Безударные гласные в корне слова егэ. Правописание корней

Задание 8 ЕГЭ Чередующиеся гласные в корне

! Повторяем теорию.

1. Если за корнями

бер//бир , пер//пир , мер//мир , жег//жиг , тер//тир , дер//дир , ч ет//чит , блест//блист , стел//стил : стереть-стирать следует суффикс А ,

пиши в корне и : убирать , блистать , нет суффикса а, пиши е: берёт , блестеть .

2.Чередование гласных в корнях кос//кас : коснуться - касаться

Если в слове есть суффикс а , пиши в корне а : касаться, касание,

    нет суффикса а , пиши о : коснуться , прикосновение

3.Чередование гласных в корнях мок//мак : вымок - макать

Если в словах с корнями -мок- // -мак- значение:

«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вымок под дождем ,
«погружать в жидкость», пиши
а: макать .

4. Чередование гласных в корнях ровн//равн : выровнять -уравнять

Если в словах с корнями -ровн- // -равн- значение:

«ровный, гладкий», пиши о: выровнять дорогу , заровнять ямки ,
«равенство», пиши
а: уравнять в правах, равносторонний.

5. Чередование гласных в корнях гор//гар , твор//твар , клон//клан : блин подгоре´л. Если корни -гар- // -гор- , -твар- // -твор- , -клан- // -клон- без ударения,

пиши о : гори´т , клони´лся , твори´ть , под ударением, пиши, как слышишь:

зага´р , кла´няться , тво´рчество , тва´рь . Исключение: при´гарь

6. Чередование гласных в корнях зор//зар : заря´

Если корни -зар-//-зор- без ударения, пиши а: заря´, зарни´цы
под ударением, пиши, как слышишь: зо´ри.
Исключение: зорева´ть

7. Чередование гласных в корнях плов//плав : поплаво´к– пловцы´ (искл.)

Если корни -плав- // -плов- без ударения, пиши а: поплаво´к ,
под ударением пиши, как слышишь:
пла´вать , пла´вание , заплы´в .
Исключение: пловцы´, плове´ц, пловчи´ха, плывуны´

8. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ , лаг//лож , скак//скоч : выросло растение ,

слагаемое - сложение , скакать - выскочка

Если в корне согласные: с, пиши о : росла ; ст или щ , то а : расти , выращенный ;

    ж , пиши о : предложение ; г , то а : слагаемое ; ч , пиши о : выскочка ; к , то а : скакалка .

Исключение: росто´к, ростово´й, ростовщи´к, вы´рост, подростко´вый (наряду с литературной нормой подро´стковый ) и их производные: росточек, ростовщичий и др.

С буквой о также пишутся слова Ростов, Ростов-на Дону, Ростислав.

скачок и формы глагола скакать и его производных: скачу, скачи, обскачу, обскачи, проскачу, проскачи и др. Не путай: производные от глаголов скакать и глаголов на основу - скочи( ть): 1) скакать, проскакать, обскакать, поскакать 2) вскочить, проскочить, выскочить, подскочить, соскочить Примеры: проскакать на коне - проскочить мимо.

Список корней для запоминания:

1-9: -бер-//-бир- , -пер-//-пир- , -мер-//-мир- , -жег-//-жиг- , -тер-//-тир- , -дер-//-дир- , -чет-//-чит- , -блест-//-блист- , -стел-//-стил-

10: -кас-//-кос-

11: -мок-//-мак-

12: -ровн-//-равн-

13-15: -гор-//-гар- , -твор-//-твар- , -клон-//-клан-

16: -зор-//-зар-

17: -плов-//-плав-

18-20: -рос-//-раст-//-ращ- , -лаг-//-лож- , -скак-//-скоч-

Чередующиеся гласные в корне слова

Корни, зависящие от суффикса А

Корни, зависящие от согласного

Корни, зависящие от ударения

Корни, зависящие от смысла

Бир-бер

Пир-пер

Дир-дер

Тир-тер

Мир-мер

Блист-блест

Стил-стил

Чит-чет

Им

Ин

Кас-кос

Лаг-лож

ИСКЛ! Сочетание, сочетать

Раст-ращ-рос

Скак-скоч

ИСКЛ! Росток, Ростислав, Рост ов , ростовщик, отрасль;

скачок, скачу

Гор, клон, твор

НО

Зар, плав

ИСКЛ! Выгарки, пригарь, зорянка, зоревать, пловец, пловчиха, утварь

Мак – макать, опускать в жидкость,

МОК – мокрый, пропитанный жидкостью,

РАВН – равный одинаковый

РОВН – ровный, гладкий

ИСКЛ! равнина

Восьмое задание ЕГЭ по Русскому проверяет навыки выпускников в области правильного написания слов. За его правильное выполнение можно получить один первичный балл. В задании нужно найти слово, в котором пропущена определенная гласная – или проверяемая, или непроверяемая, или чередующаяся. Для этого нужно хорошо разбираться в правописании корней с проверяемыми безударными гласными, чередующимися гласными, а также словарных слов, верный вариант написания которых нужно запомнить. Для облегчения повторения данной темы мы приводим теорию, основанную на материалах восьмого задания ЕГЭ.

Теория к заданию №8 ЕГЭ по русскому языку

  • проверяемая безударная гласная

Это – самый легкий вариант; для ее определения нужно подобрать такую форму слова, в которой гласная окажется под ударением. Например, «примирять», «хвастун», «зачерствевший» проверяются словами «мир», «хвастаться», «чёрствый». Иногда по слову без гласной сложно определить его значение, например «ув…дать» можно понять и как «увидать», и как «увядать». Это учтено при разработке заданий экзамена: подобные слова приводятся в контекстном словосочетании.

Корней с чередованием в русском языке не так много, можно их просто запомнить. В данной таблице приведены чередующиеся гласные в корне слова и правила их употребления. Однако нужно запомнить отсутствующие в ней исключения: притвориться, озарять, сочетать, уровень, поровну, ровесник, скачкообразный.

  • непроверяемая безударная гласная

Приводим таблицу, слова из которой чаще всего встречаются на экзамене.

А авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция
Б багаж, бойкот
В вакансия, великолепный, ветеринар, винегрет
Г габариты, гарнизон, горизонт
Д дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально
И игнорировать, иждивенец, интеллигентный, инквизиция
К кавычки, каламбур, календарь, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конституционный, конфорка, корифей, косметология, критерий
Л лелеять
М меридиан, меценат, мотивация
Н наваждение, ностальгия
О оригинальный
П палисадник, панорама, парадокс, пессимист, поролон, предварительный, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, пьедестал
Р реабилитация, регламент, резиденция, репетиция, реставрировать
С семинар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет
У утрамбовать
Ф факультет, филармония, фестиваль
Ш шоколад, шовинизм, шоссе, шествовать
Э экипаж, экспонат, эксперимент, экскаватор, элемент, эксплуатация, экстремальный, экспедиция, эрудиция

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем задание, вспоминаем правило (чередование гласных в корне слова, проверяемые гласные в корне слова, непроверяемые гласные в корне слова).
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово, определяем правило, на котором основано написание каждого слова.
  3. Находим нужное слово, записываем его, вставляя пропущенную букву. Записываем ответ.

Разбор типовых вариантов задания №8 ЕГЭ по русскому языку

Восьмое задание демонстрационного варианта 2018

  1. м..ценат
  2. см..риться
  3. г..ристая (местность)
  4. взр..стить
  5. комп..нент
Алгоритм выполнения:
  1. меценат смириться – проверяемая гласная в корне слова (смИрный); гористая (местность) – проверяемая гласная в корне слова (гОры); компонент
  2. Взрастить – слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня (корни раст – рос). Пишем на месте пропуска букву А , так как после нее идут согласные СТ .

Ответ: взрастить

Первый вариант задания

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  1. эксп…диция
  2. водор…сли
  3. к…лендарь
  4. к…шачий
  5. пост…лить
Алгоритм выполнения:
  1. Безударная проверяемая гласная – гласная, которую можно проверить, изменив слово и поставив ее под ударение: горА – гОры .
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: экспедиция, календарь – нужно запомнить (непроверяемая гласная в корне слова); водоросли, постелить – имеют чередующуюся гласную в корне.
  3. Кошачий – слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная. Подбираем проверочное слово, где гласная окажется под ударением: кОшка .

Ответ: кошачий

Второй вариант задания

Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  1. в..рсистый
  2. ав..нтюра
  3. г..ревать
  4. прин..мать
  5. адв..кат
Алгоритм выполнения:
  1. Корни с чередованием гласных: бер – бир, кас – кос, лаг – лож и др.
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: ворсистый – проверочная гласная – проверочное слово вОрс ; авантюра – непроверяемая гласная в корне слова (нужно запомнить написание); горевать – проверяемая гласная в корне слова (гОре). Чередование «гор/гар» встречается в таких словах, как «загар, горелый, гореть, пригорать, огарок ». Адвокат – непроверяемая гласная в корне слова (нужно запомнить).
  3. Принимать – слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня (чередование ня/ним) : принять – принимать .

Ответ: принимать

Третий вариант задания

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

  1. оп..сание
  2. л…леять
  3. вытв..рять
  4. развл..чение
  5. выч..слять
Алгоритм выполнения:
  1. Непроверяемая гласная в корне слова – гласная, правописание которой нужно запомнить (например: винегрет ).
  2. Вставляем пропущенные гласные в каждое приведенное в задании слово: описание – проверяемая гласная в корне слова (проверочное слово пИшем ); вытворять – чередующаяся гласная в корне слова (творчество – утварь); развлечение – проверяемая гласная, проверочное слово развлЕчься ; вычислять – проверяемая гласная в корне слова, проверочное слово чИсла .
  3. Лелеять – слово с непроверяемой гласной в корне, его правописание нужно запомнить.

ЕГЭ. Русский язык. Как легко выполнить задание № 8?

Задание № 8 имеет 3 варианта.

1 вариант задания № 8

Алгоритм ответа:

    Исключите все слова с чередующейся гласной в корне. Как их определить, читайте ниже (в данном примере это слова заМЕР еть и наКЛОН иться)

    Исключите все слова с непроверяемой гласной в корне. Как их найти, читайте ниже.(В данном примере это слово ФЕ ДЕРАЛЬНЫЙ)

    Не путайте букву, пропущенную в корне, с буквой, пропущенной в суффиксе (в данном примере это НЕПРАВИ ЛЬНО)

    Обязательно проверьте гласную в корне, в которой, по вашему мнению, есть безударная проверяемая(прими рять –мИ р).

    Трудно. Не путайте чередующуюся гласную с проверяемой. Главное отличие чередующегося корня - это то, что у такого корня есть всегда пара с другой буквой , причём это однокоренные слова, поэтому значение корня у них примерно одинаковое.

Сравните:

уМИР ать- уМЕР еть – это пара слов с разными буквами в корне, в них смысл корня примерно одинаковый.

НО !!! прМИР ять друзей - данный корень со значением «мир» никогда не будет писаться с гласной Е.

    Трудно. Правильно находите корень. Например, в слове НАСЛАЖД АТЬСЯ корень не лаж (вы тогда спокойно могли бы написать ЛОЖ), а СЛАЖД , поэтому никакого корня с чередованием здесь нет. Это проверяемая гласная в корне слов- СЛАДК ий.

    ОТВЕТ в данном примере: примИрять врагов.

    Ответ записывайте только тогда, когда вы смогли подобрать слово, в котором данная буква стоит под ударением. Правильно найденное слово, но написанное с ошибкой,- это неверный ответ !

2 вариант задания № 8

Алгоритм ответа:

    Исключите все слова с чередующейся гласной в корне (возРАСТ ,расСТЕЛ ить)

    Исключите слова с проверяемой гласной в корне (дрО бить – дрО бь. развЕ вающийся флаг- вЕ ет)

    Помните, что чаще всего слова с непроверяемой гласной - это иноязычные слова, то есть их значение нужно объяснять, оно может быть непонятно (кО нституционный).Однако бывают слова и не иноязычного происхождения (опрЕ делить)

    Ответ: кОнституционный

3 вариант задания № 8

Алгоритм ответа:

    Исключите слова с проверяемой гласной в корне (встрЕ чая- встрЕ ча)

    Исключите все слова с непроверяемой гласной в корне (аплО дировать, артИ ллерия, дИ ректор)

    Чередующиеся корни запоминайте зрительно, просто выучите их и помните, что у них всегда есть пара , значение корня в них примерно одинаковое (соБИР ать- соБЕР ёт)

    В задании необходимо не только найти данное слов, но и ВЕРНО его написать. Поэтому учите правила , запоминайте исключения.

    Ответ: собИрать

Запомните корни с чередованием:

Без ударения - О

гар-гор

клан-клон

твар-твор

Без ударения - А

зар-зор

плав-плов

Зависит от последующей буквы в корне

раст-ращ-рос

лаг-лож

скак-скоч

Зависит от суффикса А, стоящего после корня

кас+А - кос

Зависит от значения

равн-ровн

мак-мок

Завис т от суффикса А.

Если после корня суффикс А, то в корне пишется И

бер-бир

дер-дир

мер-мир

пер- при

тер-тир

бест-блист

стел-стил

жег-жиг

чет-чит

Буквы в корне им

(занять- занИмать)

ин

(начать- начИнать)

Запомните исключения и пишите их правильно

Разберём примеры

Пример 1

Образец рассуждения

    Нахожу проверяемые корни : опИ сание- опИ шет, развлЕ чение- рзвлЕ чь, вычИ слять- чИ сла

    Нахожу чередующиеся корни: вытвОр ять

    Ответ: лЕ леять

Пример 2

Образец рассуждения

    Нахожу проверяемые корни (в данном варианте их нет)

    Нахожу непроверяемые корни (экО лгия, гИ мназист,сИ мпатия, этИ кетка)

    Нахожу чередующиеся корни (начИ нающий)

Пример 3

Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

изгот..вле­ние

ф..ло­ло­гия

расст..лать

предл..жение E-mail

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

За правильное выполненное задание сможешь получить 5 баллов .

Теория к заданию 8 по русскому языку:

Алгоритм выполнения задания 8 ЕГЭ по русскому языку:

  1. Определите грамматическую основу каждого предложения.
  2. Допущена ли ошибка в связи подлежащего и сказуемого?
  3. Если да, выберите нужную формулировку в левом столбце.
  4. Определите второстепенные члены предложения.
  5. Допущена ли ошибка в использовании второстепенных членов?
  6. Если да, выберете нужную формулировку в левом столбце.

Задачи для тренировки

  1. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

    Б) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    В) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

    Г) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    Д) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    1) Новая эстетика, возникшая в творчестве художников русского авангарда, коренным образом изменила прежние «греко-римские» представления о художественной ценности искусства.

    2) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов.

    3) Обладая более высокой надёжностью, переносные приёмники потребляют гораздо меньше энергии.

    4) Когда после окончания школы мой друг поступит на завод, он за короткое время приобретал квалификацию токаря.

    5) По словам И.Н. Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» А.К. Саврасова.

    6) Большинство работ молодого учёного посвящено проблемам теоретической физики.

    7) Внутренняя сила и мужество человека воспеты в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин».

    8) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.

    9) Употребляя букву « ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции

    А Б В Г Д

    Решение
  2. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    А) Неправильное употребление имени числительного
    Б) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
    В) Ошибка в построении предложения с однородными членами
    Г) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    Д) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

    1) Участие тона в производстве согласных звуков определяется их разделение на глухие и звонкие.
    2) Анастасия любит различные фрукты, яблоки, апельсины, киви.
    3) Нарушая законы, люди не задумываются о последствиях их поступков.
    4) По приезду домой Григорий сразу же покормил кота.
    5) Двое девушек пришли на концерт.
    6) Мужчина подошел к кинотеатру «Родине».
    7) Автобус остановился на «Кольцовском сквере».

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам

    А Б В Г Д

    Решение
  3. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    А) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    Г) Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
    Д) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

    1) Оля обрадовалась возможности встретить свою подругу, прилетев Китай.
    2) Те, кто купили плащи, носили их на протяжении всего сентября.
    3) Она наслаждалась запахом апельсинов, купленным на рынке.
    4) Фонетика- раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка.
    5) Простакова заявила, что я холопам потакать не намерена.
    6) Бабушка вяжет шаль и продаст ее на рынке.
    7) Согласные звуки состоят из шума или из тона и шума

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам

    А Б В Г Д

    Решение
  4. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    А) Ошибка в построении предложения с однородными членами
    Б) Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
    В) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    Г) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

    1) Ветер то просыпался, то утихал.
    2) Она как любила мармелад, так и конфеты.
    3) Забыв про время, провели весь день за просмотром сериалов.
    4) Благодаря хорошему расписанию пар я учусь пять дней в неделю.
    5) Мы узнали, что прибытие поезда будет согласно расписания.
    6) Все, кто побывали в Зимнем дворце, были поражены его красотой.
    7) Среди магазинов, расположенным недалеко от моего дома, нет ни одного круглосуточного.

    Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам

    А Б В Г Д

    Решение
  5. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    А) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
    Б) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
    В) Неправильное построение предложения с косвенной речью
    Г) Ошибка в построении сложноподчинённого предложения
    Д) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

    1) Я узнала, что смогу ли я сдать экзамены досрочно.
    2) Студент посмотрел сериал «Игру престолов».
    3) Простакова заявила, что нас ничему не учили.
    4) Каждый, кто посетил Санкт-Петербург, были поражены его атмосферой.
    5) Выдержка – момент произнесения звука.
    6) Олег любит наблюдать как за птицами, так и за животными.
    7) Среди экспонатов, показанным на данной выставке, мне ничего не понравилось.

Их написание подчиняется разным закономерностям. Прочитай правила, рассмотри примеры.

Для верного выполнения задания требуется уметь определять, к какому из этих трёх случаев относятся примеры в твоём варианте КИМа.

Задание предусматривает знание того, как пишутся слова. Для правильного ответа нужно уметь безошибочно идентифицировать орфограмму. Это действие похоже на прохождение паспортного контроля на границе: пограничник взглянул на тебя, посмотрел на фото в паспорте, и путь свободен. Перед тобой 5 слов и формулировка задания. Сначала пойми, что нужно искать.

Если задание на проверяемые гласные, это одно, если на чередующиеся, то другое.

Вспомним, что есть что.

Проверяемые безударные гласные в корне: коза´, козёл — ко´зы

В безударном положении в корне слова пишется та же гласная, что и под ударением.

Почему пишем букву о , а не а в словах: коз а , коз ёл ? Потому что — ко´ з ы !

Как проверить?

Подобрать то же самое слово, но в другой форме: коза´ , козёл - ко´ зы (мн.ч.) или родственное слово, то есть слово с тем же корнем: коза´ , козёл - ко´ зий, ко´ злик .

Не путай:

Ошибочно подбирать в качестве проверочных слов:

  • слова с другим значением: частота — чисто, чистота — часто
  • слова с чередованием гласных в корне: загорать — загар, заря — зори
  • глаголы другого вида: опоздать — опаздывать, усвоить — усваивать

Непроверяемые безударные гласные в корне: соба´ ка, карака´ тица, камо´ рка

Это самое глупое из всех правил, потому что это вообще не правило! Почему? Потому что нет действия, которое помогло бы принять решение, какую букву писать. Единственное, что можно сделать, это найти нужное слово в словаре. Так советуют все учебники. Но словаря может не оказаться под рукой. Значит, такие слова нужно заучивать. Чем больше таких слов ты будешь знать, тем лучше. Постепенно у тебя разовьётся интуиция, и слова с непроверяемыми гласными не будут создавать трудности. Итак, несмотря на кажущуюся глупость, это правило очень полезно!

Если не удаётся отнести слово к словам с чередующимися гласными в корнях и подобрать проверочные слова (изменив форму слова или поискав однокоренные слова), то перед тобой слово с непроверяемой гласной.

Примечание:

После успешной сдачи ЕГЭ можно вернуться к совету №1. Для жизни не повредит.

Чередующиеся гласные в корне

Чередование гласных в корнях русских слов — системное явление. Корней с чередующимися гласными много, но в школьной практике изучают обязательный список. В него входят 20 корней, которые представлены ниже. Их нужно запомнить и твёрдо знать весь список. Это поможет избежать множества досадных ошибок.
Иногда меня спрашивают в письмах: «А почему вы не даёте корень -лог- ? Ведь на самом деле чередование не -лаг-//-лож-, а -лаг-//-лог-//-лож-
Всё просто. Я предлагаю тот вариант, который представлен в большинстве школьных учебников. Единый экзамен готовится ФИПИ, который обещает, что различия в программах не окажут влияния на результат экзамена. До сих пор эта установка соблюдалась. А -лог - пусть вас не волнует: он бывает только под ударением! Подлог, залог, предлог и прочие. А в заданиях у вас будут только слова с безударными корнями. Поэтому я считаю, что не стоит отвлекать вас на этот и другие подобные случаи.

Тем, кто хочет узнать не коротенький, школьный список, состоящий из 20 корней, а полный список всех корней с чередующимися гласными, рекомендую самый авторитетный источник: «Полный академический справочник » под редакцией В. Лопатина.

А здесь мы вспомним то, что все вы изучали в школе.

1. Чередование гласных в корнях бер//бир , пер//пир , мер//мир , жег//жиг , тер//тир , дер//дир , чет//чит , блест//блист , стел//стил : стереть-стирать

Если в слове с корнями: -бер- //-бир- , -пер- //-пир- , -жег- //-жиг- , -мер- //-мир- , -тер- //-тир- , -дер- //-дир- , -чет- //-чит- , - блест- //-блист- , -стел- //-стил-

есть суффикс а , пиши в корне и : убир а ть , блист а ть ,
нет суффикса а , пиши е: бер ёт , блест еть .

2.Чередование гласных в корнях кос//кас : коснуться — касаться

Если в слове

  • есть суффикс а , пиши в корне а : кас а ться , кас а ние ,
  • нет суффикса а , пиши о: кос нуться , прикос новение

3.Чередование гласных в корнях мок//мак : вымок — макать

Если в словах с корнями -мок- //-мак- значение:

«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вымок под дождем ,
«погружать в жидкость», пиши а: мак ать .

4. Чередование гласных в корнях ровн//равн : выровнять —уравнять

Если в словах с корнями -ровн- //-равн- значение:

«ровный, гладкий», пиши о: выровн ять дорогу , заровн ять ямки ,
«равенство», пиши а: уравн ять в правах , равн осторонний .

5. Чередование гласных в корнях гор//гар , твор//твар , клон//клан : блин подгоре´ л

Если корни -гар- //-гор- , -твар- //-твор- , -клан- //-клон-

без ударения, пиши о : гор и´ т , клон и´ лся , твор и´ ть ,
под ударением, пиши, как слышишь: зага´ р , кла´ н яться , тво´ р чество , тва´ рь .

Исключение:
при´ гарь

6. Чередование гласных в корнях зор//зар : заря´

Если корни -зар- //-зор-

без ударения, пиши а: заря´ , зарни´ цы
под ударением, пиши, как слышишь: зо´ ри.

Исключение: зорева´ ть

7. Чередование гласных в корнях плов//плав : поплаво´ к- пловцы´ (искл.)

Если корни -плав- //-плов-

без ударения, пиши а: поплаво´ к ,
под ударением пиши, как слышишь: пла´ вать , пла´ вание , заплы´ в .

Исключение: пловцы´ , плове´ ц, пловчи´ ха, плывуны´

8. Чередование гласных в корнях рос//раст//ращ , лаг//лож , скак//скоч : выросло растение , слагаемое — сложение , скакать — выскочка

Если в корне согласные:

  • с, пиши о : росла ,
    ст или щ , то а : расти , выращенный ,
  • ж , пиши о : предложение ,
    г , то а : слагаемое ,
  • ч , пиши о : выскочка ,
    к , то а : скакалка .

Исключение: росто´ к, ростово´ й, ростовщи´ к, вы´ рост, подростко´ вый (наряду с литературной нормой подро´ стковый )и их производные: росточек,ростовщичий и др.



error: Контент защищен !!