Синтаксические нормы русского литературного языка. Строй простого предложения Эта река всегда спокойна

Упражнение 343. Выберите один из заключенных в скобки

вариантов в соответствии с нормативным построением просто-

го предложения.

1. Кроме спектаклей, артисты (примут участие в кон-

цертных выступлениях - дадут ряд концертов) 50.1. На

предприятии (происходит рост производительности -

растет производительность) труда благодаря примене-

нию новейших методов производства 51. 3. (Одна - од-

ной) из задач, которую нам предстоит срочно решить,

является задача повышения успеваемости по русскому

языку 52.4. Сложный и оригинальный внутренний облик

Катерины нашел свое отражение в ее языке, самом яр-

ком (среди - по сравнению с языком) всех действующих

лиц «Грозы»53. 5. Ломоносов в юности был (рыбак - ры-

баком) 54. 6. Эта река (спокойная - спокойна) 55.

7. Общественность (широко готовится - готовится ши-

роко) отметить сорокалетие деятельности писателя ^.

8. Для нашего небольшого класса эта доска слишком

(широкая - широка) 55.

Упражнение 344. Найдите случаи обратного порядка членов

предложения. Укажите роль инверсии.

I. 1. Он смотрел вокруг себя, с волнением неописан-

ным (Я.). 2. Волнение души моей было тягостное (П.).

3. Прекрасный человек Иван Иванович! (/.) 4. По полям

и по деревне бродят только в обилии коровы жующие,

овцы блеющие и куры кудахтающие (Гонч.). 5. Судьбы

свершился приговор! (Л.). 6. Досадно было, боя ждали

(Л.). 7. Вот раз уговаривает меня Печорин ехать с ним на

ким и приятным (Т.). 9. Неотразимое впечатление про-

ка смертельная царила в его доме (Т.). 11. Обеды задавал

он отличные (Т.). 12. Тут сгорел мой приятель со стыда

(Т.). 13. Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном

замесили (С.-Щ.). 14. Я по двору погулять вышла

(А. Остр.). 15. Я уж и так топиться от вас хочу (А. Остр.).

16. Развязка же наступила неожиданная (Даст.). 17. Да,

мы дружны были очень (Л. Т.). 18. Радостной улыбкой

озарилось лицо Анны (Л. Т.). 19. Руку мне подал на про-

щание (Ч). 20. Почти целую неделю не спала она (Ч.).

II. 1. Я, Илья Макарыч, до варенья очень охотница

(Ч.). 2. Как раз над двором плыла полная луна (Ч.).Ъ. Всю

дорогу мешала говорить тряская езда (Ч.). 4. А хорошая

сторона - Сибирь! (М. Г.). 5. Ослепительно-яркое выр-

валось из печи пламя (Гладк.). 6. Власть советская при-

шла в станицу просто и незаметно (Гладк.). 7. Пустынны

и печальны Карпаты в осенний сумрачный день (А. Н. Т.).

8. Бор глухим, сумрачным стал (Сейф.). 9. Волка на паш-

не видели (Сейф.). 10. Вышел месяц ночью темной, оди-

ноко глядит из черного облака на поля пустынные, на

деревни дальние, на деревни ближние (Нее.). 11. В лавку

вошла, согнувшись в три погибели, старуха (Фед.).

12. Женщина подошла и тоже смотрела боязливо (Пан.).

13. Нежарко светит утреннее сентябрьское солнце (Пан.).

14. Душа к высокому тянется (Пан.). 15. К базе Уваров и

Анна подъехали в самое жаркое время дня (Копт.).

16. Возненавидел с тех пор попа Павка всем своим су-

ществом (Н. О.). 17. Книжками сын мой сильно интере-

суется (Я. О.). 18. По крайнему к степи проулку январс-

ким вечером 1930 года въехал в хутор Гремячий Лог

Синтаксические нормы

Прочитайте теоретический материал и выполните следующие упражнения.

Упражнение 1. Исправьте ошибки, связанные с нарушением управления.

1. Одним из вопросов, подлежащих нашему рассмотрению, – это вопрос об укреплении дисциплины труда.

2. Новый станок обладает более высокой производительностью, к тому же он прост в использовании.

3. Рост в производительности труда происходит за счёт использования новейших методов.

4. Гражданам, проходящим в помещение библиотеки, верхнюю одежду должны снимать обязательно.

5. Ответ по заявлению будет дан тотчас же.

6. Вместе со всеми школами по общей программе проводились экзамены в лицеях и колледжах.

7. Движение на трассе было прервано благодаря снежным заносам.

8. Доклад студента отличался мастерским владением материалом и стройностью композиции.

9. Дежурный по станции бросил сигарету в печку и, нагнувшись, попытался её потушить, но этого ему не удалось.

10. Работы по очистке территории завода проводились согласно указаний мастера.

Упражнение 2. Исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов в предложении.

1. Кроме спектаклей, артисты примут участие в концертных выступлениях.

2. Богданов отказался вместе со всеми студентами сдавать зимнюю сессию, ссылаясь на болезнь.

3. Стёкла очков прикрывали его глаза.

4. Осенний ветер безжалостно срывает листья берёзы.

5. Сёла и рабочие посёлки обслуживают кинопередвижки.

6. Текучесть кадров порождает невнимательное отношение администрации.

7. В район приехал инструктор для подготовки специалистов по борьбе с сельскохозяйственными вредителями из местных жителей.

8. Вошла горничная с накрахмаленной на голове наколкой.

Упражнение 3. Исправьте ошибки, связанные с нарушением координации подлежащего со сказуемым.

1. Пятёрка истребителей бросилась на вражеские бомбардировщики.

2. Много выпускников нашего института стало работать во властных структурах.



3. Большинство студентов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдало нормы по лыжам.

4. Сорок три теста, проверенных преподавателем, уже роздано студентам.

5. Администрацией района принимается ряд мер, направленных на благоустройство дворов.

6. Большинство студентов нашей группы показали неплохую подготовку.

7. Установлены три новых мировых рекорда в фигурном катании.

8. Тридцать два станка неумолчно гудело и непрерывно вздрагивало.

9. Тысяча человек отправилось в путешествие.

10. Прошло сто лет.

11. На экскурсию записалось всего семь иностранных студентов.

12. Полчаса, проведённые в обществе такого интересного собеседника, прошло незаметно.

Упражнение 4. Исправьте ошибки, связанные с употреблением однородных членов.

1. Предложено закрепить лошадей и инвентарь за как можно большим числом бригад.

2. Первое, что я увидела, войдя в ворота нашей дачи, был огромный, сверкающий, серебристый «Мерседес» и двух парней в чёрном, сидящих на скамеечке (Д. Донцова).

3. В охотничьих угодьях ведётся подготовка охотников для истребления волков и лиц, ответственных за проведение этого мероприятия.

4. Русский язык, вобравший в себе не только посмертные маски эпох, а и живую психологию его древних носителей, по-прежнему молод (Конкурсная работа).

5. Студенты приняли участие и стали призёрами областного смотра коллективов художественной самодеятельности.

6. С успехом выступали как исполнители главных ролей, а также все остальные участники спектакля.

7. Человечество должно следить и оберегать природу.

8. Новосибирск испытывает острую нехватку зелёных насаждений; самая неблагоприятная обстановка – в Центральном и Железнодорожном районе (Новости).

Упражнение 5. Выберите правильную форму согласования определения.

1. Четыре … здания выросли за короткое время (высотные, высотных).

2. Комната разделена на две … части (неравные, неравных).

3. Четыре … студентки получили самый высокий балл (новые, новых).

4. Пришлось оформлять документы … два месяца (целые, целых).

5. Три дня всё было достаточно спокойно (первые, первых).

5. Три только что … дома уже заселены (сданные, сданных).

6. Две недавно … комнаты сдаются жильцам (отремонтированные, отремонтированных).

7. Несколько … лет мы живём за городом (последние, последних).

8. Два … месяца он работал без отдыха (последние, последних).

Упражнение 6. Исправьте ошибки, связанные с нарушением согласования.

1. Мальчик был круглая сирота.

2. И долго хранил я в моей памяти её два сияющие глаза.

3. Последние три слова были написаны другим почерком.

4. Первые два года они жили в общежитии, а потом решили снимать квартиру.

5. Придётся ждать целых полтора часа.

7. Наш университет построил за последние годы два новых учебных корпуса.

8. Первое и второе место поделили две наших студентки.

9. Он не хотел официально заявляться в институт и наводить там справки об одной из ординаторов, работавшей там когда-то давным-давно (Д. Донцова).

Упражнение 7. Составьте словосочетания, употребив географические наименования, заключенные в скобки, в нужной падежной форме.

Между реками (Иртыш) и (Енисей), с полуострова (Ямал) - с (Ямал), в городе (Соль-Илецк), у горы (Магнитная), на реке (Нева), в пустыне (Сахара) - через (Сахара), у аэропорта (Мурманск) - к (Мурманск), к станции (Коломна) - за (Коломна), в проливе (Босфор) - перед (Босфор), из посёлка (Мирный) - через (Мирный), к станции (Омск) - к (Омск), из порта (Новороссийск) - (Новороссийск), в республике (Саха-Якутия) - (Саха-Якутия), по штату (Даллас) - по (Даллас), на планете (Марс) - к (Марс), на улице (Петровка) - на (Петровка), в (Гродно), перед (Петушки), по деревне (Хлебный Ключ) - до (Хлебный Ключ).

Упражнение 8. Исправьте ошибки, связанные с употреблением сложных предложений.

1. Если бы эти бы предложения были бы приняты, многое изменилось бы к лучшему.

2. Комиссия осмотрела общежитие, которому в свое время было уделено много средств и внимания, которое находится в бывшем гараже.

3. На производственном совещании обсуждались вопросы дальнейшего улучшения качества выпускаемой продукции и нет ли возможности снизить себестоимость.

4. Некоторые из выступавших в прениях высказали предположение, что не хотел ли докладчик умалить значение своего собственного предложения.

5. Редактор говорит, что будто он обнаружил в рукописи много пунктуационных ошибок.

6. Я не уверен, что можно ли выполнить эту работу.

7. Преподаватель попросил студента, который сидел за первым столом, который что-то писал в тетради, принести журнал, который лежал на столе в лаборатории.

8. Если бы ты сразу написал бы мне об этом, я мог бы помочь тебе.

9. Общение людей между собой, обмен информации друг с другом – лучшее, чего может быть достоин человек.

10. Израиль подтвердил намерение продолжить мирные переговоры, с целью, чтобы обеспечить мир на Ближнем Востоке.

Упражнение 9. Исправьте ошибки, связанные с употреблением причастных оборотов:

1. Для подписчиков, пожелавших бы продлить подписку еще на один год, открывается при редакции стол заказов.

2. Вода, фильтрующаяся через бетон, растворяет цементный камень.

3. Ничего другого, двигавшего бы дело вперед, никто из критиков проекта не предложил.

4. В таком же положении, как и жители острова, находились и жители близлежащих поселений и ферм, отрезанных наводнением, и спасающиеся на крышах домов.

5. Письменные работы, выполняющиеся студентом, имеют большое значение при проверке знаний.

6. Ученик, сделающий уроки, может располагать свободным временем.

7. На некоторых стройках принят в эксплуатацию ряд зданий без подъездных путей, ведущих к этим зданиям, позволявших бы машинам подъезжать к ним от ближайшей магистрали.

8. Обе команды, участвующие во вчерашнем матче, играли энергично и слаженно.

9. Мир вокруг нас прекрасен: тепло вечного солнца, мощь бушующих волн, падающие звёзды…

10. Всюду был пепел, выносившийся в количестве тысяч кубических метров в секунду.

11. Впереди мчались машины гонщиков, которые были покрыты грязью.

12. Специалист, отлично сдавший квалификационный экзамен и который хорошо владеет английским языком, был принят на работу без испытательного срока.

  • Белорусская модель социально ориентированной рыночной экономики – элемент идеологии белорусского государства
  • Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства.
  • Белорусская экономическая модель в контексте идеологии белорусского государства.
  • Задание 21. Строй простого предложения.

    1. Кроме спектаклей, артисты примут участие в концертных выступлениях.

    2. Наряду с высокой производительностью, новый станок выигрывает от простоты устройства.

    3. На предприятии происходит рост производительности труда благодаря применению новейших методов производства.

    4. Гражданам, проходящим в помещение библиотеки, верхнюю одежду должны снимать обязательно.

    5. Язык Катерины является наиболее ярким в галерее по-ложительных женских образов А.Н. Островского.

    6. Вместе со всеми школами по общей программе проводятся экзамены в школах рабочей молодежи.

    7. Подобно многим другим его произведениям идея этой повести вынашивалась писателем в течение ряда лет.

    8. Доклад студента отличался мастерским владением материала и глубокой эрудицией.

    9. Ломоносов в юности был рыбак.

    10. Эта река всегда спокойна.

    11. Для этого класса новая доска слишком широкая.

    12. Дежурный по станции бросил папиросу в печку и, нагнувшись, попытался ее потушить, но это ему не удалось.

    13. Боясь грозы, старуха спрятала голову под подушку и шержала ее там до тех пор, пока она не кончилась.

    Задание 22. Согласование сказуемого с подлежащим. Исправьте предложения, объясните ошибки.

    1. Ряд столов стояли посередине аудитории.

    2. Пять учеников подошло к экзаменационному столу.

    3. Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежали на столе.

    4. На совещание прибыли пятьдесят один делегат.

    5. Тысяча человек отправились в массовый поход.

    6. Прошли сто лет.

    7. На экскурсию пошли все десять школьников.

    8. Полчаса, проведенные в обществе такого интересного собеседника, прошло незаметно.

    9. Пятерка истребителей бросилась на вражеские бомбардировщики.

    10. Много выпускников нашей школы пошли работать на завод.

    Задание 23. Согласование определений и приложений. Раскройте скобки, выберете нужную форму, согласуйте определения с определяемыми словами.

    1. Три (соседние – соседних) здания были построены недавно.

    2. Квартира делилась на две (неравные-неравных) части.

    3. (Первые-первых) два места поделили югославский гроссмейстер и чехословацкий мастер.

    4. Город был открыт для ветров с северной и восточной (стороны – сторон).

    5. И первая и вторая (половина-половины) встречи прошл... в исключительно быстром темпе.

    6. Ряд экспедиций провели студенты исторического и географического (факультета – факультетов).

    7. Широкий шрам на его лице проходил как раз посередине между правым и левым (глазом – глазами).

    8. Лето мы проведем в Рязанской или Тульской (области – областях).

    9. В книге описывается разгром первого и второго (похода – походов) Антанты.

    Заданно 24. Некоторые случаи управления. Исправьте предложения, объясните ошибки.

    1. Докладчик оперировал с непроверенными данными.

    2. Преподаватель указал о том, что в работе имеется ряд ошибок.

    3. Русские народники в последней трети XIX века рьяно отстаивали взгляд об «особом» пути России, которая якобы должна миновать стадию капиталистического развития.

    4. Все это говорило за то, что, несмотря на сильный состав зарубежных участников турнира, наши молодые мастера могут с честью бороться с нами.

    5. Ответ по заявлению был получен немедленно.

    6. После издания приказа директора наметился перелом к лучшему в деле нарушения дисциплины.

    7. Движение на дороге было прервано благодаря снежным заносам.

    8. Посевы производились согласно указаний агронома.

    9. Мой брат недавно вернулся с Крыма.

    10. В выходной день мы с товарищем были в опере.

    Задание 25. Прочитайте предложения. Исправьте, где это необходимо, нанизывание падежей, не оправданное контекстом и затрудняющее понимание.

    1. Речь была встречена депутатами шумными аплодисментами.

    2. Докладчик остановился на некоторых новейших оценках науки влияния на природу химического производства.

    3. Наш представитель вторично выдвинут депутатами председателем комиссии.

    4. В работе дается краткая характеристика методики определения себестоимости сельскохозяйственной продукции.

    5. В целях дальнейшего расширения участия студентов и привлечения к активной работе по экономике членов Клуба менеджеров проводятся регулярные встречи за круглым столом.

    6. Ведутся изыскания возможности создания самостоятельных независимых издательств.

    7. Диссертация содержит анализ теории и практики решения проблемы укрепления экономической базы предприятия нашего времени.

    8. Работа представляет собой попытку обобщения опыта производства товаров народного потребления.

    9. С выходом книги читатели могут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современного писателя.

    Задание 26. Составьте предложения с деепричастным оборотом, используя, где это возможно, предложения (словосочетания), данные в правом и левом столбцах. Объясните, почему в некоторых случаях употребление деепричастного оборота невозможно.

    Задание 27. Исправьте грамматико-стилистическе ошибки в употреблении деепричастных оборотов. Объясните, в чем заключаются ошибки.

    1. Объяснение этих явлений может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события.

    2. Таким образом, рассмотрев функциональные характеристики структур муниципалитета, предлагается следующее.

    3. Глядя на то, что происходит сегодня, у меня руки развязаны.

    4. Торговый зал был очищен от людей, опасаясь, что рухнет потолок.

    5. Поднимая цены на машины, топливо, это прямо отражается на себестоимости сельскохозяйственной продукции.

    6. Прочитав вторично рукопись, мне думается, она нуждается в серьезной доработке.

    7. Применяя ту или иную форму организации труда, в каждом отдельном случае учитываются местные особенности.

    8. Выяснив, что объем производства уменьшился, возникает вопрос о причине этого.

    9. Придавая большое значение методологии исследования, был выполнен ряд экспериментов.

    10. Изучая процесс разгосударствления, обнаруживается определенная закономерность.

    Задание 28. Объясните формы согласования сказуемого с подлежащим; укажите возможные стилистические варианты.

    1. В одном из флигелей его дома жили шестнадцать гор- иичных (Пушк.).

    2. Деревня показалась ему довольно велика: два леса... были у ней справа и слева (Гог.).

    3. Штук десять из них положили свои лапы Ноздреву на плечи (Гог.).

    4. В числе друзей Андрея Ивановича... попалось два человека, которые были то, что называется огорченные люди (Гог.).

    5. Сойдется, например, десять англичан, они тотчас заговорят о подводном телеграфе, о налоге на бумагу... (Typг.).

    6. B углу, за карточным столом, сидело трое из генералов:тучный, снисходительный и раздражительный (Тург.).

    7. Обедали шестеро... (Л. Толст.).

    8. ... У дверей моей каморочки стоят шесть человек (Леск.).

    9. Человек десять последовали его примеру и... тоже заработали кулаками (Леск.).

    10. За коляской бежали четыре пса (Чех.).

    11. У околоточного оказалось двое помощников-городовых (Серг.-Ценск.).

    12. Однако его нагоняли тоже быстро шедшие со стороны Графской пристани трое молодых людей (Серг.-Ценск.).

    13. Два старых негра отмахивали от него мух (М.Шаг.).

    14. За лесом полыхало два ярких зарева (Кетл.).

    15. На берегу вертелись на злых лошаденках два молодых киргиза (Пауст.).

    16. За большим с резными ножками столом сидело четверо (Н.Остр.).

    17. В кабинете предгубисполкома, когда вышел чужой человек, над большим столом тесно сгрудились тринадцать (Н.Остр.).

    18. Двадцать один западногерманский деятель культуры опубликовали во Франкфурте-на-Майне заявление об отказе сотрудничать с телевизионной компанией «Дейчланд-Фернзеен» ... («Иностранная литература»).

    19. 13 августа 1950 года сто один делегат из всех партизанских районов страны избрали правительство Лаоса... (из газет).

    20. Пусть больше людей получают свежий воздух: они будут бодрее и здоровее (журн. «Юность»).

    Задание 29. Укажите стилистический характер использования выделенных предлогов; выясните возможность синонимических замен.

    1. Я увидел, что, благодаря болтливости ямщика, меня принимали как придворного временщика (Пушк.).

    2. Она была одета, чтобы ехать в спектакль (Гонч.).

    3. Наконец начало бить фрегат, по причине переменной прибыли и убыли воды, об дно, о свои якоря (Гонч.).

    4. Отец большую часть дня должен был проводить на мельнице, наблюдая над разными работами (Акс.).

    5. Марья Степановна занялась распоряжениями касательно убранства гостиной и выгрузки разного хлама, привезенного на четырех подводах из деревни (Герц.).

    6. Я согласен на то, чтобы допустить его переночевать эту ночь в этом доме, ввиду болезненного состояния его (Дост.).

    7. Ерошка рассказывал про старое житье казаков, про своего батюшку (Л. Толст.).

    8. Я готовлюсь в математический факультет (Л. Толст.).

    9. Сын знает, что отец только следствие собственного невежества запрещает ему учиться (Доброл.).

    10. Через ставни слабо брезжил начинающийся рассвет (Гар.-Мих.).

    11. Бедный старик очень скучает обо мне и пишет мне пресмешные письма, точно мне тринадцать лет (Мам.-Сиб.).

    12. Он, охотник, будет очень полезен теперь, когда я его крепко держу за горло, благодаря его ошибки с вами (Горьк.).

    13. Близ огня стояла телега с хлебом (А. Толст.).

    14. Но для Ромашова благодаря аресту пропала вся прелесть этого сладкого отдыха (Купр.).



    error: Контент защищен !!