Однокоренные слова называют родственными. Родственные словапримеры родственных слов. Какие слова не являются родственными

Родственные слова и формы слов

Основной смысл слова заключен, как правило, в корне , поэтому он является главной морфемой, позволяющей объединить группу слов. Эти слова наделены схожим лексическим значением и являются родственными. Пример:

словом «светлый » обозначают предмет, который излучает сильный свет или является освещенным. Морфемный разбор будет выглядеть так:

свет+л+ый — корень + суффикс + окончание.

Можно подобрать к нему слова с идентичным корнем:

  • свет лячок (существительное);
  • рассвет (существительное);
  • засвет ло (наречие);
  • свет ить, свет ает (глаголы).

Приведённые примеры схожи по значению с прилагательным «светлый» , несмотря на то, что принадлежат они к другим частям речи в отличии от словоформ самого рассматриваемого прилагательного:

  • подхожу к светл-ому дому;
  • нахожусь в светл-ом помещении;
  • в ожидании светл-ого дня.

Практически ко всем словам можно подобрать родственное слово, попробуем сделать это с корнем «лет» :

  • полёт, летчик, летун, лететь, летать, самолёт, налёт, вылетать, слёт (родственные слова);
  • полёт — время (Чего?) полёт-а, недоволен (Чем?) полёт-ом, радуюсь (Чему?) полёт-у, мечтаю (О чём?) о полёт-е (падежные формы).

При образовании родственных слов к корню «лет » были присоединены суффиксы, приставки, окончания (например: вы-лет-а-ть — приставка + корень + суффикс + суффикс ). Это позволило создать ряд родственных слов, состоящий из разных морфемных частей.

Подберём родственные слова к прилагательному «жёлтый »:

  • жёлтый, желтизна, желток, пожелтел, желтуха, желтеть, желтоватый, зажелтел (родственные слова);
  • жёлтый — желт-ее, желт-ейш-ий — самый жёлтый (степени прилагательного).

Обратите внимание, что в корне согласные и гласные буквы могут чередоваться. Примеры:

  • воздух — воздуш -ный;
  • свет — свеч -а;
  • крюк — крюч -ок;
  • круг — круж -ок;
  • урок — уроч -ный;
  • ка с-аться — при-ко с-нуться;
  • мак -ать — за-моч -ить;
  • вы-ско ч-ить — ска ч-ок.

Родственные слова помогают не допускать орфографических ошибок при неясном написании безударной гласной в корне слова. Для того, чтобы проверить такое слово, нужно подобрать к нему проверочное, где гласная в корне окажется под ударением:

  • ли са — ли́сы;
  • ве рхушка — ве́рх;
  • тя жёлый — тя́жесть;
  • ко пилка — ко́пит.

В русском языке встречаются слова со схожими по написанию корнями, но разными по значению. Эти слова не будут являться родственными, они обладают омонимичными корнями :

  • нос -овой (нос, носик, носатый) — нос -ильщик (носить, переноска);
  • сыр -ный (сыр, сыроварня) — сыр -ой (сырость, отсыреть).

Примеры родственных слов

Приведем некоторые из них:

  • лес — лесной, лесничий, подлесок, лесостепь;
  • рыб -а — рыбный, рыбак, рыболов, рыбачить, безрыбье, рыбка;
  • вод -а — водяной, водный, водник, подводник, водопад, водица, водолаз, водоросль, водопровод;
  • бол -ь — больной, болячка, болеть, болезнь, заболевание, болеет, заболел;
  • мороз — морозилка, морозит, заморозить, подморозил, заморозки, изморозь, наморозить;
  • земл -я — земляной, землеройка, заземление, приземлиться, земной, земляне;
  • лист — лиственный, лиственница, листопад, листать, перелистывать, листовой;
  • гроз -а — грозить, угрожать, грозовой, грозный, грозно, грозящий, пригрозить;
  • лов -ить — ловчий, ловец, ловкий, уловка, уловимый;
  • пад -ать — спад, листопад, впадать, распад, нападать, падший;
  • вар -ить — варка, вареник, варево, заварушка, варочный, вареный;
  • пис -ать — письмо, пишет, письменный, писатель, надпись, написано, пропись;
  • красн -ый — краснота, краснеть, краснуха, красноголовик, красненький;
  • зим -а — зимний, зимовать, зимовка, озимый, по-зимнему;
  • дом — домашний, надомный, домосед, домохозяйка, домовой, одомашненный;
  • леж -ать — лежащий, лежбище, лежанка, пролежни, залежался.

-- Я предлагаю вам решить грамматическую задачу. Послушайте рассказ «Родня ли Гусеница Гусю?»

Идут по лугу гусь, гусыня и гусята. Навстречу им ползет гусеница

О! Здравствуйте! Вы кто такие?

Я Гусь, это Гусыня, это наши гусята. А ты кто?

А я ваша родственница – гусеница.

Петя выписал родственные слова: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово.

Петя возразил: “Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово”.

Ребята, кого мы называем родственниками?

Родственники – это родные люди, у них есть много общего: общие родители, бабушки, дедушки. Они

часто похожи внешне.

Кто же прав? Петя или Алеша? Почему?

Кого же можно здесь назвать родственниками?

Среди слов, оказывается, тоже есть родственники.

Выявим признаки родственных слов. Что в них интересного?

Ребята, давайте составим сейчас памятку, с помощью которой вы сможете определить родственные слова перед вами или нет

1.Близки по смыслу.

2.Одинаковая часть.

Давайте с вами сделаем вывод: как определить родственные слова.

Родственные слова -слова близкие по смыслу и имеют одинаковая часть.

Кто может сформулировать тему и цели урока?

А сейчас откройте учебник на стр. 58.

На какой вопрос мы сегодня должны найти ответ?

Прочитайте текст упражнения 77.

Чем похожи выделенные слова? Что их роднит, объединяет?

Прочитайте, на что нужно обратить внимание, и скажите: верные ли мы высказали предположения?

Назовите два признака родственных слов.

А теперь давайте вернемся к нашим «гусям». Запишите родственные слова.

Какая общая часть в этих словах?

Если гусеница не родственница гусям, то какие еще слова с общей частью гус– можно подобрать?

Вывод: какие слова записали? Почему?

Теперь прочитаем правило в учебнике на стр. 58.

Давайте теперь разделим правило на части . (Деление правила на части учащимися: 1.Близки по смыслу.

2.Одинаковая часть.).

Теперь давайте поработаем с каждой частью. Ответьте мне на вопросы:

1.Первый признак определения родственных слов (близки по смыслу)

2. Какую часть имеют родственные слова, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов. (одинаковую часть.).

Ребята, прочитайте упражнение 78 на стр. 59. Можно ли эти слова назвать родственными?

Спишите: 1 ряд – 1-ю группу, 2 ряд – 2-ю группу, 3 ряд – 3-ю группу. Выделите общую часть родственных слов.

Следующее упр. 79. Прочитайте его.

Что обозначает каждое их них?

Что общего в лексическом значении этих слов? Найдите в родственных словах общую часть, в котором заключено это общее значение.

Запишите слова в строку. Выделите в них общую часть гриб . От какого слова образовались слова грибок, грибник, грибной?

Работа в группах.

Разделить учащихся на 4 группы.

1 группа- лето, лететь, летний, летом

2 группа- гора, горевать, горка, гористый

3 группа- сыр, сырость, сырок, сырник

4 группа- сад, садовник, садик, садиться.

Задание.

Все ли слова в данной строчке можно назвать родственными? Почему?

Выберете только родственные слова. Выделите в них общую часть знаком

Взаимопроверка.

Ребята, давайте теперь с вами поиграем в игру «Лишнее слово».

Если родственные слова – хлопните, если нет – топните.

Лиса, лисица, лист.

Сыр, сырость, сырок.

Лес, лесник, лестница, лесной.

Ёж, ёжик, ежиха, ежата, ежевика.

Молодцы ребята!

Класс: 2

Цель урока: целенаправленное формирование умения по отбору информации для формирования корректных выводов на примере изучения темы “родственные слова”

Обучающая задача:
познакомить с терминологией - "родственные слова", знать признаки родственных слов;

Развивающая задача:
обогатить словарный запас учащихся и состав их речевой деятельности;
учиться делать выводы из наблюдений;

Воспитательная задача: воспитывать любовь к родному языку, строить собственные высказывания; воспитывать самостоятельность, организованность.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, раздаточный материал.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы организации работы учащихся:

  • индивидуальная работа,
  • работа в парах,
  • фронтальная.

Ход урока

1.Организационный момент.

Начинается урок
Он пойдет, ребятам, впрок.
Постарайтесь всё понять,
И про слова что-то новое узнать.

2.Каллиграфическая минутка

- Пропишите узор

Какая буква составляет узор? Что вы о ней знаете?

Прочитайте слова.

Л_сной л_сник л_с л_сок

Какая буква пропущена? Какое слово будет проверочным? Докажите.

Пропишите слова, вставляя пропущенные буквы. Выделите общую часть в каждом слове.

Придумайте еще одно слово, для которого слово “лес” будет проверочным.

(лесоруб, лесовик, лесоповал)

3. Работа по теме урока

Давайте сегодня опять заглянем в лесную школу. А там шум, гам. Что же случилось?

На лесной полянке
Летом
Собрался лесной народ
Все водили хоровод.
Перепуталась родня,
Не поймут, где, чья семья.
Долго велся разговор,
Разгорелся даже спор!
Тут сова на ветку села,
Всем молчать она велела
И сказала: “Я, друзья,
Расскажу, где, чья семья.
Ёж, ежонок и ежиха.
Слон, слонёнок и слониха.
Тигр, тигрята и тигрица.
Вот так умница сова
Не ошиблась голова.

Кто внимательно слушал? Какие семьи собрались на лесной полянке?

Перечислите членов каждой семьи

Давайте запишем членов семьи в тетрадь

Еж, ежонок, ежиха

Слон, слоненок, слониха

Тигр, тигрята, тигрица

Назовите одним словом, кто они между собой? (родственники)

Ребята, а у кого из вас есть родственники, поднимите руку.

А кто счастливый, у кого много родственников?

Ребята, в русском языке тоже есть слова - “родственники”

Прочитаем об этом правило в учебнике на стр. 58

Итак, что же мы узнали из правила?

Какие слова в русском языке будут являться родственными?

Вернемся к нашим героям. Можем ли мы их назвать родственниками?

Слова каждой группы, близки по смыслу? (Да)

Есть ли у них общая часть? (Да)

Давайте выделим общую часть слов каждой группы.

Еж, ежонок, ежиха

Слон, слоненок, слониха

Тигр, тигрята, тигрица

Как будут называться слова каждой группы? (родственные)

Ребята, пока мы выполняли это задание, на лесной полянке произошла такая встреча.

Давайте внимательно послушаем

- Гусеница : Здравствуйте! Вы кто?
- Гусь : Я - Гусь, это – Гусыня, а это наш сынок Гусёнок. А вы кто?
- Гусеница : А я ваша родственница – тётка-гусеница.

Ребята, как вы думаете, выскажите своё мнение, действительно ли гусеница

является родственницей гусям?

(Нет, гусеница не является родственницей гусям.)

Ребята, мы сейчас с вами выдвинули предположение. В науке это называется – гипотеза.

Слово “гипотеза” пришло к нам с греческого языка (от др.-греч. - “основание”, “предположение”) - недоказанное утверждение, предположение или догадка.

Сегодня на уроке мы попробуем доказать, верно или нет наше предположение, или, по-научному, верна ли наша “гипотеза”

Давайте подумаем, какие полученные сегодня знания могут помочь доказать верность нашей гипотезы? Нашего предположения? (Знания о родственных словах)

Что самое главное мы узнали о родственных словах?

Рассмотрим наших героев с точки зрения полученных знаний.

Выпишем героев в два столбика (как они встретились)

Гусеница гусь

Прочитайте еще раз определение родственных слов.

Какое главное условие вы нашли?

Есть ли в этих словах общая часть? Выделим ее.

Что же у нас получилось? В этих словах есть общая часть, значит эти слова родственные.

Все согласны с этим?

Давайте прочитаем еще раз правило. Может в нем есть еще одно условие, по которому определяются родственные слова?

Близки ли эти слова по смыслу, одно ли лексическое значение у этих слов?

(Нет, эти слова не близки по смыслу)

Ребята, доказали ли мы верность нашей гипотезы, что гусь, гусыня, гусёнок и гусеница не родственники? (да)

Кто еще раз может всем нам объяснить почему? (Гусь, гусыня и гусёнок не родственники гусенице, потому что они не близки по смыслу, а в общей части не заключено общее лексическое значение)

ФИЗМИНУТКА

4. Продолжение работы по теме урока

Итак, какие условия должны выполняться для родственных слов?

  • Работа в парах

Найдите на карточках родственные слова и соедините их.

Докажите своё мнение.

Докажите, что слова “вода” и “жидкость” не родственные.

Докажите, что “вода” и “водитель” не родственные.

  • Самостоятельная работа – упражнение 82.

Прочитайте строчку.

Выберите ту строчку, которая вам больше нравится.

Выпишите только родственные слова. Обозначьте общую часть.

Проверка : Поднимите руку, кому понравились слова 1 строчки?

Какие слова выписали? Почему вы считаете, что они родственные?

Какое слово оказалось лишнее? Почему?

Итог урока: Какие новые знания помогли нам доказать верность нашей гипотезы?

Какие слова являются родственными?

Дом/задание: с. 60, упр. 83.

Сегодня на уроке мы говорили с вами о родственных словах русского языка.

А как вы думаете, во франц. языке есть родственные слова?

А родственные слова франц. языка тоже должны иметь общую часть и быть близки по смыслу?

Поднимите руку, кому интересно, кто хочет узнать об этом?

Для вас будет особое задание: попробуйте узнать, есть родственные слова во французском языке и если да, то по каким законам они ими являются, совпадают ли они с нашими законами? На следующем уроке вы нам расскажите о результатах своего исследования.

Оценка деятельности на уроке

Молодцы. Спасибо за урок.

Родственные слова — это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.

Однокоренные слова - это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.

Поупражняйтесь с ребенком в поиске родственных слов. Зима — зимы — зимушка — зимний — зимовка — зимующий.

В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКУ

Как научится подбирать родственные слова?

Подбирать однокоренные или родственные слова учат еще в начальной школе. Это умение позволяет проверить написание слов. Не все хорошо справляются с таким заданием. Как научить их подбирать родственные слова правильно? Итак:

Основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов:

Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов.

Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. Попробуйте выполнить задания, в которых необходимо будет составить цепочки с однокоренными словами и отдельно — с грамматическими формами. Например:

  • садовник — сад — садовый (однокоренные слова);
  • садовник — садовники — садовнику (формы одного и того же слова).

    Обратите внимание на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Это можно увидеть на примере слов «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными.

    Однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Например:

    Определите части речи этих слов. Если Вы сделаете всё правильно, то у Вас должно получиться, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.

    Используйте следующий способ образования однокоренных слов: необходимо вспомнить такие части слова, как приставка и суффикс. При помощи этих морфем образуйте однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем «бег». У Вас должна получиться подобная цепочка слов:

    бег — побегать — бегающий — перебежчик и т.д.

    Работа по образованию однокоренных слов очень важна. Данное умение позволит Вам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.

    ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!

  • Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. объяснить с помощью одного и того же слова. (Например: лесок – небольшой лес; лесная – находящаяся в лесу; лесник – тот, кто следит за лесом. )
  • Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу (тяну - тянет, а не тина ).
  • Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, — не родственные слова.
  • Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.
  • В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.
  • www.razumniki.ru

    Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах

    Язык – наш учитель. А каждое слово – урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растёт у дороги. Зимовьем называют место, где зимуют. Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает. Об этом в уроке «Корень слова. Однокоренные слова». В ходе урока вы понаблюдаете за семьями слов, узнаете, что такое однокоренные слова, что называют корнем слова, убедитесь, что корень в родственных словах пишется одинаково, а ещё понаблюдаете за чередованием согласных в корне.

    Учёные подсчитали, что в русском языке примерно 4500 корней. Автор М.А.Рыбникова считала: «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаённый смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах».

    Что такое родственные слова?

    О некоторых словах говорят, что они родственные. Вспомним, что означает это название?

    Родственные – это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение.

    Например, сахарница, сахар, конфета – родственные слова?

    1. Посмотрим, есть ли в словах общая часть? (У слов сахарница, сахар есть общая часть сахар)

    2. Есть общее значение? (Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?)

    Сахарница – предмет чайной посуды для сахара. Значит, сахарница, сахар – родственные слова. Конфета – не родственное слово.

    Собираем семью родственных слов

    Даны слова: рыба, рыбачить, ловить, рыбка, рыбный, окунь, рыбак.

    Соберём семью родственных слов.

    Как их узнать? Во-первых, в словах есть общая часть (рыб), во-вторых, есть общее значение. Можно объяснить слова с помощью одного и того же слова.

    Рыбачить – заниматься ловлей рыбы. Рыбка – это маленькая рыба. Рыбный – сваренный из рыбы. Рыбак – тот, кто ловит рыбу.

    Значит, рыба, рыбачить, рыбка, рыбный, рыбак – родственные слова.

    У нас остались слова ловить и окунь .

    Подберём к ним только те слова, которые считаем родственными. Окунёк, окунул, улов, ловкий – родственные слова?

    Есть ли в словах общая часть? (Окун, лов)

    Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова? Окунёк – это маленький окунь. Значит, окунёк и окунь — это родственные слова.

    Окунул – погрузил в жидкость. Окунь, окунул — у этих слов нет общего значения.

    Улов – количество рыбы, которую выловили. Значит, ловить, улов — это родственные слова.

    Ловкий – искусный, обладающий физической сноровкой. Ловить, ловкий – у этих слов нет общего значения.

    Разгадываем секрет корней

    Как называется общая часть родственных слов?

    Общая часть родственных слов называется корнем.

    Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.

    Отметим корень в родственных словах. В словах окунь, окунёк корень окун-. В словах ловить, улов корень лов-.

    Родственные слова называют однокоренными, потому что в них один и тот же корень.


    Вывод: гласные и согласные звуки разные.

    А одинаковые ли буквы? Буквы одинаковые.

    Помни секрет корней! Корни родственных слов пишутся одинаково .

    Как искать в слове корень?

    Чтобы найти в слове корень, нужно:

    1. Подобрать родственные слова. 2. Выделить одинаковую часть.

    Найдём корень в словах подарок, выкрикнуть, серебристый .

    Подарок – вещь, которую дарят, приносят в дар. Общая часть –дар.

    Выкрикнуть – громко крикнуть, издать крик. Корень – крик.

    Серебристый – цвета серебра, с серебряным оттенком. Корень – серебр.

    Узнаём родственные слова по описанию значения

    К слову снег подберём родственные слова. Узнаем их по описанию значения.

    1. Ласковое название снега (снежок).

    2. Кристаллик снега (снежинка).

    3. Снежная баба (снеговик).

    4. Обильная снегом (снежная).

    5. Небольшие, плотно скатанные комки снега (снежки).

    У этих слов есть общее значение. Понаблюдаем за корнем.

    Представьте, что во всех этих словах корень снег. Произнесите каждое слово с таким корнем. Удобно ли вам было произносить «снегный», «снегки» ?

    Вы наблюдали закон языка: в корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими. Такая замена называется чередованием согласных.

    В данных словах корень снег-снеж, в корне – чередование букв согласных г-ж.

    Наблюдаем за чередованием согласных в корне

    Какие ещё буквы согласных чередуются в корне однокоренных слов?

    Посмотрите на последнюю букву согласного в корне.

    пух-пуш ок

    ух о-уш ко х-ш

    вод ить-вож ак

    гляд еть-гляж у д-ж

    рек а-реч ка

    мук а-муч ной к-ч

    вес ы-взвеш ивал

    кос а-кош у с-ш

    воз ить-вож у

    сказ скаж и з-ж

    А в словах лёд-лед яной, ёл очка-ель буква ё заменяет букву е .

    Обратите внимание! Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если буквы е и ё , г и ж, д-ж, к-ч, х-ш и другие заменяют друг друга.

    Ищем однокоренные слова в стихотворении

    Много лет назад

    Не был он фруктовым,

    Был он только словом.

    Разрастаться стало вскоре

    И плоды нам принесло –

    Стало много новых слов.

    Вот ещё посадки рядом.

    С ним садовник идёт.

    Гулять в саду словесном!

    Однокоренные слова: сад, посадили, рассада, посадки, садовод (специалист по разведению садов), садовник (работник, который ухаживает за садом).

    Можно ли добавить слова садовый, сажать, сажа, саженцы?

    Садовый – имеющий отношение к саду.

    Сажать – то же, что садить.

    Саженцы – растения, пересаженные из другого места. В корне однокоренных слов происходит чередование согласных д-ж.

    А вот сажа не имеет общего значения. Сажа – это чёрный налет от сгорания.

    Однокоренные слова с корнем –уч

    Назовём семью однокоренных слов с корнем УЧ- : учитель, ученик, обучение, учёный, переучивать, заучивать, учительница, учебный, учительская, завуч, научить, учёба.

    Заключение

    На уроке вы узнали, что общая часть родственных слов называется корнем. Корни родственных слов пишутся одинаково. Однокоренными называются слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них одинаковую часть.

  • М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  • М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  • Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  • Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  • Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. – СПб.: КАРО, 2003
  • Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008
  • School-collection.edu.ru (Источник).
  • Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
  • Padabum.com (Источник).
  • Запиши слово соль и припиши к нему однокоренные слова. Узнай их по описанию значения.
  • 1) Небольшой сосуд для столовой соли — …

    2) Класть во что-нибудь соль для вкуса — …

    3) Обладающий вкусом соли — …

  • Выпиши из пословиц и поговорок однокоренные слова. Выдели корень.
  • 1) С ложью правда не дружит.

    2) В дружном коллективе дела спорятся.

    3) Прочёл книжку – с другом встретился.

    4) Умей дорожить дружбой.

    • Раздели слова на две группы однокоренных слов.
    • Вода, водица, водитель, наводнение, проводы, проводница, водяной, водянистый, поводырь.

      Родственные и однокоренные слова: в чем отличие?

      Подбирать родственные слова для проверки орфограмм детей учат, начиная с первого класса. Тем не менее, даже некоторые старшеклассники затрудняются с выполнением этого задания. Более того – нередко, взрослые, помогая своим детям с домашним заданием по русскому языку, испытывают трудности. Их сбивают с толку такие определения, как «родственные» и «однокоренные» слова. Многие подзабыли, чем они отличаются друг от друга.

      Формулировки в современных учебниках довольно расплывчаты и не всегда могут прояснить ситуацию. Попробуем же разобраться, что понимается под родственными словами в современной лингвистике, и чем они отличаются от однокоренных.

      Родственные слова: даем определение

      Итак, родственными в русском языке называются лексемы:

    • с одним и тем же корнем;
    • близкие по своему значению;
    • этимологически восходящие к одному и тому же гнезду (т.е. образованные от одного и того же этимона);
    • различающиеся набором приставок и суффиксов.
    • Например: лес – лесник – лесничий – лесной; ходить – переходить – выход – входивший – вездеход – ходули.

      Родственные лексемы могут относиться как к одной, так и к разным частям речи: боль (имя существительное), больной (имя прилагательное), болеть (глагол), больно (наречие). Имея общий корень, а значит, и общей основной смысл, такие слова немного отличаются друга от друга своим лексическим значением.

      Тем не менее объяснить оттенки этих значений можно с использованием того этимона, от которого все они образованы. Больной – тот, кто испытывает боль. Болеть – испытывать боль. Больно – так, как ощущается боль.

      Родственные слова отдельно - словоформы отдельно

      Важно не путать родственные слова со словоформами . Последние имеют одинаковый корень, но разные окончания (флексии). Солнце – солнца – солнцу; читать – читает – читали – все это не разные лексемы, а формы одного и того же слова. При помощи окончаний меняется только грамматическое значение (падеж, время, лицо, число и т.д.), но лексическое значение остается неизменным.

      Корень один - значит, родственные?

      Однако, чаще всего родственные слова путают с однокоренными . Немногие способны четко объяснить, в чем их отличие. Более того, часто эти понятия используются как синонимы, что не совсем верно.

      Для начала вспомним, что однокоренными называются такие слова , которые имеют одинаковый корень, но разные приставки и суффиксы. В отличие от родственных, они необязательно должны быть схожи по своему значению. С этой точки зрения, существительное водитель и прилагательное водяной являются однокоренными, так как у них общий корень – вод . Но они не являются родственными, так как имеют совершенно разное лексическое значение.

      Можно сделать следующий вывод : все родственные лексемы – однокоренные, но далеко не все однокоренные слова – родственные.

      Об этом важно помнить при подборе проверочного слова, чтобы не ошибиться с объяснением той или иной орфограммы. Часто учащиеся не обращают внимания на смысл лексем и пытаются объяснить написание прилагательного слезливый – существительным слизь , написание существительного пескарь – словом писк .

      Правила подбора родственных лексем в русском языке

      Рассмотрим правила, которые помогут вам не ошибиться, выполняя подобное задание .

      Выделяем корень . Есть два способа сделать это. Первый – понять, как данное слово образовано. Например, строитель существительное, образованное от глагола строить при помощи суффикса – тель .

      Иногда с ходу найти корень не получается. Тогда пробуем изменить начало и конец заданной лексемы: пересказывать – рассказывать, высказывать, сказывать, пересказ, рассказ, сказка, сказочный . Корень здесь – сказ .

      Образовываем как можно больше однокоренных слов , не забывая о том, что все они должны быть близки по своему значению.

      Здесь нелишним будет напомнить, что в русском языке существует 5 основных способов словообразования:

    1. Приставочный (префиксальный). Например: читать – пере +читать, до + читать .
    2. Суффиксальный . Сыр – сыр + ок, береза – берез + овый, кружево – кружев + ница .
    3. Префиксально-суффиксальный : вода – под + вод +ник, двор – при + двор + ный, мечтать – раз + мечтать +ся.
    4. Безсуффиксный (применяется при образовании имени существительного от глаголов или прилагательных): широкий – ширь, привозить – привоз.
    5. Сложение . Складываться могут слова или их основы, например: школа + интернат – школа-интернат, сам + летает - самолет, белые + зубы - белозубый. Иногда при словообразовании таким способом основа может сокращаться: заработная + плата зарплата.
    6. Существуют и другие, менее распространенные способы словообразования, например, аббревиация (Московский государственный университет МГУ). Однако для подбора родственных лексем в основном используются способы, перечисленные выше.

      В процессе поиска однокоренных слов нельзя упускать из виду такое явление, как чередование согласных и гласных звуков в корнях . Более того – иногда гласная в корне может полностью «исчезать». Например: замереть – замирать, излагать – изложение, петь – пою, читать – чтение, светить – свеча, водить – вождение, лепить - леплю . Несмотря на различное звучание, эти пары лексем являются однокоренными. Доказать это легко, опираясь на их схожее лексическое значение.

      Объяснить такие чередования можно исторически. Они связаны с утратой некоторых гласных звуков (льсть – льстить ), тождеством согласных звуков (г\\з, ск\\щ, х\\ш: друг – друзья, писк – пищать, слух – слушать ) и другими фонетическими процессами.

      Иногда слова, изначально родственные и имеющие один корень, с течением времени расходятся по своему лексическому значению. В современном языке их называют «исторически родственными» . В качестве примера можно привести лексемы беда – победа, гвоздь – гвоздика , которые сейчас родственными не считаются, хотя имеют общий корень.

      Ну и, наконец, самый главный секрет в деле подбора родственных слов – регулярные тренировки и большой словарный запас . Только в этом случае, проверочные слова будут вспоминаться на автомате, а ваше письмо будет грамотным.

      С помощью этого видео вам будет легче понять, что такое родственные слова и формы слов.

      Однокоренные слова, что это такое? Примеры

      Однокоренные сло­ва - это сло­ва (лек­се­мы) раз­ных частей речи с оди­на­ко­вым кор­нем (при­ме­ры: белый, белеть, бело ) или одной и той же части речи, но с раз­ны­ми при­став­ка­ми и суф­фик­са­ми (напри­мер: белый, бело­ва­тый, белень­кий ).

      Однокоренные сло­ва в сво­ем мор­фем­ном соста­ве име­ют один и тот же корень. Научимся отли­чать одно­ко­рен­ные сло­ва от их грам­ма­ти­че­ских форм.

      Среди огром­но­го коли­че­ства слов рус­ско­го язы­ка мож­но выде­лить ряды слов с общей частью, в кото­рой заклю­че­но их глав­ное лек­си­че­ское зна­че­ние. Конечно же, речь идет о корне и об одно­ко­рен­ных сло­вах.

      Эти сло­ва объ­еди­ня­ет не про­сто набор оди­на­ко­вых букв и зву­ков, а еще нечто общее, заклю­чен­ное в сло­ве, общая соот­не­сен­ность с чем-либо (пред­ме­том, при­зна­ком, дей­стви­ем, каче­ством и пр.), то есть их лек­си­че­ское зна­че­ние.

      Например, рас­смот­рим ряд одно­ко­рен­ных слов: «дом», «домик», «домаш­ний», «одо­маш­нить», «доми­ще», «домиш­ко» .

      Все эти сло­ва раз­ных частей речи свя­за­ны с поня­ти­ем «дом» , зна­чит, это одно­ко­рен­ные сло­ва.

      Другой ряд суще­стви­тель­ных: «пте­нец», «пти­ца», «пташ­ка», «птич­ник», «птич­ни­ца» - свя­зан с пти­цей. Общей частью этих слов явля­ет­ся -пт- .

      В сло­вах «ули­ца», «пере­улок», «зако­улок», «про­улок», «улич­ный» можем выде­лить общую часть -ул- - корень слов.

      Не сле­ду­ет путать одно­ко­рен­ные сло­ва с грам­ма­ти­че­ски­ми фор­ма­ми слов. Поясним это на при­ме­рах.

      Как отличить однокоренные слова от форм слов

      Возьмем для иссле­до­ва­ния сло­во «дом» , кото­рое име­ет сле­ду­ю­щий мор­фем­ный состав:

    7. что? дом _ , дом- а;
    8. крыль­цо (чего?) дом- а, мно­го (чего?) дом- ов;
    9. направ­ля­юсь к чему? к дом -у, к дом- ам;
    10. опи­шу что? дом _ , дом- а;
    11. любу­юсь (чем?) дом- ом, дом- ами;
    12. рас­ска­жу о чём? о дом- е, о дом- ах.
    13. Перед нами не род­ствен­ные сло­ва, а падеж­ные фор­мы суще­стви­тель­но­го «дом» , у кото­рых корень оста­ет­ся один и тот же, а толь­ко меня­ют­ся падеж­ные окон­ча­ния. Это одно и то же сло­во, толь­ко в дру­гой грам­ма­ти­че­ской «одёж­ке», что назо­вем его фор­мой .

      Сравним с рядом одно­ко­рен­ных слов с кор­нем дом- , при­ве­ден­ных выше.

      Темный - тем­нее, тем­ней­ший, тем­нее всех.

      В этом ряду пред­став­ле­ны фор­мы сте­пе­ней срав­не­ния каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го «тем­ный».

      Болеть - болел, боле­ла, боле­ло, болев­ший, болея.

      Эти сло­ва явля­ют­ся родо­вы­ми фор­ма­ми про­шед­ше­го вре­ме­ни, осо­бы­ми фор­ма­ми - при­ча­сти­ем и дее­при­ча­сти­ем - гла­го­ла «болеть» .

      Сравним с фор­ма­ми гла­го­ла «болеть» ряд одно­ко­рен­ных слов:

      боль, боль­ни­ца, боль­ной (суще­стви­тель­ное), боль­нич­ный, забо­леть, при­бо­леть, забо­ле­ва­ние и пр.


      russkiiyazyk.ru

      Отличия однокоренных слов от форм слова

      Выясним, как отли­чить одно­ко­рен­ные сло­ва, кото­рые могут быть сло­ва­ми раз­ных частей речи, от форм одно­го и того же сло­ва.

      В рус­ском язы­ке суще­ству­ют ряды слов, кото­рые род­нит глав­ная мор­фе­ма - корень .

      Вспомним, что такое корень сло­ва.

      Следовательно, одно­ко­рен­ны­ми явля­ют­ся сло­ва с одним и тем же смыс­ло­вым кор­нем, напри­мер:

      ско­рый - ско­рость, уско­ре­ние, ско­рост­ной, уско­рить, ско­ро, наско­ро, поско­рее, вско­ре.

      Их объ­еди­ня­ет корень скор- , кото­рый име­ет общее зна­че­ние «быст­рое пере­дви­же­ние «.

      Как видим, в ряду одно­ко­рен­ных слов раз­ли­ча­ют раз­ные части речи:

      ско­рость, уско­ре­ние - суще­стви­тель­ные;

      ско­рый, ско­рост­ной - при­ла­га­тель­ные;

      ско­ро, наско­ро, поско­рее, вско­ре - наре­чия.

      Как отличить родственные слова от форм слова

      Следует отли­чать род­ствен­ные сло­ва, кото­рые могут быть сло­ва­ми раз­ных частей речи, от форм одно­го и того же сло­ва.

      Так, у каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го «ско­рый» име­ют­ся фор­мы сте­пе­ней срав­не­ния:

      ско­рый - ско­рее, более/менее ско­рый, ско­рей­ший, ско­рее всех, самый ско­рый.

      Эти фор­мы не явля­ют­ся одно­ко­рен­ны­ми сло­ва­ми к ряду род­ствен­ных слов с кор­нем скор- (ско­рость, ско­ро, ско­рост­ной и т.д.), а пред­став­ля­ют собой фор­мо­из­ме­не­ние одно­го и того же при­ла­га­тель­но­го «ско­рый» .

      К суще­стви­тель­но­му «гора » под­бе­рем род­ствен­ные сло­ва:

      гор­ный, гори­стый, гори­стость, при­го­рок, гор­няк, гор­няц­кий.

      Слово «гора » может менять свою фор­му, изме­ня­ясь по паде­жам и чис­лам:

      склон гор ы, направ­люсь к гор е, вижу гор у, любу­юсь гор ой, думаю о гор е; высо­кие гор ы.

      Это все фор­мы одно­го и того же суще­стви­тель­но­го «гора «, у кото­рых меня­ет­ся толь­ко окон­ча­ние. Их нель­зя вклю­чать в ряд род­ствен­ных слов с кор­нем гор- .

      У при­ла­га­тель­ных тоже име­ют­ся свои фор­мы, кото­рые сле­ду­ет не вклю­чать в пере­чень род­ствен­ных слов. Рассмотрим это на при­ме­ре сло­ва «яркий «.

    Родственными словами называют слова, которые имеют один и тот же корень. При этом они относятся к разным частицам речи. Так, к примеру, родственными можно назвать слова «белый», «белизна», «белеть». Продолжая разговор о том, что такое родственные слова, нельзя не отметить, что при их определении нужно учитывать ряд особенностей. Об этом и поговорим далее.

    Как образуются родственные слова

    Родственные слова образуются определенным набором приставок и суффиксов (постфиксов). Если же слова, имея один корень, отличаются только окончаниями (флексиями) считать их родственными нельзя. К примеру, «рек-а» и «рек-у» являются не родственными словами, а формами одного и того же слова.

    В русском языке самыми распространенными методами словообразования, как известно, являются префиксальный, суффиксальный, префиксально-суффиксальный. В первом случае слово образуется исключительно по средствам добавления префикса, во втором – суффикса. Что касается способа префиксально-суффиксального, используется симбиоз двух вышеупомянутых методов. Для создания родственных слов префиксальный способ не очень подходит. Действительно, слова «по-бегать», «у-бегать» и «бегать» особой смысловой разницы не имеют.

    Какие слова не являются родственными

    Продолжая тему того, какие слова являются родственными, нужно сказать и о необходимости помнить про омонимичные корни. То есть, слова «вод-ить» и «вод-яной» нельзя считать родственными, потому что значения этих, на первый взгляд, идентичных корней различны.

    Кроме всего вышесказанного, нужно помнить про исторически родственные слова, которые в современном русском языке родственными быть перестали. Так, например, в прошлом слова «победа» и «беда» были родственными. На сегодняшний же день они таковыми не считаются. Поэтому к ним применяется термин «исторически родственные».



    error: Контент защищен !!