Примеры фразеологических оборотов с объяснением. Iv. лексические нормы

Составьте с ними восемь предложений.

1. Пиррова победа, или сомнительная победа, победа,не оправдывающая вложенные в нее средства и понесенные жертвы.
Перейти Рубикон, или сделать бесповоротный шаг, принять бесповоротное решение..
Пожинать лавры, или праздновать победу, получать плоды труда.
Дамоклов меч, или постоянная угроза, опасность.
Дойти до геркулесовых столпов, или достичь предела, высшей точки чего-либо.
2. Проходить красной нитью, или представлять собой главное, основное, ведущее в чем-либо.
Сжечь свои корабли, или принять бесповоротное решение, отрезать себе все пути к отступлению.
Оказаться первой ласточкой - принести какую-либо весть первым, стать предвестником
Принять сражение, или согласиться с противником вступить в бой 9спор) здесь и сейчас, на его условиях.
Стать в тупик, или прийти в затруднение, замешательство
Стоять грудью, или защищать истово
Ручаться головой, или брать на себя полную ответственность
Согласиться скрепя сердце, или согласиться нехотя
добиваться во что бы то ни стало, или добиваться, несмотря ни на какие препятствия, жертвы и т.д.
класть под сукно, или отложить решение, отложить какое-либо дело, решение
лежать под сукном, или ожидать решения, завершения (дела)

Ручаюсь головой, мой друг говорит правду.
Красной нитью через судьбу артиста Николая Рыбникова прошла любовь к Алле Ларионовой.
Очень любит наше начальство положить под сукно рассмотрение приказов о премировании.
Как дамоклов меч, висит надо мной доклад о древнерусской литературе.
Грудью встали на защиту Родины от фашистских захватчиков советские люди.
"Я никогда не любила тебя!" - произнесла она и поняла, что этой фразой сожгла все корабли, он никогда не простит этого.
Я согласилась пойти на эту вечеринку скрепя сердце, и правильно: было уныло, скучно и все перессорились.
Первой ласточкой надвигающихся неприятностей стало сообщение классной руководительницы.

Автор : учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ №2», Перевозкина Елена Анатольевна .

Цель урока : повторить основные термины и понятия лексики; совершенствовать навыки связной речи учащихся; развивать чувство слова и языковое чутье учащихся.

Круг рассматриваемых вопросов
: фразеология; фразеологические единицы; лексикография; основные типы словарей русского языка.

Учащиеся должны знать :

  • определение фразеологических оборотов;
  • основные источники появления фразеологизмов;
  • значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи;
  • основные типы словарей русского языка.
Учащиеся должны уметь :
  • объяснять значение устойчивых оборотов речи;
  • пользоваться справочной лингвистической литературой для получе¬ния необходимой информации.

Ход урока

1. Фронтальный опрос:

  • Что такое старославянизмы и каковы их основные признаки? В связи с чем происходит выход слов из сферы активного употребления?
  • Как называются слова, вышедшие из активного употребления?
  • Расскажите об основных различиях историзмов и архаизмов.
  • С какой целью используются устаревшие слова в художествен¬ной литературе?
  • Слово «локоть» в значении «мера длины» является историз¬мом, укажите второе значение этого слова, которое удерживает слово «локоть» в сфере активного употребления. В каком значении упот¬реблено слово «локоток» в поговорке «Близок локоток, а не укусишь»?
  • Знаете ли вы еще пословицы и поговорки, в которых употреб¬ляются слова, одно из значений которых устарело? (Например: Биться не на живот, а на смерть.)
  • Объясните значение устаревших слов: сей, коли.
  • Расскажите, какие слова получили название неологизмов.

Словарный диктант (самопроверка (слайд), самооценка)

Авторитет, адекватный, апатия, афоризм, комментарий, конс¬пект, привилегия, фрагмент, экспрессия, аннотация, аннулировать, ансамбль, апелляция, библиография, декларация, каталог, кодекс, конфиденциальный, плеоназм, дефект, авторитет, инициатива, габа¬рит, реставрация (24 слова).

Знакомство с теоретическим материалом . Фразеология. Лексикография (§ 11, 12) .

1. Актуализация имеющихся у учащихся знаний. Фронтальная бесе¬да по вопросам.

  • Что изучает фразеология?
  • Что называется фразеологическим оборотом?
  • Какие виды словарей вы знаете?

2. Работа с учебником (§ 11—12). Комментированное чтение.

Этап первичного закрепления.

Фразеологическая викторина - 4 минуты (учитель зачитывает крылатые выражения)

И.А. Крылов

  1. А Ларчик просто открывался. («Ларчик».)
  2. У сильного всегда бессильный виноват. («Волк и Ягненок».)
  3. В семье не без урода. («Слон на воеводстве».)
  4. Спой, светик, не стыдись! («Ворона и Лисица».)
  5. Медвежья услуга. («Пустынник и Медведь».)

Н.В. Гоголь

  1. Срывать цветы удовольствия. («Ревизор».)
  2. Немая сцена. («Ревизор».)
  3. Чему смеетесь? Над собой смеетесь! («Ревизор».)
  4. Какой русский не любит быстрой езды! («Мертвые души».)
  5. Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать? («Ревизор».)

А.С. Грибоедов

  1. Счастливые часов не наблюдают. («Горе от ума».)
  2. А судьи кто? («Горе от ума».)
  3. Ну как не порадеть родному человечку? («Горе от ума».)
  4. Ах, злые языки страшнее пистолета! («Горе от ума».)
  5. Ба! Знакомые все лица! («Горе от ума».)

А.С. Пушкин

  1. Прорубить окно в Европу. («Медный всадник».)
  2. Разбитое корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
  3. Как денди лондонский одет. («Евгений Онегин».)
  4. Что день грядущий мне готовит? («Евгений Онегин».)
  5. Там русский дух, там Русью пахнет. («Руслан и Людмила».)

М.Ю. Лермонтов

  1. И скучно, и грустно.
  2. Без руля и без ветрил. («Демон».)
  3. Печально я гляжу на наше поколенье. («Дума».)
  4. Да, были люди в наше время. («Бородино».)
  5. Страна рабов, страна господ.

Н.А. Некрасов

  1. Кому на Руси жить хорошо.
  2. Мужичок с ноготок. («Крестьянские дети».)
  3. Посмотрит — рублем подарит. («Мороз, Красный нос».)
  4. Сейте разумное, доброе, вечное. («Сеятелям».)
  5. Рыцарь на час.

А.П. Чехов

  1. Краткость — сестра таланта.
  2. На деревню дедушке. («Ванька».)
  3. Как бы чего не вышло. («Человек в футляре».)
  4. Вся Россия — наш сад. («Вишневый сад».)
  5. В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. («Дядя Ваня».)

Упражнение 44. Выпишите свободные словосочетания в один столбик, фразеологические обороты — в другой.

К фразеологизмам относятся устойчивые сочетания, различные по значению и степени слитности входящих в них компонентов. Широкое распространение получила классификация фразеологизмов академика В.В. Виноградова. Фразеологизмы по степени слитности составляющих их компонентов делятся на:

  1. фразеологические сращения ;
  2. фразеологические единства ;
  3. фразеологические сочетания

Свободные словосочетания : хорошо писать, белая известь, бить ногой, уйти из дома, в три кармана,первая победа.

Фразеологические сращения : спустя рукава, бить баклуши, в три погибели, рыдать навзрыд.

Фразеологические единства : белая ворона, уйти в свою скорлупу, в три ручья, первая скрипка, щекотливое дело.

Фразеологические сочетания : удельный вес, гашеная известь, бить тревогу, уйти в себя, первая перчатка, прямой угол.

Упражнение 45 . Объясните значение предложенных фразеологических оборотов. Составьте три предложения, включив в них фразеологические обороты.

Упражнение 47 . Подберите синонимы к фразеологическим оборотам

Тест по теме «Фразеологизмы».

Подведение итогов урока.

  1. Какие сочетания получили название фразеологических?
  2. Каковы основные источники появления фразеологизмов в речи?
  3. Расскажите, что вам известно о словарях русского языка.

V. Домашнее задание.

Упражнение 46. Работа со словарём. При выполнении можно также использовать фразеологические и толковые словари.

  • Шапка Мономаха . «Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!» — цита-^1 та из трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов». Шапка Мономаха — корона, которой венчались на царство московские цари, символ царской власти. Означает какое-либо тяжелое положение.
  • Янус двуликий . В римской мифологии Янус — бог времени, изображался с двумя лицами. Выражение означает «двуличный человек».
  • Дамоклов меч . Из древнегреческого предания. Меч — символ опасностей, которым подвергаются властители. Выражение получило значение нависшей, угрожающей опасности.
  • Гомерический смех . Неудержимый, громкий хохот. Возникло из описания смеха богов в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея».
  • Аредовы веки . Выражение употребляется в значении долголетия. От имени библейского патриарха Иареда, который якобы прожил 962 года.
  • Гордиев узел . По легенде фригийцы, повинуясь предсказанию оракула, избрали царем того, кто первый встретится им с телегой по дороге к храму Зевса. Таким человеком и оказался земледелец Гордий, он поставил телегу в храм и к дышлу ее привязал ярмо, завязав чрезвычайно запутанный узел. По предсказанию оракула, тот, кто сумеет развязать этот узел, станет властителем всей Азии. Александр Македонский рассек этот узел мечом. Гордиев узел — запутанное стечение обстоятельств. Разрубить гордиев узел — разрешить какое-либо сложное, запутанное дело насильственным, прямолинейным способом.
  • Злоба дня . Возникло из Евангелия, значение: интерес данного дня и вообще данного времени.
  • Притча во языцех . Выражение из Библии. Притча — короткий рассказ с нравоучительным смыслом. Значение выражения: то, что получило широкую известность, у всех на устах, вызывая неодобрение и насмешки.

Примеры фразеологических оборотов нередко приводятся, когда говорящий человек желает подчеркнуть богатство русского языка. История многих устойчивых словесных конструкций уходит в глубь веков. Они легко употребляются в разговоре носителями языка, однако вызывают сложности у иностранцев. Что же означают самые популярные сочетания?

Примеры фразеологических оборотов со словом «нос»

Комбинации, в которых присутствует это слово, в большинстве случаев не имеют отношения к органу обоняния. Яркие примеры фразеологических оборотов «с носом» доказывают это.

«Водить за нос». Этой словесной конструкцией, означающей «обманывать», русский язык пополнился благодаря обитателям Средней Азии. Иностранцы не понимали, почему маленькие ребята в состоянии управлять верблюдами. Дети водят этих животных за собой с помощью веревки, не встречая сопротивления. Покорность верблюдов связана с тем, что веревка, которая используется для контроля над ними, проходит через кольцо, расположенное в носу. Так же поступали с быками для их усмирения.

«Вешать нос». Примеры фразеологических оборотов можно продолжить этой оригинальной конструкцией, подразумевающей уныние, грусть. Смысл словосочетания станет более понятным, если добавить к нему утерянный конец «на квинту». Это наименование скрипачи присвоили самой высокой по тональности струне своего музыкального инструмента. Нос практически дотрагивается до нее в процессе игры, так как скрипка поддерживается с помощью подбородка. Голова музыканта при этом склоняется, плечи опускаются, создается иллюзия грусти.

Фразы со словом «язык»

С названием этого органа человеческого тела связан не один фразеологический оборот. Примеры таких конструкций можно приводить долго, среди наиболее известных словосочетаний - «язык без костей». Эта характеристика используется применительно к человеку, который много болтает, не задумываясь о последствиях. Фраза придумана во времена, когда люди убедились в том, что язык лишен костей. Следовательно, орган способен принимать различные направления, среди которых и ненужные.

Продолжая примеры фразеологических оборотов, можно вспомнить выражение «язык проглотил». Эта конструкция подразумевает, что говорящий человек внезапно замолкает. История фразы не была установлена точно, однако предполагается ее связь с одной из военных хитростей. Солдаты, оказываясь в плену, в буквальном смысле проглатывали язык, чтобы под пытками не посвятить противников в важные секреты. Способ рассматривался и как средство самоубийства.

Выражения со словом «зуб»

Это слово содержат многие фразеологические обороты русского языка. Примеры приводить можно начать с популярной фразы «зуб за зуб». Это высказывание означает, что человека, решившегося на преступление, должно ожидать соответствующее наказание. К примеру, выбитый зуб дает право жертве поступить аналогичным образом с собственным обидчиком. Похожий смысл имеют фразы «зуб иметь», «точить зуб», которые указывают на отложенную месть, затаенную неприязнь.

Существуют и более мирные «зубные» фразеологические обороты. Примеры и их значение можно рассмотреть на основании выражения «знать назубок». Так говорят люди, которые убеждены в своем знании, свободно ориентируются в теме. Фраза обосновалась в русском языке благодаря традиции пробовать на зуб монеты во избежание подделки. Так же поступали с ювелирными украшениями.

«Показать зубы» - конструкция, значением которой является открытая угроза, демонстрация вражды. Оборот появился благодаря животному миру, хищники предупреждают таким способом о скором нападении.

Фразы со словом «деньги»

Деньги нередко становятся основным словом, с помощью которого выстраивается фразеологический оборот. Примеры таких выражений стоит начать со знаменитого о том, что «деньги не пахнут». Эта истина стала известна людям благодаря Веспасиану - правителю, в далекие времена царствовавшему в Риме. Понюхать монеты император велел своему сыну, который возмутился по поводу нового налога на уборные. Потомок царя был вынужден констатировать, что деньги на самом деле не имеют запаха.

Даже отсутствие слова «деньги» не мешает связывать с ними фразеологический оборот. Примеры предложения: «гол как сокол», «ничего за душой». Древние люди полагали, что душа располагается в человеческом теле, занимая место в районе ключиц. Именно рядом с этим участком ранее было принято держать кошелек с деньгами. Следовательно, «ничего за душой» говорят, желая подчеркнуть отсутствие финансовых средств.

Выражения со стихиями

Огонь, вода, воздух - благодаря упоминанию стихий родился не один яркий фразеологический оборот, укоренившийся в языке. Говоря «огнем и мечом», люди описывают безжалостный метод насилия. Происхождение фразы связано с временами, когда войны велись с помощью холодного оружия и поджогов. Нередко земли врагов предавали огню, полностью уничтожая.

«Ветер в голове» - описание, применяющееся к легкомысленному человеку, живущему одним днем. Древние люди верили в то, что голова разумного индивидуума - сосуд, помещающий мысли, тогда как голова глупца пуста, внутри нее только ветер.

Характеристика «воды не замутит» достается личности, которой приписывается порядочность, скромность. Когда-то женщины стирали белье, пользуясь речной водой. Доброжелательные хозяйки, становящиеся выше по течению, прилагали усилия для того, чтобы не загрязнять реку, не мешая работать тем, кто находится ниже. Эгоистичные дамы погружали в воду грязные руки, не беспокоясь о соседках.

Фразы о работе

Отношение человека к труду также нередко позволяло изобрести меткий фразеологический оборот. Примеры с объяснением привести просто, достаточно вспомнить выражение «работать спустя рукава». Так люди говорят о тех, кто относится к своему делу небрежно. История фразы уходит во времена, когда крестьяне на Руси носили рубахи с длинными рукавами. Перед работой их необходимо было засучить, чтобы не мешали.

Говоря о деле, которое постоянно откладывается, принято упоминать «долгий ящик». Этим фразеологизмом русский язык обязан царю Алексею Михайловичу, имевшему ящик для прошений от народа. Челобитные изучались боярами, которые нередко задерживали их, теряли.

«Затрапезный вид» - высказывание, характеризующего человека, который носит грязную, помятую одежду. Появилось оно благодаря Петру Первому, который доверил руководство ткацкой фабрикой Ивану Затрапезникову. Продукция, выпускаемая фабрикой, представляла собой недорогую грубую ткань.

«Сирота казанская» - выражение, возникшее во времена Ивана Грозного. Захватив Казань, правитель выплатил щедрую компенсацию отдельным его жителям. Однако они нередко злоупотребляли благами, изображали бедных, настойчиво просили награды. В итоге фраза стала использоваться применительно к тем, кто претворяется нищим.

Знание происхождения фразеологических оборотов помогает лучше понять историю страны.

Семь пятниц на неделе, альфа и омега, без году неделя, скрепя сердце, не лезет за словом в карман.

Исправьте ошибки в использовании фразеологизмов.

1) Ты уже не маленький – пора за свой ум браться.

2) Все в жизни возвращается на свои круги.

3) В такой ситуации нельзя сидеть сложив руки.

Найдите и исправьте ошибки, вызванные нарушением лексических норм.

2) Между нами есть большие особенности.

3) Означенные в акте недоделки будут устранены в месячный срок.

4) Подвижки в решении этого вопроса могут появиться уже через неделю.

5) Роман «Отцы и дети» сыграл большое воспитательное значение для нескольких поколений.

6) Первая премьера балета «Лебединое озеро» состоялась в конце XIX века.

7) Все гости экскурсии по резиденции Президента получили памятные сувениры.

V. СТИЛИСТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Определите, к какому стилю принадлежит текст, сделайте анализ по плану, представленному в методических рекомендациях.

Языки народов Российской Федерации – национальное достояние Российского государства.

Языки народов Российской Федерации находятся под защитой государства.

Государство на всей территории Российской Федерации способствует развитию национальных языков, двуязычия и многоязычия.

Настоящий Закон направлен на создание условий для сохранения и равноправного и самобытного развития языков народов Российской Федерации и призван стать основой для формирования системы правового регулирования деятельности юридических и физических лиц, разработки нормативных правовых актов в целях реализации положений настоящего Закона.

В Российской Федерации недопустимы пропаганда вражды и пренебрежения к любому языку, создание противоречащих конституционно установленным принципам национальной политики препятствий, ограничений и привилегий в использовании языков, иные нарушения законодательства Российской Федерации о языках народов Российской Федерации.

(преамбула в ред. Федерального закона от 24.07.1998 N 126-ФЗ)

ВАРИАНТ 2

I. ФОНЕТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Расставьте ударения.

Дозвонятся, абрис, апостроф, забрала, асимметрия, газопровод, диспансер, договор, банты, алкоголь, газопровод, мастерски, метрополитен, маневр, маневренный, исповедание, диспансер, догмат, донельзя, коклюш, лассо, два локтя, нувориш, партер, свекла, свекольный.

II. СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

Исправьте словообразовательные ошибки.

1) У неё давно был какой-то тайный преклонник.

2) В комнате было пропылесосено.

3) Благородность его души нельзя было не заметить.

III. ГРАММАТИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Образуйте формы родительного падежа множественного числа имен существительных.

Башни, вафли, лампасы, помидоры, баклажаны, грузин, ботинки, апельсин, яблоко, директор, слесарь, крем, грамм, лимоны, розги, серьги, солдаты, партизаны, носок, туркмены, чулки.

Определите род имен существительных, подберите к ним прилагательные (определения).

Какаду, корь, джерси, Туапсе, какао, конферансье, кофе, корь, галифе, ЕС, пенальти, РПЦ, тюль, хинди, панда, коллега.

Просклоняйте числительные (поставьте слова в форму родительного, дательного, творительного и предложного падежей).

Сто двадцать девять, пятьсот сорок семь, восемьсот тридцать пять.

Найдите и исправьте ошибки, обусловленные нарушением грамматических норм.

1) Видневшие вдалеке дома казались маленькими.

2) Состоялась интересная беседа с представительницей делегации, которая недавно прилетела в Москву.

3) Наша партия пока не имеет и очень нуждается в лидере.

4) Вышев на середину комнаты, он заговорил.

5) Во время разговора с коллегами она всегда ложила руки на стол.

IV. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Объясните значения омографов, составьте с ними словосочетания.

ПрОвод – провОд, прИвод – привОд, пОра – порА, лОскут – лоскУт, зАмок – замОк, пОлки – полкИ, Орган – оргАн, мУка – мукА.


Похожая информация:

  1. Future Indefinite (Simple). Будущее простое (неопределенное) время употребляется для обозначения: Какого-либо факта в будущем:


error: Контент защищен !!