Грехопадение. Змей искуситель. Но причем здесь Атлантида? Змей искуситель значение

Змий-искуситель

Змий-искуситель
Из Библии. В Ветхом Завете рассказывается о том, как змей (змий), который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Бытие, гл. 3, ст. 1), уговорил Еву сорвать запретный плод с дерева познания добра и зла и тем самым нарушить запрет Бога.
Иносказательно: соблазнитель, вкрадчивый, коварный и опасный.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .


Смотреть что такое "Змий-искуситель" в других словарях:

    ЗМИЙ, я, м. (стар.). То же, что змей (в 1 и 2 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Змий искуситель, змия искусит еля … Орфографический словарь-справочник

    Змий-искуситель - Разг. Ирон. О коварном, опасном человеке. Какая голова у вас, Виталий Кузьмич! Ах, какая голова!.. Если бы к этой голове да другой язык, цены бы вам не было… Так, змий искуситель, так! Язык мой враг мой (Мамин Сибиряк. Горное гнездо) … Фразеологический словарь русского литературного языка

    змий-искуситель - змий искуси/тель, зми/я искуси/теля … Слитно. Раздельно. Через дефис.

    змий-искуситель - зм ий искус итель, зм ия ис кус ителя … Русский орфографический словарь

    змий-искуситель - (2 м 2 м), Р. зми/я искуси/теля … Орфографический словарь русского языка

    ЗМИЙ, я, муж. (стар.). То же, что змей (в 1 и 2 знач.). Змий искуситель (книжн., часто ирон.) тот, кто вводит в искушение, искуситель [по библейскому сказанию о грехопадении Адама и Евы, к рых искусил змий]. Толковый словарь Ожегова. С.И.… … Толковый словарь Ожегова

    Змия; м. Книжн. 1. = Змей (1 2 зн.). * Как вдруг, откуда ни возьмись, В окно влетает змий крылатый (Пушкин). До зелёного змия допиться, напиваться (разг.; о сильнейшей степени опьянения). Зелёный з. (разг.; о спиртных напитках, водке). 2. В… … Энциклопедический словарь

    змий - зми/я; м.; книжн. 1) = змей 1), 2) * Как вдруг, откуда ни возьмись, В окно влетает змий крылатый (Пушкин) * До зелёного змия допиться, напиваться (разг.; о сильнейшей степени опьянения) * Зелёный зми/й. (разг.; о спиртных напитках, водке) 2) В… … Словарь многих выражений

    Я; м. Книжн. Тот, кто искушает кого л.; соблазнитель. Коварный и. Змий искуситель (сатана, дьявол). ◁ Искусительница, ы; ж. Искусительный, ая, ое. И. шёпот … Энциклопедический словарь

Книги

  • Дюнас и его записки. Змий-искуситель , Андрей Богданов. В очередной книге записок путешественника Дюнаса действие происходит в конце XIX века. Покой маленького провинциального городка Большое Дно нарушен: богом забытоеместо посещает молодой…

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Бытие 3:1-6).

Таинственная фигура змея-обольстителя давно возбуждает неослабевающий интерес читателей Библии. Кто он такой? Откуда появился? Какова его природа? Постараемся разобраться.

Прежде всего, Священное Писание сообщает, что он – «зверь полевой». В подлиннике используется фраза חַיַּת הַשָּׂדֶה (хайят хассаде) , которая перед этим встречается в книге Бытие дважды:

«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Бытие 2:19,20).

В этих двух стихах исследуемая фраза переводится как «животные полевые» и «звери полевые», описываются обычные созданные Богом представители фауны. Исследуемый змей, поэтому – представитель животного мира. Как таковой, он разделяет все признаки животных.

Первый из них – это подвластность человеку:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:26-28).

Это означает, что змей как «зверь полевой» не имел власти манипулировать человеком, провоцировать его, возноситься над ним и т.д.

Еще один важнейший признак животных согласно Библии – это бессловесность:

«Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся» (2 Послание Петра 2:12). «А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя» (Послание Иуды 1:10).

Это важное обстоятельство косвенно продемонстрировано и в 3 главе книги Бытие, которая описывает грехопадение. После того, как наши прародители съели от запретного плода, состоялся разговор Творца с творением (Бытие 3:8-15). В этом разговоре Бог задает вопрос Адаму, тот отвечает, Еве, та отвечает, но диалог между Всевышним и змеем отсутствует – змей бессловесен!!! Речь является свидетельством о разуме, это уникальная способность человека, который создан по образу Божию. Животные этой способностью не обладают.

Коль скоро это так, кому же тогда принадлежали слова, ставшие гибельными для первых людей на Земле? Для ответа на этот вопрос мы рассмотрим слово «змей», которое используется в оригинале для описания этого «зверя полевого».

В подлиннике Танаха есть четыре разных слова, которые переводятся в Синодальной Библии как «змея». Вот они:

תַנִּין (таннин) – «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: если фараон скажет вам: сделайте чудо, то ты скажи Аарону: возьми жезл твой и брось пред фараоном- он сделается змеем. Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами:каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы» (Исход 7:8-12)

.

נָּחָשׁ (нахаш) – «И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых» (Числа 21:6).

פטן (пэтэн) – «Змеиный яд он сосет; умертвит его язык ехидны» (Иов 20:16).

צֶפַע (цэфа) – «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Исаия 11:8).

Таким образом, у Моисея при написании Торы был выбор в терминологии – в древнееврейском есть более чем одно слово для обозначения змеи. Какое же слово выбрал Моисей? 3 глава Бытие использует термин נָּחָשׁ (нахаш) , и это чрезвычайно важно. Дело в том, что слово «нашах» в Библии напрямую связано с сатаной и бесами. Приведем в качестве примера несколько отрывков, где используется исследуемое нами слово. Оно переводится так:

«Гадать» – «Не та ли это чаша, из которой пьет господин мой и он гадает на ней? Худо это вы сделали» (Бытие 44:5).

«Ворожить» – «Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте» (Левит 19:26).

«Волшебство» – «Нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле. В свое время скажут об Иакове и об Израиле: вот что творит Бог!» (Числа 23:23)

«Волхвование» – «Валаам увидел, что Господу угодно благословлять Израиля, и не пошел, как прежде, для волхвования, но обратился лицем своим к пустыне» (Числ. 24:1).

Все эти действия описывают духовную сферу. Те, кто совершает гадание, ворожбу, волшебство, волхвование, являются по своей природе посредниками между материальным и духовным миром, а совершаемые ими магические акты суть каналы связи с сатаной и бесами. Об этой связи подробнее пойдет речь в главе «Оккультные источники проклятий», однако уже сейчас очевидно, что значение термина «нахаш» выходит за пределы определения простой змеи.

Поскольку все, кто занимается колдовством, являются по сути посредниками между духовным и материальным, для их обозначения в современной литературе часто используется слово «медиум». Само слово «посредник» означает «находящийся посередине», «медиум», «от латинского medium – середина, нечто среднее, промежуточное, посредствующее, в спиритизме – посредник между миром "духов” и людьми, через которого в состоянии транса передаются "сообщения” умерших» (Иллюстрированный энциклопедический словарь).

Слово «нахаш», таким образом, имеет двойную природу – может обозначать как ползучую тварь, так и медиума, совершающего оккультные действия, которые, по определению, являются сферой сатаны и бесов. Находясь под вдохновением свыше, Моисей выбрал термин, который прекрасно раскрывает природу грехопадения на земле. Змей, обычная тварь, стала медиумом, посредником, каналом действия сатаны. Вот кому на самом деле принадлежали слова, которые Ева услышала из уст змея! Сатана использовал бессловесное животное, чтобы незаметным образом, маскируясь, совершить свою грязную работу.

Для тех, кто имеет доступ к оригиналу Танаха, напомним, что в 6-8 веках нашей эры в текст Священного Писания на древнееврейском языке были внесены огласовки в помощь читателю. Изначально же текст Пророческих Писаний содержал только согласные буквы. Свитки Торы, использующиеся на богослужении в синагогах, не содержат огласовок. В них написание слова «змей» и «гадать, ворожить, волшебство, волхвование» идентично!

Виталий Олийник,

Центр изучения Торы,

В последнее время многим моим френдам то ли снесло крышу новыми фильмами, вроде "Ной", "Малефисента" и т.д., то ли просто звёзды раком встали, но в блогах только о сотворении мира и читаешь. Как будто они при этом присутствовали. Особенно порадовало описание сотворение Богом протонов и электронов (после света, конечно). Он бы до сих пор этим занимался, если бы не было циклических функций;)
Вообще, "Ной" меня поразил до того, что я оставил его в своей коллекции. Ляпов там куча (взять хотя бы наматывание шкуры змея на руку... ГЫЫЫ), но я не собираюсь писать рецензии к фильмам. Меня заинтересовал сам процесс сотворения мира и падения человека. Пришлось поднимать различные источники с описанием давних событий и теперь я с уверенность могу сказать только то, что если свинью долго кормить апельсинами она таки начнёт в них разбираться.
Не знаю, что там было с сотворением света, мира и всего сущего - слишком мало информации - но в спорах о грехе Адама и Евы точно можно поставить жирную точку. Напомню. Адама и Еву совратил змей-искуситель, они отведали запретный плод, за что и были изгнаны из рая. Первым сыном Евы был Каин, а вот об отцовстве до сих пор идут споры. Одни говорят, что это грех Адама, другие утверждают, что Ева согрешила с самим змеем (тогда вообще причём тут Адам?), который на самом деле был первым ангелом - Люцифером-СветНесущим. Мои выводы говорят о том, что правы обе стороны.
Я не утверждаю, что в те времена законы физики были такие же:) но Бог не фраер, он создал людей по образу и подобию своему, а маразм - это наживное. Поэтому если подойти к вопросу с практической стороны, то решение само бросается в глаза: люди были голые в саду, змея-искусителя Адам всегда носил с собой и искушал он не только его, но и единственную женщину на всём свете. Думаю, что все уже догадались, что за сочный плод вкусили первые люди своим змеем (а кто бы устоял? ;)
Бог выгнал их из рая не за жор яблок на ночь, а за дерзость творения. Каин стал творением людей, а не его воли и тогда он дал человеку возможность доказать, что тот тоже может творить не хуже. Это обычный спор, вызов людям от Бога. Это не проклятье! Пока у нас это не очень хорошо получается, но ведь потоп мы как-то пережили и возможно когда-нибудь ещё потаскаем Его за бороду.
Это версия не противоречит общепринятой, но ведь может быть и другая. Бог что был таким лохом, что забыл сделать Еву стерильной? Вы в это можете поверить? Я нет. Вот тогда и выплывает на свет Замысел Божий - продолжение собственного рода. Вырастил в саду детей, пока те не созрели до самостоятельного размножения и выпустил заселять отдалённую планету. Видно Ему что-то угрожало, да и нам тоже. Вот только что если мы выжили, а он нет? Может тот потоп учинил не Он а Его враги?
Тут сочинять можно долго, только часто бывает, что всё не так, как кажется.

Змей (Змий, Змей-искуситель , ивр .Нахаш ) - как описано в Торе, подстрекал Первого человека Адама и его жену Хаву (Еву) нарушить заповедь, данную им Б-гом - запрет есть плоды Древа познания добра и зла, растущего в Райском саду (Ган Эдене). Змею удалось убедить Хаву съесть эти плоды, и она дала их также Адаму. Так был совершен грех, который часто называют термином «Первородный грех» . В результате весь мир опустился на принципиально более низкую ступень, человек лишился бессмертия и был изгнан из Ган Эдена. Змей также был наказан: у него были отняты ноги, он стал ползать на брюхе и питаться землей; между ним и человеком появилась смертельная вражда.

Подчеркнем, что распространенное христианское понимание «Первородного греха» и роли Змея-искусителя, как правило, не согласуется с тем, как это понимает иудаизм и еврейские мудрецы Торы.

В чем состоял грех Первого человека?

По объяснению Рамхаля (рава Моше-Хаима Луццатто, первая половина XVIII в.), Вс-вышний создал человека, как творение, которое будет получать благо Свыше не даром, а за духовный труд, вложенный им в свои действия и поступки. Именно поэтому, кроме инстинктов, как у других живых существ, человек был наделен свободой выбора - способностью обдумывать и выбирать, как ему поступить.

Поместив Первого Человека (Адама) в Райский Сад (Ган Эден), Б-г дал ему указание не есть плодов дерева, находящегося в середине сада - Древа познания добра и зла (Берешит, 2:16-17 ). По отношению к этому запрету Адам должен был впервые осуществить свой выбор - выполнить или нарушить приказание Вс-вышнего. Из Торы мы знаем, что он согрешил, т.е. сделал неверный выбор.

Рамхаль объясняет, что у того, кто пробовал плод древа познания добра и зла, пробуждалось стремление к материальному и желание грешить. «Древо познания добра и зла» на иврите называется Эц а-Даат тов вэ-ра . Другой перевод «Эц а-Даат» - «Древо соединения», т.к. слово «даат» на иврите также означает аспект «соединения» - например, «И познал Адам Хаву» (Берешит 2, 1 ) - в оригинале звучит «Ве-а-Адам яда эт Хава» («яда» - форма прошедшего времени корня «даат» ). Плоды этого дерева «соединяли» человека со стремлением к материальному.

До греха у Адама не было дурного начала; существующие в мире силы зла находились вне его. После того, как он съел запретный плод, он стал воспринимать зло не со стороны (чисто рациональным путем), а эмоционально - как собственное желание. Сегодня мы говорим о наличии в человеке двух начал - йецер а-тов и йецер а-ра - тяготении к добру и тяготении ко злу.

«Первый грех» также кардинально изменил состояние всего мира: добро и зло смешались в нем, как смешались в человеке.

Почему Адам совершил грех?

Как указывает рав Десслер в книге «Михтав ми-Элияу» , до совершения греха область свободы выбора была у Первого человека была невелика. Поскольку он не был близко знаком со злом, ему не стоило большого труда отказаться от него. Не так обстояло дело в случае нарушения запрета. Опустившись на более низкий уровень, войдя в область греха, он должен был совершить гораздо более серьезную духовную работу, чтобы победить существующие в мире злые силы. А это открывало новые возможности для служения Б-гу, к чему и стремился Адам.

Однако он не представлял себе, в какую тьму ввергнет себя и весь мир тем, что «познает зло».

Змей-искуситель: животное или ангел?

До того, как был совершен грех, злое начало существовало вне человека. Оно пришло к жене Адама Хаве (Еве) в лице Змея.

Тора рассказывает: «А Змей был хитрее всех животных полевых, которых создал Господь Б-г. И сказал он жене: Верно, сказал Б-г: Не ешьте ни от какого садового дерева?»

В самом вопросе Змея уже можно рассмотреть хитрость и уловку: он спрашивает с заведомым преувеличением, мол, верно ли, Б-г запретил есть от всех деревьев сада?

«И сказала жена Змею: От плодов садового дерева можем есть. Но, от плодов дерева, которое среди сада, - сказал Б-г, - не ешьте от него, и не касайтесь его, как бы вам не умереть.

И сказал Змей жене: Преданы смерти не будете. Но знает Б-г, что в день, когда станете есть от него, откроются ваши глаза, и будете вы как Б-г (и) ведающими добро и зло.

И увидела жена, что хорошо дерево для еды и что оно вожделенно для глази что оно вожделенно для глаз . Как сказал ей: “… откроются ваши глаза” ., и желанно дерево для постижения. И взяла она от его плодов и ела, и дала она также мужу своему при ней, и он ел».

Кем на самом деле был Змей, уговоривший Хаву съесть запретный плод?

На этот счет существует целый ряд мнений комментаторов.

Это касается и ангелов. Они также не обладают свободой выбора и делают лишь то, что им приказывает Вс-вышний. Искушение, таким образом, было послано Адаму и Хаве Свыше, и они не выдержали этого испытания. (См. также статьи «Адам» и «Первородный грех» на сайте в разделе «Темы»).

Как и почему был проклят Змей?

Мидраш к главе Берешит описывает наказание, которое получил Змей за то, что подстрекал Адама и Хаву к совершению греха: Вс-вышний сказал змею: «Ты приговариваешься к девяти карам, после чего будешь умерщвлен» .

1. Ангел Самаэль, подстрекавший тебя, отныне лишен своего высокого положения на Небе. (Как следствие этой кары Змей потерял способность говорить ).

2. Ты не будешь больше ходить вертикально, ноги твои будут отрезаны .

3. Ты будешь проклят более всех других домашних животных .

4. И более всех зверей .

(т.е. твой период вынашивания будет длиться дольше, чем у скота и зверей ).

5. Раз в семь лет ты будешь в тяжких мучениях менять свою кожу .

6. Тебе придется ползать на брюхе. Таково воздаяние за то, что ты навлек на людей смерть и заставил их горько оплакивать своих мертвецов .

7. Всякая пища будет иметь в твоем рту вкус праха, ибо ты заставил всех людей возвращаться в прах .

8. Смертельный яд будешь ты носить в своей пасти .

9. Вражда воцарится между тобой и человеком; он будет разбивать тебе голову .

10. И, наконец, ты умрешь .

Почему Змей, который не обладал свободой выбора и делал лишь то, что ему было приказано Свыше, был все-таки наказан?

Как объясняет рав Гирш, то, что произошло со Змеем - наглядный урок человеку: вот что бывает, когда кто-то провоцирует нарушение - он лишается всех своих привилегий и способностей и подвергается проклятью.

Последствия греха и его будущее исправление

В результате Первого греха было уменьшено величие человека (его рост, его мудрость), он лишился бессмертия, ему пришлось зарабатывать на хлеб «в поте лица своего», женщине стало труднее производить жизнь - переносить беременность и роды, воспитывать детей.

Была также упущена возможность иного развития истории. Первоначально Адам был достоин того, чтобы Тора была передана человечеству через него. Но, когда он согрешил, Всевышний сказал: «Если он не смог даже в течение одного часа устоять перед тем запретом, который Я ему заповедал, то как же Я дам ему 613 заповедей ?!» (Берешит раба, 24:5 ).

Грех был совершен за два часа до наступления Первой Субботы. Мидраш говорит, что в шабат запрет плодов Древа познания был бы снят - Адам и его жена должны были съесть их в качестве кидуша. Это не имело бы тех последствий, какие имело их преждевременное использование в будний день, т.к. сама суббота защитила бы Первых людей от «соединения» со злом. Наоборот, человек немедленно достиг бы своего совершенства.

Если бы Первый человек устоял в испытании, мир сразу достиг бы конечной точки своего развития. Вся духовная работа, которую люди выполняют в муках и страданиях уже без малого шесть тысяч лет, была бы проделана в эти несколько часов, а сам Адам и его потомки удостоились бы вечной жизни в саду Эдена (Зоар 1, 61а; Китвей Аризаль, Теилим 79 ).

Но мир пошел по другому пути. Человечество отдалилось от Б-га и сможет достичь прежнего уровня только во времена Машиаха. Путь к исправлению греха Адама лежит через Тору и заповеди. Идя путями Торы, мы вносим свой вклад в эту работу - поднимаем мир на более высокую духовную ступень.

Отличие христианского взгляда на «Первородный грех» и Первого человека от еврейского

Различия в трактовке греха Адама в христианстве и иудаизме определены в известном «Диспуте Нахманида» (на иврите «Махлокет Барселона») - в диспуте с крестившимся евреем Пабло, в котором вынужден был участвовать Рамбан (Нахмонид) в Барселоне в 1263 году.

В христианском понимании потомки Адама должны были отвечать за его грех, пока не пришел основатель их религии и не «искупил» их. Вина, таким образом, ложилась на человека при его рождении; отсюда и выражение «первородный грех» (на иврите «хэт кадмон» - «предшествующий (рождению) грех»).

Еврейский взгляд на эту проблему в корне отличается. Душа человека при его рождении чиста, он не должен отвечать за грех, совершенный кем-то другим (в том числе, его предком), и не может быть наказан за это. Лишение же бессмертия касается только его тела и не является наказанием в полном смысле слова. Как объясняет Рамбан, «казни за грех Адама - во плоти, ибо плоть моя от отца и матери. И коль было предписано им, чтобы они стали смертными, то и потомки их стали смертными по своей природе» (Диспут Нахманида, ч.1, день второй, п.43-44 . Поэтому грех Первого человека в еврейском понимании не является «первородным».

С другой стороны, в нескольких местах Нового Завета ясно указывается на реальность этих двух первочеловеков. Так, в двух книгах Нового Завета, в Послании к римлянам и в Первом послании к коринфянам, где св. апостол Павел говорит о связи человеческой греховности с Адамом, довольно сложно под словом «Адам» понимать лишь обобщающий термин (Рим. 5: 12–14; 1 Кор. 15: 47). Более того, в Послании к римлянам св. Павел несколько раз еще более конкретно говорит о грехе «одного человека».

Загадочный змей-искуситель

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

И сказал змей жене: нет, не умрете;

Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3: 1–5).

Итак, причиной Грехопадения человека стал Змей. Но, возлагая ответственность за столь грандиозное событие на Змея, Библия тем не менее уделяет этому существу относительно очень мало внимания. Поэтому природа Змея остается довольно загадочной. Хотя кое-какие особенности этого создания можно все же установить путем логических размышлений, а также исходя из толкований святых Отцов.

Так, по ряду внешних признаков, например, по своему названию, по принадлежности к животному миру, также по тому, что он наказан Богом ползанием по земле, – Змей, безусловно, изображается в Библии обычным представителем пресмыкающихся. Однако многие другие его особенности, к примеру, такие, как способность разговаривать, осведомленность о запрете вкушать плод с древа познания, невероятная хитрость и коварство, говорят о том, что Змей – существо разумное. Более того, он, скорее всего, существо высшего порядка.

Очень важны для понимания сущности Змея слова из «Откровения» св. Иоанна Богослова: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12: 9). Скорее всего, этот «древний змий» и уговорил Еву вкусить запретный плод. А так как, прежде чем оказаться на земле, Змей жил на небесах, он – существо духовное.

Грехопадение. Капитель каталонского монастыря. Конец XII в.

Поэтому, наверное, Змея следует представлять как существо, в котором соединены в единое целое все его особенности, указанные выше. Святой Иоанн Златоуст об этом единстве говорит следующее: «Всегда следуя Писанию, надобно рассуждать так, что слова принадлежали диаволу, который возбужден был к этому обману своей завистью, а этим животным воспользовался, как удобным орудием к тому, чтобы, прикрыв обман свой приманкою, обольстить сначала жену, как всегда более способную к обольщению, а потом чрез нее и первосозданнаго» (И. Златоуст. Беседы на книгу Бытие. Беседа 16).

При внимательном чтении третьей главы Бытия можно заметить, что если строго следовать категориям современной зоологической науке, то описанный в Библии Змей до искушения Евы не имеет четких признаков пресмыкающегося и отнесен к этому классу животных исключительно в соответствии со своим названием. Более того, по «классификации» Бытия, Змей-искуситель относится к «полевым зверям»: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог» (Быт. 3: 1); «проклят ты пред всеми скотами и… всеми зверями» (Быт. 3: 14).

Действительно, если Змей – пресмыкающееся, то на каком основании он дважды упоминается именно со скотами и зверями, да к тому же перед ними он и проклят?

Продолжая изучать текст Шестоднева, мы снова убеждаемся, что первоначально Змей имел иное, не свойственное змеям, строение, и только по повелению Бога обрел характерные для пресмыкающихся внешние особенности. «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3: 14).

Таким образом, все приведенные выше цитаты из Бытия, посвященные Змею, очень ясно говорят, что первоначально он был в близком родстве со «зверями и скотами». Довольно сложно предположить, что пророк Моисей мог спутать «полевого зверя» с рептилией. И святой Иоанн Златоуст также говорит, что Змей первоначально был «зверем», и лишь после того, как его проклял Бог, он стал пресмыкающимся.

Но какой именно это был зверь? – узнать невозможно. Это является еще одной тайной Шестоднева.

Не менее любопытен вопрос: почему Змей обманул человека? Какие мотивы побудили его лишить человека тех благ, которые предоставил ему Бог в эдемском саду? В Библии об этом ничего не сказано. Хотя причины, скорее всего, у Змея были.

Каковы они? – сказать трудно. Ведь на первый взгляд от своего обмана никакой выгоды он не получал. Наоборот, этот коварный поступок стоил Змею многих потерь. И, прежде всего, он был проклят Богом.

Исходя из вышесказанного, трудно поверить, что самое хитрое существо на земле изменило всю будущую жизнь рода человеческого без всякой для себя пользы. Вероятнее всего, спровоцировав изгнание Богом Адама и Евы из Рая, Змей впоследствии воспользовался теми самыми благами, которые потерял человек по его наущению. Почему, например, не предположить, что, уговорив первых людей попробовать плод от древа познания, сам он вкусил плод от древа жизни и, таким образом, обрел бессмертие. Некоторые толкователи Библии предполагают, что не сам Бог предупредил Адама и Еву, чтобы они не пробовали плодов от дерева добра и зла, а послал с этим предостережением Змея. Змей же извратил слова Всевышнего, сказав, чтобы Ева, наоборот, вкусила плоды от древа познания. Глупая женщина так и поступила: причем не только сама отведала роковые плоды, но и уговорила сделать это своего мужа…

Но, помимо мотивов, толкнувших Змея на обман, существуют и другие вопросы, касающиеся этого коварного существа. Например, как он оказался в Раю? Или – почему Бог позволил Змею соблазнить Еву?

Что касается первого вопроса, то ответить на него не составит большого труда, если вспомнить, что Змей по классификации Бытия относится к полевым зверям. А в Рай, как известно, были допущены лишь звери и птицы. И, как и все эти животные, Змей получил свое имя в Раю. По этому поводу св. Ефрем Сирин пишет: «Творец… рабу предоставил наречь имена животных, чтобы помнил он… что сам дал имя змию». Возможно, ему, как самому «умному» из всех тварей, обитавших в Эдеме, и первому было дано имя?

На второй вопрос ответить тоже не трудно. Дело в том, что Бог, сотворив человека, дал ему право выбора того или иного пути. Посему он не мог воспрепятствовать Еве сорвать плод с дерева познания. И она, поддавшись уговорам Змея-искусителя, нарушила запрет Творца.

Тайна грехопадения

История грехопадения Адама и Евы, рассказанная в 3 главе книги Бытия, на первый взгляд довольно проста.

Сотворив человека и поселив его в Раю, «…заповедовал Господь Бог человеку, говоря, от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2: 16–17).

Но Змей уговорил Еву нарушить запрет Божий. И она «…взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковые листья, и сделали себе опоясания» (Быт. 3: 6–7).

«Внешнее око, – по глубокомысленному замечанию греческого теолога Оригена, – открылось после того, как закрылось духовное».



error: Контент защищен !!