Грехопадение. История Адама и Евы. Первородный грех и изгнание из рая Змей искуситель значение фразеологизма

В последнее время многим моим френдам то ли снесло крышу новыми фильмами, вроде "Ной", "Малефисента" и т.д., то ли просто звёзды раком встали, но в блогах только о сотворении мира и читаешь. Как будто они при этом присутствовали. Особенно порадовало описание сотворение Богом протонов и электронов (после света, конечно). Он бы до сих пор этим занимался, если бы не было циклических функций;)
Вообще, "Ной" меня поразил до того, что я оставил его в своей коллекции. Ляпов там куча (взять хотя бы наматывание шкуры змея на руку... ГЫЫЫ), но я не собираюсь писать рецензии к фильмам. Меня заинтересовал сам процесс сотворения мира и падения человека. Пришлось поднимать различные источники с описанием давних событий и теперь я с уверенность могу сказать только то, что если свинью долго кормить апельсинами она таки начнёт в них разбираться.
Не знаю, что там было с сотворением света, мира и всего сущего - слишком мало информации - но в спорах о грехе Адама и Евы точно можно поставить жирную точку. Напомню. Адама и Еву совратил змей-искуситель, они отведали запретный плод, за что и были изгнаны из рая. Первым сыном Евы был Каин, а вот об отцовстве до сих пор идут споры. Одни говорят, что это грех Адама, другие утверждают, что Ева согрешила с самим змеем (тогда вообще причём тут Адам?), который на самом деле был первым ангелом - Люцифером-СветНесущим. Мои выводы говорят о том, что правы обе стороны.
Я не утверждаю, что в те времена законы физики были такие же:) но Бог не фраер, он создал людей по образу и подобию своему, а маразм - это наживное. Поэтому если подойти к вопросу с практической стороны, то решение само бросается в глаза: люди были голые в саду, змея-искусителя Адам всегда носил с собой и искушал он не только его, но и единственную женщину на всём свете. Думаю, что все уже догадались, что за сочный плод вкусили первые люди своим змеем (а кто бы устоял? ;)
Бог выгнал их из рая не за жор яблок на ночь, а за дерзость творения. Каин стал творением людей, а не его воли и тогда он дал человеку возможность доказать, что тот тоже может творить не хуже. Это обычный спор, вызов людям от Бога. Это не проклятье! Пока у нас это не очень хорошо получается, но ведь потоп мы как-то пережили и возможно когда-нибудь ещё потаскаем Его за бороду.
Это версия не противоречит общепринятой, но ведь может быть и другая. Бог что был таким лохом, что забыл сделать Еву стерильной? Вы в это можете поверить? Я нет. Вот тогда и выплывает на свет Замысел Божий - продолжение собственного рода. Вырастил в саду детей, пока те не созрели до самостоятельного размножения и выпустил заселять отдалённую планету. Видно Ему что-то угрожало, да и нам тоже. Вот только что если мы выжили, а он нет? Может тот потоп учинил не Он а Его враги?
Тут сочинять можно долго, только часто бывает, что всё не так, как кажется.

Адам и Ева – первые, сотворенные Богом, люди на земле.

Имя Адам означает человек, сын Земли. Имя Адам часто отождествляется со словом человек. Выражение «сыны Адамовы» означает «сыны человеческие». Имя Ева – дающая жизнь. Адам и Ева являются прародителями человеческого рода.

Описание жизни Адама и Евы можно прочесть в первой книге Библии – – в главах 2 – 4 (на страницах также доступны аудиозаписи).

Создание Адама и Евы.

Александр Сулимов. Адам и Ева

Адам и Ева были созданы Богом по подобию Его на шестой день творения. Адам был создан «из праха земного». Бог наделил его душой. Согласно еврейскому календарю Адам был сотворён в 3760-м году до н. э.

Бог поселил Адама в Эдемском саду и разрешил есть плоды с любого дерева, кроме Дерева Познания Добра и Зла. Адам должен был возделывать и хранить Эдемский сад, а также дать названия всем, созданным Богом, животным и птицам. Ева была создана как помощница Адама.

Создание Евы из ребра Адама подчеркивает идею двуединства человека. В тексте Бытия подчеркивается, что «не хорошо быть человеку одному». Создание жены - это один из главных замыслов Бога - обеспечение жизни человека в любви, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем».

Первый человек – венец сотворенного Богом мира. Он обладает царским достоинством и является владыкой новосотворенного мира.

Где находился Эдемский сад?

Мы уже привыкли к появлению сенсационных сообщений о том, что найдено место, где находился Эдемский сад. Конечно же, местоположение каждого «открытия» отличается от предыдущего. В Библии описывает область вокруг сада, и даже используются узнаваемые топонимы, такие, как Эфиопия, и название четырех рек, включая Тигр и Евфрат. Это привело многих, в том числе и исследователи Библии, к выводу, что райский сад находился где-то в ближневосточной области, известной сегодня как Долина рек Тигр и Евфрат.

На сегодняшний день существует несколько версий местоположения Эдемского сада, ни одна из которых не имеет под собой веских доказательств.

Искушение.

Неизвестно, как долго Адам и Ева жили в Эдемском саду (согласно Книге Юбилеев, Адам и Ева прожили в Эдемском саду 7 лет) и находились в состоянии чистоты и невинности.

Змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Ева отказывается, ссылаясь на Бога, который запретил им есть с этого дерева и обещал смерть всякому, кто вкусит этот плод. Змей искушает Еву, обещая, что, вкусив плод, люди не умрут, но станут Богами, знающими Добро и Зло. Известно, что Ева не выдержала искушения и совершила первый грех.

Почему именно змей выступает как символ зла?

Змей – важный образ в древних языческих религиях. Ввиду того, что змеи сбрасывают кожу, их часто олицетворяли с перерождением, в том числе и с природными циклами жизни и смерти. Поэтому изображение змеи использовали в ритуалах плодородия, особенно тех, которые связаны с сезонными циклами.

Для еврейского народа, змея была символом многобожия и язычества, естественного врага Яхве и единобожия.

Почему Безгрешная Ева допустила себе быть обманутой змием?

Сравнение, пусть и опосредованное, человека и Бога, привело к появлению богоборческих настроений и любопытства в душе Евы. Именно эти настроения подталкиваю Еву к намеренному преступлению заповеди Божией.

Сопричиной грехпадения Адама и Евы была их свободная воля. Нарушение заповеди Божией было лишь предложено Адаму и Еве, но не навязано. И муж, и жена участвовали в своем падении по доброй воле, ибо вне свободной воли - нет греха и нет зла. Дьявол лишь возбуждает на грех, а не принуждает к нему.

История грехопадения.


Лукас Кранах Старший. Адам и Ева

Адам и Ева, не выдержав искушения, которому они подверглись со стороны диавола (Змея), совершили первый грех. Адам, увлеченный своей женой, нарушил заповедь Божию и вкусил от плода Дерева Познания Добра и Зла. Так Адам и Ева навлекли на себя гнев Создателя. Первым признаком греха было постоянное ощущение стыда и тщетные попытки скрыться от Бога. Воззванные Создателем они слагали вину: Адам - на жену, а жена - на змея.

Грехопадение Адама и Евы судьбоносно для всего человечества. Падением был нарушен Богочеловеческий порядок жизни и принят дьяволочеловеческий, люди пожелали стать Богами, минуя Бога. Грехопадением Адам и Ева ввели себя в грех и грех в себя и всех потомков.

Первородный грех – отвержение человеком определенной Богом цели жизни - уподобления Богу. Первородный грех содержит в зародыше все грядущие грехи человечества. В первородном грехе содержится сущность всякого греха - его начало и природа.

Последствия греха Адама и Евы сказались на всем человечестве, унаследовавшем от них испорченную грехом человеческую природу.

Изгнание из рая.

Бог изгнал Адама и Еву из рая, чтобы те возделывали землю, из которой и был создан Адам, и питались плодами трудов своих. Перед изгнанием Бог сделал людям одежду, чтобы те прикрыли срам свой. Бог поставил на востоке у сада Эдемского Херувима с пламенным мечом, чтобы тот охранял путь к дереву жизни. Иногда принято считать, что вооруженным мечом херувимом был архангел Михаил – страж у ворот в рай. По второй версии – это был архангел Уриил.

Два наказания ждали Еву и всех ее дочерей после грехопадения. Во-первых, Бог умножил боли Евы в родах. Во-вторых, Бог сказал, что отношения между мужчиной и женщиной будут всегда характеризоваться конфликтами (Бытие 3:15 - 3:16). Эти наказания сбываются снова и снова в жизни каждой женщины на протяжении всей истории. Независимо от всех наших медицинских достижений, деторождение – это всегда болезненный и напряженный опыт для женщины. И не важно, насколько у нас передовое и прогрессивное общество, в отношениях между мужчиной и женщиной прослеживаются борьба за власть и борьба полов, полная раздоров.

Дети Адама и Евы.

Доподлино известно, что у Адама и Евы было 3 сына и неизвестное количество дочерей. Имена дочерей прародителей не запечатлены в Библии, так как, согласно древней традиции, род велся по мужской линии.

О том, что у Адама и Евы были дочери свидетельствует текст Библии:

Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей.

Первыми сыновьями Адама и Евы были . Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно. Из Библии известно о шести поколениях Каинового колена, далее информация не прослеживается, считается что потомки Каина погибли во время Великого Потопа.

Третьим сыном Адама и Евы был . Потомком Сифа был Ной.

Согласно Библии, Адам прожил 930 лет. По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее, рядом с патриархами, по христианскому сказанию - на Голгофе.

О судьбе Евы неизвестно, однако в апокрифическом «Житии Адама и Евы» сказано, что Ева умирает через 6 дней после смерти Адама, успев завещать детям своим высечь на камне историю жизни первых людей.

«Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Бытие 3:1-6).

Таинственная фигура змея-обольстителя давно возбуждает неослабевающий интерес читателей Библии. Кто он такой? Откуда появился? Какова его природа? Постараемся разобраться.

Прежде всего, Священное Писание сообщает, что он – «зверь полевой». В подлиннике используется фраза חַיַּת הַשָּׂדֶה (хайят хассаде) , которая перед этим встречается в книге Бытие дважды:

«Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Бытие 2:19,20).

В этих двух стихах исследуемая фраза переводится как «животные полевые» и «звери полевые», описываются обычные созданные Богом представители фауны. Исследуемый змей, поэтому – представитель животного мира. Как таковой, он разделяет все признаки животных.

Первый из них – это подвластность человеку:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1:26-28).

Это означает, что змей как «зверь полевой» не имел власти манипулировать человеком, провоцировать его, возноситься над ним и т.д.

Еще один важнейший признак животных согласно Библии – это бессловесность:

«Они, как бессловесные животные, водимые природою, рожденные на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребятся» (2 Послание Петра 2:12). «А сии злословят то, чего не знают; что же по природе, как бессловесные животные, знают, тем растлевают себя» (Послание Иуды 1:10).

Это важное обстоятельство косвенно продемонстрировано и в 3 главе книги Бытие, которая описывает грехопадение. После того, как наши прародители съели от запретного плода, состоялся разговор Творца с творением (Бытие 3:8-15). В этом разговоре Бог задает вопрос Адаму, тот отвечает, Еве, та отвечает, но диалог между Всевышним и змеем отсутствует – змей бессловесен!!! Речь является свидетельством о разуме, это уникальная способность человека, который создан по образу Божию. Животные этой способностью не обладают.

Коль скоро это так, кому же тогда принадлежали слова, ставшие гибельными для первых людей на Земле? Для ответа на этот вопрос мы рассмотрим слово «змей», которое используется в оригинале для описания этого «зверя полевого».

В подлиннике Танаха есть четыре разных слова, которые переводятся в Синодальной Библии как «змея». Вот они:

תַנִּין (таннин) – «И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря: если фараон скажет вам: сделайте чудо, то ты скажи Аарону: возьми жезл твой и брось пред фараоном- он сделается змеем. Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами:каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы» (Исход 7:8-12)

.

נָּחָשׁ (нахаш) – «И послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили народ, и умерло множество народа из сынов Израилевых» (Числа 21:6).

פטן (пэтэн) – «Змеиный яд он сосет; умертвит его язык ехидны» (Иов 20:16).

צֶפַע (цэфа) – «И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи» (Исаия 11:8).

Таким образом, у Моисея при написании Торы был выбор в терминологии – в древнееврейском есть более чем одно слово для обозначения змеи. Какое же слово выбрал Моисей? 3 глава Бытие использует термин נָּחָשׁ (нахаш) , и это чрезвычайно важно. Дело в том, что слово «нашах» в Библии напрямую связано с сатаной и бесами. Приведем в качестве примера несколько отрывков, где используется исследуемое нами слово. Оно переводится так:

«Гадать» – «Не та ли это чаша, из которой пьет господин мой и он гадает на ней? Худо это вы сделали» (Бытие 44:5).

«Ворожить» – «Не ешьте с кровью; не ворожите и не гадайте» (Левит 19:26).

«Волшебство» – «Нет волшебства в Иакове и нет ворожбы в Израиле. В свое время скажут об Иакове и об Израиле: вот что творит Бог!» (Числа 23:23)

«Волхвование» – «Валаам увидел, что Господу угодно благословлять Израиля, и не пошел, как прежде, для волхвования, но обратился лицем своим к пустыне» (Числ. 24:1).

Все эти действия описывают духовную сферу. Те, кто совершает гадание, ворожбу, волшебство, волхвование, являются по своей природе посредниками между материальным и духовным миром, а совершаемые ими магические акты суть каналы связи с сатаной и бесами. Об этой связи подробнее пойдет речь в главе «Оккультные источники проклятий», однако уже сейчас очевидно, что значение термина «нахаш» выходит за пределы определения простой змеи.

Поскольку все, кто занимается колдовством, являются по сути посредниками между духовным и материальным, для их обозначения в современной литературе часто используется слово «медиум». Само слово «посредник» означает «находящийся посередине», «медиум», «от латинского medium – середина, нечто среднее, промежуточное, посредствующее, в спиритизме – посредник между миром "духов” и людьми, через которого в состоянии транса передаются "сообщения” умерших» (Иллюстрированный энциклопедический словарь).

Слово «нахаш», таким образом, имеет двойную природу – может обозначать как ползучую тварь, так и медиума, совершающего оккультные действия, которые, по определению, являются сферой сатаны и бесов. Находясь под вдохновением свыше, Моисей выбрал термин, который прекрасно раскрывает природу грехопадения на земле. Змей, обычная тварь, стала медиумом, посредником, каналом действия сатаны. Вот кому на самом деле принадлежали слова, которые Ева услышала из уст змея! Сатана использовал бессловесное животное, чтобы незаметным образом, маскируясь, совершить свою грязную работу.

Для тех, кто имеет доступ к оригиналу Танаха, напомним, что в 6-8 веках нашей эры в текст Священного Писания на древнееврейском языке были внесены огласовки в помощь читателю. Изначально же текст Пророческих Писаний содержал только согласные буквы. Свитки Торы, использующиеся на богослужении в синагогах, не содержат огласовок. В них написание слова «змей» и «гадать, ворожить, волшебство, волхвование» идентично!

Виталий Олийник,

Центр изучения Торы,

5 465

О роли библейского Змея в истории человеческого грехопадения знают, наверное, все. Но существует красивое богословское толкование событиям книги Бытия, которое нельзя считать ни за выдумку, ни за простую метафору «воплощенного зла».

Но почему именно Змей становится символом искушения, нашептывания запретных желаний? Почему именно Змей противопоставлен Богу или, как увидим из других версий, высшему духовному началу? На ум тотчас приходит объяснение, что змея считается наиболее изворотливой и, как следствие, хитрой, «извивающейся» тварью среди всех зверей. Но если вспомнить истоки этого мифологического приписывания змее хитрости, то мы поймем, что оно происходит все из той же библейской легенды («змей был хитрее всех зверей полевых»). К тому же в других странах мира, например, в Китае, змея ассоциируется не столько с хитростью и искусом, сколько с мудростью и каким-то скрытым знанием. Кстати, этих черт не лишен и библейский Змей - он действительно «знает», он в библейской трактовке и есть сатана, обладающий огромным могуществом.

Китайские прародители человечества брат и сестра Фуси и Нюйва часто представлены в виде змей с человеческим телом и сплетенными хвостами. Итак, именно змея в том или ином виде порождает в древних легендах все человечество, причем ряд исследователей полагают, что мифы о змее - одни из самых древнейших на земле. В пользу этого говорят узоры и росписи на древнейшей глиняной и керамической посуде.

Причудливой смесью многорукого божества и змеи выступает семиголовая змея, изображения которой можно встретить в разных уголках земного шара, но самой известной, безусловно, является многоголовая змея Нага из Камбоджи. Среди народа майя на Юкатане ее называли Ахакчапат, в Индии она выступает под именами Каиша и Нараяна. И если связь между индийскими и камбоджийскими многоголовыми змеями без труда прослеживается через буддийское влияние, то странные параллели со змеей из Центральной Америки заставят нас опять задуматься о каком-то общем истоке этого символа.

Вне всяких сомнений, семиголовая змея является каким-то весьма важным эзотерическим символом. Так или иначе, такая змея символизирует собой Творца и сам акт его творения.

Изображение змеи как творческого акта можно видеть и на удивительных южно-индийских изображениях XVII–XVIII вв.: из лона йогини (женского тантрического божества) выползает огромная змея. Что это - символика акта рождения и, как следствие, творения вообще, или… плотского греха, что сразу же нам напомнит библейскую историю о Еве и Змее?

В Индии змея (точнее, змеи) была всегда связана с символикой сексуальной энергии, причем эта энергия могла проявляться как в глобальном акте творения Космоса, так и во вполне конкретном половом сношении. Например, весьма распространенными на юге Индии стали изображения двух или нескольких змей, извивающихся вокруг лингама (фаллоса). Примечательно, что на ряде изображений фаллос отсутствует, и лишь благодаря сплетшимся змеям можно понять, что они символизируют собой лингам, находящийся между ними.

Не напоминают ли нам все эти символы какую-то очень известную историю, связанную со змеем и отношениями полов? Естественно, речь идет о библейском Змее. При всей разнице легенд и, тем более, их трактовок (в Азии речь о грехопадении через контакт полов вообще не может идти) общих мест между преданиями поразительно много. Прежде всего, и в ветхозаветном рассказе, и в южно-азиатских преданиях змея символизирует именно женщину, а не союзы полов вообще. Обратим внимание: змеи, обвившиеся вокруг лингама, не могут означать ничего иного, как женскую сексуальную энергию, как бы поддерживающую энергию мужчины. В других изображениях именно из лона женщины выползает змея. И именно Ева (женщина!) становится воплотителем искусительной идеи Змея. Да и Змея ли вообще? Мы привыкли говорить именно о «змее» - существе, в эзотерическом плане хотя и бесполом, но звучащем в мужском роде. А вот в изначальном варианте Библии речь все же идет о «змее» - о женском начале. Как видим, общих мест в библейской классике и «языческих» индийских (равно как и центральноамериканских, китайских и других) преданиях так много, что их вряд ли можно отнести на счет случайного совпадения.

Существуют целые народы, образ которых связан с легендами о мистической змее, и прежде всего - народ Нага. Наги вообще являются одним из самых загадочных народов на земле. Это группа племен, которые живут по границе Индии и Бирмы, говорящих на тибето-бирманских языках. Рассказы о них связываются то со страшной «охотой за головами» людей из других племен, то с борьбой нагов против англичан в 60-80-х гг. XIX в. Именно англичане приложили немало усилий, чтобы истребить многие страшные и кровавые обряды нагов, в том числе и «охоту за головами», обратив этот народ в христианство. К концу 80-х гг. численность Нага составляла приблизительно около 1 млн чел., и этот народ до сих пор предпринимает попытки обрести независимость от Индии. Примечательно, что само название народа ничем не отличается от именования священной змеи - Нага, которая считается не только каким-то дальним прародителем или символом этого племени, но и вообще ничем не отличается от них.

Кто же такая Нага? Чаще всего это змея с человеческой головой, которая является хранителем крупного жемчуга, эликсира бессмертия. Наги живут в пещерах глубоко под водой. По древним преданиям, жен-щины-наги имеют возможность превращаться в обычных людей и в таком виде соблазняют обычных смертных мужчин, забирая у них животворную энергию и заставляя умирать в страшных мучениях. До сих пор можно услышать рассказы о том, как юноша, взяв себе в жены красавицу, которая принесла ему сына, однажды увидел в люльке не прекрасного младенца, а свернувшуюся змею, которая укусила его.

Правда, нередко змеи-наги выступали и как положительные герои, например, по буддистской легенде, наги защитили Будду во время шторма, после того как он получил просветление, и даже принесли ему в подарок чашу для подаяний.

В чем же может быть скрытая символика змеи? Прежде всего обратим внимание на несколько функций, которые ей приписываются разными народами, причем даже противоположные черты могут безболезненно уживаться в одних и тех же преданиях.

Итак, змея - прародительница людей (у нагов), она связана с детородным началом или просто дарует жизнь (в тантризме). При этом она мистическим образом живет в человеке либо в виде искушения и зла (библейское предание), либо как некая энергетическая субстанция - у индийских йогов и тантристов есть практика «пробуждения» змеи-кудалини, которая первоначально лежит, свернувшись в нижней части живота, а затем вдоль позвоночника восходит наверх в голову, открывая энергетические центры организма - чакры. Так или иначе, это связано с осознанием того, что рождение человека, передача ему великого знания и какое-то несчастье (грехопадение) мистическим образом связаны воедино. Но есть и другая черта такой змеи - во многих легендах она ассоциируется с морской стихией - либо живет в воде, либо рождается там, либо внезапно исчезает в пучине, унося с собой какую-то ценность.

Символику змеи как воплощения морской стихии мы встречаем на Крите и Санторине, причем связана она во многом с теми же ритуалами, что в Египте и даже в Индии, что само по себе весьма примечательно. Вместе с этим индейцы кечуа в Центральной Америке утверждают, что их предки из исчезнувшей земли «были змеями», покрытыми волосами (частично это совпадает с описанием древних атлантов как длинноволосых людей), такой же культ змей именно как своих предков мы видим в Африке, причем прародина этих людей также считается «съеденной морем». Похоже, что речь может идти об одном и том же источнике этой легенды.

Обобщая, можно сказать, что все это вновь возвращает нас к символике некой страны, занимавшей центральное культурное положение на земле, а затем исчезнувшей в морской пучине.

Змей (Змий, Змей-искуситель , ивр .Нахаш ) - как описано в Торе, подстрекал Первого человека Адама и его жену Хаву (Еву) нарушить заповедь, данную им Б-гом - запрет есть плоды Древа познания добра и зла, растущего в Райском саду (Ган Эдене). Змею удалось убедить Хаву съесть эти плоды, и она дала их также Адаму. Так был совершен грех, который часто называют термином «Первородный грех» . В результате весь мир опустился на принципиально более низкую ступень, человек лишился бессмертия и был изгнан из Ган Эдена. Змей также был наказан: у него были отняты ноги, он стал ползать на брюхе и питаться землей; между ним и человеком появилась смертельная вражда.

Подчеркнем, что распространенное христианское понимание «Первородного греха» и роли Змея-искусителя, как правило, не согласуется с тем, как это понимает иудаизм и еврейские мудрецы Торы.

В чем состоял грех Первого человека?

По объяснению Рамхаля (рава Моше-Хаима Луццатто, первая половина XVIII в.), Вс-вышний создал человека, как творение, которое будет получать благо Свыше не даром, а за духовный труд, вложенный им в свои действия и поступки. Именно поэтому, кроме инстинктов, как у других живых существ, человек был наделен свободой выбора - способностью обдумывать и выбирать, как ему поступить.

Поместив Первого Человека (Адама) в Райский Сад (Ган Эден), Б-г дал ему указание не есть плодов дерева, находящегося в середине сада - Древа познания добра и зла (Берешит, 2:16-17 ). По отношению к этому запрету Адам должен был впервые осуществить свой выбор - выполнить или нарушить приказание Вс-вышнего. Из Торы мы знаем, что он согрешил, т.е. сделал неверный выбор.

Рамхаль объясняет, что у того, кто пробовал плод древа познания добра и зла, пробуждалось стремление к материальному и желание грешить. «Древо познания добра и зла» на иврите называется Эц а-Даат тов вэ-ра . Другой перевод «Эц а-Даат» - «Древо соединения», т.к. слово «даат» на иврите также означает аспект «соединения» - например, «И познал Адам Хаву» (Берешит 2, 1 ) - в оригинале звучит «Ве-а-Адам яда эт Хава» («яда» - форма прошедшего времени корня «даат» ). Плоды этого дерева «соединяли» человека со стремлением к материальному.

До греха у Адама не было дурного начала; существующие в мире силы зла находились вне его. После того, как он съел запретный плод, он стал воспринимать зло не со стороны (чисто рациональным путем), а эмоционально - как собственное желание. Сегодня мы говорим о наличии в человеке двух начал - йецер а-тов и йецер а-ра - тяготении к добру и тяготении ко злу.

«Первый грех» также кардинально изменил состояние всего мира: добро и зло смешались в нем, как смешались в человеке.

Почему Адам совершил грех?

Как указывает рав Десслер в книге «Михтав ми-Элияу» , до совершения греха область свободы выбора была у Первого человека была невелика. Поскольку он не был близко знаком со злом, ему не стоило большого труда отказаться от него. Не так обстояло дело в случае нарушения запрета. Опустившись на более низкий уровень, войдя в область греха, он должен был совершить гораздо более серьезную духовную работу, чтобы победить существующие в мире злые силы. А это открывало новые возможности для служения Б-гу, к чему и стремился Адам.

Однако он не представлял себе, в какую тьму ввергнет себя и весь мир тем, что «познает зло».

Змей-искуситель: животное или ангел?

До того, как был совершен грех, злое начало существовало вне человека. Оно пришло к жене Адама Хаве (Еве) в лице Змея.

Тора рассказывает: «А Змей был хитрее всех животных полевых, которых создал Господь Б-г. И сказал он жене: Верно, сказал Б-г: Не ешьте ни от какого садового дерева?»

В самом вопросе Змея уже можно рассмотреть хитрость и уловку: он спрашивает с заведомым преувеличением, мол, верно ли, Б-г запретил есть от всех деревьев сада?

«И сказала жена Змею: От плодов садового дерева можем есть. Но, от плодов дерева, которое среди сада, - сказал Б-г, - не ешьте от него, и не касайтесь его, как бы вам не умереть.

И сказал Змей жене: Преданы смерти не будете. Но знает Б-г, что в день, когда станете есть от него, откроются ваши глаза, и будете вы как Б-г (и) ведающими добро и зло.

И увидела жена, что хорошо дерево для еды и что оно вожделенно для глази что оно вожделенно для глаз . Как сказал ей: “… откроются ваши глаза” ., и желанно дерево для постижения. И взяла она от его плодов и ела, и дала она также мужу своему при ней, и он ел».

Кем на самом деле был Змей, уговоривший Хаву съесть запретный плод?

На этот счет существует целый ряд мнений комментаторов.

Это касается и ангелов. Они также не обладают свободой выбора и делают лишь то, что им приказывает Вс-вышний. Искушение, таким образом, было послано Адаму и Хаве Свыше, и они не выдержали этого испытания. (См. также статьи «Адам» и «Первородный грех» на сайте в разделе «Темы»).

Как и почему был проклят Змей?

Мидраш к главе Берешит описывает наказание, которое получил Змей за то, что подстрекал Адама и Хаву к совершению греха: Вс-вышний сказал змею: «Ты приговариваешься к девяти карам, после чего будешь умерщвлен» .

1. Ангел Самаэль, подстрекавший тебя, отныне лишен своего высокого положения на Небе. (Как следствие этой кары Змей потерял способность говорить ).

2. Ты не будешь больше ходить вертикально, ноги твои будут отрезаны .

3. Ты будешь проклят более всех других домашних животных .

4. И более всех зверей .

(т.е. твой период вынашивания будет длиться дольше, чем у скота и зверей ).

5. Раз в семь лет ты будешь в тяжких мучениях менять свою кожу .

6. Тебе придется ползать на брюхе. Таково воздаяние за то, что ты навлек на людей смерть и заставил их горько оплакивать своих мертвецов .

7. Всякая пища будет иметь в твоем рту вкус праха, ибо ты заставил всех людей возвращаться в прах .

8. Смертельный яд будешь ты носить в своей пасти .

9. Вражда воцарится между тобой и человеком; он будет разбивать тебе голову .

10. И, наконец, ты умрешь .

Почему Змей, который не обладал свободой выбора и делал лишь то, что ему было приказано Свыше, был все-таки наказан?

Как объясняет рав Гирш, то, что произошло со Змеем - наглядный урок человеку: вот что бывает, когда кто-то провоцирует нарушение - он лишается всех своих привилегий и способностей и подвергается проклятью.

Последствия греха и его будущее исправление

В результате Первого греха было уменьшено величие человека (его рост, его мудрость), он лишился бессмертия, ему пришлось зарабатывать на хлеб «в поте лица своего», женщине стало труднее производить жизнь - переносить беременность и роды, воспитывать детей.

Была также упущена возможность иного развития истории. Первоначально Адам был достоин того, чтобы Тора была передана человечеству через него. Но, когда он согрешил, Всевышний сказал: «Если он не смог даже в течение одного часа устоять перед тем запретом, который Я ему заповедал, то как же Я дам ему 613 заповедей ?!» (Берешит раба, 24:5 ).

Грех был совершен за два часа до наступления Первой Субботы. Мидраш говорит, что в шабат запрет плодов Древа познания был бы снят - Адам и его жена должны были съесть их в качестве кидуша. Это не имело бы тех последствий, какие имело их преждевременное использование в будний день, т.к. сама суббота защитила бы Первых людей от «соединения» со злом. Наоборот, человек немедленно достиг бы своего совершенства.

Если бы Первый человек устоял в испытании, мир сразу достиг бы конечной точки своего развития. Вся духовная работа, которую люди выполняют в муках и страданиях уже без малого шесть тысяч лет, была бы проделана в эти несколько часов, а сам Адам и его потомки удостоились бы вечной жизни в саду Эдена (Зоар 1, 61а; Китвей Аризаль, Теилим 79 ).

Но мир пошел по другому пути. Человечество отдалилось от Б-га и сможет достичь прежнего уровня только во времена Машиаха. Путь к исправлению греха Адама лежит через Тору и заповеди. Идя путями Торы, мы вносим свой вклад в эту работу - поднимаем мир на более высокую духовную ступень.

Отличие христианского взгляда на «Первородный грех» и Первого человека от еврейского

Различия в трактовке греха Адама в христианстве и иудаизме определены в известном «Диспуте Нахманида» (на иврите «Махлокет Барселона») - в диспуте с крестившимся евреем Пабло, в котором вынужден был участвовать Рамбан (Нахмонид) в Барселоне в 1263 году.

В христианском понимании потомки Адама должны были отвечать за его грех, пока не пришел основатель их религии и не «искупил» их. Вина, таким образом, ложилась на человека при его рождении; отсюда и выражение «первородный грех» (на иврите «хэт кадмон» - «предшествующий (рождению) грех»).

Еврейский взгляд на эту проблему в корне отличается. Душа человека при его рождении чиста, он не должен отвечать за грех, совершенный кем-то другим (в том числе, его предком), и не может быть наказан за это. Лишение же бессмертия касается только его тела и не является наказанием в полном смысле слова. Как объясняет Рамбан, «казни за грех Адама - во плоти, ибо плоть моя от отца и матери. И коль было предписано им, чтобы они стали смертными, то и потомки их стали смертными по своей природе» (Диспут Нахманида, ч.1, день второй, п.43-44 . Поэтому грех Первого человека в еврейском понимании не является «первородным».



error: Контент защищен !!