Новые формы работы по популяризации российской истории. Про "популяризацию истории". Что нужно сделать, чтобы популяризировать историю

Именитый российский физик и нобелевский лауреат Жорес Алферов прочитал публичную лекцию в Петербургском национальном исследовательском институте РАН.

На ней ученый рассказал всем присутствующим о советском и американском атомных проектах. На выступлении побывал корреспондент Федерального агентства новостей.

Первая лаборатория по ядерным исследованиям возникла при Ленинградском физико-техническом институте в 1932 году под руководством отца советской физики Абрама Федоровича Иоффе.

Заместителем руководителя стал блестящий 29-летний ученый, уже успевший стать одним из ведущих специалистов в мире в области физики твердого тела, Игорь Васильевич Курчатов. Спустя некоторое время он возглавил советский атомный проект.

В последующие годы исследования в области ядерной физики стали центральными не только в СССР, но и во всем мире. Тому были предпосылки, основанные, в общем-то, на трагических обстоятельствах.

Великое открытие

Жорес Алферов подчеркивает, что тогда акцент на изучении преобразования атома стал не просто насущным. В те годы во всем мире стали появляться удивительные работы в области физики. Преуспевали в этом и европейские ученые. Однако именно в момент научного рассвета в Германии к власти пришел Адольф Гитлер. Многие физики начали уезжать из Европы. Но об этом чуть ниже.

Поворотный момент случился в 1938 году. В Физико-техническом институте Кайзера Вильгельма в Германии профессор Отто Ган вместе со своим сотрудником Фрицом Штрассманом во время лабораторной работы по бомбардировке урана нейтронами открыли деление урана. Ученые поделились своим открытием с бывшей сотрудницей, мигрировавшей из фашистской Германии в Швецию, Лизой Мейтнер. Она, в свою очередь, показала сенсационную работу своему племяннику, талантливому физику-теоретику Отто Фришу, который работал у легендарного Нильса Бора в Копенгагене.

«Располагая экспериментальными результатами, Отто Фриш и Лиза Мейтнер поняли, что при делении урана на более легкие элементы происходит выделение энергии. И не просто энергии, а гигантской энергии», - говорит Жорес Алферов.

Фриш сразу рассказал об открытии самому Бору, который в тот момент уезжал в Соединенные Штаты Америки. Таким образом, в конце 1939 года одновременно в двух научных журналах в Британии и Германии выходят статьи об уникальном открытии Гана-Штрассмана. Открытие произвело поистине мощный эффект во всем мире. Именно тогда Нильс Бор и начал популяризировать его в Америке.

«После работ Гана-Штрассмана и Мейтнер-Фриша стало понятно, что реакции деления могут приводить и к взрывному, и к обычному выделению энергии. То, о чем говорили физики (в том числе и в нашей стране), подтвердилось - в атомном ядре действительно существует неистощимый запас энергии», - отметил Жорес Иванович.

Одновременно с этим открытием работы в области ядерной физики начались по всему миру, в том числе и в СССР.

У нас на передовой изучения урана находился Игорь Курчатов. Жорес Алферов отметил, что в СССР уже была подготовлена почва для изучения темы. Сразу после открытия Гана-Штрассмана два аспиранта Курчатова сделали сенсационное открытие спонтанного деления урана. Незадолго до того Курчатов с коллегой открыли ядерную изомерию брома. Иначе говоря, работы Физико-технического института уже были признаны во всем мире.

Сначала бомба возникла в уме

Однако после радостного открытия пришло понимание, что это знание может привести к созданию оружия массового уничтожения. Американский физик венгерского происхождения Лео Силард был одним из первых, кто озаботился вопросом мирного использования атомной энергии.

«Лео Силард безумно боялся, и не он один. Потому что, несмотря на эмиграцию большого количества западных ученых из Европы после прихода к власти Гитлера, Германия оставалась очень сильной научной державой. Там продолжали работать великие корифеи ядерной физики. Поэтому было велико опасение, что Гитлер сможет сделать атомную бомбу. И если он сделает ее, он ее, безусловно, применит», - говорит Алферов.

Ученый подчеркивает: если бы не страхи научного сообщества о создании Германией орудия массового уничтожения, возможно, атомная бомба вообще никогда не была бы создана.

«Силард использовал все возможные методы убеждения, чтобы побудить Эйнштейна подписать письмо Рузвельту о необходимости начала работ в этом направлении. Эйнштейн подписал, но спустя годы жалел о поставленной подписи. Он говорил: «Если бы у меня были малейшие сомнения, что Гитлер не успеет сделать атомную бомбу в войну, я бы никогда не подписал этой бумаги». Рузвельт распорядился о начале работ в этом направлении», - поясняет Алферов.

«Я полагаю, во время войны решить проблему атомной бомбы могли только США. Если бы не это решение о создании атомного оружия, может быть, атомной бомбы и не появилось. Да, принципиальная ее возможность возникла после работы Гана. Но было ясно, что нужно вкладывать огромные средства и концентрировать их на совершенно еще не ясных физических исследованиях. Это и колоссальные промышленные, индустриальные задачи.

Если бы не страх, что бомбу сделают немцы, при нормальных условиях она, может быть, появилась, а может быть, и нет. Но Манхэттенский проект был начат, в него были вложены огромные средства. Можно только удивляться, как за три с небольшим года в Америке были созданы уникальные ядерно-физические технологии», - размышляет ученый.

Тем не менее раньше всех работы по созданию атомной бомбы были начаты в Великобритании. К началу 1942 года британский атомный проект был далеко впереди еще не начавшегося американского. Однако именно американский проект был образцом скорости и технического прогресса.

Работы в СССР

В это же время, незадолго до начала Сталинградской битвы, в СССР активизировались работы в области атомной энергии. Научным руководителем советского атомного проекта стал Игорь Курчатов.

Жорес Алферов особо отмечает: спекуляции, появившиеся в 90-х годах и популяризируемые некоторыми «любителями» истории сегодня, о том, что советская разведка якобы полностью украла проект британской атомной бомбы, а ученые лишь применили украденные знания, не соответствуют реальности.

«Все это совсем не так. Самый большой секрет относительно ядерных работ в США выдал президент Гарри Трумэн товарищу Сталину во время Потсдамской конференции, когда рассказал, что 16 июля 1945 года в Нью-Мексико произошло первое испытание плутониевой бомбы. Таким образом, стало известно, что атомная бомба могла быть сделана. Но самым главным событием, которое кардинальным образом изменило отношение политического руководства страны к этой проблеме, была бомбардировка Хиросимы 6 августа 1945 года», - утверждает ученый.

«Мы сегодня много говорим про санкции, которым подвергается Россия, - продолжает физик. - Санкции, которым подвергался Советский Союз сразу после Октябрьской революции и все время после нее, не сравнимы с нынешними. Но в результате победы в Великой Отечественной войне отношение поменялось на противоположное. Любители перевирать нашу историю забывают о том, что произошло в 1938 году, когда было принято решение о Чехословакии. Когда немцы оккупировали Чехословакию, чьи заводы прежде работали на СССР, промышленный потенциал этой страны начал работать на немецко-фашистскую армию.

Ведь мы часто уступали по численности. Реально основным победителем во Второй мировой войне была Красная армия. Она разгромила не просто немецкую армию, она разгромила объединенные силы Европы. К 1945 году, к великой победе в Великой Отечественной войне СССР вышел из этого кольца непризнания. Страна стала признанной мировой державой. Вместе с США и Великобританией СССР - одна из трех стран-победителей и основателей ООН. Поэтому роль Советского Союза стала совсем другой».

Когда произошла бомбардировка Хиросимы, руководство страны поняло, что благодаря появлению этого ужасного оружия и монополии на него США, результаты Второй мировой войны могут быть кардинально пересмотрены. И эту проблему нужно было решать.

«Никакой военной необходимости в бомбардировке Хиросимы не было. Вместе с тем было продемонстрировано, что обладатель ядерного оружия не остановится ни перед чем, чтобы применить его. Мы знаем из разных источников, что было 18 программ бомбардировок Советского Союза. Одна из них называлась «Дропшот». Как-то раз на одну из конференций, где я присутствовал, приехал американский физик, участвовавший в этой программе, и физик Анатолий Александров, когда мы вместе шли на заседание президиума, хлопнул его по животу и сказал: «Ну что, из «Дропшота» ничего не вышло?» - делится воспоминаниями нобелевский лауреат.

Тогда стало очевидно, что нужно придать совершенно другой масштаб советским исследованиям в области атомных разработок. И уже 20 августа 1945 года вышло постановление ГКО о создании спецкомитета для руководства работами по использованию атомной энергии урана. Председателем назначается Лаврентий Берия. В комитет входят ведущие политические деятели страны: Маленков, Вознесенский, Ванников. Из ученых - Игорь Курчатов и Петр Капица. Атомным разработкам был придан совсем иной масштаб.

«Когда был успешно завершен атомный проект и проведены первые испытания нашей атомной бомбы, 29 человек получили звание Героев Социалистического Труда», - отмечает Алферов.

Гонка вооружений

В декабре 1946-го заработал первый атомный реактор. А уже в 1948-м, когда вся европейская часть страны восстанавливала послевоенную разруху, начали работу промышленные реакторы на Урале. Первая бомба, РДС-1, была плутониевой. Ее вторая версия была в два раза легче первой и в два с половиной раза мощнее. Одним из успешных проектов применения разработок стали атомные подводные лодки.

«Когда была взорвана советская атомная бомба, на американцев это произвело страшное впечатление. Президент США Трумэн уже в сентябре 1949 года рассказал об этом всему миру. А в январе 1950 года Трумэн дал распоряжение возобновить в широком масштабе работы по разработке супербомбы, - продолжает ученый. - В это же время и у американцев, и у нас практически одновременно возникли идеи создания бомбы, которую у нас назвали «слойка», а у американцев - «будильник». Это была идея Андрея Сахарова, о перемежающихся слоях дейтерий-литиевого и ядерного на основе урана-235 или даже урана-238. Сахаровская «слойка» стала первой транспортабельной водородной бомбой».

В 1952 году американцы взорвали термоядерное устройство «Иви Майк». В Тихом океане были проведены испытания, в результате которых был уничтожен целый остров. Потом в августе 1953 года СССР взорвало сахаровскую «слойку».

Начавшаяся впоследствии гонка вооружений, по мнению Жореса Алферова, - явление неоднозначное, учитывая колоссальные расходы и гипертрофированный военный потенциал, накопленный обеими державами.

«Игорь Васильевич Курчатов был против и неоднократно обращался к Хрущеву по этому вопросу. К концу 70-х годов мы имели порядка 40 тысяч ядерных боеголовк, 248 подводных лодок. Потом начались соглашения по стратегическому сокращению ядерного оружия», - говорит Жорес Иванович.

Он показал фотографию с научной конференции, где советские ученые собрались в пригороде Вашингтона для обсуждения с американскими коллегами так называемой Стратегической оборонной инициативы, или «звездных войн» - военной программы США, созданной президентом Рональдом Рейганом, как считает Жорес Иванович, для уничтожения экономики СССР.

«Первой бумагой, подписанной Рейганом, был декрет, отменяющий научное сотрудничество между Академией наук СССР и Национальной академией наук США. Должен сказать, что в годы холодной войны и даже раньше у нас всегда были хорошие профессиональные отношения с американским учеными», - говорит физик.

Одним из инициаторов сотрудничества был блестящий советский ученый-математик Мстислав Келдыш, который пользовался непререкаемым авторитетом среди американских коллег.

«В 1974 году я был гостем ученого Гарольда Брауна (позже он стал министром обороны США). Мы сидели у него дома. И когда в разговоре я упомянул Мстислава Всеволодовича, он сказал: «Келдыш был у меня дома». Он повел меня на второй этаж своего коттеджа и показал комнату, сказав, что Келдыш останавливался в этой комнате и, держась за простыню на кровати, сказал, что Келдыш на ней спал», - рассказывает Жорес Алферов.

По его словам, «идея у Рейгана была простая - обязательно втянуть нас в гонку вооружений, чтобы подорвать нашу экономику. Но мы нашли союзников в лице Американской академии наук и Федерации американских ученых. Мы, научные сотрудники, и сегодня при всех сложностях наших нынешних отношений по-прежнему поддерживаем хорошие отношения, потому что понимаем, для чего работаем, и опасаемся за результаты».

Наука превыше всего

Говоря о неоднозначных результатах гонки вооружений в период холодной войны между СССР и США, Жорес Алферов подчеркнул неоценимый вклад разработок тех лет в развитие советской науки.

«Наука - это производительная сила общества. Эту мысль сформулировал еще Карл Маркс. Созданные наукой новые технологии определяют развитие цивилизации. Великий ученый Фредерик Жолио-Кюри сказал, что каждая страна привносит свое в сокровищницу цивилизации. Если она этого не делает, она подвергается колонизации. Значение нашего атомного проекта - гигантское. Это было не просто создание оружия и ликвидация монополии США.

Даже при том условии, что бомбы нужно закрывать, и атомная энергетика едва ли будет определяющей в мировой энергетике в целом, представив советский атомный проект, мы подняли науку и технологию в нашей стране на необычайно высокий уровень, соответствующий лучшим мировым стандартам. Вместе с непосредственным решением атомных проблем решались проблемы радиолокаций, компьютерной техники, ракетной техники, материаловедения. И это чрезвычайно важно», - подчеркнул Алферов.

«Сложно сопоставить с атомным проектом какой-либо другой. Но нужно тратить так много средств, как мы можем, на развитие науки, потому что это совершенно беспроигрышные вложения. Власть должна понимать (не вмешиваясь в какие-то научные разработки), к какому колоссальному прогрессу может привести развитие науки», - заключил ученый.

А также искусства и прочих вещей, в которых все считают, что разбираются.
И почему я думаю, что это не стоит делать.
Предисловие. Называется, "зависть-не радость".
Есть у меня в ленте некая девица. Постит разнообразные картины и к ним - "типа прикольные" комменты, которые чаще всего получаются несколько плоскими. Прямо так - "и где тут смеяться?"
(Нет, это не Шакко, это ее эпигон! Там все гораздо более "блондинисто" и гораздо менее шкодливо! У Шакко - глубина знаний, там же - пара прочитанных энциклопедий)
Была такая Паола Волкова. Навлекла немало критики, но поклонники, кои многочисленны, давай: "Зато она рассказывает о сложном просто!"
Среди "историков" таких тоже много. Полки завалены различными "скандалами-интригами-расследованиями". Бушков, Киянская, всяко-разные радзинские и несть им числа - все это популяризаторы.

К сожалению, главная причина - бездарность популяризаторов. Большинство из них стремится к уровню средненького экскурсовода. То есть - неточность фактов пытаются компенсировать занимательностью изложения, но так как рассказчики и писатели из них тоже так себе, то получается нечто плоское, пошлое, лишенное особой занимательности и изящества. Впрочем, некоторым такое вот нравится. Для которого - "простое о сложном".
Есть, кстати, тонкая грань между юмором, "шкодливостью" и откровенной пошлятиной и гэгами.
Во-вторых, всегда чувствуется, когда автору интересно то, о чем он стремится рассказать, и когда ему, по сути, пофиг и скучно. Но хочется заработать дешевой популярности, поэтому он и заводит шарманку. Я в своем блоге пытаюсь выдерживать стиль, искритикованный одной медийной персоной - "радость открытий". Я тащу все а-ля "посмотрите, что я нашла!" - и делюсь с читателями; кроме того, у меня литераторский подход к истории - ист. личности мне интересны постольку, поскольку их жизнь можно засунуть в книгу, особо ничего от себя не выдумывая)

Во-вторых, история - это только на поверку кажется простым и доступным, и "популярная" история (та, что печается журналами а-ля "Дилетант" и рассказывается Парфеновым и подобием им) - это то же самое, что "популярная" психология в глянцевых журналах. Глянуть профанам будет интересно, более-менее подкованные начнут плеваться и фыркать; в общем, "не пытайтесь повторить это дома". Про искусство я не знаю, но, думаю, солененькие факты про личную жизнь Рембрандта с его Саскией не раскроют нам суть "Данаи" или "Дозоров".
Интересно, что подобный жанр возродился в 1990-е. Советские "популяризаторы", включая и notorious Пикуля, несмотря на некоторую наивность и идеалистичность их суждений и подгонку под теорию масс, делающих историю и марксизм-ленинизм, как-то "знали берега" и не считали, что историю надо показывать, как очередной выпуск "Дома-2" или передачи на "Рен-ТВ".

Моя еще проблема что с экскурсиями, что с популяризаторами, и особенно, с людьми, начитавшимися/насмотревшимися/наслушавши мися популяризаторов, рассказавших им "просто о сложном" - я ощущаю неумеренное чувство превосходства над ними. Иногда даже показываю, что их рассказы "о королеве Марго и ее полюбовниках" мне совсем неинтересны и я не понимаю, о чем здесь речь. Одна наивная душа, натолкнувшись на мою реакцию после ее пересказа статьи из "Каравана историй", потрепала меня по плечу и сказала: "Ну, загрузили мы тебя, наверное, такими темами!" Мне оставалось только усмехнуться. Там было настолько непроходимое невежество, что мне и возразить-то на такое было нечего.

Вообще же, если говорить про восприятие истории, то ее, ИМХО, необходимо воспринимать как жизнь. Как современность. Так же, как и искусство - это то, что мы видим вокруг себя.

Госкорпорация "Росатом" и Министерство энергетики ЮАР в среду на полях 7-го саммита БРИКС подписали меморандум о взаимопонимании по обучению и подготовке кадров в области атомной энергетики ЮАР и меморандум о сотрудничестве в повышении общественной приемлемости атомной энергетики в Южно-Африканской Республике.

Согласно первому документу, Россия и ЮАР намерены реализовать ряд совместных образовательных проектов в сфере атомной энергетики. Цель сотрудничества стран - обеспечить подготовку пяти категорий специалистов для южноафриканской атомной отрасли: персонала АЭС, инженерно-строительного персонала, персонала для неэнергетического сектора, персонала ядерной инфраструктуры, а также студентов и преподавателей.

В рамках этого меморандума стороны приложат необходимые усилия для реализации программ обучения для 200 южноафриканских кандидатов в российских университетах и образовательных организациях. Документ также предполагает разработку учебной и научной литературы в области атомной энергетики, обмен студентами разных уровней подготовки, организацию стажировок и летних школ, проведение олимпиад и обучение преподавателей.

Второй меморандум предусматривает совместные действия сторон, направленные на популяризацию атомной энергетики в ЮАР, повышение осведомленности местного населения о современных ядерных энергетических и неэнергетических технологиях и обеспечение общественной приемлемости атомной энергетики.

В частности, стороны намерены разработать план реализации совместной коммуникационной программы в ЮАР, в рамках которой предполагается проведение круглых столов и других мероприятий, направленных на популяризацию атомной энергетики и современных ядерных технологий.

"Росатом" и южноафриканское министерство также рассмотрят возможность создания информационного центра по атомной энергетики на территории ЮАР. Стороны намерены осуществлять обмен информацией и опытом в атомной отрасли путём организации рабочих визитов своих представителей и проведения международных конференций и выставок.

Подписанные в Уфе меморандумы стали очередным этапом совместной работы двух стран, направленным на укрепление российско-африканского сотрудничества в области атомной энергетики. В сентябре 2014 года на полях 58-й Генеральной конференции МАГАТЭ в Вене РФ и ЮАР подписали межправительственное соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве в области атомной энергетики и промышленности. В 2004 году стороны подписали межправсоглашение о сотрудничестве в области мирного использования атомной энергии.

Президент Владимир Путин создал фонд «История Отечества», который призван популяризировать историю в России. Учредителем фонда станет правительство, а его деятельность будет определять совет, в который вошли политики, в том числе спикер Госдумы Сергей Нарышкин, а так же научные и культурные деятели. Как популяризировать российскую историю с помощью фондов и действительно ли это необходимо? Сайт diletant. media уточнял у экспертов, которые как всегда скрестили скрестили шпаги

Вопросы:

Нуждается ли российская история в популяризации?

Алексей Левыкин

Конечно же, нуждается! Всегда нуждается. Я не думаю, что у современной академической науки в высшей школе или у Министерства культуры достаточно средств, чтобы популяризировать историю, их никогда не бывает достаточно. А если такие средства появляются, то это уже хорошо.

Андрей Зубов

Что значит «популяризация истории»? Мне даже как-то странно это слышать. Я - историк, мне это интересно, я это исследую, мои книги читают многие люди, но я никогда специально популяризацией не занимался. Поэтому мне кажется, что все эти искусственные мероприятия в конечном счете упираются в освоение денег, они должны просто быть направлены на то, чтобы в Российском Институте истории ученые получали более высокие зарплаты.

Можно ли сказать, что история пользуется у россиян популярностью?

Алексей Левыкин

История сейчас достаточно популярна среди различных слоев, вне зависимости от их взглядов: либеральные или не либеральные, неважно. Но хорошо, если станет еще популярнее.

Андрей Зубов

Россияне еще как интересуются историей! Если это интересно - слушают, слушают и еще раз слушают, и не только в России, но и во всем русскоязычном мире, всем интересно, если интересно писать. Ведь популяризировать можно не историю, а историков: все зависит от того, как вы пишете о том или ином факте, явлении. Вот это важно! Иногда такое расскажешь, что люди чувствуют, что это неправда или полнейшая скука. Надо иметь способность рассказывать правдиво и интересно, и тогда это будут читать.

Что нужно сделать, чтобы популяризировать историю?

Алексей Левыкин

Проводить различные мероприятия и выставки, издавать книги, проводить конференции и семинары. Но все, что я назвал, требует немалых средств.

Андрей Зубов

Для того чтобы популяризировать историю, нужны хорошие историки, хорошие историки должны писать хорошие книги, и эти хорошие книги должны издаваться. Чтобы были хорошие историки, должен быть свободный доступ в архивы, свободная историческая дискуссия, не должно быть никакого насилия над свободой научного исследования.

Как популяризации истории поможет фонд «История Отечества»?

Алексей Левыкин

Любой фонд - это источник финансирования. Я непосредственно связан с подобной деятельностью, и я очень хорошо знаю, что мы с одной стороны получаем достаточно средств, но для проведения выставок, в том числе и в различных регионах нашей страны, их иногда не хватает. Каждая выставка - это 2 с лишним миллиона рублей, и ни в нашем бюджете, ни в бюджете региональных музеев таких средств зачастую нет, а количество средств, которое выделяет Минкульт, зачастую очень ограниченно, оно не может решить все вопросы. Если появляются новые источники финансирования - это уже хорошо.

Андрей Зубов

Это создание никому не нужных сущностей. Создавать какие-то структуры, которые сами не занимаются изучением, а просто что-то популяризируют, значит, бессмысленно тратить деньги налогоплательщиков. Потому что никто не популяризировал Соловьева, Платонова, Карамзина - они сами хорошо писали, и это читала вся Россия и вообще все, кому это интересно. Мне кажется, что именно этот путь, а не путь бюрократических распилов денег, является лучшим для пропаганды истории.

Экология сознания: Наука и открытия. Обзор лекции лучших российских ученых по математике, физике, биологии, астрономии и другим наукам.

Наука из первых рук

В мире растет число фейковых новостей и все сложнее найти источник правдивой информации.

Спрос на достоверность, качество и фактчекинг не пропал, но сложно подружить методологии проверки данных с новостями мейнстрима в эпоху, когда даже серьезные издания гонятся за кликбейтом. Изъеденные недочетами новости политики, экономики, спорта и других сфер начинают раздражать, а не привлекать внимание.

Образуется информационный вакуум, заполнить который могут новости науки. Манипулировать научными данными не так интересно, как фактами в экономике и политике.

Наука поддерживается прекрасной репутацией источников - например, не вызывает сомнений авторитетность журнала «Nature» или достоверность базы данных биотехнологической информации PubMed.

И все же между источником научных данных и читателем часто стоит фильтр, отвечающий за качество публикаций - журналист. Избавиться от прослойки можно лишь в том случае, если вы сразу получаете информацию от ученых. Так можно сделать, если подписаться на интересующих вас авторов. Они есть в соцсетях, но информация там не структурирована, а вот каналы с видеоконтентом - как личные, так и собранные обычными людьми, - это ценный источник адаптированных данных.

Математика

Савватеев Алексей Владимирович

Один из самых известных популяризаторов математики в России. По ссылке на канал вы найдете 85 лекций Савватеева, но это лишь часть его богатого наследия. Есть 55 видео о теории игр, 30 коротких роликов о самых разных темах, и еще бесчисленное количество видео на различных каналах, среди которых отметим 12 лекций по математике для детей .

Алексей Владимирович интересен не тем, что он доктор физико-математических наук и специалист в области теории игр, хотя и это важно. Интересна его подача материала, он способен заинтересовать ребенка, а после переключиться на слушателя, изучившего курс матанализа. Он ведет «Математику для гуманитариев» и может доносить самые сложные вещи простым языком любому слушателю. Причем трудно даже какие-то рамки в его лекциях установить - вот он, например, рассказывает, за что дали Нобелевскую премию по экономике в 2012 году.

Михайлов Роман Валерьевич

Роман Михайлов - доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник СПбГУ, профессор РАН, лауреат премии РАН для молодых ученых, лауреат премии Московского математического общества и стипендии фон Неймана в Принстоне, автор более 60 научных работ и монографий. В качестве хобби указывает танцы, жонглирование, исследование орнаментов и восточные языки.

Один из самых необычных (можно даже сказать эксцентричных) математиков России. Лекция Михайлова способна перегрузить ваше сознание… а после перезагрузить и наполнить новыми знаниями не только в области математики, но и в космологическом понимании бытия. Рассказывает про гомологическую и гомотопическую алгебру, К-теорию, теорию групп и групповых колец, теорию категорий. В лекциях часто использует нетривиальные метафоры, поясняющие сложные математические законы.

Физика

Семихатов Алексей Михайлович

Хотя Семихатов защитил докторскую диссертацию на тему «Конформные и топологические теории поля и интегрируемые системы», но его лекции охватывают большое количество популярных тем, понятных слушателям без специальной подготовки. Объясняет сложные понятия явлений, которые «на слуху» - теории струн, бозона Хиггса, черных дыр, гравитационных волн и так далее.

Ахмедов Эмиль Тофикович

О физике и всем многообразии ее проблем рассказывает доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник Института теоретической и экспериментальной физики имени А. И. Алиханова, профессор кафедры теоретической физики МФТИ Эмиль Ахмедов.

Лекции касаются квантовой механики, теории всего, космологических констант и в целом теоретической физики.

Медицина

Водовозов Алексей Валерьевич

Алексей Водовозов - выпускник Военно-медицинской академии, подполковник медицинской службы запаса. Научный журналист, медицинский блогер, врач-терапевт, токсиколог, победитель конкурса «Медицина в Рунете» в номинации «Лучший блог», победитель конкурса научных блогов в номинации «Молекулярная биология-генетика-медицина». Член Ассоциации медицинских журналистов, член экспертного совета премии имени Гарри Гудини, научный редактор журнала «Российские аптеки».

Дробышевский Станислав Владимирович

127 лекций о происхождении человека, средняя продолжительность которых редко составляет меньше часа - стоит ли оно того? Достаточно сказать, что Дробышевский с 2011 года вместе с научным журналистом Александром Соколовым развивает известный портал «Антропогенез.ру». Сам ученый, естественно, занимается антропологией. Он кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, педагог и популяризатор научного мировоззрения.

Соколов Александр Борисович

Раз уж мы упомянули Соколова, следует дать на него ссылку. Хотя Александр Борисович не ученый, а научный журналист, если вас интересуют лекции по теме происхождения человека и борьбе с лженаукой, посмотрите выложенные на его канале серии «Ученые против мифов» и «Мифы об эволюции человека».

Палеонтология

Еськов Кирилл Юрьевич

Палеонтолог Кирилл Еськов известен как писатель, деконструирующий фэнтезийные книги. Он применял подход исторический науки к «Властелину Колец». По основной специализации записывает интересные лекции об эволюции видов.

Биология

Марков Александр Владимирович

Доктор биологических наук, заведующий кафедрой эволюции биологического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник Палеонтологического института РАН, автор и редактор сайта «Проблемы эволюции», лауреат главной в России премии в области научно-популярной литературы «Просветитель», лауреат премии «За верность науке» Министерства образования и науки РФ в категории «Популяризатор года».

Член редколлегии «Журнала общей биологии», ведущий научно-популярных программ радио «Свобода», один из авторов сайта «Элементы.ру». В общем, регалии можно перечислять очень долго. Главное, почему следует смотреть эти лекции - очень хорошая подача научных достижений, истории жизни и эволюции, ответы на загадки эволюционной биологии человека и других живых существ.

Черниговская Татьяна Владимировна

Доктор филологических наук, доктор биологических наук, ученый в области нейронауки и психолингвистики, а также теории сознания. По ее инициативе впервые была открыта учебная специализация «Психолингвистика».

Тематику лекций Татьяны Владимировны лишь условно можно отнести к биологии. Ее лекции посвящены деятельности мозга, сознания, процессам обучения, эволюции речи, ментальному лексикону, лингвистике, психологии, искусственному интеллекту и нейронауке.

Панчин Александр Юрьевич

Еще один биолог, вышедший за рамки биологии. Александр Панчин известен в первую очередь как популяризатор науки и научного мышления. Получил премию «Просветитель» за книгу «Сумма биотехнологии». Является старшим научным сотрудником Института проблем передачи информации РАН имени Харкевича. Член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой, участник оргкомитета и экспертного совета Премии имени Гарри Гудини, вручаемой за доказанное проявление экстрасенсорных способностей (ни разу не была вручена).

Панчин разрушает мифы, борется с лженаукой, дезавуирует околонаучные махинации, продвигает рациональный подход к ГМО и генетике в целом.

Астрофизика

Попов Сергей Борисович

Сергей Попов - доктор физико-математических наук, ведущий научный сотрудник отдела релятивистской астрофизики Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга, профессор РАН, один из самых известных российских популяризаторов науки с огромным количеством публикаций как в интернете, так и за его пределами.

Лекции посвящены космосу: двойным и одиночным компактным объектам (нейтронным звездам, черным дырам), эволюции и физике звезд, гравитационным волнам и многому другому. Если до этого момента вы в принципе не интересовались устройством Вселенной, посмотрите несколько лекций с обзором последних открытий - возможно, что именно с этого материала вы откроете для себя «звездный» научпоп.

Астрономия

Сурдин Владимир Георгиевич

Старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени П. К. Штернберга, доцент физического факультета МГУ. За цикл научных лекций по астрономии и астрофизике получил Беляевскую премию. В 2012 году стал лауреатом премии «Просветитель».

Основные темы научных публикаций - звездные скопления, процессы звездообразования, физика межзвездной среды, объекты солнечной системы. А вот лекции по уровню сложности доступны любому слушателю. Рассказывает в основном про базовые общедоступные вещи: про историю астрономии, телескопы, исследование планет, поиск внеземных цивилизаций и так далее.

Физиология

Дубынин Вячеслав Альбертович

Профессор Дубынин работает ведущим научным сотрудником кафедры физиологии человека и животных биологического факультета МГУ. Преподает на биологическом, медицинском и психологическом факультетах нескольких московских вузов.

В своих лекциях рассказывает об анатомии центральной нервной системы, физиологии высшей нервной деятельности и сенсорных систем, различных областях физиологии мозга и нейрофармакологии.

Биофизика

Шноль Симон Эльевич

Биофизик, историк советской и российской науки, профессор кафедры биофизики физического факультета МГУ, бывший зав. лабораторией физической биохимии Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН, доктор биологических наук, автор свыше 200 научных работ и нескольких книг по истории науки.

Рассказывает про биологические системы, теорию эволюции, космофизические корреляции биологических и физико-химических процессов, историю науки. Заслуженный соросовский профессор. Член редколлегии журнала «Природа».

Химия

Оганов Артем Ромаевич

Артем Органов - химик, физик, теоретик-кристаллограф, минеролог, материаловед, создатель методов компьютерного дизайна новых материалов и предсказания кристаллических структур. При таком багаже знаний лекции его могли касаться любой темы, но самое интересное происходит, когда Органов рассказывает о химии.

Современная химия неотрывно связана с созданием новых материалов - и в этой теме Оганов умеет буквально «зажечь» слушателя, рассказывая о революции в материаловедении, дизайне новых материалов и химических явлениях, выходящих за рамки привычных вузовских курсов.

В обзор попали далеко не все ученые-популяризаторы. Не у всех есть свой канал с выложенными лекциями и не всем, к сожалению, подобный канал сделали самостоятельно слушатели. У кого-то выложено много видеоотрывков, но в разрозненном виде, а где-то просто автор сильнее представлен в статьях, чем в видео. опубликовано



error: Контент защищен !!