного падежа. Но далеко не всегда существительное или местоимение будет дополнением. Синтаксический вопрос может быть иным.

Например, в сочетании лицо девушки к существительному в родительном падеже можно задать морфологический вопрос: лицо (кого?) девушки. Но существительное девушки в предложении будет являться определением, а не дополнением, потому что синтаксический вопрос будет иным: лицо (чьё?) девушки.

Дополнение и его разновидности

1. Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет:

· объект , на который распространяется действие ;

Пишу письмо ; слушаю музыку .

· объект– адресат действия;

Пишу другу .

· объект– орудие или средство действия ;

Пишу ручкой .

· объект, на который распространяется состояние ;

Мне грустно.

· объект сравнения и др.

Быстрее меня .

2. Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей:

родительный падеж – кого? чего? Выбор профессии .

дательный падеж – кому? чему? Пишу другу .

винительный падеж – кого? что? Пишу письмо.

творительный падеж – кем? чем? Пишу ручкой .

предложный падеж – о ком? о чем? Думаю о друге .

3. Дополнение может относиться к:

· глаголу-сказуемому: Пишу письмо .

· главному или второстепенному члену, выраженному существительным: Потеря коня ; надежда на счастье .

· главному или второстепенному члену, выраженному прилагательным или причастием: Строгий к детям ; думающий о детях .

· главному или второстепенному члену, выраженному наречием: Незаметно для других .

Способы выражения дополнения

Примечания

1) Сочетания являются единым членом предложения – дополнением в тех же случаях, в каких единым членом являются сочетания – подлежащие.

2) Инфинитив при спрягаемом глаголе является дополнением, а не основной частью сказуемого, если его действие относится к второстепенному члену (Я просил его уехать ), а не к подлежащему (Я решил уехать ).

3) Поскольку вопросы и формы именительного и винительного падежей, винительного и родительного падежей могут совпадать, для разграничения подлежащего и дополнения поставьте вместо проверяемой формы слово книга (именительный падеж – книга; родительный падеж – книги; винительный падеж – книгу. Например: Хороший снежок урожай соберет (ср.: Хорошая книга книгу соберет ). Следовательно, снежок – именительный падеж; урожай – винительный падеж).

4. По форме выражения выделяют две разновидности дополнений :

прямое дополнение – форма винительного падежа без предлога;

Пишу (что?) письмо; стираю (что?) бельё ; слушаю (что?) музыку .

косвенное дополнение – все остальные формы, включая форму винительного падежа с предлогом.

Борьба (за что?) за свободу ; отдал (кому?) мне .

Примечания

1) В отрицательных предложениях форма винительного падежа прямого дополнения может меняться на форму родительного падежа (ср.: Я писал (что?) письмо . – Я не писал (чего?) письма ). Если форма родительного падежа у дополнения сохраняется как при утверждении, так и при отрицании, то такое дополнение является косвенным (ср.: Мне не хватает (чего?) денег . – Мне хватает (чего?) денег ).

2) Дополнение, выраженное инфинитивом, не имеет формы падежа (Я просил его уехать). Поэтому такие дополнения не характеризуют ни как прямые, ни как косвенные.

План разбора дополнения

Указать тип дополнения (прямое – косвенное).

Указать, какой морфологической формой выражено дополнение.

Образец разбора

Япрошувасговорить по существу дела (М. Горький).

Вас – прямое дополнение, выраженное местоимением в винительном падеже без предлога. Говорить – дополнение, выраженное инфинитивом. Дела – косвенное дополнение, выраженное существительным в родительном падеже.

Ночьне принеслапрохлады (А.Н. Толстой).

Прохлады – прямое дополнение, выраженное существительным в родительном падеже без предлога (при отрицании – не принесла). Ср.: Ночь принесла (что?) прохладу (В. п.).

Второстепенные члены играют в предложении важную роль, обогащая его, внося ясность, поясняя подлежащее и сказуемое. Среди них выделяется и дополнение. Ошибка в выделении данного второстепенного члена заключается в том, что его часто путают с подлежащим, особенно когда оно стоит в винительном падеже. Чтобы не допускать неточностей, необходимо знать, на какие вопросы отвечает дополнение. Об этом мы и расскажем в статье.

Общие сведения

Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей. К ним относятся все, кроме именительного (на него отвечает подлежащее).

Обычно к дополнению задается вопрос от членов предложения (второстепенных и главных), которые выражены либо глаголами, либо близкими по значению к ним (причастиями, деепричастиями).

Значение

Значения дополнения могут быть совершенно различными. Разберем подобные отношения со сказуемым в предложении и посмотрим, каким образом дополнение отвечает на вопросы. Примеры ниже.

Ольга делает (что?) укол.

Ольга делает укол (кому?) маме.

Ольга делает укол (чем?) шприцем.

Иногда встречаются дополнения, зависящие от отглагольных существительных и прилагательных: покорение вершины, движение в конец строя, пожаренная на сковороде рыба.

Если систематизировать значения, принимая во внимание то, на что отвечает дополнение, получится следующее:

  1. Этот второстепенный член определяет предмет, испытывающий на себе действие: выбрать (что?) профессию, стирка (чего?) белья.
  2. Предмет, в интересах которого действие исполняется: написать брату, подойти к сестре, приехать к родителям.
  3. Средство исполнения действия или орудие труда: писать ручкой, плыть брассом, рисовать кистью и красками.

Чем бывает выражено дополнение?

Дополнение, как и подлежащее, выражается следующими частями речи:

  1. Существительным, стоящим в форме косвенного падежа или местоимением-существительным в такой же форме. Предлог при этом вариативен: пошла (к кому?) к маме; довольна (чем?) работой; размышляю (о ком?) о нем; приведи (кого?) его.
  2. Любой субстантивной частью речи (наделенной функцией существительного). Все были заинтересованы (кем?) читающим.
  3. Инфинитивом. Зрители просили труппу (о чем?) станцевать еще раз.
  4. Именем числительным. Я умножу (что?) пятнадцать (на что?) на десять.
  5. Фразеологизмом. Я прошу сестру (о чем?) не вешать нос.

К чему относится дополнение?

Так как дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей, то чаще всего оно относится к глаголу-сказуемому. Таким образом оно вносит ясность в основное действие, о котором сообщается в предложении. Мы гуляем (с кем?) с дочкой по магазину. В данном случае дополнение "с дочкой" распространяет глагол-сказуемое "гуляем".

Однако этот второстепенный член может относиться и к существительному, которое имеет в своем значении какое-либо действие. К примеру, "Он водитель (чего?) большегрузного автомобиля". Дополнение "автомобиля" относится к существительному "водитель".

Краткие прилагательные близки по форме и значению к глаголу-сказуемому, поэтому к ним также может относиться этот второстепенный член: Я зла (на кого?) на своего соседа. Дополнение с предлогом "на соседа" относится к краткому прилагательному "зла". Реже оно относится к полному прилагательному: Похожий (на кого?) на отца.

Нередко дополнение поясняет наречие либо прилагательное в сравнительной степени. К примеру: Она выглядит моложе (чего?) своих лет. Жасмин ароматнее (чего?) розы.

Прямое

В зависимости от того, на какие вопросы отвечает дополнение, оно бывает либо прямым, либо косвенным. Первое требует постановки в винительный падеж, также при нем не может быть предлога.

Такое дополнение определяет объект действия. Относится оно к переходному глаголу либо наречию. Например: ненавидеть врага - прямое, стоит в винительном падеже, а глагол "ненавидеть" переходный. Еще пример: Мне жаль твоего друга. Дополнение "друга" относится к наречию "жаль", выполняющему роль сказуемого в данном предложении.

На какие вопросы отвечает дополнение прямое? Только вопросы родительного или винительного падежа. Разберем варианты:

  1. Самый распространенный - форма винительного падежа с отсутствующим предлогом: Мы наряжали елку всей семьей. Дополнение "елку" - прямое, употреблено в форме винительного падежа, предлога нет.
  2. Форма родительного падежа при обозначении части чего-либо целого: Я налила в чашку заварки, а после разбавила кипятком и положила лимон. Дополнение "заварки" - прямое, стоит в родительном падеже. Также родительный падеж может указывать на какой-либо результат действия, совмещенный со значением количества: Мне нужно сходить купить муки и хлеба.
  3. В безличных предложениях, когда в роли сказуемого выступает наречие: Как жаль потраченных лет.

Косвенное

На какие вопросы отвечает дополнение косвенное? На все остальные: винительный с предлогом, дательный, творительный и предложный. Последние три могут употребляться как с предлогом, так и без него.

  • В наших детских мечтах были яркие путешествия и беззаботные будни (косвенные дополнения - мечты, будни).
  • Мы прикинулись взрослыми, чтобы прокатиться на этом аттракционе (косвенное дополнение - взрослыми).
  • Разговоры о предстоящем торжестве занимали все свободное время (косвенное дополнение - о торжестве).

§1.Общие понятия

Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу. Они распространяют главные и другие второстепенные члены, содержат компоненты смысла, нужные для более детальной передачи информации. Сравним:

Мальчик ест.

(информация представлена без детализации)

Маленький мальчик медленно ест суп.

(информация представлено более детально благодаря второстепенным членам)

Второстепенные члены:

  • дополнение,
  • определение,
  • обстоятельство.

§2. Дополнение

Дополнение - это второстепенный член предложения, который зависит от сказуемого (или других членов предложения) и отвечает на вопросы косвенных падежей. Например:

Я люблю (что?) мороженое.

(дополнение: мороженое)

Как выражается дополнение

1. Именем существительным в косвенных падежах без предлога или с предлогами:

Мы встретились с Анной на площади. Я подарил ей цветы.

2. Кроме собственно существительных распространено выражение дополнения словами в функции существительного: прилагательными и причастиями, образованными переходом в другую часть речи, например: больной, влюблённый, участвующие, встречающие и т.п.:

Старик смотрел на молодых с улыбкой.

3. Именем числительным:

Десять делится на два.

4. Как существительные, так и слова в функции существительных могут заменяться соответствующими местоимениями:

Старик смотрел на них с улыбкой.

5. Глаголом:

Доктор посоветовал ему много гулять.

6. В качестве дополнения могут выступать синтаксически неделимые словосочетания или устойчивые лексические сочетания (=фразеологизмы):

Мы прочитали несколько книг.

(несколько книг - синтаксически неделимое словосочетание, нельзя сказать: Мы прочитали книг . Или: Мы прочитали несколько )

Мы пуд соли вместе съели.

(пуд соли - фразеологизм)

Следует различать прямое и косвенное дополнение.

Прямое и косвенное дополнение

Прямое дополнение - это дополнение в форме В.п. без предлога. Оно относится к глаголу и употребляется после переходных глаголов:

Я мою руки.

Прямое дополнение может быть и в форме Р.п., если:

  • обозначается часть предмета, определённое количество, например, немного: выпить воды, поесть супа ;
  • при переходном глаголе есть отрицание не : не выстроили нового здания, не выполнил домашнего задания .

Все другие случаи дополнения называются косвенным дополнением.

§3. Определение. Согласованное и несогласованное определение. Приложение

Определение - это второстепенный член предложения, который зависит от подлежащего, дополнения или обстоятельства, определяет признак предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей?

Определение может относиться к словам разных частей речи: существительному и словам, образованным от прилагательных или причастий переходом в другую часть речи, а также местоимениям.

Согласованное и несогласованное определение

Согласованное определение - это определение, для которого тип синтаксической связи между главным и зависимым словами - согласование. Например:

Недовольная девочка ела шоколадное мороженое на открытой террасе.

(девочка (какая?) недовольная, мороженое (какое?) шоколадное, на террасе (какой?) открытой )

Согласованные определения выражены прилагательными, согласующимися с определяемыми словами - существительными в роде, числе и падеже.

Согласованные определения выражаются:

1) прилагательными: дорогой мамочке, любимую бабушку;

2) причастиями: смеющегося мальчика, скучающей девочке;

3) местоимениями: мою книгу, этому мальчику;

4) порядковыми числительными: первое сентября, к восьмому марта.

Но определение может быть и несогласованным . Так называется определение, связанное с определяемым словом другими видами синтаксической связи:

  • управлением
  • примыканием

Несогласованное определение на основе управления:

Книга мамы лежала на тумбочке.

Ср.: книга мамы - мамина книга
(мамина книга - это согласованное определение, тип связи: согласование, а книга мамы - несогласованное, тип связи - управление)

Несогласованное определение на основе примыкания:

Хочу купить ей подарок подороже.

Ср.: подарок подороже - подарок дорогой
(подарок подороже - несогласованное определение, тип связи - примыкание, а подарок дорогой

К несогласованным определениям относятся и определения, выраженные синтаксически неделимыми словосочетаниями и фразеологизмами.

Напротив выстроили торговый центр в пять этажей.

Ср.: центр в пять этажей - пятиэтажный центр
(центр в пять этажей - несогласованное определение, тип связи - управление, а пятиэтажный центр - согласованное определение, тип связи - согласование)

В комнату вошла девочка с голубыми волосами.

(девочка с голубыми волосами - несогласованное определение, тип связи - управление.)

В роли несогласованного определения могут выступать разные части речи:

1) существительное:

Остановка автобуса перенесена.

(автобуса - существительное)

2) наречие:

Бабушка приготовила мясо по-французски.

(по-французски - наречие)

3) глагол в неопределённой форме:

У неё было умение слушать.

(слушать - глагол в неопределённой форме)

4) сравнительная степень прилагательного:

Он всегда выбирает путь полегче, а она - задачи потруднее.

(полегче, потруднее сравнительная степень прилагательных)

5) местоимение:

Её рассказ тронул меня.

(её - притяжательное местоимение)

6) синтаксически неделимое словосочетание

Приложениe

Особым видом определения является приложение. Приложение - это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
Приложения обозначают различные признаки предмета, которые выражаются существительным: возраст, национальность, профессия и др.:

Я люблю свою сестру - малышку.

В гостинице со мной жила группа туристов - японцев.

Разновидностью приложения являются географические названия, названия предприятий, организаций, печатных органов, художественных произведений. Последние образуют несогласованные приложения. Сравним примеры:

Я увидела набережную реки Сухоны.

(Сухоны - согласованное приложение, слова реки и Сухоны стоят в одном падеже.)

Сын прочитал сказку «Золушка».

(«Золушка» - несогласованное приложение, слова сказку и «Золушка» стоят в разных падежах

§4. Обстоятельство

Обстоятельство - это второстепенный член предложения, обозначающий признак действия или другой признак. Обычно обстоятельство зависит от сказуемого.

Поскольку значения обстоятельств разнообразны, то обстоятельства классифицируют по значению. Каждому значению соответствуют свои вопросы.

Разряды обстоятельств по значению
Выделяются следующие разряды обстоятельств по значению.

  1. Образа действия - как? каким образом?: Дети громко смеялись.
  2. Меры и степени - как? в какой степени?: Мы устали до изнеможения.
  3. Места - где? куда? откуда?: Все вокруг танцевали. Он смотрел вдаль. Отец вернулся с работы.
  4. Времени - когда? как долго? с каких пор? до каких пор? во сколько?: Мы ждали приёма врача около десяти минут.
  5. Условия - при каком условии?: При желании каждый может учиться лучше.
  6. Причины - почему? отчего?: Маша пропустила уроки по болезни. Мы не пошли в лес из-за дождя.
  7. Цели - зачем? для чего?: Она приехала в Ялту на отдых.
  8. Уступки - несмотря на что? вопреки чему?: Несмотря на усталость, мать была весела.

Обстоятельства выражаются

1) наречиями: быстро, громко, весело ;
2) существительными в форме косвенных падежей с предлогом и без предлога: в лесу, ко вторнику, неделю ;
3) местоимениями: в нём, над ним, под ним ;
4) деепричастиями и деепричастными оборотами: лёжа на печи, удачи не встретишь;
5) неопределённой формой глагола: я пришёл поговорить;
6) фразеологическим оборотом: он работал спустя рукава;
7) обстоятельства образа действия выражаются сравнительными оборотами: Кварцевый песок сверкал, как февральский снег на солнце.

Проба сил

Узнайте, как вы поняли содержание этой главы.

Итоговый тест

  1. Входят ли второстепенные члены предложения в грамматическую основу предложения?

  2. Верно ли, что второстепенные члены предложения распространяют главные и другие второстепенные члены?

  3. Какие второстепенные члены предложения есть в русском языке?

    • сказуемое и обстоятельство
    • обстоятельство, определение и подлежащее
    • дополнение, определение и обстоятельство
  4. Может ли дополнение быть выражено числительным?

  5. Верно ли, что косвенное дополнение - это дополнение в форме В.п. без предлога?

  6. Как называется определение, для которого тип синтаксической связи между главным и зависимым словом - согласование?

    • согласованное определение
    • несогласованное определение
  7. Каким является определение в предложении: Это куртка папы.?

    • согласованное определение
    • несогласованное определение
  8. Какой вид синтаксической связи в словосочетании подарок подороже в предложении: Хочу купить подарок подороже. ?

    • согласование
    • управление
    • примыкание


error: Контент защищен !!