Русский язык в школе. Русский язык в школе Междометие ба

В 18 веке французский философ и писатель Жан-Жак Руссо сказал: «Существовать - значит чувствовать». В языке есть специальные слова, которые выражают самые различные чувства. Это междометия. На уроке вы узнаете все о междометии как особой части речи. Также вы узнаете, как пишутся междометия и какими знаками препинания обособляются.

Тема: Междометия

Урок: Междометие как часть речи. Дефис в междометиях

Междометие – особая часть речи, не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные части речи, которая выражает различные чувства, побуждения, но не называет их.

Например: ой, ах, ура, ба, боже мой и др.

Особенности междометий:

· не связаны грамматически с другими словами;

· не отвечают на вопросы;

· не изменяются;

· не являются членами предложения;

В отличие от служебных частей речи, междометия не служат ни для связи слов в предложении, ни для связи частей предложения.

По происхождению междометия делятся на непроизводные и производные

· Непроизводные междометия не соотносятся со словами других частей речи и состоят обычно из одного, двух или трёх звуков: а, о, э, ах, ох, эх, ого, увы . К этой же группе относятся и сложные междометия типа ай-ай-ай, ой-ой-ой и т.п.

· Производные междометия образованы от слов других частей речи:

а) глаголов (здравствуйте, прощайте, подумаешь );

б) существительных (батюшки, караул, господи );

в) наречий (довольно, полно );

г) местоимений (то-то же ).

К производным междометиям относятся и слова иноязычного происхождения (алло, браво, бис, капут ).

По структуре междометия могут быть:

· простыми, то есть состоять из одного слова (а, ай, ой, увы );

· сложными , т.е. образованными соединением двух-трёх междометий (ай-ай-ай, ой-ой-ой, батюшки-светы );

· составными , то есть состоять из двух и более слов (увы и ах; то-то же; вот тебе на; вот тебе раз ).

Виды междометий по значению:

· эмоциональные междометия выражают, но не называют чувства, настроения (радость, страх, сомнение, удивление и др.): ах, ой-ой-ой, увы, боже мой, батюшки, вот те раз, слава богу, как бы не так, фу и др.;

· междометия, которые выражают побуждение к действию, команды, приказы : ну, эй, караул, кис-кис, вон, кыш, марш, тпру, ну-ка, ш-ш, ау;

· этикетные междометия являются формулами речевого этикета: здравствуй(те), привет, спасибо, пожалуйста, простите, всего хорошего.

К междометиям примыкают, но не относятся слова, обозначающие мгновенные действия (бах, хлоп, шлёп и др.) , а также слова, имитирующие различные звуки и голоса животных и птиц (тра-та-та; бум-бум-бум; мяу-мяу; гав-гав; га-га-га и др. ).

Междометия используются в разговорной речи и в художественном стиле, чтобы выразить авторские эмоции или передать настроение героя произведения.

Иногда междометия переходят в разряд самостоятельных частей речи, при этом они принимают конкретное лексическое значение и становятся членом предложения.

Например: Далече грянуло «ура ».

Гонорар – увы и ах .

Домашнее задание

Упражнения № 415–418. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. - М.: Просвещение, 2012.

Задание №1. Прочитайте. Обратите внимание на интонацию, с которой произносятся междометия. Спишите предложения в такой последовательности: 1) предложения с эмоциональными междометиями; 2) предложения с побудительными междометиями. Укажите оттенки эмоций и побуждения.

1. Ах! Амур проклятый! И слышат, не хотят понять... 2. Ну! Виноват! Какого ж дал я крюку. 3. Ох, род людской! пришло в забвенье, что всякий сам туда же должен лезть, в тот ларчик, где ни стать, ни сесть. 4. Простите; я спешил скорее видеть вас, не заезжал домой. Прощайте! Через час явлюсь... 5. А! Александр Андреич, просим, садитесь-ка. 6. Эх, Александр Андреич, дурно, брат! 7. Эй, завяжи на память узелок; просил я помолчать... 8. Кричали женщины: ура! и в воздух чепчики бросали! 9. Ах! Боже мой! Упал, убился! 10. Поводья затянул. Ну, жалкий же ездок. 11. Ах! Злые языки страшнее пистолета. 12. Эй! Филька, Фомка, ну, ловчей! 13. Эх! Братец! Славное тогда житье-то было. 14. Здорово, Чацкий, брат! 15. Ну, тучу разогнал. 16. Ух! Я точнехонько избавилась от петли: ведь полоумный твой отец... (А. Грибоедов)

Задание №2. Выделите в примерах из комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» слова, словосочетания и предложения, выступающие в роли междометий.

1.Бог с вами, остаюсь опять с моей загадкой. 2. Помилуйте, мы с вами не ребяты: зачем же мнения чужие только святы? 3. Князь Петр Ильич, княгиня, боже мой! 4. А мне подарочек, дай бог ему здоровья! 5. «Я досказал». - «Добро! Заткнул я уши». 6. А дамы?.. Дай бог терпение - ведь сам я был женат.

Дидактические материалы. Раздел «Междометие»

Дидактические материалы. Раздел «Звукоподражательные слова»

3. Культура письменной речи ().

Культура письменной речи. Междометие.

Междометие. Энциклопедия Кругосвет.

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. – М.: Мнемозина, 2012.

Русский язык славится своей эмоциональностью и проявлением широкого спектра чувств. Помогают выражать различные чувства и эмоции междометия – лексико-грамматический класс неизменяемых слов и словосочетаний. В данной статье подробно описаны состав, значение, происхождение междометий, приведены примеры их использования в предложениях.

Что такое междометие в русском языке?

Условное разделение частей речи на самостоятельные и служебные не коснулось только междометий и звукоподражаний. Они стоят изолированно от остальных слов, иногда замещая их функции. Давайте подробно разберёмся в том, что собой представляет междометие.

Происхождение

  • непроизводные – возникли изначально сами по себе для выражения различных чувств и эмоций (а, ну, ой, ах и т.д.);
  • производные – образовались от самостоятельных и служебных частей речи (батюшки, полно, скажите на милость );

Значение

  • эмоциональные – выражают различные чувства и эмоции, группируются в зависимости от их вида (ах, ура, ух ты – радость; ой, какой ужас, брр-р-р – испуг);
  • этикетные – используют в этикетных формах речи для выражения благодарности, приветствия, прощания, просьбы и т.д. (здравствуйте, салют, мерси и прочие );
  • побудительные – призывают к действию, выражают различные побуждения (брысь, стой, помилуй и т.д.) ;

Состав

  • сложные – состоят из нескольких повторяющихся основ (вот-вот, то-то, ай-ай-ай и пр. );
  • простые – в составе имеют одно слово (ах, ух, господи и т.д. );
  • составные – содержат несколько слов (скажи на милость, чёрт возьми, вот это да) .

    Примеры междометий, образованных от самостоятельных частей речи, можно разделить на такие группы:

    • существительные : господи, матушки, боже и т.д.;
    • глаголы : вишь, помилуй, дай и пр.;
    • местоимения и наречия : ну что Вы, да ты что, полно;
    • союзы и частицы : то-то, а, ну, вот и т.п.

    Для чего служат междометия?

    Эта часть речи может выполнять несколько функций. Во-первых, служить для передачи чувств и эмоций рассказчика (ух ты, вот это да, ого и пр.) , его волеизъявлений (стой, брысь, помилуй) . Многие такие слова происходят от первородных звуков, которые являются реакцией на внешние раздражители (ай, ой, брр, холодно и т.д.) . Во-вторых, одно такое слово может заменять целое предложение (Тьфу! – Какая гадость!) . Эта отдельная и неизменная часть речи, которая не связывает слова в предложениях.

    ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

    На какие вопросы отвечают междометия?

    Данная часть речи не может отвечать на вопросы, так как не является членом предложения. Такие слова помогают выразить чувства, чаще всего они не имеют даже лексического значения.

    Как подчёркиваются междометия в предложениях?

    Слова, выражающие чувства, не выступают в качестве членов предложений, но иногда могут замещать их. В таком случае они подчёркиваются в зависимости от занимаемой позиции. Например:

    • Где-то вдали послышалось протяжное «ох». – В этом случае «ох» стоит на месте подлежащего и подчёркивается одной линией.
    • Ай да молодец! – В предложении «ай да» замещает прилагательное и выступает в роли определения, подчёркивается волнистой линией.

    На письме данная часть речи всегда выделяется знаками препинания. Существует ряд правил употребления разделительных знаков при данной части речи.

    Таблица «Правила пунктуации при междометиях»

    Знак препинания

    Правило

Сигналы, используемые для выражения требования, желания, побуждения к действию, а также для быстрого реагирования человека на различные события реальной действительности. Звукоподражание различным природным явлениям, животным и т. д. изучает раздел лингвистики - ономатопея (идеофон).

Изучению междометий уделяли внимание многие известные лингвисты. Всё многообразие высказанных в разное время точек зрения может быть сведено к трём.

  • Междометие - это разнородный по составу синтаксический класс, стоящий вне деления слов по частям речи.
  • Междометия входят в систему частей речи, но стоят в ней изолированно.
  • Междометия входят в круг частей речи, а внутри последнего - в разряд «частиц речи» наряду с предлогами и союзами.

Заместительные функции междометий и их живые связи со словами разных частей речи активно изучаются в современной лингвистике.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Междометия выполняют экспрессивную или побудительную функцию, выражая, например, чувства говорящего (ох! ого! ого-го!!!), призыв (эй! цып-цып!) или приказание (брысь!). К ним же относятся и нецензурные возгласы, к которым применяются те же правила пунктуации. Многие междометия ведут своё происхождение от эмоциональных возгласов и звучаний, сопровождающих рефлексы организма на внешние раздражения (А-а-а, Ах, больно! Ух, тяжело! Брр. Холодно!), такие междометия нередко имеют специфический фонетический облик, то есть содержат редкие или необычные для данного языка звуки и звукосочетания: в русском - междометие может выражаться нестандартными звуками и звукосочетаниями, например губным вибрантом (тпру! брр, гм), сочетанием (дзинь-дзинь [д’з’], тс, цс). По ряду признаков к междометиям примыкают звукоподражания, представляющие собой условные преднамеренные воспроизведения звучаний, сопровождающих действия, производимые человеком, животным или предметом.

    Междометия являются заменителями известных определенных выражений и целых предложений. Вместо «тьфу» или «брр», можно сказать «какая гадость!», вместо «тс» - «тише, не шумите», вместо «эй» или «псс» - «подите сюда», «послушайте» или просто сделать призывный жест рукой и т. д. Употребление междометий в качестве членов предложения, стоящих в связи с другими членами, очень редко. Немногочисленными образчиками могут служить случаи типа: «ахти мне горемычной», «увы мне бедному» (лат. eheu me nuserum , нем. webe dem Armen ) и т. д.

    Междометия в английском языке в связной речи могут выступать в качестве отдельных звуков, выражающих чувства или побуждения говорящего, как в русском и любом другом: Ok! Oh! Ah! Bravo! Hush! Hurrah! и т. п. или отдельных выражений, несущих функцию междометий, как например: For shame! Стыдно! Молодец! Здорово! и т. п. Варианты предложений: «Well, perhaps you are right! - Ну, может быть, вы и правы.», «Oh! what a pleasure! - Ax, как приятно!».

    Междометия в русском языке: ох, ой, пли, ух, фу, фи, ага, ах, апчхи, батюшки, браво, господи, ишь ты, боже ж ты мой, о чёрт, ни фига себе! ай молодца!, молодец!, молодчина!, да ну ты брось, да ну как же оно так вышло-то вот, при! … Эти слова не имеют лексических и грамматических значений, не изменяются и не являются членами предложения. Исключение составляют случаи, когда междометия выступают в функции знаменательной части речи, например, существительного: «В темноте раздалось грозное эй».

    Чаще всего в качестве междометий выступают изобразительные слова (звукоизобразительные, ономатопоэтические), слова, в которых звучание частично предопределено значением слова. Различаются звукоподражательные слова , использующие звуки , акустически напоминающие обозначаемое явление (русские «буль-буль», «ку-ку», осетинские тъæпп - «хлоп, бац, бух», немецкие «puffi! hopsa!»; канури ndim-dim - о глухом, гулком стуке и т. д.), звукообразные (идеофонические) слова, в которых звук создаёт образное впечатление о форме предметов, их движении, расположении в пространстве, качествах и пр. на основе ассоциаций между звуками и незвуковыми явлениями (движением, формой и пр.), например в нилотском языке ланго bim-bim - «толстый-претолстый», чувашское йалт-йалт - о мелькании отдалённой молнии, японское буру-буру - о дрожании, эве (Африка) bafo-bafo - о походке живого подвижного человека маленького роста, boho-boho - о походке полного, тяжело ступающего человека, wudo-wudo - о небрежной походке.

    Междометия не изменяются по родам и по числам, а также не являются ни знаменательной, ни служебной частью речи и в отличие от них, междометиям не свойственна связующая функция. Иногда междометия употребляются в значении других частей речи. При этом междометие принимает конкретное лексическое значение и становится членом предложения: «Ай да мёд!», «Вот раздалось „ау“ вдалеке».

    Классификация

    Междометия можно классифицировать по разным признакам, например по происхождению, структуре и значению:

    • по происхождению: непроизводные, производные.
    • по структуре: простые, сложные, составные.
    • по значению: эмоциональные, побудительные, этикетные.

    Классификация междометий по генетически связанным группам со знаменательными словами, эта группа междометий более обширна:

    • существительными: батюшки, господи, боже и др.
    • глаголами: ишь, вишь, пли и др.
    • местоимениями, наречиями, частицами и союзами: то-то, эка, ш-ш, вот-вот и др.

    К междометиям также относятся:

    • сращения: на тебе, ну да, да уж, эх вот как, вот те раз и др.;
    • устойчивые словосочетания и фразеологизмы: батюшки светы, слава богу и др.;
    • слова, обозначающие мгновенные действия: бах, хлоп, шлёп, бум, гав и др.;
    • слова, имитирующие различные звуки и голоса животных и птиц: тра-та-та, ба-бах, мяу-мяу, дзинь-дзинь и др.

    При использовании во множественном числе междометия становятся именами существительными. Главным источником пополнения междометий являются оценочно-характеризующие существительные (страх, ужас, беда) и экспрессивные глаголы (постой, погоди, давай, валяй, мути, замути).

    Междометия в русском языке

    Жестикуляция

    Жесты и мимика часто неотделимы от междометий. Так, тяжело вздыхая, люди говорят «ух, ну вот… что я наделал?», тем самым добавляя большее значение при выражении определённого чувства. И иногда без поддержки жестов или мимики по одной только интонации голоса весьма сложно понять сказанное: было ли это «послание» (обида или гнев) или просто шутливая присказка (дружественное приветствие).

    В лингвистике междометия, в отличие от спонтанных выкриков, являются конвенциональными средствами, то есть такими, которые человек должен знать заранее, если он хочет ими пользоваться. Тем не менее междометия все-таки находятся на периферии собственно языковых знаков. Например, как никакие другие языковые знаки междометия связаны с жестами. Так, русское междометие «На!» имеет смысл только тогда, когда сопровождается жестом, а в некоторых языках Западной Африки есть междометие, которое произносится одновременно с приветственным объятием.

    Междометия уникальны тем, что не принадлежат ни служебным, ни самостоятельным частям речи. Они призваны выражать чувства, эмоции, побуждения, при этом не называя их. В статье дается полное определение междометий, приведены их признаки, примеры употребления в речи.

    Слова, которые помогают выразить волеизъявления, побуждения, всю многогранность эмоций и чувств, не уточняя их, называют междометиями. Они стоят отдельно и не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Фразы, выражающие чувства и эмоции, классифицируются по нескольким признакам:

    • значение (побудительные, эмоциональные и этикетные);
    • структура (составные, простые и сложные);
    • происхождение (непроизводные и производные).

    Общее значение таких фраз - выражение чувств, побуждений, эмоций, не называя их. Одно и то же слово может выражать разные чувства, определить которые можно из контекста. Например, «ух» может обозначать:

    • радость: Ух, хорошо!
    • испуг: Ух, страшный какой.
    • удивление: Ух ты!
    • угроза: Ух, я Вам задам!

    Такие слова не отвечают на вопросы и не имеют лексического значения. Чаще всего они не выступают в качестве членов предложения. Как определить, какой член предложения междометие? Это можно сделать, когда оно замещает другие, значимые части речи.

    Например:Там, вдали, послышалось протяжное «ау». - «Ау» выступает в роли подлежащего.

    Ай да умница! - «ай да» является определением.

    Правописание междометий

    Слова, относящиеся к данной части речи могут писаться:

    ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

    – отдельно

    • сложные и составные междометия - Батюшки мои, где ты был?
    • выражения с сокращённой формой местоимения тебя, тебе - те. Например: Я те покажу, вот те раз.

    – через дефис

    • сложные слова типа о-го-го, ей-же-ей, ей-богу;
    • слова с повторяющейся основой - ай-ай-ай, ах-ах, вот-вот и т.д.

    На письме междометия всегда выделяются знаком препинания. Это может быть:

    • Запятая - ставится, если высказывание сказано с обычной спокойной интонацией, с одной или с двух сторон, в зависимости от позиции в предложении.

      Например: Ой, больно мне. Хорошо-то как, эх. Ваня, чёрт возьми, что ты наделал?

    • Восклицательный знак - употребляется после выражений с ярко выраженной интонацией.

    ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

    по теме «Междометие как часть речи»

    по учебнику «Русский язык», 7 класс, § 74, авторы М.Т Баранов, Т. А. Ладыженская и др.

    Класс: 7

    Продолжительность: 40 минут

    Цели:

    1) знакомство с междометием как частью речи, с различными группами междометий по значению и назначением в языке;

      формирование умения отличать междометия от других частей речи, употреблять их в речи;

      развитие умения сравнивать, разграничивать языковые явления; воспитание вежливости, стремления избегать в общении речевых ошибок;

      научить пунктуационным навыкам оформления междометий на письме.

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: проектор, ноутбук, электронная презентация, экран, карточки,

    Формы работы учащихся: фронтальная, групповая и самостоятельная работа; частично-поисковая деятельность, постановка и решение проблемных задач.

    ХОД УРОКА

      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!

    Открываем тетради, записываем число, классная работа.

    2. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

    А) Синтаксическая пятиминутка:

    записать предложение под диктовку, расставить знаки препинания, разобрать по членам предложения, устно выполнить хар-ку предложения)

    Растаял снег, луга зазеленели,

    Телеги вновь грохочут по мосту. (М.Исаковский)

    (Повеств., невоскл., сложное: 1ч.: двусост., нераспр., неосложн.; 2 ч.: двусост., нераспр., неосложн.; 3 ч.: двусост., распр., неосложн.;)

    Б) На карточках индивидуальная словарная работа – 3 чел.

    В) Мы закончили изучать раздел «Частица».

    Давайте повторим знания по разделу.

    Прочитаем предложения, найдем частицы, укажем их разряд. (СЛАЙД)

    -Вот моя деревня, вот мой дом родной... (И.Никитин.)(смыслоразличительная частица – указание)

    -Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу... (А. Майков.) (смыслоразличительная частица – усиление)

    -Не бросай друга в беде.(отрицательная частица)

    -Взял бы миллион цветов и разбросал бы их над планетой. (формообразующая частица)

    К каким частям речи относятся частицы? (служебные части речи)

    Назовите самостоятельные части речи (сущ., прил., гл., числит., местоим., нареч., прич., дееприч.)

    В чем отличие самостоятельных и служебных частей речи? (служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества и не бывают членами предложения)

    Какой раздел изучает слово как часть речи? (морфология)

    3. НОВАЯ ТЕМА

    А) Сообщение темы урока

    Выступление 1 учащегося

    Среди живущих на Земле существ есть совсем просто устроенные, вроде каких-нибудь одноклеточных водорослей или микробов, и очень сложные – вроде обезьяны или крокодила.

    То же самое мы видим и среди частей речи. Вот, например, самое простейшее из простейших – междометие. Его никак нельзя изменить, и у него нет никакого внутреннего строения, прямо одни восклицания какие-то: Ох! Ах! Хи-Хи. Возьмем, например, О! – ну чем не простейшее одноклеточное?

    Междометие с латинского переводится как брошенное между. Вот Вам и часть речи! Однако без междометий наш разговорный язык просто нельзя себе представить.

    Ребята, вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

    Выступление 2 учащегося

    Чтение стихотворения.

    Ребята, постарайтесь запомнить строки, в которых говорится о том, какие чувства, настроения, побуждения могут выражать междометия.(поощрение, похвала, упрек, запрет, благодарность,…)

    Мне, - сказало Междометье, -

    Интересно жить на свете.

    Выражаю поощренье, похвалу, упрек, запрет,

    Благодарность, восхищенье, возмущение, привет…

    Те, кого охватит страх, произносят слово АХ!

    У кого тяжелый вздох, произносят слово ОХ!

    Кто встречается с бедой, произносит слово ОЙ!

    Кто отстанет от друзей, произносит слово ЭЙ!

    У кого захватит дух, произносит слово УХ!

    Интересно жить на свете, если знаешь междометия.

    Этой части речи мы и посвятим наш урок.

    Б) Постановка целей и задач урока

    Давайте сформулируем задачи урока. Чему мы должны научиться?

    Дети формулируют цели и задачи урока.

    Распознавать междометия и уметь употреблять их в устной и письменной речи.

    Правильно писать и расставлять знаки препинания в предложениях с междометиями.

    СЛАЙД

    - Учитель: цель нашего урока – узнать признаки междометия как части речи; определить, почему эта часть речи является особой; узнать правила выделения междометий в устной и письменной речи; научиться пунктуационным навыкам оформления междометий на письме.

    В) Объяснение нового материала

    Запишите тему нашего урока

    Междометие как часть речи

    производные

    возникли из самостоятельных

    частей речи

    непроизводные

    Выписать только производные междометия

    Ой! Ох! Увы! Цыц! Ура!

    Ужас! Спасибо! Извините! Страх!

    Не нужно путать производные междометия и самостоятельные части речи.

    Можете ли вы сказать, почему междометие не относится ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи, т.е. является особой частью речи?

    В отличие от самостоятельных частей речи, служебные части речи не называют ни предметов, ни признаков, ни действий, ни количества и не бывают членами предложения. Они употребляются в предложении только с самостоятельными частями речи. Они не изменяются.

    К междометиям примыкают, но не являются ими звукоподражательные слова , которые передают звуки, издаваемые людьми, животными, различными предметами, стихийными силами природы.

    Ку-ку, гав-гав, мяу

    Какие три признака нам помогают при изучении новой группы слов? (Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая функция).

    Среди междометий выделяются 3 группы.

    Эмоциональные междометия: А, АГА, АЙ, АХ, АЙ-АЙ-АЙ, ЕЙ-ЖЕ-ЕЙ, БАТЮШКИ, БОЖЕ МОЙ, БРАВО, ВОТ ЭТО ДА, ВОТ ТЕ РАЗ, ГМ, ГОСПОДИ, ДА НУ, ЕЩЕ ЧЕГО, ИШЬ, КАК БЫ НЕ ТАК, КАК ЖЕ, МАТУШКИ, НУ И НУ, ОГО, ОДНАКО, ОЙ, ОХ, ПОДИ Ж ТЫ, ПОДУМАЕШЬ, ПОМИЛУЙТЕ, СКАЖИТЕ СЛАВА БОГУ, С УМА СОЙТИ, ТО-ТО, ТЬФУ, УВЫ, УЖАС, ЧЕРТ ВОЗЬМИ, УПАСИ БОГ, УРА, ЧТО, ЭХ.

    Я междометье эмоциональное:

    Выражаю радость, горе, ликование.

    Могу передавать я удивление,

    Насмешку, гнев, недоумение.

    Ай – ай – ай! Да ну! Ещё чего!

    С ума сойти! Подумаешь! Ого!

    Повелительные междометия: АЛЛО, АУ, ЭЙ, НА, КАРАУЛ, ТС, ЧШ, АЙДА, МАРШ, СТОП, ШАБАШ, ТПРУ, КИС-КИС, ЦЫП-ЦЫП, БРЫСЬ, КЫШ

    Я междометье повелительное:

    Повелеваю, отдаю приказы, призываю.

    И к человеку, и к животным обращаюсь.

    А иногда движенье прекращаю

    А захочу – по телефону пообщаюсь.

    Алло! Ау! Стоп! Марш!

    Кис – кис! Цып – цып! Тш!

    Этикетные междометия ( слова вежливости) : ЗДРАВСТВУЙТЕ, ДО СВИДАНИЯ, СПАСИБО, БЛАГОДАРЮ, ПРОЩАЙ (ТЕ), ИЗВИНИ (ТЕ), ПОЖАЛУЙСТА, БУДЬТЕ ДОБРЫ, БУДЬТЕ ЛЮБЕЗНЫ, ВСЕГО ХОРОШЕГО.

    Я междометье этикетное,

    Здравствуйте! Благодарю! До свидания!

    Будьте добры! Пожалуйста! Спасибо заранее!

    Запись в тетрадях и на доске дополняется:

    Междометия

    Эмоциональные междометия Повелительные междометия

    выражают чувства побуждают к действию этикетные

    (Ах! Ох! Эх!) (Алло! Кыш!) (Здравствуйте! Спасибо!)

    Г) Физкультминутка «Пожалуйста»

    Учитель отдает команды, а ученики выполняют только те из них, которые сопровождаются словом «пожалуйста».

    Ребята, пожалуйста – это тоже междометие.

    Дыхательная гимнастика

    Как же надо правильно дышать? Физиологически правильное дыхание – полное, через нос, трёхфазное (вдох, выдох, пауза), причем выдох несколько длиннее вдоха.

    Упражнение «Дровосек». И.П.: ноги на ширине плеч, руки над головой сцеплены в «замок». Глубокий вдох носом, на выдохе наклон туловища вперед с одновременным опусканием рук и произношением: «ух», 5-6 раз.

    Приседая, надо произнести « ах », поднимаясь, – « ох »

    Вот истории некоторых междометий

    Баю-бай. Родное, знакомое всем с детства междометие. При укачивании ребенка обычно употребляют целую цепочку слов: баю-баюшки-баю.

    Произошло это междометие от глагола баять – говорить, рассказывать сказки.

    Здравствуй! Сколько раз за свою жизнь мы произносим это слово, самое распространенное и обычное русское междометие-приветствие при встрече!

    Сейчас оно для нас просто знак вежливости. А между тем первоначальное значение этого слова было глубоко благожелательным. Ведь здравствуй буквально значит «будьте здоровы» , а точнее – аналогично современному приветствию.

    Спасибо и пожалуйста – эти два слова междометия вежливости являются совершенно различными с точки зрения своего происхождения.

    Междометие спасибо возникло в результате сращения в одно слово устойчивого словосочетания спаси Бог. Конечное «г» со временем отпало.

    Слово пожалуйста было образовано от пожалуй и суффикса ста. Исходное слово пожалуй появилось, очевидно, их пожалую – отблагодарю .

    Д) Чтение теоретического материала учебника § 74 (правило)

    Что такое «междометие»?

    Что выражают междометия?

    Как междометия выделяются на письме?

    4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

    (СЛАЙД)

    А) Работа с предложениями , записанными на слайде.

    Выразительно читаем предложения, записываем в тетради,

    расставляем знаки препинания

    Увы, я не смогу присутствовать при игре.

    Найдите междометие.

    Можно ли отнести междометие к самостоятельным или служебным частям речи?(нет морфологических признаков)

    Ах! Какая красота кругом!

    Эй, Сидоров, пойдем на рыбалку!

    Фу-у-у! Какая невкусная каша.

    Ура! Мы ломим, гнутся шведы .

    После обсуждения учащиеся еще раз формулируют правило.

    Междометие – особая часть речи, которая выражает различные чувства, не называя их. Это особая часть речи , не входящая ни в самостоятельные, ни в служебные части речи.

    Б) Работа по учебнику (устно)

    С._____, упр.____

    Выразительно прочитайте предложения, найдите междометия и выпишите их, распределяя на три группы.

    Эмоциональные междометия Повелительные междометия Этикетные междометия

    В) Отгадать загадки, ответы записать в тетрадь (СЛАЙД)

    Растает даже ледяная глыба

    От слова теплого (спасибо).

    Мальчик, вежливый и развитый,

    Говорит, встречаясь, (здравствуйте).

    Когда нас бранят за шалости,

    Говорим (простите, пожалуйста).

    И во Франции, и в Дании

    На прощанье говорят (до свидания).

    В какую группу междометий входят слова-отгадки?

    5. ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ

    А) Комплексный анализ текста .

    Послушайте текст.

      Каковы тема, основная мысль текста?

      Что вам не нравится в разговоре ребят о вежливости? Как характеризует их этот разговор?

      Благодаря каким словам мы понимаем, что ощущают дети. Найдем их в тексте и назовем чувства, которые они выражают. (Ой, фи - пренебрежение.)

    В классе было шумно. До урока оставало сь еще минут 10, но дискусс ия уже разгорелась.

      Вот, например, если я сижу в автобусе, - говорила Лида Петрова, - и входит старушка, я ей сразу место уступаю.

      Ой, это каждый дурак знает! – закричал Романов Саша. – А еще надо сказать: «Са дитесь пожалуйста!» Поняла, ворона?

      Фи, ты что, с приветом! – воскликнул Дима Ковалев. – Надо сказать этой старушке: «Будьте любезны садитесь по жалуйста». Понятно? А так она и не захоче т садиться на твое дурацкое место.

      Тьфу да пока ты будешь говорить свои длинн ые речи, старушка, может, вообще вылезет из автобуса! – вмешался Миша Маслов.

    Вдруг про звенел звонок…

    Надо сказать этой старушке: «Будьте любезны, садитесь, пожалуйста».

    Б) Вставьте подходящие по смыслу междометия
    и выделите их знаками препинания

      Как красиво весной в лесу! (О!)

      Мы победили! (Ура!)

      Каникулы кончились. (Увы,)

      Возвращайся скорее, мама (Ну,)

      Коля, принеси мою книгу. (Пожалуйста,)

      Как больно! (Ой,)

    _______________________________________

    Ну, ой, о, увы, ура, пожалуйста

    6. ИТОГ УРОКА

    Выступление 3 учащегося (на голове ученика бумажная корона, на которой написано слово междометие)

    Чтение сказки «Без чего в речи не обойдёшься?»

    Меня зовут междометие .

    Я - самое важное слово. В разговоре без меня нельзя, потому что я чувства всякие и настроения выражаю. Больно кому – он кричит: «Ай-ай-ай!» или «Ой-ой-ой!». Весело – смеется: «Ха-ха-ха!», «Хи-хи-хи!». Встретились двое – сразу ко мне за помощью: «Здравствуй!», « Привет!», « Пожалуйста!». Чуть что-то случилось – говорят: «Дело-табак», «Крышка!». И все эти ога, угу, ох и им подобное – мои родные братья

    Если вы внимательно слушали сказку, то скажите, что можно выразить с помощью междометий?

    Вывод: Ответьте на вопросы

    1.В чем особенность междометия как части речи?

    2.Междометие выражает……..

    3.В чем отличие производных междометий от непроизводных?

    4.Где чаще всего в художественной речи используются междометия?

    Междометия произносятся с особой восклицательной интонацией и обычно сопровождаются мимикой и жестами, усиливающими то значение, которое передается междометием.

    - Ребята, а сейчас посмотрите на СЛАЙД.

    Какое из утверждений верно?

      Междометие - это самостоятельная часть речи, которая выражает чувства, настроения или побуждения.

      Междометия чаще всего употребляются письменной речи, нежели в устной.

      Междометие - это служебная часть речи, которая выражает чувства, настроения и побуждения.

      Междометие - это особая часть речи, которая выражает, но не называет различные чувства, настроения или побуждения.

    Что нового узнали?

    С какой частью речи мы познакомились на уроке? Что узнали о ней?

    Итак, с помощью междометий можно выразить разные чувства. Какие?

    Какую оценку бы поставил каждый из вас себе за работу на уроке?

    Реализовали ли цель урока, которую ставили перед собой?

    Выступление учащегося: ученик читает стихотворение (ученики слушая, хором называют междометия)

    Ах, как трудно жить на свете,
    Не усвоив междометий!
    Сердце так и гложет страх
    Ах!
    Эх, ведь спросят как назло!
    Вот бы нынче повезло!
    Я по списку дальше всех!
    Эх!
    Ох, беда уже близка,
    Так и ждет меня доска
    Если б кто-нибудь помог!
    Ох!
    Ух, захватывает дух!
    Притворюсь-ка я, что глух!
    Хоть бы в классе свет потух
    Ух! Ах! Эх! Ох! Не вызвали!
    Ц. Ангелов

    7. РЕФЛЕКСИЯ

    Всю нашу жизнь можно поделить на временные промежутки – год, день, час… Урок – 40 минут, это тоже часть нашей жизни, поэтому важно, как мы живем в это время. Давайте оценим, как мы прожили эти 40 минут

    Поднимите карточку с соответствующей буквой!

      А - Ух! Как же мне все понравилось!

    • В - Ах, как хорошо и замечательно!

      Г - Эх и Ах! Но все же ОХ!

      Д - Ах, ух! Эх! Ого!!! Было интересно!

    8. ЗАДАНИЕ НА ДОМ (СЛАЙД)

    1. Повторить материал параграфа 74

    2. Вариативное домашнее задание

    А) Сочинение – миниатюра на тему «Волшебные слова»

    КАРТОЧКИ

    СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

    Идём по улиц..., приближаемся к станци..., встретимся на остановк..., трол...ейбус на перекрёстк..., снег лежит на тропинк... , на зелёной ел... и пихт..., спит в берлог... в своей постел..., с ветк... на ветку, бродит по дорог... возле деревн..., был в здани..., записано в Конституци..., в пламен... огня, подошёл к знамен..., расположиться в долин..., стоять у знамен..., расти на свобод..., нога в стремен..., отвечать по истори...,

    СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

    Участвовать в экспедици..., постареть от врем...н...., проходить по алле..., звать по имен..., предупредить об опасност..., в пламен... костра, заботиться об урожа..., стоять в размышлени..., слушать лекцию в планетари..., по фамили..., прочитать в энциклопеди..., заниматься в студи..., расписаться в получени..., отдыхать в санатори..., упрекать в равнодуши..., читать в хрестомати..., не забывать о сострадани... и милосерди..., храбрость в сражени..., ошибаться в сочинени...

    СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ

    Запутаться в решени... задач..., отвечать на географи..., ошибка при умножени..., при склонени... существительных, родился на юге Росси..., не теряла врем...н..., в выражени... лица, говорил об отц..., дяд..., жизнь в Петербург..., стыдился своей заносчивост..., рас...просить о работ..., сказал при прощани..., присутствовать при репетици..., сообщить о пьес... и её репетици..., под...ехать к башн... , найти отр...жение в легенд..., в предани..., в летопис..., задержаться в укрыти..., чу...ствовать на рас...тояни...



error: Контент защищен !!