Интеллектуальная игра в начальной школе: «Что? Вопросы школьных турниров по игре «Что? Где? Когда? Вопросы школьной игры что где

Ведущий. Добрый день, уважаемые знатоки! Очень приятно, что здесь собрались самые знающие, самые любознательные и самые внимательные. Итак, у нас три игровых стола, на них флажки разного цвета. В игре будет несколько раундов по таким темам: география, музыка, мир живой природы, литература, загадки. А начнем с раунда общих вопросов. Вопросы будут заданы трем командам одновременно, по сигналу «Минута пошла» вы начинаете обсуждение. Отвечает команда, первой поднявшая флажок.

Раунд общих вопросов

1. Вы все знаете могучего богатыря Илью Муромца. Сколько лет пролежал Илья на печи? (33 года)

2. Какая ветка не растет на дереве? (Железнодорожная)

3. Вспомните, какое заклинание знал Маугли? («Мы с тобой одной крови - ты и я»)

4. Вспомните, в какой сказке А. С. Пушкина была введена принципиально новая система оплаты труда. Покажите ее. (Три щелчка)

5. Зимой холодно, поэтому мы одеваемся тепло - валенки, шубы, шапки. Греет ли зимой шуба? (Нет, она лишь сохраняет тепло)

6. У кого усы длиннее ног? (У таракана)

7. Что это за трава, которую и слепые узнают? (Крапива)

8. Что носил на передней лапе пудель Артемон из сказки А. Толстого «Золотой ключик»? (Серебряные часы)

9. Как называется жилое помещение для команды на корабле? (Кубрик)

10. В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски. Их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем весь брусок, то от него отрубали часть. Как называлась отрубленная часть серебряного бруска? (Рубль)

Раунд блицвопросов

1. Что общего у всадника и петуха? (Шпоры)

2. Какое топливо добывают на болоте? (Торф)

3. Где танцуют лезгинку? (В Грузии)

1. Под каким кустом сидел заяц во время дождя? (Под мокрым)

3. Что такое чардаш? (Венгерский танец)

1. Как можно пронести воду в решете? (Заморозив)

2. Какую страну носят на голове? (Панаму)

3. Когда бывают яйца вкусны? (Когда их ешь)

Географический раунд

1. Самое глубокое озеро в мире. (Байкал)

2. На каком материке нет рек? {В Антарктиде)

3. Между какими двумя одинаковыми буквами можно поставить маленькую лошадь и получить название страны? (Я-пони-я)

4. Назовите ближайшую к Земле звезду. Эта звезда видна в дневное время. (Солнце)

Музыкальный раунд

1. Какими нотами можно измерить расстояние? (Ми-ля-ми)

2. Какой австрийский композитор в шестилетнем возрасте уже выступал с концертами? (Моцарт)

3. Какой композитор сочинял и играл свои произведения, будучи глухим? (Бетховен)

4. Какие две ноты растут в огороде? (Фа-соль)

5. Какую песню пели малыши-коротыши, когда летали на воздушном шаре вместе с Незнайкой? («Втраве сидел кузнечик»)

Раунд «Мир живой природы»

1. Какая птица выводит птенцов в любые морозы? (Клест)

2. Во время полета этих птиц кажется, что движется сплошное пламя. Что это за птица? (Фламинго)

3. Какая птица быстрее всех летает? (Стриж, до 140 км/ч)

4. Из какого ядовитого растения готовят лекарство, употребляемое при болезнях сердца? (Ландыш)

5. У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов? (У водорослей)

6. Какое дерево используют для изготовления лыж? (Березу)

7. След какого хищного зверя похож на след человека? (Медведя)

8. Из какого дерева делают спички? (Из осины)

9. Сок какого растения помогает при укусах комаров? {Петрушки)

Литературный раунд

1. Кому из литературных героев принадлежат туфли-скороходы и волшебный посох? (Маленькому Муку)

2. Назовите трех русских былинных богатырей. (Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алеша Попович)

3. Какое лекарство хотела дать Мальвина Буратино? (Касторку)

4. Какое ученое звание имел хозяин кукольного театра Ка- рабас-Барабас? (Доктор кукольных наук)

5. Что любил Буратино больше всего на свете? (Страшные приключения)

6. Какая денежная монета была в обиходе у жителей городка из сказки «Золотой ключик»? (Сольдо)

7. «Покачался, покачался на тоненьких ножках, шагнул раз, шагнул другой, скок-скок, прямо к двери через порог и на улицу». Кто это? (Буратино)

8. «Вышел длинный, мокрый-мокрый человек с маленьким-маленьким лицом, таким сморщенным, как гриб сморчок». Кто это? (Продавец лечебных пиявок Дуремар)

9. Кем был по профессии Гулливер? (Судовым врачом)

Раунд загадок

1. Не стукнет, не брякнет, а в окно войдет. (Рассвет)

2. Сильнее солнца, слабее ветра, ног нет, а идет, глаз нет, а плачет. (Туча)

3. Шуба нова, а на подоле дыра. (Прорубь)

4. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Запах)

5. Синий мундир, желтая подкладка, а в середине сладко. (Слива)

6. Не море, не река, а волнуется. (Колосья в поле)

7. В воде она родится,

Но странная судьба:

Воды она боится

И гибнет в ней всегда. (Соль)

8. Сидит на ложке, свесив ножки. (Лапша)

9. Что за зверь:

Белый как снег,

Надутый, как мех,

Лопатами ходит,

А рогом ест. (Гусь)

10. Сер, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Ослик)

11. Много рук, а нога одна. (Дерево)

12. Две дочери, две матери, да бабушка с внучкой. Сколько всех? (Трое)

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Для 5 – 6 классов.

Учител ь ШСР “Альтер»:

Сабитова Н.Г.

г.Караганда

Игра проводится в форме брейн – ринга между тремя командами. Возраст игроков – 5 –6 класс. В команде 6 человек.

Оборудование :

· 2 кубика (на гранях одного кубика цифры от 1 до 6, на гранях другого кубика – цвета: зеленый, красный, синий, желтый, оранжевый и белый);

· цветные таблички с названием предмета: зеленый – биология и география; синий – логика; красный – математика; желтый – история; оранжевый – казахский, английский языки; белый – русский язык и литература;

· набор вопросов по предметам;

· эмблемы для игроков;

· сигнальные карточки;

· вопросы для игры со зрителями.

Правила игры:

· Игра ведется до 6 очков, набранных одной из команд.

· Жеребьёвкой определяется порядок игры команд.

· Кубики выкидывают игроки команд по очереди, определяя номер вопроса и цвет предмета.

· Право первыми дать ответ предоставляется команде, играющей раунд.За верный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать ответ, то право ответа предоставляется болельщикам. За верный ответ болельщиков команда получает 0,5 балла.

· Если и команда, и болельщики не дали верного ответа, то право дать верный ответ переходит к команде, первой поднявшей сигнальную карточку. В этом случае за верный ответ команда получает 0,3 балла.

Ведущий:

Уважаемые зрители, мы собрались с вами сегодня на игре трёх команд знатоков.

Очень часто мы слышим, что школьные науки - вещь скучная. Они не скучные – они просто очень серьезные.

С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, фигурам, правилам, понятиям, которые изучил в школе. Просыпаясь, он обычно вспоминает, какой нынче день, в котором часу ему нужно отправиться в школу или на работу и когда он возвратится домой. Каждое утро смотрит на термометр, чтобы определить, какой будет день – тёплый или холодный, и надеть соответствующую одежду. Днём ему требуется неоднократно подсчитывать, сколько что стоит, сколько надо оплатить или получить, а прежде, чем приготовить обед, придётся отмерить, сколько взять крупы, масла, муки. Измеряют ложками, стаканами, литрами, граммами, сантиметрами, часами, минутами. Путешествуя, определяет маршрут следования, используя географические данные места назначения. Попав в другую страну, использует все доступные ему средства общения – мимика, жесты, а прежде всего – язык. Пользоваться основами школьных предметов стало для нас настолько обычным и естественным, что мы забываем: когда-то люди, наши предки, ничего этого не знали и, видимо, с большим трудом и продолжительное время открывали науки. Сегодня мы совершим небольшое путешествие по школьным предметам. И в этом нам помогут команды знатоков.

Сегодня мы проводим игру: «Что? Где? Когда?». И я приглашаю за столы команды 5/1, 5/2 и 6 классов. Встречаем команды. (Приветствие и представление команд знатоков)

Вопросы по математике:

1. С вами играет Софья Васильевн Ковалевская (1850-1891)

Ковалевская – выдающийся русский математик; первая в мире женщина – профессор и член – корреспондент Петербургской академии наук. В 1888 году С.Ковалевская закончила научную работу – “Задача о вращении твердого тела около неподвижной точки”.

Естественная и древнейшая мера длины – шаг. Однако для измерения больших расстояний в древности пользовались и другими мерами. Например, древнеримская миля равнялась 1 000 шагам.

В Древней Руси в качестве единиц измерения длины применялись:

косáя сажéнь (248 см) – расстояние от пальцев левой ноги до конца пальцев поднятой правой руки;

маховáя сажéнь (176 см) – расстояние между концами пальцев расставленных в стороны рук.

Внимание, вопрос: Уважаемые знатоки, а как называли расстояние от конца пальцев до локтя согнутой руки?

Ответ: Лóкоть.

2. С вами играет Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739) - первый учитель математики и морских наук в России - обладал самобытным математическим дарованием.

Внимание вопрос: Уважаемые знатоки – сектор «Блиц»:

1). Кратчайшее расстояние от точки до прямой. (Перпендикуляр)

2). На озере росли лилии. Каждый день их число удваивалось, и на 20-й день заросло все озеро. На какой день заросла половина озера? (На 19-й)

3). Сколько дней в летних каникулах? (92)

3. С вами играет Евклид -древнегреческий математик , автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Внимание вопрос:

“Моно” “ди” “поли” - это по-гречески;

“уни” “би” “мульти” - это по-латыни.

А как это будет по-русски?

Ответ: Один, два, много.

4. Уважаемые знатоки - сектор «Блиц»:

1. Какой вал изображен на картине Айвазовского? (Девятый вал)

2. Город, состоящий из 101 имени. (Сева-сто Поль)

3. Три курицы за три дня снесут три яйца. Сколько яиц снесут 6 куриц за 6 дней? (12 яиц)

5. С вами играет Ганс Христиан Андерсен.

Название этой старинной единицы длины послужило именем сказочной героини.

Внимание вопрос:

Что это за единица длины?

Кто эта героиня?

Ответ: Дюйм. Дюймовочка.

6. Играют учителя математики Григорьева Т.С. и Сабитова Н.Г.

В древности такого термина не было. Его ввел в 17 веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это?

Ответ: Радиус

Вопросы по биологии и географии

1. Играет учитель географии Чалапко Л.М.

Эта единственная точка северного полушария не участвует в суточном вращении Земли вокруг оси. Здесь нет смены дня и ночи, нет долготы, нет восточного, западного и северного направления, а любая точка поверхности Земли расположена по отношению к ней только в одном направлении. Через эту точку проходят все меридианы.

Внимание, вопрос: Что это за точка?

(Северный полюс)

2. С вами играет Тур Хейердал - известный путешественник, антрополог, автор множества научно-популярных книг.
Сектор «Блиц»:

3) Часть океана или моря, глубоко вдающаяся в сушу. Здесь высота прилива достигает максимума. (Залив)

3. Внимание, черный ящик!

У некоторых из вас ЭТО есть. В свое время церковь запрещала пользоваться ЭТИМ, так как ЭТО искажает действительность. Назовите предмет, который в последнее время составляет ЭТОМУ серьезную конкуренцию.

(Очки)

4. В «черном ящике» лежит плод, употребляемый в свежем, сушеном и моченом виде. Этот плод принадлежит растению класса двудольных. Дикие предки его растут на Кавказе и в Средней Азии. Растение перекрестноопыляемое, весьма морозоустойчивое, выдерживает морозы до -30 градусов Цельсия! Плоды полезны, содержат вещества, выводящие из организма тяжелые металлы. Южная столица Казахстана названа в честь этого плода. О каких плодах идет речь?

(О яблоках)

5. С вами играет Христофор Колумб – итальянский путешественник, мореплаватель. Его именем названа одна из южноамериканских стран – Колумбия. Традиционно считается, что Америку для европейцев открыл именно он. Внимание, «Чёрный ящик»!

В «черном ящике» лежит талисман, который носили на груди средневековые рыцари. Ему приписывали чудесное свойство: якобы он способен предохранить воина от стрелы, ударов мечей. Философы древности, разрезая этот загадочный объект поперек, объясняли своим ученикам строение Вселенной, т.е. он был наглядным пособием для изучения астрономии. Во все времена и у всех народов ему приписывали лечебные свойства, а в средние века утверждали, что даже его запах предохраняет от заболевания. И в наше время его используют при профилактике простудных заболеваний, а его соком даже мажут голову, чтобы волосы росли гуще.

Внимание, вопрос! Что лежит в «черном ящике»?

(Луковица)

6. Уважаемые знатоки! Какому веществу написал гимн французский летчик и писатель Антуан Де Сент – экзюпери: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты есть сама жизнь». Это самое распространённое вещество на Земле.

(Вода)

Вопросы по истории

1. Играет учитель истории Исина А.С.

Сектор «Блиц»

1) В настоящее время ни у кого не возникает вопрос: на чём же писать? Конечно же, на бумаге. А на чём писали древние египтяне? (Папирус)

2) Эта сакская царица приказала положить голову Кира в мешок, наполненный кровью. (Томирис)

3) Назовите первый период каменного века (Палеолит)

2. В чёрном ящике находится то, что на немецком языке обозначает «образец», на греческом – «папирус для письма». Они бывают географические, административные, политические, экономические – без них не могут обойтись школьники, путешественники, военные.

Что находится в чёрном ящике?

(Карта)

3. Вопрос задаёт учитель истории Исина А.С. Внимание на экран! Перед вами уникальный архитектурный памятник древнерусского зодчества, который находится в России, в Карелии, на острове Кижи. Через одну минуту назовите предмет, который необходим при строительстве таких сооружений, но которое не использовалось при строительстве данного архитектурного памятника.

(Гвоздь)

4. Внимание, «чёрный ящик». В Древнем Риме в первый день каждого месяца полагалось платить налоги. Первый месяц года у древних римлян назывался «календой». Долги записывались в специальные долговые книжки. В чёрном ящике лежит одна из таких долговых книжек. Внимание, вопрос: Что лежит в чёрном ящике?

(Календарь)

5. Сектор «Блиц»

1) Изображение бога в виде статуэтки (Идол)

2) Захоронения в эпоху бронзы (Курганы)

3) Верхний деревянный купол юрты (Шанырак)

6. Сектор «Блиц»

1) Одно из первых орудий древнейщего человека (Рубило)

2) «Золотой человек» найден в знаменитом сакском памятнике… (Иссык)

3) Название новокаменного века (Неолит)

Вопросы по логике

1. В школе 400 учеников. У скольких учащихся совпадут дни рождения?

(Время обдумывания 1 мин.)

Решение. Так как количество дней в году меньше 400; у 365 (или 366) учеников дни рождения могут быть в разные дни года, а у всех остальных пойдут на совпадение с первыми.

Ответ: совпадут у 35 человек.

2. В1900 году 1 января был понедельник. На какой день недели приходился 1 января 1995 года?

(Время обдумывания 2 мин.)

Решение. Если год не високосный, то он сдвигает день недели на 1 (365: 7 = 52 ост 1).

С 1900 по 1994 год включительно прошло 94 года, причем 23 из них были високосными, день недели переместился с учетом семидневки на 5 дней ((94 + 23) : 7 = 16 ост 5). Следовательно, 1 января 1995 года приходилось на воскресенье.

Ответ: воскресенье.

3. Имеются два сосуда емкостью 3 литра и 5 литров. Как с их помощью набрать из водопроводного крана 4 литра воды?

(Время обдумывания 1 мин.)

Решение. 1-ое переливание: из 5-литрового сосуда вылить в 3-литровый 3 литра, в нем осталось 2 литра воды.

2-ое переливание: вылить 2 литра воды из 5-литрового сосуда в 3-литровый сосуд. Доверху не хватает 1 литра воды.

3-ье переливание: из полного 5-литрового сосуда долить в 3-литровый 1 литр воды. В 5-литровом сосуде останется 4 литра воды.

4. . Наполненный доверху водой сосуд имеет массу 5 кг., а наполненный наполовину 3кг 500г. Сколько воды вмещает сосуд?

(Время обдумывания 1 мин.)

Решение. 5 кг – 3кг 500г = 1кг 500г - это масса половины воды в сосуде. Тогда масса всей воды в сосуде ровно в 2 раза больше, то есть 3 кг. Ответ : 3 кг .

5. По столбу высотой 10 метров взбирается улитка. Днем она поднимается на 5 метров, а ночью опускается на 4 метра. Через сколько дней улитка достигнет вершины столба.

Ответ: 6 дней

6. Вопрос: В квадратном зале для танцев нужно расставить вдоль стен 10 кресел так, чтобы у каждой стены стояло кресел поровну. Как это сделать?

Ответ:

Вопросы по русскому языку и литературе.

1. Сектор «Блиц»: Назовите сказку:

1) «Шёл солдат по дороге: «Раз-два, раз-два!» Ранец за спиной, сабля на боку…» («Огниво»)

2) «Одну удивительную, полную захватывающих приключений историю, он услышал от ласточки…» («Дюймовочка»)

3) «Его матушка – старая оловянная ложка, а братьев у него – 24…» («Стойкий оловянный солдатик»)

2. Уважаемые знатоки, с вами играет Ганс Христиан Андерсен: «В одной из моих сказок описан эффективный тест на выявление принадлежности к королевской фамилии. Этот «тест» находится в чёрном ящике».

Внимание, вопрос: О каком тесте идёт речь?

(Горошина)

3. Реши примеры из грамматической арифметики. В ответах у вас должны получиться слова, обозначающие названия птиц.

1) Каро + со (Сорока)

2) Флаг + моника – ка (Фламинго)

3) Яд + тело – о (Дятел)

4) Гол + ива (Иволга)

5) Ров + секция – ия (Скворец)

6) Сало + точка – о (Ласточка)

4. Уважаемые знатоки, с вами играет учитель русского языка Е.Н.Водопьянова:

Разгадайте шарады:

1) Между союзом и предлогом

Поставь небесное явленье,

И три составленные слога

Дадут забор иль загражденье (О-град-а)

2) Мой первый слог – на дереве

Второй мой слог – союз.

А в целом я – материя,

И на костюм гожусь. (Сук-но)

5. Мультипликационная пауза!

(Серия мультфильма «Маша и медведь»)

6. Сектор «Блиц»: Ответьте на вопросы пословицей или поговоркой:

1) Чья душа потёмки? (Чужая душа - потёмки)

2) С каким металлом можно сравнить молчание? (Слово – серебро, молчание - золото )

3) Что любят деньги? (Деньги счёт любят)

Вопросы по английскому и казахскому языкам

1. Чем уникально предложение

«The quick brown fox jumps over the lazy dog»?

(В нём используются все 26 букв алфавита)

2. Чем интересно слово « racecar »?

(Оно читается одинаково слева направо и справа налево)

3. К какому из слов английские поэты никогда не могут подобрать рифму?

a) month

B) lake

c) house

d) town

(month )

4. Назовите слово английского языка, где встречаются три удвоенные буквы подряд .

(Bookkee per )

5. Сектор «Блиц»

1) В чем состоит различие между сказками и легендами? (В легенде описываются события, которые имели место быть когда-то давным-давно)

2) Назовите сказку, в которой кошка поплатилась своим хвостом за необдуманный поступок. («Мақта қыз бен мысық»)

3) Назовите имя хитреца, который умудрился получить у бая десять отборных овец за обглоданную кость. (Алдар Косе)

6. Музыкальная пауза

Игра со зрителями

1. Отгадайте антифразы. Отгадками служат известные пословицы.

1) Злое предложение и собаке отвратительно. (Доброе слово и кошке приятно)

2) Коротка ночь от утра, если забот полно. (Долог день до вечера, коли делать нечего)

3) Начал безделье – работай трусливо. (Сделал дело – гуляй смело)

4) Слабую вражду пилой распилишь. (Крепкую дружбу топором не разрубишь)

5) За доллары глупость не продашь. (За деньги ума не купишь)

6) Щедрость – редкому счастью конец. (Жадность – всякому горю начало)

2. Отгадайте шарады:

1) Три первые буквы – сирены сигнал,

А последние две – предлог.

Целое – каждый в лесу видал

И в печке зимою жёг. (Сос – на)

2) К строению предлог добавишь,

а в целом ты руду расплавишь (Дом – на)

3) Слог первый – среди нот,

Второй – на танцплощадке,

Всё вместе – корнеплод,

Зреющий на грядке. (Ре – па)

3. Древний человек (Австралопитек)

4. Древнейшее религиозное представление (Тотемизм)

5. Первый сплочённый постоянный коллектив родственников (Род)

6. Главное условие для развития человека (Труд)

7. Древнегреческий историк (Геродот)

8. Материал для покрытия и утепления юрты (Кошма)

9. Женщина обращается к кому-то из вашего класса и говорит: «Я тебе мать, но ты мне не сын». Что бы это значило? (Она обращается к девочке.)

10. 1% от одной тысячи рублей? (10 рублей)

11. Единица скорости на море? (узел)

12. Можно ли при умножении чисел получить ноль? (да, если один из множителей равен нулю)

13. Чему равен 1 пуд? (16 кг)

14. Сколько вершин у куба? (8)

15. Сколько ступенек у лестницы, где средняя ступенька восьмая? (15)

16. Количество материков умножьте на количество океанов. Что получили? (24)

17. Петух, стоя на одной ноге весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг)

Игра «Что? Где? Когда?» для школьников. Сценарий

Интеллектуальный Чемпионат игры «Что? Где? Когда?» для школьников.

Мельникова Татьяна Владимировна, педагог – организатор МБОУ ДОД «Дворец детского творчества», г. Златоуст Челябинская обл.
Описание материала: Материал будет интересен учителям, заместителям директора по воспитательной работе, организаторам внеклассной работы. Игра включает в себя серию интеллектуальных соревнований. Представлен один из туров интеллектуальной игры.
Цель: создание единого интеллектуального пространства, позволяющего популяризировать формы молодёжного интеллектуального досуга, выявлять интеллектуальных лидеров.
Задачи:
Сформировать и развить интеллектуальное движение учащихся
Выявить сильнейшие молодёжные команды
Развить конкурентные качества школьников
Условия проведения Чемпионата :
В Чемпионате принимают участие команды общеобразовательных школ.
Состав команды- 6 человек, учащиеся 6-8 классов.
С командой работает руководитель, курирующий работу на протяжении всех этапов Чемпионата.
У команд приветствуется название, единая форма и наличие атрибутики.
Способы: вопросы
Оформление: мультимедийное оборудование для показа презентации (слайды).
Ход игры:
Эмблема:

Ведущая:


Добрый день! Мы рады вас приветствовать на игре « Что? Где? Когда?».
Напомню правила игры Чемпионата: зачитываю вопрос, вам даётся одна минута для обсуждения. По истечении минуты, вы даёте ответ.
Затем я произношу правильный ответ, и результаты первого вопроса вносятся в таблицу. Если команда правильно ответила на вопрос, она получает один балл. Всего в игре 24 вопроса, после того, как я прочитаю половину вопросов, для того чтобы вы отдохнули у вас есть 5 минутный перерыв. После перерыва игра возобновляется вновь. Правила вспомнили. Ну а теперь поприветствуем команды….
Поприветствуем жюри.

- ………………
Напомню: У каждой команды есть свой индивидуальный номер, который сохраняется на протяжении всей игры, жюри не знает у какой школы какой номер, таким образом у нас получается анонимная игра.
Минутная готовность
Ни пуха, ни пера.

Вопросы с 1-12
1.В перечне символических имён она расположена точно посередине. Однако считается, что из жизни она уходит, как капитан с погибающего корабля.
Внимание вопрос: Кто же она?
Время!
Ответ: Надежда
2.Греки так говорили о необразованном человеке: «Он не умеет ни писать, ни.. … ». Про¬должите за древних греков фразу одним словом, если учесть, что к грамотности оно не имеет никакого отношения, а речь идёт о некоем физическом действии.
Время!
Ответ: «...плавать».
3.В хорошо известном, вам произведение описаны появление на свет главной героини, ее развитие, ее цвет и стать. В этом произведении упоминаются также два времени года, два представителя фауны – грызун и хищник, пожилой мужчина и детвора. Надеюсь, всего вышеперечисленного достаточно, чтобы назвать главную героиню этого произведения.
Внимание вопрос: Назовите ее.
Время!
Ответ: Елочка. Комментарии: По сюжету песни "В лесу родилась елочка".
4.По обычаю древних римлян за здоровье Октавиана – выпивали 8 чаш. За здоровье Веспасиана – 9.
Время!
Внимание вопрос: А сколько чаш выпивали за здоровье Сенеки?
Ответ: 6. Комментарии: Количество букв в имени.
5.С недавних пор в Италии стала модной новая диета. Суть ее сводится к употреблению продуктов в строго определенной последовательности. Начинать есть, например, следует с малины, помидоров или лососины. Затем, после небольшой передышки, можно приналечь на бананы, жареную картошку или булку с маслом. А на десерт – зелень, огурцы или плоды киви. По определению из этой диеты выпадают обе "белые смерти" – сахар и соль, а также черная икра и баклажаны. Если вы поняли принцип, по которому строится эта диета, вы без труда напишете ее название.
Время!
Ответ: "Светофор".
6.Однажды журналист Ярослав Голованов предложил издательству "Детская литература" учредить приз, который будет присуждаться семье, в которой отца зовут Михаилом Ивановичем, мать – Настасьей Петровной, а их сына – Михаилом Михайловичем. По мнению Голованова, этот приз должен носить хорошо знакомое вам название.
Внимание вопрос: Какое именно?
Время!
Ответ: "Три медведя"..
7.В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски - их называли гривнами. Если вещь стоила меньше, чем весь брусок, то отрубали половину. Тоже деньги!
Внимание вопрос: Как называлась отрубленная часть серебряного бруска?
Время!
Ответ: Эту часть серебряного бруска называли рублём. Отсюда и пошло название денежной единицы - рубль.
8.Во время Первой мировой войны газеты сообщили об одном интересном случае, который произошел с французским летчиком. Он летел на самолете на высоте около 2 км и вдруг увидел, что около него движется какой-то предмет. Когда летчик схватил его перчаткой, то очень удивился.
Внимание вопрос: Что это было?
Время!
Ответ: Пуля.
9.Попробуйте продолжить арабскую мудрость: «Храбреца испы-тывает война, мудреца - гнев...».
Внимание вопрос: А что ис¬пытывает друга?
Время!
Ответ: Нужда.
10.Некая Ананда Тур в возрасте 6 лет взяла в заложники своих сверстников и выдвинула требования: 100 кг конфет и крутить по ТВ мультфильмы. По ее словам, на такой поступок она решилась благодаря тому, что ее дедушка читал ей некую, хорошо известную книжку.
Внимание вопрос: Какую?
Время!
Ответ: Книгу рекордов Гиннеса. Она захотела попасть туда как самый молодой террорист.
11.Согласно одной из африканских легенд, первый человек спустился на землю с неба.
Внимание вопрос : А какое животное (по представлениям, конечно, африканцев), помогло ему в этом?
Время!
Ответ: жираф
12.Корова и кресло, курица и циркуль, штатив и рояль.
Внимнаие вопрос: Что общего у каждой пары?
Ответ: количество ног.
Команды во время игры:

Пятиминутный перерыв, музыкальная композиция.
Вопросы с 13-24
13.Этот список составлен в первом веке до нашей эры и он до сих пор остался неизменным хотя предпринимались сотни попыток этот список изменить.
Внимание вопрос: О чем речь?
Время!
Подсказка: список из семи пунктов
Ответ: Семь чудес Света
14.Продолжите японскую мудрость: рождают тело, но не... Что?
Время!
Ответ: ... характер.
15.Однажды на фронте в женской авиачасти было решено устроить концерт самодеятельности. Программа оказалась настолько большой и разнообразной, что одна из девушек захотела быть ИМ, потому что, по ее словам, такая категория людей тоже необходима.
Внимание вопрос: Назовите ЕГО.
Время!
Ответ: зритель
16.Индонезия располагается на островах Индий¬ского океана и про неё говорят: «Здесь если дождь - так ливень, если дерево - так великан, если бабочка - так с птицу, а если дом - так на...»
Внимание вопрос: А на чём?
Время!
Ответ: ...на ходулях Комментарий: так как когда настает вре¬мя Больших дождей, то везде вода, а в домах сухо, ибо ходули поднимают их высоко над землей.
17.Что известный древнегреческий философ Сократ назы¬вал лучшей приправой к пище?
Время!
Ответ: голод.
18.В 15 веке не редки были судебные документы, в которых совершенно не было ИХ в связи со стремлением избежать ложных трактовок. Воспроизведите в ответе хрестоматийный пример, где ЕЕ можно поставить и туда, и туда.
Время !
Ответ: Казнить нельзя помиловать (это запятая).
19.Один из знаменитых подвигов Геракла очистка авгиевых конюшен.
Внимание вопрос: Сможете ли вы назвать, с точностью хотя бы до порядка, сколько лошадей в них было?
Время!
Ответ: Ни одной (на скотном дворе царя Авгия были только быки).
20.Болгары во время засухи просят ИХ о дожде. А в Польше родители поучают детей: "Не убивай ЕЕ – может, это твоя покойная БАБУШКА".
Внимание вопрос: О ком так говорят поляки?
Время!
Ответ: О бабочке.
21.Это придумали мужчины три тысячи лет назад в знойных пустынях Востока. В средневековой Европе, куда это занесли первые христианские проповедники, женщины к этому также не допускались. Этим занимались многие рыцари, а уж попасть в закрытую гильдию профессионалов можно было лишь после шестилетнего обучения и строжайшего экзамена. Времена меняются: мужчины об этом давно забыли и считают это целиком женской прерогативой.
Внимание вопрос: Что это такое?
Время!
Ответ: Вязание.
22.Не секрет, что моряки-подводники во время долгих походов испытывают сенсорный голод. Рассказывают, что после возвращения на берег им в приказном порядке запрещают смотреть ЭТО, чтобы уберечь от быстрой растраты денежное довольствие. А газета "Друг для друга" сообщает, что власти Курска признали кабину лифта "эффективной площадкой для ЭТОГО".
Внимание вопрос: что ЭТО?
Время!
Ответ: Реклама.

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»

Форма проведения: Клуб Знатоков

Место: актовый зал

Возраст детей: 8 - 13 лет

Количество участников: 3 команды по 5 человек

Время проведения: июня, с до

Продолжительность: 45 минут

Тематика: Природа России

Цель: активизация познавательной деятельности ребёнка.

Задачи:

  1. формирование у ребят чувства партнерства;
  2. развивать дружеские отношения в детском и взрослом коллективе, связанные общим делом;
  3. применять полученные ранее знания в нестандартных условиях;
  4. расширение кругозора школьников;
  5. стяжать любовь к своему Отечеству.

Оборудование: медиапроектор, презентация PowerPoint, экран, микрофоны, музыкальная аппаратура, кассеты, диски с песнями и музыкой; фото- и видеоаппаратура.

Принадлежности: игровое поле с номерами-секторами, конверты с заданиями, табло, часы, гонг, чёрный ящик и его содержимое, волчок "Скачущий всадник" или вертушка (внутри теннисные шарики с номерами и скрипичными ключами), призы (сладости, дипломы на 15 человек), листы бумаги, ручки, карандаши

Оформление : игрушка совы, афиша, программа игры, пригласительные билеты, зал оформлен плакатами (детскими и покупными) с названием игры, по теме игры, шариками; карта России, лозунги, цветные конверты.

На сцене находится стол для ведущего. За ведущим расположено табло для счёта игры.

Музыкальное оформление:

  1. музыка из телевизионной передачи
  2. номера детей для заполнения пауз (тиктоник, певцы, танцоры…)
  3. голоса животных
  4. Я, ты, он, она - вместе целая страна! (София Ротау и детский хор)

Ответственные дежурные: ребята старшего отряда (кто выносит чёрный ящик - в белых перчатках, в цилиндре/шляпе), распорядитель зала, 1-2 ребёнка меняют табло на сцене.

Программа викторины

1. Сбор участников.

2. Распределение команд.

3. Краткие правила от ведущего/жюри.

4. Начало.

5. Ход игры.

6. Объявление результатов.

7. Награждение победителей.

8. Окончание игры.

Вариант А

Проходит по примеру телевизионной игры Что? Где? Когда?, которую придумал в 1975 году телеведущий Владимир Яковлевич Ворошилов. Сущность игры заключается в противостоянии команды Знатоков (игровой команды из шести человек) команде Телезрителей Знатоки должны за одну минуту при помощи только собственного ума найти ответ на вопрос, присланный телезрителем. Как правило, игрокам задаются вопросы, ответить на которые можно с помощью общих знаний и логики. За каждый правильный ответ команда Знатоков получает одно очко, в случае неверного ответа очко начисляется команде Телезрителей. Игра ведётся до шести очков. Если во время оглашения ведущим вопроса знаток понял ответ на него, он может подать знак (обычно это кулак с отогнутым вверх большим пальцем), после чего капитан команды может сказать ведущему до начала непосредственно обсуждения вопроса, что ответ готов. Если ответ оказывается верным, вдобавок к баллу в пользу знатоков, у команды появляется возможность взять дополнительную минуту обсуждения. Количество минут зависит от количества досрочно данных верных ответов, и команда может взять больше одной дополнительной минуты подряд.

Викторина имеет золотое правило: «Каков вопрос - таков ответ!». Поэтому помните о корректности вопроса и его формулировки.

Вариант Б

Во время игры все команды сидят в зале. В начале игры ведущий еще раз объясняет правила игры. Правила игры: ведущий зачитывает вопрос и дает одну минуту для обсуждения всем командам. По истечении минуты звучит звуковой сигнал, после которого в течение 20 секунд команды должны сдать в письменном виде свои ответы ведущему. По истечении 20 секунд звучит второй звуковой сигнал, после которого ответы от команд больше не принимаются. Ведущий быстро просматривает листочки с ответами команд и перед тем как он сообщает правильный ответ, он может зачитать, не называя при этом команды, которая сдала этот листок, “оригинальные ответы”. Далее ведущий произносит правильный ответ, и результаты первого вопроса вносятся на табло. Если команда правильно ответила на вопрос, она получает один балл. При этом в скобках записывается рейтинг вопроса - число команд, которые не ответили на вопрос. Далее игра продолжается и задается следующий вопрос. В перерывах между вопросами можно включать музыку (продолжительностью около 5 секунд каждая). После того как ведущий прочитает половину вопросов, для того чтобы команды немного отдохнули, можно включить какой-нибудь музыкальный номер (музыкальная пауза). После музыкальной паузы игра возобновляется. Команда, победившая в игре (набравшая большее количество очков) награждается медалями победителей, именными дипломами чемпионов игры Что? Где? Когда?, а также памятными призами. Если две команды набрали одинаковое число баллов, то для выявления победителя смотрится сумма рейтинга всех вопросов. У какой команды он больше, та и победила в игре. Проигравшие команды получает поощрительные призы. При большом числе участвующих команд возможно выделение мест (с первого по третье). Также возможен особый приз команде за самую оригинальную версию ответа.

В вопросах часто используются «пропуски» или «замены»: требуется разгадать, какой символ, слово или фраза пропущены или заменены. В некоторых вопросах используется раздаточный материал: предмет, картинка или текст.

Правила игры Что? Где? Когда?

Играют одновременно несколько команд участников. Ведущий читает вопрос. По сигналу начинается минута обсуждения, в течение которой команды должны придумать ответ. За 10 секунд до истечения минуты обсуждения раздается звуковой сигнал. Команда записывает свой вариант в заранее заготовленный бланк ответа, и по окончании минуты капитан команды сдает свой ответ ведущему. Через 10 секунд после истечения времени, отведенного на очередной вопрос, ответы не принимаются.

После розыгрыша каждого вопроса ведущий зачитывает варианты ответов и объявляет верный ответ.

Команды, ответившие верно на вопрос получают 6 баллов; ответившие не верно или не ответившие вовсе — 0 баллов.

Игра идет до розыгрыша 25 вопросов.

За игру команда может получить максимум 150 баллов и минимум 0 баллов.

Х О Д И Г Р Ы

Организаторы мероприятия приглашают зрителей занять свои места в зале. Команды ожидают своей очереди немного в стороне. После объявления команды приглашаются в зал и усаживаются за тремя столами недалеко от сцены. На сцене экран, медиапроектор. Игровой стол нужно поставить на середину зала, на него - игровое поле (круг, разбитый на сектора с волчком). Жюри предоставлено место таким образом, чтобы можно было наблюдать игру в команде и выявить не только сильную команду, но и игрока. На столе разложены конверты с номерами заданий. У ведущего находятся тексты заданий с ответами.

ВЕДУЩИЙ: - Здравствуйте, уважаемые гости!

 Играет вступительная мелодия игры.

ВЕДУЩИЙ: - Мы рады приветствовать Вас в нашем клубе «Что? Где? Когда?».

Сегодня состоится командная игра между отрядами, где каждый может показать свой ум, находчивость, логику мышления. Нами выбрана непростая тема - Природа России.

Уважаемые члены клуба и зрители! Во время игры вы внимательно должны следить за ходом обсуждения и в конце выбрать лучшего игрока.

Помогать нам будет жюри. Представление членов жюри.

И так, в клуб приглашаются наши знатоки , или за игровой стол приглашаются команды

« », « », « »

 Барабанная дробь, играет музыка.

Здесь перечисляются игроки с добавлением соответствующих эпитетов (например, Самый наблюдательный — Имя Фамилия! и т.д.)

 Играет музыка.

ВЕДУЩИЙ: - А теперь я познакомлю Вас с правилами нашей игры! Вы видите на столе игровой круг, который разделён на сектора.

Оранжевый - это сектор БЛИЦ

- Знатоки должны ответить на 12 вопросов. За каждый правильный ответ знатокам дается 1 очко.

- 13 вопрос - БЛИЦ. В этом конверте целых 4 вопроса, на которые должны быстро ответить знатоки. Если хоть на один вопрос они не ответят - очко присуждается зрителям.

Крутим волчок.  Играет музыка.

Основные вопросы.

1. Портрет героя.

Длина тела 60—90 см, масса — до 24 кг, осенью, перед спячкой — до 34 кг. Форма массивного тела своеобразна. Шея короткая, почти незаметная. Ноги короткие, массивные, опирающиеся на землю всей ступнёй. На пальцах — длинные тупые когти, приспособленные к рытью.

Шерсть грубая. Окраска спины и боков — буровато-серая с серебристым оттенком. На морде две тёмные полосы, тянущиеся от носа к ушам.

Обитает в глубоких норах, которые роет по склонам песчаных холмов, лесных оврагов и балок. Ведёт ночной образ жизни. Питается он мышевидными грызунами, лягушками, ящерицами, птицами и их яйцами, насекомыми и их личинками, моллюсками, дождевыми червями, грибами, ягодами, орехами и травой. Приносит большую пользу сельскому хозяйству. (Барсук).

1 минута на размышление .

ИГРОКИ: совещаются и записывают свой ответ на листочек, потом сдают ведущему .

ВЕДУЩИЙ: - Уважаемые з натоки,... Зачитывает ответы и называет правильный.

ПОМОШНИКИ: выставляют на табло результаты команд.

2. В старину в Сибири был такой обычай - каждый пуд добытого металла отмечался выстрелом из пушки. Какой металл обладал такой почестью. (Золото).

3. Следы животных. Слайд.

5. Описание местности.

Эта местность отличается очень суровым климатом, живут здесь только те растения и животные, которые выносят холод, сильные ветра. Здесь довольно редко встречается крупная фауна. (Тундра).

6. Картина художника. Показ слайда.

Назовите деревья. Кто назовёт имя художника. (Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. И.И. Шишкин).

7. Это - король в царстве растений, которое пользуется огромной популярностью по всему миру. О нём было сложено огромное количество преданий, легенд и рассказов. Какими только эпитетами и метафорами он не был награждён, но наиболее известное его второе название, это «Корень жизни». Он по праву заслужил себе такое название, ведь появился в третичный период, пережил значительные перемены климата и сохранился до наших лет, неся в себе все сохранённые и приумноженные за миллион лет полезные и ценные свойства.

(Женьшень сибирский).

8. Портрет героя. В среднем она весит 1 — 2 кг, но в некоторых водоемах ловятся особи 2,5 — 3,5 кг. В больших озерах нередки случаи поимки и 4,5 —9-кило-граммовых экземпляров. Она может охотиться во всех слоях воды, но чаще всего держится в зарослях водных растений на границе с глубоководными участками. В реках ее можно отыскать возле подводных отмелей и ям.

Кровожадная хищница имеет очень широкий рацион, предпочитая все-таки добычу покрупнее (известно, что она может утаскивать под воду утят). Она охотится на любую рыбу. (Щука).

9. Поэтическая страничка. О каком море пишет Дмитрий Румата? (Слово чёрное не читается!)

Тайны Чёрного моря

Море сказок и загадок

Море Чёрное хранит!

Аромат легенд так сладок,

Волшебство легенд - магнит!

Море истин, откровений,

Море выдумок и тайн,

Море тысяч поколений,

Море сотен тысяч стран!

Были турки, персы, греки,

И татарская орда

Совершала здесь набеги

На посты и города.

По Кавказским перевалам,

Руслом Ассы на закат,

Шли, гружённые товаром,

Тегеран и Самарканд.

О Ясоне песню вспомним,

Был поход его неблизкий,

Но Арго пригнали волны

В море - Понт ещё Аксинский!

Земли сказочной Колхиды,

Амазонок берег дальний,

Здесь мы всё найти могли бы,

Что от нас скрывали тайны!

10. Чёрный ящик. Выносит помощник под музыку. - Назовите, что находится в ящике

Жёлтая смола использовалась греками как лак; она была романтически названа ими по имени златовласой королевы Береники.

Он украсил корону египетского фараона Тутанхамона, это один из самых первых драгоценных камней. Сведения о нем встречаются уже у Гомера в "Одиссее" (кстати, там он — единственный из всех конкретно названных самоцветов). Римский историк Тацит сообщает, что его привозили "из страны германцев", им торговали финикийские купцы, называя его сахалом (каплями смолы). У ряда племен камень выполнял роль денег. (Янтарь. Калининградская область).

11. В тайге и лесотундре Сибири растёт дерево. Его древесина твёрдая, тяжёлая и очень долговечная. До наших дней сохранилась деревянная башня Якутского острога, сооруженного в 17 веке из этого дерева. Хвоинки у этого дерева мягкие и опадают каждый год. (Лиственница).

12. Что лишнее?

а) Бурый медведь, рысь, дрофа, кабан, белка, соболь, тетерев. (Дрофа - обитает в степях, а остальные животные лесные).

б) Лемминги, песец, лось, сова, заяц- беляк, куропатка, северный олень. (Лось - лесное животное, остальные тундровые).

в) Мхи, лишайники, морошка, дуб, голубика. (Дуб - лесное растение, а остальные тундровые).

13. Блиц-вопросы:

Дерево - символ нашей Родины? (Берёза).

Сколько ног у кузнечика? (Шесть).

Самое глубокое озеро в мире (и его глубина)? (Байкал, 1637м.)

Какое животное каждую зиму теряет свой «головной убор»? (Лось. Раз в год, зимой, он сбрасывает свои рога).

Заключение. Объявление результатов.

ВЕДУЩИЙ: - Уважаемые зрители! Места распределились следующим образом:

Третье место -

Второе место -

Первое место -

Награждение победителей.

Вручение дипломов и сладкого приза. Остаются на месте. Выбор лучшего игрока.

ВЕДУЩИЙ: - По мнению жюри лучшим игроком оказался …

Приз команде за самую оригинальную версию ответа

 Играет музыка.

ВЕДУЩИЙ: - Россия, Русь, Отчизна, Родина, родной край, Отечество! У каждого человека он свой, но у всех нас есть единая страна, в которой мы живём. Это Россия! Она, как мать родная, для всех одна. Нужно беречь её и защищать леса, поля, реки, животный и растительный мир.

Любите Россию!

Всем спасибо за участие в нашей игре. Объявляю конец игры. До новых встреч, друзья!

Гонг

Игра со зрителями.

1. Какая лесная птица считается долгожительницей? (Лесная ворона. Продолжительность жизни двести лет и более.)

2. Какая рыба вьет гнездо? (Сом, колюшка.)

3. Мех этого зверя носили как знак верховной власти царя, короля, князя. В былые времена в Англии его разрешалось надевать лишь членам королевской семьи. Позже этой чести удостаивались официальные лица. Об их ранге можно было судить по количеству хвостов этого зверя на одежде. Живёт этот зверь в Сибири, питается грызунами, черникой, брусникой. Он ловок и силён. (Горностай).

Запасные вопросы.

1. Какой зверь считается самым маленьким? (Землеройка. Её рост - 3,5 см.)

Раздать заранее задание взрослым.

Выбрать команду 5 человек, капитана, придумать название. Объявить тему,

Анализ игры

Анализируем проведенное мероприятие, делаем выводы и вносим предложения по улучшению данного мероприятия.

Источники.

http://subscribe.ru/group/pozitiv/175184/ янтарь


1. Это травяное растение в народе ласково называют «трава шелковая». Что это за растение?

(Ковыль)

2. Что общего между мышами, орехоколкой, новогодней елкой и девочкой?

(Это действующие лица сказки»)

3. Вам надо за тридцать секунд назвать время года, которое было больше всего по душе Александру Сергеевичу Пушкину.

(Осень)

4. Ходят слухи, что в Голливуде по мотивам одной сказки снимется остросюжетный боевик под названием «Семь трупов за секунду». Назовите главного героя этого фильма.

(Храбрый Портняжка)

5. В этих двух очень известных русских сказках по шесть главных героев, но только один герой есть и в одной, и в другой сказке. Причем в одной сказке этот герой является первым, а в другой - последним. Что это за сказки, кто же этот общий таинственный герой?

(Сказки: «Терем-теремок», «Репка», герой - Мышка)

6. Какой сказочный герой из-за своей доверчивости и глупости лишился личной рыболовной снасти?

(Волк лишился хвоста)

7. «От радости в зобу дыхание сперло...» У кого и почему?

(У лисы из басни Крылова «Ворона и лиса»)

8. Какое слово состоит из полбуквы?

(Слово «полк»)

9. Назовите яму, имеющую прямое отношение к музыке.

(Оркестровая яма)

10. Он - самый больной в мире человек, который лечится печеньем и вареньем и конфетами.

(Карлсон, который живет на крыше)

11. Это дерево живет не одну сотню лет, а потому для многих народов является символом могущества и долголетия. Оно не склоняется на ветру, листы его не дрожат, ветви не стонут. Что это за дерево?

(Дуб)

12. Куда держали путь-дорогу Бременские музыканты?

(В город Бремен)

13. Звание Карабаса-Барабаса.

(Доктор кукольных наук)

14. Этот продукт является сейчас неотъемлемой частью кондитерских изделий. Пришел он из Индии, откуда попал к персам, арабам, а затем Христофор Колумб привез и в Америку. Что это такое, если известно, что у нас его получают из простой свеклы?

(Сахар)

Загадки

15. Какая водица только для грамотных годится?

(Чернила)

16. У двух матерей по пяти сыновей, все в одно имя.

(Пальцы)

17. Легко, кругло, а за хвост не поднять!

(Клубок)

18. Гуляет в поле да не конь, летает в поле, да не птица!

(Метель)

19. Серое сукно тянется в окно.

(Туман)

20. Кругла, да не деньга,
Красна, да не девка,
С хвостом, да не мышь.

(Репа)

21. У кого одна нога, да и та без сапога?

(Гриб)

Проведение игры в пятых - шестых классах

1. Это озеро - «жемчужина» Сибири. Чистейшая вода, непроходимая тайга по побережью, нигде больше не встречающиеся виды рыб. А еще - оно самое глубокое на Земле! Что это за озеро?

(Байкал)

2. «У сильного всегда бессильный виноват». Из какого произведения эти строки? Кто их автор?

(Басня Крылова «Волк и ягненок»)

3. Что будет, если смешать совершенно непрозрачный песок, такую же непрозрачную соду и другие непрозрачные материалы?

(Перечислены составляющие стекла)

4. Эту лиану человек научился возделывать в своих садах. Она дает ему сладкие вкусные ягоды более двадцати пяти тысяч сортов. Что это за лиана?

(Виноград)

5. «Я - дерево, но абсолютно без листьев, очень твердый, и цвет не зеленый, а черный. Для вас, люди, я - тепло, свет. Как мое имя?»

(Уголь)

6. Это море - не море, но его размерам позавидовали бы «морские» Мраморное или Эгейское моря. Для точного определения мы скажем, что из него добывают не только соль, но и нефть.

(Каспийское море-озеро)

7. «Я и энергия, и пластмасса, и ткань, и косметика, и лекарство, и даже жир. Назови мое имя».

(Нефть)

8. Когда лучи солнечного света проходят через воздух, мы видим их как белый свет. Какого цвета будут лучи солнца, если на их пути встречаются дождевые капли?

(Получится радуга: семь цветов)

9. Это растение тепло- и влаголюбиво. Причем настолько, что растет только в воде. Оно очень выгодно для выращивания, так как в теплом климате «дает» урожай три раза в год. Им питается половина человечества.

(Рис)

10. Эти путешественники передвигаются только по океану, особенно их много в Южном полушарии. Но встреча с ними для кораблей нежелательна. Что это за таинственные незнакомцы?

(Айсберги)

11. Этот материл поистине бесценен. Из него пьют, едят, делают дома, произведения искусства, украшения. На нем «писались» древние книги. Что это за всем известный материал?

(Глина)

12. На ней города и страны, животные и растения, знаменитые люди и великие события. Без нее нет переписки. Для кого-то она - страсть. Что это за таинственная незнакомка?

(Почтовая марка)

13. Эти выдающиеся памятники архитектуры поражают своими размерами и величием, тем более, что созданы они более двух с половиной тысяч лет до нашей эры. Высота самого большого из них сто пятьдесят метров, а сооружали его сто тысяч человек. Что это за «чудо света»?

(Египетские пирамиды)

14. В переводе с итальянского это слово означает «свежий», «сырой»; оно очень тесно связано с красками и стенами помещения. Что это такое?

(Фреска)

15. Впервые это было изготовлено из растительных волокон в Китае, затем из спрессованной сердцевины болотного растения. В X веке в Европе оно появилось из сваренных и размолотых тряпок, древесных корней, бамбуковой щепы. Изготовлялось это также из соломы, ржи, пшеницы, овса, крапивы, водорослей, камыша и т. д. Сейчас это бывает картографическим, литографическим, документным. Но производство этого поставило человечество перед серьезной экологической проблемой.

(Бумага)

16. Раньше это обозначало легкую временную постройку, служащую обычно для торговли на ярмарках. Затем это - народный театр, зрелище комического характера. Что это за слово?

(Балаган)

17. Многие из вас слушали музыкальную сказку «Петя и волк». А кто ее автор?

(Прокофьев)

18. В древние времена японские ребятишки втыкали в небольшое крепкое яблоко гусиные перья и с помощью несложного приспособления манипулировали им. За минуту вы должны назвать игру, начало которой положено этим незрелым яблоком.

(Бадминтон)

19. Назовите название реки, которое составляют нота и согласная буква.

(Дон)

20. Назовите реку, названную известным женским именем.

(Лена)

21. «Тайное всегда становится явным» - такой
серьезный вывод и вдруг -- манная каша! В каком произведении они связаны воедино?

(«Денискины рассказы» Драгунского)

Проведение игры в седьмых классах

1.Этот великий поэт был талантливым художником, прозаиком и, в то же время, крепостным крестьянином. Кто он?

(Н.В. Шевченко)

2. «Октава» - из музыкальной теории.
«Октет» - группа музыкантов или певцов. «Октаэдр» - многогранник.
«Октан» - химическое соединение.
А что общего между такими разными понятиями?

(Общее - присутствие цифры восемь - «окта»)

3. Первые дошедшие до нас сведения об этом инструменте относятся к 1688 году. Он является главным в составе народного оркестра. Что это за инструмент, если известно, что он часто упоминается в русских частушках?

(Балалайка)

4. Давным-давно в одной стране проводился один праздник через каждые 1417 дней. Что это за праздник, если известно, что во время его проводился пентатлон, а после него поэты читали стихи и гимны, а ораторы прославляли победителей?

(Олимпиада)

5. Эту забаву придумали тысячу лет назад на Востоке. Трах-бах! Красные, белые, зеленые звезды вспыхивают в вечернем небе и медленно падают. Сейчас это изобретение позволило человеку освоить еще одну стихию. Что это за забава? Для ответа - небольшая подсказка в виде слов «союз», «энергия», «буран».

(Фейерверк)

6. «Худые песни соловью в когтях у кошки», или «Услужливый дурак опаснее врага», или «Счастливые часов не наблюдают», «А Васька слушает да ест». Как можно одним словом назвать эти выражения из литературных произведений, часто нами употребляемые?

(Афоризмы)

7. Наши далекие предки, охотясь, специализировались на определенных видах животных, следовательно, и на технических средствах охоты. Но было одно «универсальное» орудие охоты, которое имело далеко идущие экологические последствия. Через тридцать секунд расскажите нам о нем или даже покажите его.

(Огонь)

8. Вам надо за одну минуту спеть или назвать песню на романском языке.

(Любой романс)

9. Знаете ли Вы великого человека, который «пал, оклеветанный молвой»?

(А.С. Пушкин)

10. Этот движущийся по эллиптической орбите космический предмет не превышает в размере 800 километров. Для него даже придумали особое название, состоящее из двух греческих слов: «звезда» и «вид». Перевод второго мы назовем: «эйдос». А вот первое слово вы назовете, так же, как и все слово.

(Астероид)

11. Почему на вершинах гор всегда лежит снег? Ведь их поверхность ближе к солнцу?

(С высотой температура воздуха падает)

12. Что нечто одинаковое не имеет ничего общего?

(Слова омонимы)

13. Назовите горы, если известно, что высоты они небольшой, но протяженности великой, красоты необычайной, и богатства в них невиданные. А еще вспомните сказки о... Впрочем, вы, наверное, уже догадались, что это за горы.

(Уральские горы)

Проведение игры в восьмых классах

1. Эта ультрамодная ткань была известна очень давно. Именно ее выбрал для парусов «Святой Марии» Христофор Колумб, а американцы стали ее называть «деним» в честь города Нима. Что это за ткань?

(Коттон)

2. На Всемирной Парижской выставке в 1855 году всеобщее внимание привлекли двенадцать брусков неизвестного материала. Он стоил так дорого, что шел только на ювелирные изделия. А сейчас предметы из него настолько распространены, что материал этот называют материалом XX века. Что это?

(Алюминий)

3. Все вы читали произведение А.С. Пушкина «Капитанская дочка». А какой эпиграф выбрал для него автор?

(«Береги честь смолоду»)

4. Жилище - дело серьезное. Но если нет для постройки ни камня, ни дерева, ни даже земли для землянки, то используют снег. Эскимосы Гренландии так возводят свои иглу. Снежные плиты укладывают друг на друга и в результате получается купол - полушарие. Затем проводится операция по укреплению стен, операция, проще которой ничего и придумать нельзя! За минуту отгадайте, как эскимосы добивались прочности иглу?

(Под куполом зажигали свечу или лучину, снег плавился, превращаясь в лед)

5. После «приведения в порядок» музыкальное произведение может исполняться другим составом, быть упрощено или усложнено. Что это за «приведение в порядок»?

(Музыкальная аранжировка)

6. В 1912 году одна из фирм выпустила в продажу кондитерское изделие в форме треугольника. За минуту вы должны назвать нам его, тем более, что все и поныне очень любят им полакомиться.

(Пирожное «Наполеон»)

7. Говорят: «Кочевник - сын пустыни». Как правильнее сказать эту поговорку, исходя из экологической точки зрения.

(«Кочевник - отец пустыни»)

8. Этот вид афро-американского фольклора возник в США во второй половине XIX века как форма сольного пения. Его тематика тесно связана с социальными условиями, в которых находились исполнители: страдание, страх, несчастная любовь. Затем он оказал большое влияние на становление джаза. Что это за вид музыкального искусства?

(Блюз)

9. В одной известной столице, на одной известной площади вот уже четыре столетия стоит, изумляя всех, замечательное здание. На общем основании расположены девять разновысотных и по- разному отделанных частей здания, образующих в плане восьмиугольную звезду. Центральный же купол вознесся над остальными. Служители культа, как, впрочем, и все простые смертные, это здание называют.... Как?

(Покровский собору или собор Василия Блаженного)

10. «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир». Кому принадлежат эти легендарные слова?

(Архимед)

11. В музыке этого композитора - глубокие чувства, стремительный порыв, он вдохновлен идеями Французской революции. Нам больше известны его сонаты. Но поражает то, что самые замечательные произведения он написал абсолютно глухим. Кто этот композитор?

(Бетховен)

12. В Китае вход в комнату традиционно завешивают ширмой, в России же - нет, вход (дверной проем) свободен. Почему? Для подсказки вспомните «лукавого».

(В Китае считается, что черт лезет напрямик, а у православных (Россия) - ищет окольные пути)

13. За минуту вам надо назвать древнюю профессию, в которой есть слова «закон» и «поле».

(Агроном)

14. Устройство, которое вам надо назвать, может «далеко писать». Это его дословный перевод. Но пишет он не буквами, а.…, впрочем, мы догадались, что это за устройство.

(Телеграф)

15. В тропических лесах Южной Америки растет с виду ничем не приметное дерево - гевея. Если надрезать его кору, то выступит белый млечный сок, как у нашего одуванчика. Перуанские индейцы использовали этот сок в сырую погоду... Дальше вы должны продолжить, как. Что при этом получалось?

(Поставляли под капающий сок ступни ног, который застывал и получалась обувь в виде галош)

16. Перед нами на картине изображено «нечто», что в переводе означает «мертвое». Что же это?

(Натюрморт)

Проведение игр в старших классах

1. Назовите остров, где собраны самые древние деревянные постройки Севера Руси.

(Остров Кижи)

2. Как известно, в одежде древних греков не было карманов, куда можно положить небольшой ключик, например, от шкатулки с украшениями.
Как же высококультурные греки выходили из положения?

(Вместо ключа использовали перстни, узор на которых применялся как ключ)

3. Выдающийся немецкий драматург, писатель, режиссер и театральный критик, создатель таких великих пьес, как «Мамаша Кураж и ее дети», «Жизнь Галлилея», «Трехгрошовая опера».

(Бертольд Брехт)

4. Эта наука появилась более тысячи лет назад в Хорезме и создал ее великий узбекский ученый Мухаммед аль Хорезми, а оперирует она наряду с тем, чем «считают», тем, чем «пишут». Что это за наука?

(Алгебра)

5. Около двухсот лет назад ученые открыли то, что составляет четыре пятых одной из сфер Земли. В переводе с греческого оно означает «нежизненный», ибо он не пригоден для горения и дыхания. Что это?

(Азот)

6. Вначале чертежи этого предмета были найдены в рукописях Леонардо да Винчи, а впервые был построен этот предмет по проекту русского морского офицера Можайского в 1885 году. Действующую модель этого предмета удалось создать в 1903 году американцам, братьям Райт. Для того чтобы отгадать этот предмет, вам осталось вспомнить еще одно название алюминия.

(Самолет, алюминий - «летучий» металл)

7. Он очень легкий, есть повсюду. А в космосе - распространенное вещество. Что же это такое, если известно, что английский ученый Кавендини назвал его «горючим воздухом»?

(Водород)

8. То, что вам надо отгадать, в 1495 году впервые нарисовал Леонардо да Винчи. В 1817 году это воссоздал в Германии лесник Дрейз. Называли это «костотрясом», а позже - «пауком». Что же это за предмет? Для уточнения скажем, что он имеется у многих из вас.

(Велосипед)

9. В XIV-XVI веках в странах Западной и Центральной Европы произошли большие перемены в экономике и культуре. В противовес старому церковному взгляду на человека, как на существо ничтожное, складывалось убеждение, что человек вправе пользоваться радостями жизни. Какое название получили эти века?

(Эпоха Возрождения)

10. Этот человек - врач. Для его мировоззрения характерно, что он считал человека составной частью природы. Здоровье и болезни ставил в тесную связь с климатом страны, в которой живет человек, санитарными условиями быта. Наибольших успехов этот врач и его школа достигли в хирургии. А еще с его именем связаны понятия чести и достоинства врача. Кто же этот медик?

(Гиппократ)

11. Великий итальянский ученый Галилей писал об этой науке, что она «...является самым могущественным средством для изощрения наших
умственных способностей и дает нам возможность правильно мыслить и рассуждать». Что это за наука?

(Геометрия)

12. Этот великий русский ученый - создатель теории строения материи, механической теории теплоты, филолог, лингвист, геолог, географ. Список его специальностей можно продолжить и дальше, но вы уже и так догадались, кто это.

(М.В. Ломоносов)

13. Этот русский художник много путешествовал по миру, интересовался русской архитектурой, искусством Скандинавии, Западной Европы и Америки. В 1923 году он организовал научную экспедицию в Индию, где создал свои знаменитые пейзажи. С тех пор этот художник неустанно изучал Восток, организовал Институт гималайских исследований в Западных Гималаях, где и остался жить. Кто этот человек?

(Николай Рерих)

14. Перед вами некое соотношение: 21-78-1. За минуту вы должны назвать то, чему оно принадлежит.

(Это состав воздуха: 21% - кислорода, 78 - азота, 1% - прочих примесей)

15. Есть некий пояс зверей, который, обновляясь каждый месяц, остается постоянным из года в год. Что это?

(Знаки зодиака)

16. Все вы видели прославленную икону «Троица», на которой изображены трое юношей - ангелов за столом вокруг жертвенной чаши. А кто автор этого произведения живописи?

(Андрей Рублев)

17. На ней - города и страны, животные и растения, знаменитые люди и великие события. Без нее нет переписки. Что это за таинственная «незнакомка»?

(Почтовая марка)

18. В XVII веке голландский ученый Ван Гельмонт ввел слово, образованное от греческого «каос». Сейчас это слово используется так широко, насколько широко распространено это вещество. Что это за слово?

(Газ)

19. В XVII-XVIII веках ручным способом по рисункам лучших художников ткалась ткань в виде картин, которая позже стала производиться уже машинами. Она имела большую художественную ценность, а затем стала применяться и в драпировках, и для обивки мебели. Что же это за ткань?

(Гобелен)

20. В бывшей султанской Турции существовал некий совещательный орган, состоявший из министров и высших сановников, который назывался по месту для отдыха. Что же это за орган?

(«Диван»)

21. В Древней Греции в честь бога Диониса (Вакха) пелись гимны, сопровождавшиеся мимическими движениями и музыкой. Позже эти произведения по своему восхвалению стали близки к одам. Сейчас же это применяется больше в ироническом, переносном смысле. Что это за гимны?

(Дифирамбы)

22. В древней Мексике была некая монета, название которой стало основной валютой многих колониальных стран. Как она называлась?

(Доллар)

23. Во Франции в конце XVIII века взяли кубический дециметр воды из Сены при температуре четыре градуса Цельсия. Прототип чего был получен?

(Килограмм)

24. То, что вам надо назвать, по-латыни означает «горная смола». Изобретено оно в 1822 году и по крепости настолько прочно, что его называют «материалом на века», а с добавками может быть еще прочнее, еще теплее, еще легче. Без него мы не представляем сооружение зданий. Что же это?

(Бетон)

25. Это состояние, которое Вам надо назвать, в природе не существует, да и в космосе тоже. Создается оно искусственно, понижением давления. Вы, наверное, уже догадались, что это...

(Вакуум)

26. Все вы знаете, что такое жаргон. Вам надо назвать, как это слово звучит литературно. А для подсказки вспомните про золотое руно.

(Арго)

27. Вам надо назвать флот испанского короля Филиппа Второго, снаряженного им в 1588 году против Англии и уничтоженный частью бурей, частью английскими и голландскими морскими силами. Подсказка: после слова «непобедимая» напрашивается слово...

(Армада)

28. Все вы знаете государство Великобритания. Еще одно распространенное название - по названию одной из провинций: Англия. А знаете ли вы древнейшее название Англии. Для подсказки первого его слова вспомните часто встречающийся там тип погоды.

(Туманный Альбион)

29. У каждого народа певцы и поэты назывались по- своему: у восточных славян, например, боян. А как назывался такой певец у древних кельтов? Чтобы ответить на этот вопрос, свяжите воедино поэта, композитора и исполнителя.

(Бард)

30. Есть в США город, который знаменит тем, что его названием называют карточную игру, танец, являющийся разновидностью вальса, и шерстяную ткань. Что же это за знаменитый город?

(Бостон)

31. В 455 году одно древнегерманское племя овладело Римом и разгромило в нем множество произведений искусства. За тридцать секунд вам надо назвать это племя, тем более, что сейчас так называют тех, кто поступает так же.

(Вандалы)

32. Во время походов Александра Македонского греки увидели в Индии нечто, что потом они назвали «шерстью дерева». Что это?

(Хлопок)

33. В Эрмитаже хранятся уникальные карманные часы. В их металлическом яйцеобразном корпусе помимо собственно часового механизма помещались и механизм часового боя, и музыкальный аппарат, и крошечный театр - автомат с подвижными фигурками. Кто же изготовил такие часы? Для подсказки уточним, что этим именем часто называют всех изобретателей.

(Иван Петрович Кулибин)

34. То, что вам надо назвать, считалось до последнего времени неделимым. Это название родилось в Древней Греции еще в V веке до нашей эры. Что же это за «неделимое»?

(Атом)

Брейнринг «История нашего края»

1. По свидетельствам археологов, люди впервые появились на Дону... Интересно, где?

(В низовьях Северного Донца и на побережье Таганрогского залива)

2. Как вы думаете, какое занятие было главным для самых древних жителей Донского края?

(Для самых древних - охота)

3. Степь донская... Без конца и без края! Ковыль да полынь! А как раньше называлась донская земля?

(«Дикое поле»)

4. О происхождении слова «казак» ученые спорят и поныне. А знаете ли вы хотя бы два толкования этого слова?

(«Косоги» - народ Кавказа.
«Казары» - скифские народы.
«Каз» - турецкое «гусь». Название воинов-бродяг у татар.
От половецкого «Страж».«Ко» - броня, «межа» - граница, т. е. «человек, охраняющий границу».)

5. Высший орган у многих стран - парламент. А как назывался он у казаков?

(Войсковой круг)



error: Контент защищен !!