Выставка просмотр эскизов монумента открыт ежедневно. Тест для практикума по предмету "русский язык и культура речи". Исправьте ошибки, где это необходимо

Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника. Поздно вечером к складу подкатило два грузовика, груженые мукой. Студент или студентка должна прийти за справкой? В голосовании приняли участие жители самых отдаленнейших мест.

Задание 5.

Составьте предложения с данными фразеологизмами.

Кот наплакал, в чем душа держится, на черный день.

ВАРИАНТ №2

Задание 1.

Согласно Гражданскому кодексу Ро…ийской Федерации обществом с огрраниче…ой ответстве…ью далее ООО признается утвержденная одним или несколькими лицами ко…мерческая организация уставный капитал которой разделен на доли опреде…ые учредительными документами. В отличие от акционерного общества право на долю подтверждается не цен…ой бумагой акцией а лишь свидетельством которое в соответствии… с уставом ООО может выдават…ся его участниками учредителями.

Задание 2.

Интеграция, дилемма, импичмент, индифферентный, инновация, кулуары.

Задание 3.

Коммюнике, резюме, лобби, кюре, крупье, протеже, бра, виски, фламинго, авеню.

Задание 4.

Слишком много каллориев, принять закон об охране детства, предпринимать попытку, эсклюзивные скидки.

Задание 5.

Бабушка надвое сказала; в ногах правды нет; гадать на кофейной гуще.

Контрольные задания для самостоятельной работы по русскому языку

ВАРИАНТ №3

Задание 1.

Прочитайте приведенный отрывок и определите, к какому функциональному стилю речи он принадлежит. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, если это необходимо.

Последнее десятилетие было отмечено в России острыми диску…Иями вокруг формировании… нового самосознания (new identity) которое соответствовало бы нынешнему демократическому характеру Российского государства и общества. Не осталась в стороне от этих диску…ий и область внешней политики. Ведь от того какая система це…остей будет положена в основу “новой российской ид…нтичности” во многом завис…т будущий образ страны ее поведение на международной арене.

Задание 2.

Объясните лексические значения слов:

Авизо, априори, брифинг, дефолт, кадастр, компетенция.

Задание 3.

Подберите прилагательные к следующим существительным:

Образец: полное алиби

Лебедь, жираф, бандероль, шампунь, мозоль, картофель, шелк, тюль, боа, дефиле.

Задание 4.

Исправьте ошибки, где это необходимо:

Он болеет о деле, оплатить за проезд, благоприятные катаклизмы. Ну хоть бейся об стенку.

Задание 5.

Составьте предложения с данными фразеологизмами:

Дело в руках горит, ежику понятно, ждать у моря погоды.

Контрольные задания для самостоятельной работы по русскому языку

ВАРИАНТ №4

Задание 1.

Прочитайте приведенный отрывок и определите, к какому функциональному стилю речи он принадлежит. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, если это необходимо.

Тысячи парней и девушек вечера и да(же) ночи на(пролет) проводят в обнимку с компьютером На его экране они видят то что хот…т а не то что им навязывает общество в образе телевизора молочного магазина или родного института Одна из самых любимых фишек молодежи хакерство. Можно забрат…ся в Интернет и скачать оттуда рефераты курсовики д…пломные работы Час работы в Интернете стоит от дол…ара до пяти за(то) сколько кайфа И еще в мире компьютерных грез (н…)кто (не)задает вопросов типа А какая идея тебе близка?

Задание 2.

Объясните лексические значения слов:

Контекст, концепция, маркетинг, имидж, импичмент, априори.

Задание 3.

Подберите прилагательные к следующим существительным:

Пони, протеже, бигуди, виски, гастроли, филе, рагу, канифоль, иваси, гуру.

Задание 4.

Исправьте ошибки, где это необходимо:

Скомпроментировать, полный аншлаг, неожиданный сюрприз, в дикуссии участвовали ученые мужья.

Задание 5.

Составьте предложения с данными фразеологизмами:

За ним не заржавеет, и никаких гвоздей, как в аптеке.

Контрольные задания для самостоятельной работы по русскому языку

ВАРИАНТ №5

Задание 1.

Прочитайте приведенный отрывок и определите, к какому функциональному стилю речи он принадлежит. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, если это необходимо.

Дополнительное предположение о том что полезность или прибыль каждого экономического субъекта максимизируется заложен…е в качестве предпосылки в (не)оклассическую экономическую теорию необходимо для того что(бы) предметом анализа было устойчивое а значит оптимальное для всех состоянии… когда дальнейший обмен или дальнейшее производство приведут к снижении… благосостояния кого-либо из участников. Проверить соответствует ли поведение потребителя или управляющего максимизации полезности обычно невозможно поскольку его функция полезности нам заранее (не)известна.

Задание 2.

Объясните лексические значения слов:

Менеджер, менталитет, номинация, нувориш, компетенция, эссе.

Задание 3.

Подберите прилагательные к следующим существительным:

Авеню, сопрано, шампунь, какаду, боа, бандероль, салями, кофе, леди, рандеву.

Задание 4.

Исправьте ошибки, где это необходимо:

Представить отпуск, элитарные сорта пшеницы, прогулка по Москва-реке, критический ум.

Задание 5.

Составьте предложения с данными фразеологизмами:

Как в воду глядел, лапу сосать, мал мала меньше.

Контрольные задания для самостоятельной работы по русскому языку

ВАРИАНТ №6

Задание 1.

Прочитайте приведенный отрывок и определите, к какому функциональному стилю речи он принадлежит. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, если это необходимо.

При пред…явлении пр…тензий по количеству и качеству поставле…ого товара поставляющая Сторона в обязательном порядке пр…лагает к заявлению пр…тензии обосновывающие ее документы транспортный документ а в соответствующих случаях и ко…ерческий акт составле…ый органами транспорта рекламацио…ый акт составле…ый с участием представителя Стороны получающей товар либо официальной контрольной организации или другой компете…тной (не)заинтересованной организации Стороны получающей товар.

Задание 2.

Объясните лексические значения слов:

Паблисити, панацея, раритет, феномен, социум, тандем.

Задание 3.

Подберите прилагательные к следующим существительным:

Аэрозоль, фрау, травести, кольраби, жюри, вуаль, иваси, бюро, гастроли, рандеву.

Задание 4.

Исправьте ошибки, где это необходимо:

Представить возможность, позвонить к другу, главный приоритет, неблагоприятные катаклизмы.

Задание 5.

Составьте предложения с данными фразеологизмами:

Маковая росинка; слова на ветер; ободрать как липу.


Контрольные задания для самостоятельной работы по русскому языку

ВАРИАНТ №7

Задание 1.

Прочитайте приведенный отрывок и определите, к какому функциональному стилю речи он принадлежит. Расставьте знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, если это необходимо.

Если за 10 дней до окончани… действи… договора н… одна из сторон письменно (не) заявит о своем намерени... расторгнуть договор то договор считается продлен...ым на тот же срок и тех же условиях По истечени... срока действи... договора обязательства сторон по настоящему договору прекращаются Если по заявлению Клиента не будет заключен новый договор банковского счета Клиента открытые в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора закрываются. Остаток валютных средств на счетах зачисляется на специальный счет и может быть востребован Клиентом в течени... установлен...ого законом срока иск...вой давности.

Задание 2.

Объясните лексические значения слов:

Перипетия, преамбула, факсимиле, электорат, дефолт, адаптировать.

Задание 3.

Подберите прилагательные к следующим существительным:

Атташе, денди, врач, инкогнито, импресарио, подмастерье, гетто, депо, домино, кофе.

Упражнение 325. Выберите правильную форму координации подлежащего и сказуемого в следующих предложениях.

1. На выставке (экспонируется - экспонируются) более 30 различных моделей, каждая из которых - точная копия корабля. 2. На Аляске два года подряд осенью моржи срывались с крутого утеса и разбивались. (Погибли - погибло) 59 животных. 3. Когда колонна подошла к мосту, из «головы» раздался страшный взрыв… Ловушка захлопнулась, и нас стали методично расстреливать… Кто себя обнаруживал, отстреливался, (становился-становились) (жертвой -жертвами) снайперов. Кто не успел выпрыгнуть, (сгорел - сгорели) в машинах. 4. Еще в колонне (ехал - ехали) мужик гражданский и две женщины, они в Чечне искали своих детей. 5. Подавляющее большинство электората в этот день (отправилось - отправились) на свои дачные участки. 6. Большинство таких предприятий (отправило - отправили) своих рабочих в неоплачиваемые отпуска. 7. Мы отыскали бугор, давно облюбованный барсуками, в нем (красовалось - красовались) двадцать шесть нор и тропы к ним, по которым многие поколения барсуков уходили по ночам на охоту. 8. Большинство барсучьих городков (служит - служат) животным десятки и сотни лет… Сколько человеческих селений за это время (сметено - сметены) временем, сколько всяких перемен на земле, а поколения барсуков живут-поживают в счастливо выбранном месте, где их ничто и никто (не тревожит - не тревожат). 9. Когда вода начнет убывать, рыбешка мечется в усыхающих лужах. Такие места (не преминет - не преминут) проведать медведь, волки и лисы, соблазнившись рыбным столом. 10. От множества следов по снегу может показаться: десяток росомах (бегали, бегало, бегал), но это следы одного одинокого зверя. 11. Американцы с помощью радиопередатчиков, укрепленных в ошейниках росомах, попытались проследить за перемещением зверей и их судьбой. Из двадцати пяти за короткое время восемнадцать (погибли - погибло), в пятнадцати случаях они стали (жертвой - жертвами) охоты.

Упражнение 326. Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки, отредактируйте текст.

1. Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось неудовлетворенными компенсацией. 2. В Измайлове строятся десять 12-этажных домов. 3. Поздно вечером к амбару подкатило два грузовика, груженные мукой. 4. Несколько книг из библиотеки моего отца оказалось утерянными. 5. Операцию сделал молодой хирург Иванова Н.С., недавно защитившая кандидатскую диссертацию. 6. Вспоминаю с благодарностью тех, кто был моими друзьями в тяжелое время. 7. Никто, даже наиболее подготовленные спортсмены, участвовавшие в соревнованиях, не смог побить рекорд африканца. 8. Что скажут теперь те, кто оказался доверчивыми вкладчиками, отдавшими свои сбережения жуликам. 9. Не кто иной, как родители, в первую очередь ответствен за воспитание подростков. 10. Установка нового и реконструкция действующего оборудования ведутся одновременно. 11. Живым организмам необходима одинаково как влага, так и тепло. 12. Каждый шорох, каждый вздох, каждый звук были слышны в напряженной тишине. 13. Студент или студентка должна прийти за справкой? 14. Каждая новая победа человеческого разума, каждое новое понятие, возникшее в процессе труда, закреплялось в труде. 15. В 1997 году на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек. 16. Вы и ваши помощники смогут справиться с этим непростым заданием. 17. Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника. 18. Корректор Иванова нашел в рукописи немало орфографических и пунктуационных ошибок. 19. «Не в свои сани не садись» вышло в свет в 1853 году. 20. Село Погореловка расположена недалеко от райцентра.

Упражнение 327. Вместо точек вставьте нужные буквы, объясняя выбор формы координации главных членов предложения.

1. 22 различных решения был… принят… в Якутии по льготам и отсрочке платежей в федеральный ПФ. 2. Среди миллионного населения Чечни, согласно переписи 1989 года, русских было 290 тысяч. Из них 210 тысяч жил… в Грозном. Сегодня, по оценкам экспертов, в Грозном остал…сь не более 50 тысяч русских (сколько по всей республике - неизвестно). 3. По данным на 1 декабря 1996 года, в собственности граждан наход…тся 15 млн 200 тыс. легковых автомобилей, в то время как в 1990 году - только 8 млн 677 тыс. 4. Из 60 тыс. автомобильных мостов свыше трети наход…тся в аварийном состоянии. Свыше 11 процентов дорог федерального значения нужда…тся в реконструкции, и 655 процентов требу…т ремонта. Впрочем, эти цифры можно считать довольно условными, поскольку практически все автодороги страны нуждаются в ремонте. 5. Россия имеет самую плохую в мире сеть автомобильных дорог. Так, на тысячу кв. км площади приход…тся 24 км дорог, в то время как в Китае - 100 км, во Франции - 1549 км, а в Германии - 1775 км. Причем из 945 тыс. км российских дорог более трети не удовлетворя…т современным требованиям. 6. Не менее выразительны показатели обеспеченности населения дорогами. Если в России на один миллион жителей приход…тся около 4700 км дорог с твердым покрытием, то в Евросоюзе, к примеру, около десяти тысяч километров. Еще в восьмидесятые годы ежегодно строил…сь до 12 тыс. км новых дорог. В 1995 году был… построен… и реконструирован… 6,48 тыс. км российских дорог, из них 622 км - дорог федерального значения.

Плохие дороги между тем не только низкая транспортная обеспеченность населения, но и угроза его безопасности. В 1994 году аварии на автодорогах унесли свыше 35 тыс. человеческих жизней, около 190 тыс. человек попал… на больничные койки. 7. Из 87,5 тыс. км магистральных дорог находится в удручающем состоянии из-за дефектных рельсов. Свыше 720 мостов и тоннелей уже отработал… свой срок службы. 8. Кое-какие мероприятия, правда, проводятся в отношении младшего и среднего офицерского состава. Как известно, им не выдают зарплату и не строят жилья (68 тысяч семей офицеров по-прежнему остро нужда…тся в жилой площади). В результате за последние три года из армии уволил…сь почти 50 тысяч офицеров, и половина должностей командиров взводов сейчас вакантн… 9. В Республике Коми двое юношей-призывников на обратном пути из военкомата в свой поселок Нившера подвергл…сь нападению стаи волков из 5 особей. 10. С начала года на постоянное местожительство в США выехал… около 2,5 тыс. москвичей, что примерно на 4% больше, чем в прошлом году. Около 1800 москвичей выехал… в ФРГ (на 18% больше, чем в прошлом году), 297 - в Канаду (на 70% больше). В то же время на 10% сократилось число выездов на постоянное местожительство в Израиль, которое составило 1128 человек.

7.5. Согласование определений и приложений

Упражнение 328. Проанализируйте формы согласования определений и приложений и объясните, чем вызван выбор того или иного варианта. Отметьте случаи нарушения писателями современной литературной нормы.

1. Иванов был круглый сирота (Г.-М.). 2. И над ней умирает луна - эта круглая сирота (Ис.). 3. Благодарю, что вы моей хлеб-солью не презрели (П.). 4. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающие глаза (П.). 5. Два-три надгробных памятника стояло на краю дороги (П.). 6. На них он выменял борзые три собаки (Гр.). 7. Последние два слова были написаны крупным и размашистым, решительным почерком (Т.). 8. По платформе прохаживались жандарм и две молоденькие, чему-то смеявшиеся девушки (Шол.). 9. Первые три года она только урывками наезжала в Заболотье (С. -Щ.). 10. Направо от двери были два окна, завешенные платками (Л. Т.). 11. Он прошелся на гумно, скотный и конный дворы (Л. Т.). 12. Вражду и плен старинный свой пусть волны финские забудут (П.). 13. Ее великолепная шуба и шляпка не произвела никакого впечатления (Ч.). 14. Можно себе представить, каким громовым ударом разразилось это письмо над моим отцом и матерью (Акс.). 15. Замечено передвижение это с Нижегородской на Рязанскую, Тульскую и Калужскую дороги (Л. Т.). 16. За пустой околицей, за Донец-рекой вздрогнет и расколется полевой покой (Сурк.). 17. Поезд остановился у станции Злынка. 18. Придется ждать добрых полчаса. 19. Организация праздника проведена была и оформлена за три-четыре последних дня (Фурм.). 20. Вдали показались две высокие пальмы. 21. Захват заложников произошел в автобусе в городе Минеральные воды. 22. Полк дошел походным порядком до города Ровно (Шол.). 23. На острове Кипр можно отдыхать круглый год у моря. 24. Это случилось близ города Ниш. 25. Собрались атаманы за хутором Сестраковом. 26. Жестокие бои произошли у деревни Берестечко. 27. Детство мое прошло в местечке Ельск. 28. Намечены сроки визита в Москву президента южноамериканской республики Колумбия. 29. Всемирный экономический форум проходил на курорте Давос в Швейцарии. 30. Губернаторы штатов Нью-Йорк и Нью-Джерси, где живут много русских эмигрантов, требуют внести изменения в закон о пособиях (из газ.).

Как корректно обозвать "студента" женского пола? Студент или студентка? и получил лучший ответ

Ответ от Каприз Неприхотливый))[гуру]
Параллельные названия для обозначения лиц женского пола закрепились в тех случаях, когда данная специальность (профессия, род занятий и т. д.) в равной мере связана и с женским и с мужским трудом, например: акушер – акушерка, лаборант – лаборантка, летчик – летчица, преподаватель – преподавательница, продавец – продавщица, студент – студентка, учитель – учительница и мн. др. То же в области искусства, спорта, при обозначении лиц по их отношению к общественной организации и т. д. : артист – артистка, комсомолец – комсомолка, писатель – писательница, спортсмен – спортсменка.
Однако, несмотря на свободное образование подобных названий в форме женского рода, они используются не во всех стилях речи. Так, в официально-деловом стиле предпочтительно сохранять форму мужского рода, когда речь идет о номенклатурном наименовании должности; ср. в документе-справке: «А. В. Петрова работает лаборантом на кафедре физики» (в обиходной речи – лаборантка Петрова) ; «Л. И. Николаева является преподавателем английского языка» (в обиходной речи – преподавательница Николаева) .
Примеры прочитайте. Зависит от стиля официальный или разговорный
Источник:

Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Как корректно обозвать "студента" женского пола? Студент или студентка?

6. Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника.

7. Поздно вечером к складу подкатило два грузовика, груженные мукой.

8. Студент или студентка должна прийти за справкой.

18. Исправьте стилистические недочеты в употреблении существительных, прилагательных, числительных.

1. Четверым балеринам предложили участвовать в конкурсе.

2. Так мы и живем: семь в одной комнате.

3. Горнодобывающая промышленность является одной из самых важнейших отраслей народного хозяйства.

4. В этой нелегкой ситуации принимаются меры по отысканию наиболее оптимального варианта.

5. Во время перерыва в холле продолжают спорить. Подойдем поближе к этим троим студентам, послушаем, что они говорят.

6. Эти двести метров, отделяющие оба института, учебный и исследовательский, преодолеть не так уж трудно.

7. Бытовые условия в поселке оказались более предпочтительнее, чем в леспромхозе.

8. Это наиболее характернейшие заболевания у детей такого возраста.

9. Мы с композитором заметили, что в обоих песнях припев почти одинаковый.

10. Над этой темой работают пятеро научных сотрудников, о результатах они доложат на совещании.

11. Фонды материального поощрения позволяют гибче подходить к группе в целом и к отдельным ее представителям.

PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 19. Выберите правильную форму координации подлежащего и сказуемого в следующих предложениях.

12. На выставке (экспонируется - экспонируются) более 30 различных моделей, каждая из которых - точная копия корабля.

13. Подавляющее большинство электората в этот день (отправилось - отправились) на свои дачные участки.

14. Американцы с помощью радиопередатчиков, укрепленных в ошейниках росомах, попытались проследить за перемещением зверей и их судьбой. Из двадцати пяти за короткое время восемнадцать (погибли - погибло), в пятнадцати случаях они стали (жертвой - жертвами) охоты.

20. Найдите в отрывке стилистическую ошибку (плеоназм).

Деловой этикет включает две группы правил:

Нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные);

Наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).

Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий.

21. Выберите правильный вариант написания.

1. а) инцедент, б) инцендент, в) инцидент, г) инциндент.

2. а) перспектива, б) переспектива, в) преспектива, г) периспектива.

3. а) компроментировать, б) компраметировать, в) компрометировать, г) компрометтировать.

4. а) безпрецендентныи, б) беспренцендентный, в) беспрецедентный, г) беспрецендентный.

5. а) претедент, б) претендент, в) прентендент, г) притендент.

22. Подчеркните ударный гласный (если допустимо более одного варианта, подчеркивайте все варианты).

Поднялся, обеспечение, ходатайство, осведомиться, соболезнование, каталог, квартал, феномен, мизерный, новорожденный, нормированный, уведомить, упомянуть, премированный, намерение, принудить, рассредоточение.

23. Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки, подчеркните фрагменты, подлежащие исправлению, и укажите ваш вариант исправления.

1. Судя из этого разговора, ответственность за случившееся несет директор.

2. Если бы все неукоснительно следовали правилам, жить было бы проще.

4. Через несколько времени мы узнаем, кто победил в этом матче.

5. При необходимости мы будем брать адекватные меры.

PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 24. Подберите глаголы, чтобы получились устойчивые выражения. (Во всех случаях глагол имеет значение, близкое к «делать», «реализовать».)... приличия,... услуги,... предпочтение,... знаки внимания,... предписания.

25. Найдите в предложениях неправильные конструкции и замените их на нормативные.

1. Мы с главным инженером обсуждали о том, что необходимо повысить эффективность производства.

2. Президент попросил доложить все, что делается в этом направлении.

3. Этот проект занимает большое и важное значение в нашей работе.

4. Многие утверждают о том, что у нас не соблюдают права человека.

5. Люди свыклись к тому, что никто не интересуется их трудностями.

26. Найдите предложения, в которых допущены грамматические ошибки, подчеркните фрагменты, подлежащие исправлению, и укажите ваш вариант исправления.

1. Я поговорил и с начальником цеха, и с инженером, обои согласны с моим предложением.

2. Подходя к дому, мне показалось, что я слышу знакомый голос.

3. Кандидаты в депутаты помогают избирателям решать бытовые проблемы и этим завоевывают ихние голоса.

4. После вмешательства цензора текст претерпел небольшие изменения, но ничем существенным жертвовать не пришлось.

27. Впишите прилагательные, чтобы получились устойчивые выражения. (Во всех случаях прилагательное имеет значение, близкое к «очень сильный»; в некоторых случаях можно предложить несколько подходящих вариантов.) дождь, ветер, уверенность, доказательства, оскорбление.

28. Подчеркните в предложениях неправильные конструкции и замените их на нормативные (при наличии нескольких вариантов замены записывайте их через косую черту).

1. Председатель собрания деликатно намекнул о необходимости соблюдать регламент.



2. Да что депутаты! Какие проблемы стоят перед бедными, им значения не имеет.

3. Вопрос не в том, сколько тебе лет, а в том, как ты справляешь свои обязанности.

4. Нельзя допустить, чтобы нашими судьбами вершил не образованный человек.

PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 29. Подберите к каждому термину левой колонки определение из правой колонки.

1. Документ – а) документ, дающий полномочия его предъявителю на выполнение каких-либо действий 2. Доверенность – б) информация на материальном носителе, имеющая юридическую силу 3. Опись – в) перечень наименований 4. Табель – г) письменное заявление от имени предприятия, адресованное другому предприятию, о готовности заключить с ним договор на определенных условиях 5. Номенклатура – д) юридически оформленный перечень докуметов 6. Оферта – е) перечень каких-либо показателей, составленный в определенном порядке 7. Дубликат – ж) документ, содержащий последовательную запись хода обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях, совещаниях, конференциях и заседаниях коллегильных органов 8. Протокол – з) экземпляр документа, составленный взамен отсутствующего подлинника и имеющий одинаковую с ним юридическую силу ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ Подробность изложения в официально-деловом стиле сочетается с аналитизмом выражения действий, процессов в форме отглагольного существительного:

дополнять - вносить дополнения; поручать - давать поручения;

отвечать - нести ответственность; решать - принимать решения; уточнять - вносить уточнения; платить - производить оплату и т.п.

PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. Объясните случаи слитного и раздельного написания слов.

2. Объясните орфограммы.

3. Вставьте пропущенные знаки препинания.

4. Объясните постановку знаков.

5. Определите, к какому стилю относится данный текст.

6. Укажите языковые средства (слова, грамматические формы), с помощью которых создаются особенности данного стиля.

7. Измените стиль текста.

Д...водим до Вашего свед...ния, что вчера после (полу) ночи над район...ым центром гор..дом Нижний Ломов и пр...лягающей к нему сельской мес... ностью про... неслась сильная гр... за продолжавшаяся около (полу) часа. Скорость ветра достигала 30-35 метров в с.кунду. Прич...нен значительный материальный ущерб собствен...сти колхозов и деревен... Ивановка, Щепилово и Вязники начисляемый по предварительным данным в десятки тысяч рублей. Имели место п...жары возникшие (в)...следстви...

удара молнии. Сильно пострадало здание вос.милетней школы в деревне Бурково для восстановления понадобиться капи-тал...ный р...монт. Вышедшая из берегов в результате проливного дождя река Вад зат...пила значительную площадь. Человеческих жертв (не) было. Образованна специаль-ная к...мис...ия для выяснения размеров прич...н...ого стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему мес...ному населению.

О принятых мерах будет (не) замедлительно доложено.

СЕМИНАР ПО ТЕМЕ «Лексические нормы деловой речи» Перед вами блок вопросов и заданий.

1. Каковы нормы словоупотребления в деловом стиле 2. Как точно определить лексическое значение слова 3. Какие виды толковых словарей вы знаете 4. Подготовьте и расскажите об англоязычной лексике в сфере экономики, политики, информационных технологий.

5. Расскажите о паронимах. Приведите примеры.

6. Что является причиной неумения различать слова-паронимы 7. Укажите общее и различное у паронимов и синонимов 8. Расскажите, что такое плеоназм. Приведите примеры.

9. Что такое тавтология. Разработайте предложения, продиктуйте их, дайте задания учащимся исправить предложенные варианты.

10. Перечислите лексические ошибки, встречающиеся в текстах делового стиля. Приведите необходимые примеры.

PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com Выберите одну из тем и подготовьте устные сообщения по темам:

1. Употребление разговорных, просторечных, жаргонных слов, эмоционально окрашенной лексики.

2. Основные лексические группы делового стиля.

Вопросы для обсуждения:

1. Должны ли слова в деловой речи употребляться с учетом лексического значения и стилистической принадлежности 2. Какие ошибки являются самыми массовыми при нарушении речевых норм Ответьте на вопросы:

1. Как называются слова, близкие по звучанию, но отличающиеся по значению 2. Как называется вид речевой избыточности, которая обусловлена частичным совпадением слов 3. Как называется неоправданное повторение однокоренных слов или близких по значению слов в одном речевом фрагменте или предложении 30. Подготовьте и проведите дискуссию «СМИ - источник штампов».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ Дискуссии развивают:

Логическое и критическое мышление;

Навык в организации своих мыслей;

Навыки устной речи;

Терпимость к различным взглядам;

Уверенность в себе;

Способность работать в команде;

Способность концентрироваться на сути проблемы;

Стиль публичного выступления.

Дискуссии развивают навыки, необходимые для эффективного делового общения. Один из навыков, который вырабатывается при помощи дискуссий, - это критическое мышление.

Овладев приемами критического мышления, вы сможете:

Учитывать сильные и слабые стороны противоположных точек зрения и ставить себя на место другого;

PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

А) Основная литература:

1. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. М., 2. Введенская Л.И., Павлова Л.Г. Деловая риторика: Учебное пособие для вузов, 2-е изд. Ростов-н/Д., 2002.

3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура речи и искусство речи:

Учебное пособие для вузов, 2-е изд. Ростов-н/Д.,2003.

4. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Русский язык и культура речи:Учебное пособие для вузов, 4-е изд. Ростов-н/Д.,2002.

5. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Чихачев В.П. Культура речи и техника речи: Учебное пособие. - Ростов-н/Д., 2002.

6. Головин Б.Н. Основы культуры речи. 2-е изд, испр.- М., 2001.

7. Голуб И.Б. Культура речи и искусство речи: Учебное пособие.- М.: Логос, 2001.

8. Пособие по научному стилю речи для вузов негуманитарного профиля /Проскурякова И.Г., Ганапольская Е.В. и др. СПб, 9. Культура речи и эффективность общения/ Под ред. Прудкина Л.К., Ширяева Е.Н. – М., 2001.

10. Культура русской речи: Учебник для вузов. -М., 2002.

11. Культура русской речи: Учебник для вузов. Под ред. Л.К. Граудиной, проф. Е.Н. Ширяева. М., 2001.

12. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2000.

13. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: нормы, риторика, этикет. Учебное пособие для вузов. М., 2002.

15. Русский язык и культура речи: Учебник / Под ред. проф.

В.И. Максимова. М.,2000.

16. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / Под ред.

проф. Д.Д. Черняк. - М., 2002.

Б) Дополнительная литература:

1. Русский язык и культура речи / Пол ред. В.И. Максимова.- М.:

Гардарики, 2000.

2. Рогожин М.Ю. Документационное обеспечение управления. Практическое пособие. М., 2002.

3. Ивин А.А. Риторика: Искусство убеждать. Учебное пособие. М., 2002.

PDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com 6.2.Средства обеспечения дисциплины.

6.2.1. Перечень примерных вопросов и заданий для самостоятельной работы.

Задание 1.Определите стилистическую принадлежность текста, указав основные языковые особенности. Спишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

Задача электросн...бжения промышлен...ости и сельского х..

Зяйства в...зникла одн...временно с ш...роким внедрением электропр...вода в качестве движущ...й силы различ...ных маш...н и мех...низмов и стр...ительством электрических станц...й. По мере развития электроп...требления ус-л...жняются и системы электросн...бжения. В них включают...ся сети высоких напряжений распределительные сети. Возникает необх...димость с..здания единой энерг...тической системы вн...дрения автоматизации и диспетч...ризации электросн...бжения. В об...единенной энерг...тической системе имеется ш...рокая возможность производства электро...нергии с м...нимальными затратами за... счет наибол...е рациональных режимов работы отдельных типов электр... станций а при наличи... мощ...ных линий электроп...редачи по...вляется в...зможность подключения энерг...тических установок находящ...хся в разных ч...совых п...ясах. Баланс пр...изводетва и п...требления электроэнергии в системе всегда характеризуется равенством производства и п...требления с учетом компенсации п...терь в системе и ра...ходов на собствен...ые нужды.

Задание 2. Определите стилистическую принадлежность текста, свой ответ аргументируйте. Спишите вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.

КАТЕГОРИИ НАДЕЖНОСТИ И РЕЗЕРВИРОВАНИЕ Правильное опред...ление необходимой степени надежности питания предприятия в целом и отдельных его цехов и электропр...емников является одним из основных условий оказывающих решающее вл...яние на выбор рац...ональной системы электросн...бжения. Степень надежности должна определят...ся в зависимости от назначения электроустановки, ее мощности персп...ктив развития.

Надежность в общем виде может быть ох...растеризована как способность системы электросн...бжения и отдельных его эл..ментов об...спечивать выполнение поставленных перед ними задач по бесперебойному питанию электроэнергией данного предприятия и отдельPDF created with FinePrint pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com ных его объектов не пр...водящего к срыву плана производства и к н...допустимым авариям в электрической и технологической частях. Надежность может быть охарактеризована повреждаемостью, ожидаемой продолжительностью бесперебойной работы математическим ожиданием длительности перерыва питания электроэнергией а также ож...даемым ущербом от перерыва питания и другими факторами.

Вел...чина или степень поврежда...мости элементов системы электроснабжения определяется числом отказов в год при выполнени...

этими элементами нормальных функций преду смотре...ных их назначением в рас...матриваемой точке. Поврежда...мость системы ел...гается из поврежда...мости заводского электрооборудования (машин, аппаратов,...или несвоевремен...ой р...визии и проф...лактики из-за ошибочных действий перс...нала из-за перерыва питания от энерг..

Системы.

Под беспер...бойным питанием следует понимать такой режим при к...тором возможные кратковремен...ые перерывы питания по своей прод...лжительности не приводят к рас...тройству технол...гического процесса и существен...ому ущербу производства.

Упражнение 324. Проанализируйте грамматическую координацию главных членов предложения в приведенных примерах. Какими соображениями вызван подбор той или иной формы? Возможны ли варианты в каждом конкретном предложении?

1. Большинство лиц, получивших письма, подозревая гнусность, их ко мне не пересылали (П.). 2. В одном из флигелей его дома жили шестнадцать горничных (П.). 3. По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин. (Г.). 4. Сколько людей поверили ей свои домашние задушевные тайны, плакали у ней на руках! (Т.) 5. Деревня показалась ему довольно велика; два леса… были у ней справа и слева (Г.). 6. В углу, за карточным столом, сидело трое из генералов пикника: тучный, снисходительный и раздражительный (Т.). 7. Калитка заскрипела, несколько щенков дружно залаяли (Т.). 8. В санях сидело три мужика и баба (Л. Т.). 9. В бараке стояло пять лошадей (Л. Т.). 10. На сцене стояли две сдвинутые ученические парты (Шол.). 11. Жил старик со своею старухой у самого синего моря (П.). 12. Старик крестьянин с батраком шел, под вечер, леском (Кр.). 13. И молча тешились забавой майор с научным стариком (Твард.). 14. Нам домой скорей бы воротиться. - Но зачем идем мы и туда?.. Сладко нам и дома не забыться: встретит нас забота и нужда (Н.). 15. Встали и Воропаев с Корытовым (И. Павл.). 16. Клычков с Чапаевым разъехались по флангам (Фурм.). 17. Сюда не проникали ни свет, ни жара (Баб.). 18. Три молодых дерева растут перед входом в пещеру: липа, береза и клен (Г.). 19. Исчезла ревность и досада. Поднялся в поле треск и звон (П.). 20. Каждое слово, каждая фраза резко, определенно, рельефно выражает у него [Гоголя] мысль (Бел.). 21. В продолжение всей дороги ни тот, ни другой не упомянул даже имени Одинцовой (Т.). 22. Впереди шла Елена и Зоя с Инсаровым (Т.). 23. Не то туман, не то дым окутывал всю рощу (Пришв.). 24. Огромное число солдат, пользуясь остановкой и теснотой, возвращались назад от мостов (Л. Т.). 25. Из карет поминутно вытягивались то стройная нога молодой красавицы, то гремучая ботфорта, то полосатый чулок и дипломатический башмак. 26. Те, кто были зачинщиками этих беспорядков и кто активно выступал, - арестованы (Шол.). 27. Большая часть моих прежних привычек и вкусов не нравились ему (Л. Т.). 28. Свадьба Наташи было последнее радостное событие в доме Ростовых (Л. Т.).

Упражнение 325. Выберите правильную форму координации подлежащего и сказуемого в следующих предложениях.

1. На выставке (экспонируется - экспонируются) более 30 различных моделей, каждая из которых - точная копия корабля. 2. На Аляске два года подряд осенью моржи срывались с крутого утеса и разбивались. (Погибли - погибло) 59 животных. 3. Когда колонна подошла к мосту, из «головы» раздался страшный взрыв… Ловушка захлопнулась, и нас стали методично расстреливать… Кто себя обнаруживал, отстреливался, (становился-становились) (жертвой -жертвами) снайперов. Кто не успел выпрыгнуть, (сгорел - сгорели) в машинах. 4. Еще в колонне (ехал - ехали) мужик гражданский и две женщины, они в Чечне искали своих детей. 5. Подавляющее большинство электората в этот день (отправилось - отправились) на свои дачные участки. 6. Большинство таких предприятий (отправило - отправили) своих рабочих в неоплачиваемые отпуска. 7. Мы отыскали бугор, давно облюбованный барсуками, в нем (красовалось - красовались) двадцать шесть нор и тропы к ним, по которым многие поколения барсуков уходили по ночам на охоту. 8. Большинство барсучьих городков (служит - служат) животным десятки и сотни лет… Сколько человеческих селений за это время (сметено - сметены) временем, сколько всяких перемен на земле, а поколения барсуков живут-поживают в счастливо выбранном месте, где их ничто и никто (не тревожит - не тревожат). 9. Когда вода начнет убывать, рыбешка мечется в усыхающих лужах. Такие места (не преминет - не преминут) проведать медведь, волки и лисы, соблазнившись рыбным столом. 10. От множества следов по снегу может показаться: десяток росомах (бегали, бегало, бегал), но это следы одного одинокого зверя. 11. Американцы с помощью радиопередатчиков, укрепленных в ошейниках росомах, попытались проследить за перемещением зверей и их судьбой. Из двадцати пяти за короткое время восемнадцать (погибли - погибло), в пятнадцати случаях они стали (жертвой - жертвами) охоты.

Упражнение 326. Дайте стилистическую оценку координации главных членов предложения в приведенных примерах. В случае необходимости устраните речевые ошибки, отредактируйте текст.

1. Большинство горняков, получивших зарплату за первое полугодие, осталось неудовлетворенными компенсацией. 2. В Измайлове строятся десять 12-этажных домов. 3. Поздно вечером к амбару подкатило два грузовика, груженные мукой. 4. Несколько книг из библиотеки моего отца оказалось утерянными. 5. Операцию сделал молодой хирург Иванова Н.С., недавно защитившая кандидатскую диссертацию. 6. Вспоминаю с благодарностью тех, кто был моими друзьями в тяжелое время. 7. Никто, даже наиболее подготовленные спортсмены, участвовавшие в соревнованиях, не смог побить рекорд африканца. 8. Что скажут теперь те, кто оказался доверчивыми вкладчиками, отдавшими свои сбережения жуликам. 9. Не кто иной, как родители, в первую очередь ответствен за воспитание подростков. 10. Установка нового и реконструкция действующего оборудования ведутся одновременно. 11. Живым организмам необходима одинаково как влага, так и тепло. 12. Каждый шорох, каждый вздох, каждый звук были слышны в напряженной тишине. 13. Студент или студентка должна прийти за справкой? 14. Каждая новая победа человеческого разума, каждое новое понятие, возникшее в процессе труда, закреплялось в труде. 15. В 1997 году на учительских курсах у нас прошли переподготовку 51 человек. 16. Вы и ваши помощники смогут справиться с этим непростым заданием. 17. Выставка-просмотр эскизов монумента открыт ежедневно, кроме понедельника. 18. Корректор Иванова нашел в рукописи немало орфографических и пунктуационных ошибок. 19. «Не в свои сани не садись» вышло в свет в 1853 году. 20. Село Погореловка расположена недалеко от райцентра.

Упражнение 327. Вместо точек вставьте нужные буквы, объясняя выбор формы координации главных членов предложения.

1. 22 различных решения был… принят… в Якутии по льготам и отсрочке платежей в федеральный ПФ. 2. Среди миллионного населения Чечни, согласно переписи 1989 года, русских было 290 тысяч. Из них 210 тысяч жил… в Грозном. Сегодня, по оценкам экспертов, в Грозном остал…сь не более 50 тысяч русских (сколько по всей республике - неизвестно). 3. По данным на 1 декабря 1996 года, в собственности граждан наход…тся 15 млн 200 тыс. легковых автомобилей, в то время как в 1990 году - только 8 млн 677 тыс. 4. Из 60 тыс. автомобильных мостов свыше трети наход…тся в аварийном состоянии. Свыше 11 процентов дорог федерального значения нужда…тся в реконструкции, и 655 процентов требу…т ремонта. Впрочем, эти цифры можно считать довольно условными, поскольку практически все автодороги страны нуждаются в ремонте. 5. Россия имеет самую плохую в мире сеть автомобильных дорог. Так, на тысячу кв. км площади приход…тся 24 км дорог, в то время как в Китае - 100 км, во Франции - 1549 км, а в Германии - 1775 км. Причем из 945 тыс. км российских дорог более трети не удовлетворя…т современным требованиям. 6. Не менее выразительны показатели обеспеченности населения дорогами. Если в России на один миллион жителей приход…тся около 4700 км дорог с твердым покрытием, то в Евросоюзе, к примеру, около десяти тысяч километров. Еще в восьмидесятые годы ежегодно строил…сь до 12 тыс. км новых дорог. В 1995 году был… построен… и реконструирован… 6,48 тыс. км российских дорог, из них 622 км - дорог федерального значения.

Плохие дороги между тем не только низкая транспортная обеспеченность населения, но и угроза его безопасности. В 1994 году аварии на автодорогах унесли свыше 35 тыс. человеческих жизней, около 190 тыс. человек попал… на больничные койки. 7. Из 87,5 тыс. км магистральных дорог находится в удручающем состоянии из-за дефектных рельсов. Свыше 720 мостов и тоннелей уже отработал… свой срок службы. 8. Кое-какие мероприятия, правда, проводятся в отношении младшего и среднего офицерского состава. Как известно, им не выдают зарплату и не строят жилья (68 тысяч семей офицеров по-прежнему остро нужда…тся в жилой площади). В результате за последние три года из армии уволил…сь почти 50 тысяч офицеров, и половина должностей командиров взводов сейчас вакантн… 9. В Республике Коми двое юношей-призывников на обратном пути из военкомата в свой поселок Нившера подвергл…сь нападению стаи волков из 5 особей. 10. С начала года на постоянное местожительство в США выехал… около 2,5 тыс. москвичей, что примерно на 4% больше, чем в прошлом году. Около 1800 москвичей выехал… в ФРГ (на 18% больше, чем в прошлом году), 297 - в Канаду (на 70% больше). В то же время на 10% сократилось число выездов на постоянное местожительство в Израиль, которое составило 1128 человек.



error: Контент защищен !!