Что обозначает мягкий знак в словах. Употребление ъ и ь знаков: правила, особенности и упражнения. Этапы изучения материала

Мягкий знак — это одна из букв русского алфавита, не имеющая своего звучания. Ее невозможно произнести фонетически, но, несмотря на это, она является значимой и выполняет очень важную роль.

История мягкого знака

На этапе зарождения великого и могучего русского языка наш привычный мягкий знак использовался как очень краткий вариант буквы и . Со временем мягкий знак утратил это свое предназначение, но, как и буква и , продолжил смягчать впереди стоящий согласный.

В церновнославянском диалекте концепция применения буквы ь почти такая же, как и в традиционном русском, за исключением некоторых деталей. Во-первых, на церковнославянском мягкий знак, вопреки правилам и канонам русского языка, пишется после шипящих букв на конце существительных м.р. (ковшь, стражь). Во-вторых, мягкий знак в церковнославянском писался в конце любых кратких страдательных причастий (видимь, услышань).

В некоторых случаях допустимо было не ставить мягкий знак между согласными там, где он должен быть. Например, вместо слова тьма могли написать тма , и так далее.

Функции мягкого знака

Все мы знаем, что согласные звуки бывают мягкие и твердые. Некоторые согласные всегда мягкие, а некоторые смягчаются другими буквами. Например, йотированные гласныесмягчают твердый согласный, стоящий перед ними. Мягкий знак исполняет абсолютно ту же функцию, что и эти гласные — смягчает согласные, стоящие перед ним:

  • смягчает впередистоящий согласный;
  • выполняет функцию разделения в словах перед йотированными гласными и гласной о в заимствованных словах;
  • не несет особой фонетической нагрузки, но сохраняет грамматическую форму в некоторых словах (мышь, сушь, глушь).

Давайте рассмотрим несколько особых случаев, в которых в середине слова может встречаться мягкий знак.

Мягкий знак, находящийся между двумя согласными

Пример: конь ки, бань ка, голь ф, поль ка, больница, угольный.

В этом случае мягкий знак просто смягчает впереди стоящий согласный. Правило: мягкий знак в середине слова не пишется между сочетаниями согласных щн, щк, чн, чк.

Мягкий знак между согласной и йотированной гласной (разделительный)

Пример: деревья, поленья, соленья, ученье, обезьяна, вьюнок, колье.

В этом случае мягкий знак смягчает впереди стоящий согласный. Йотированная гласная же раскладывается на два звука.

Мягкий знак может стоять не только перед йотированными гласными.

Пример: бульон, шампиньон, каньон, медальон.

Чаще всего так происходит в иностранных заимствованных словах.

Как не ошибиться с написанием мягкого знака в середине и конце слова?

Мягкий знак, стоящий в конце слова, нужен для того, чтобы смягчать впереди стоящий согласный.

Примеры: уголь, соль, моль, тюль, боль, удаль, штиль, утиль, учитель, пароль.

Звуки ч, ж, ш по канонам русского языка мягкими быть не могут априори, но мягкий знак в некоторых случаях после них может ставиться. Он не смягчает впереди стоящий согласный, а нужен для сохранения грамматической формы. Давайте разберемся, при каких случаях это может происходить:

  • Существительные женского рода (рожь, тишь, мышь).
  • Глаголы во всех формах (стечь, беречь, строишь, моешь).
  • У наречий, оканчивающихся на ч и ш (навзничь, сплошь) и у одного наречия на ж (настежь).

Когда не нужно ставить мягкий знак после шипящих:

  • Существительные мужского рода (камыш, гараж, страж).
  • (хорош, пригож, свеж).
  • Наречия на ж кроме настежь (невтерпеж, замуж, уж).
  • Существительные женского рода во множественном числе родительного падежа (груш, туч, куч).

Немного о переносе

Как переносить слова с мягким знаком в середине слова? Это стоит рассмотреть отдельно. Слова с мягким знаком в середине слова часто вызывают трудности, когда требуется перенести слово на другую строчку. И в текстах делается много ошибок такого рода.

Перенос слов с мягким знаком в середине осуществляется следующим образом: для начала нужно поделить на слоги слово, которое требуется перенести. Помним, что, сколько в слове гласных, столько и слогов.

Шаг 1. Пример: о-безь-я-на.

Важно помнить, что при переносе слова с разделительным мягким знаком на другую строчку отделять мягкий знак от впереди стоящего согласного нельзя — перенос должен осуществляться только с ним.

Шаг 2. Пример: обезь-яна (пример правильного переноса).

Важная деталь: если мягкий знак расположен в конце слова, переность его на другую строчку нельзя.

Неправильный пример: свекров-ь, любов-ь, медвед-ь.

Правильный пример: свек-ровь, лю-бовь, мед-ведь.

При переносе нельзя оставлять на строчке одну букву. Это правило относится не только к словам с мягким знаком в середине слова, но и к любым другим имеет отношение.

Упражнения

Мягкий знак в середине слова. 1 класс.

1. Подчеркните те слова, в которых мягкий знак смягчает впередистоящий согласный:

Бурьян, лось, огонь, деревья, соль, обезьяна, колья, бемоль, письмо, соболья, олень, сильный, трель, медальон, ельник, журавль, конь, семья, деньки, пальто, карамель, судьи, кровь, любовь, соловьи, смутьян, канитель, кортель, вальяжный.

2. Впишите мягкий знак там, где он необходим:

Тиш_, камыш_, услыш_, гараж_, спиш_, рож_, кураж_, мираж_, печ_, сеч_, замуж_, хорош_, пляж_, сторож_, страж_, уж_, настеж_, невтерпеж_, пляж_, наотмаш_, береч_, увлеч_, грач_, сплош_.

3. Выполните фонетический разбор данных слов (слова можно выдать детям по варинтам или каждому ребенку дать индивидуальное слово):

Портьера, закулисье, раздолье, сомелье, барьер.

ТСЯ и ТЬСЯ — как правильно?

К сожалению, очень многие допускают ошибку в этой, казалось бы, элементарной орфограмме. Как же узнать, что писать на конце глагола?

Нужно просто задать вопрос к глаголу. Если глагол отвечает на вопрос "что делать", мягкий знак ставится. Если вопрос "что делает?" — мягкий знак не нужен.

Пример: убраться (что сделать?), договориться (что сделать?); красоваться (что делать?).

Убирается (что делает?), договаривается (что делает?), красуется (что делает?).

Урок русского языка – 2 класс

Тема Мягкий знак для обозначения мягкости согласных.

Цели и задачи урока

    Закрепить знания о согласных твердых и мягких звуках, о правописании –жи-, -ши-, -ча-, -ща-, -чу-, -щу-, активизировать словарь;

Формировать знания учащихся о роли буквы Ь;

2. Вырабатывать у детей орфографические навыки; развивать: фонетический слух, связную речь, зрительную память, воображение, наблюдательность; умение анализировать и делать выводы;

3. Воспитывать культурную личность, любовь к русскому языку, внимание к слову, ответственность, интерес, любовь и бережное отношение к окружающим;

Оборудование

Набор флипчартов (презентация), текст, физ. минутка для глаз, музыкальное сопровождение для физ.минутки, карточки с заданием, интерактивная доска.

ХОД УРОКА

    Организация класса. Психологический настрой.

На экране интерактивной доски - страница 1.

Прозвенел звонок, начинается урок русского языка. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и пожмите руки. Передайте своим рукопожатием доброту ваших улыбок, спокойствие и терпение. Недаром говорится в пословице: «Без терпенья, нет ученья». Вдохните и выдохните волнение и неуверенность. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

2. Опрос учащихся по домашнему заданию.

- C кажите, о чём говорили на прошлом уроке? (Обозначение мягкости согласных буквами И, Е, Ё, Ю, Я.)

Давайте, повторим, связанные с нашим уроком темы.

Все внимание на экран! Страница 2.

Внимательно прочитайте вопрос и дайте на него ответ. - После каких согласных пишутся гласные А, О, У, Ы, Э? (После твёрдых) - Каким цветом обозначаем согласный твёрдый звук? (Синим) Учитель закрашивает звуковую карточку в синий цвет.

А какие согласные не согласны с этим правилом? - Ж и Ш всегда обозначают твердый звук, а пишутся - ЖИ -, - ШИ - или буквы Ч и Щ. Они всегда обозначают мягкий согласный звук, а пишутся с гласными а, у в сочетаниях -Ч А -, - Щ А -, или -Ч У -, -Щ У - .

Какие ещё согласные буквы обозначают один звук? (Ц – твердый. Й – мягкий) - Правильно! Молодцы! А сейчас подчеркните, в предложенных словах, только твердые согласные: Г О Р Ы, РЕ К А, СНЕ Г , Т УЧА, С А Д Ы, М ЭРИЯ. (Работа на доске. При помощи ручки, дети подчеркивают синим цветом только твердые согласные.)

В слове С НЕ Г подчеркнули первую и последнюю букву. Почему? - Потому что согласная на конце слова, а также согласная, стоящая перед другой согласной буквой, обозначают твёрдый звук.

Кто из вас знает, что означает слово МЭР? Учитель объясняет лексическое значение этого слова.

Рассмотрите страницу 3. – Перед гласными буквами И, Е, Ё, Ю, Я согласные произносятся … ? - Мягко. Звуковую карточку нужно покрасить в зелёный цвет. – Сколько звуков обозначаю эти гласные после согласных? (Один). – Верно! Подчеркните в пословице мягкие согласные. (Дети работают у доски)

Добры й ско р ее д ело с д елает, ч ем с ер д итый.

4. Каллиграфическая минутка. – Сядьте правильно. Откройте свои тетради и расположите тетрадь на парте под углом. Запишите сегодняшнее число, месяц. Классная работа. Пропишите заглавную и строчную буквы Д д. Какой звук обозначает эта буква? (Твёрдый или мягкий согласный звук). Обратите внимание на написание слова дево чк а . Что можете пояснить о его написании? (Это словарное слово, его написание надо соблюдать правописание сочетания букв –ЧК-, -ЧН- пишется без мягкого знака). Приведите несколько подобных примеров. (Речка, ручка, печник,…)

5. Словарная работа.

Запись слов по картинному словарю на странице 5. – На доске даны слова, с пропущенной буквой. Чтобы понять какую букву нужно вставить, обратите внимание на предметные картинки. (Карандаш и , гри б , те нн ис, ч а шка, щ у ка, м оло ко, кетч у п, о кно). Каждый, кто вставляет букву в слово, объясняет его правописание. – Что обозначает слово кетчуп ? – раскройте его лексическое значение. – Это соус, приготовленный из помидоров, сладкого перца, приправ. Его добавляют в еду. – Правильно, ребята! Хочу добавить, что впервые кетчуп был изготовлен в Китае, но слово распространилось из английского языка. Благодаря путешественникам из Англии, весь мир знает о кетчупе.

6. Актуализация проблемы урока.

Поиск темы нового урока на странице 6. – Ребята, посмотрите следующую страницу. По ней вы определите тему нашего урока.

Что нарисовано и написано в окошках этой страницы?

(Учащиеся предлагают свои версии, поясняют их, мотивируют свой выбор).

В первом окошке написано КОН – КОНЬ, под словами картинки и звуковые схемы. Количество звуков одинаковое – по три, но последний согласный звук у этих слов звучит по- разному (твёрдо – мягко). Согласный звук изменился из-за буквы Ь . - Во втором окошке – слова МЕЛ – МЕЛЬ. К первому слову добавили букву - Ь . Значит, тема нашего урока – Мягкий знак.

Да, ребята, вы правильно определили тему урока. - Чем примечателен Ь? (Он не обозначает звука.) - Если не обозначает звука то, что же сделал волшебник – Мягкий знак – со словами? (Он смягчил предыдущий согласный звук).

Сегодня на уроке поговорим о Ь знаке как -показателе мягкости согласных.

7. Работа по учебнику.

Найдите Упражнение 203 на странице 87. Прочитайте внимательно задание и выполните его. – Что нужно сделать? (Записать слова в два столбика: с мягким согласным звуком в левый столбик, а с твердым согласным звуком – в правый.)

Два ученика выполняют задание у доски.

Бу л ька бу л ка Объясни значение слов

по л ька по л ка Булька, полька, галька, галка.

га л ька га л ка

ба н ька ба н ка

ко н ь ко н

е л ь е л

кро в ь кро в

Слова в упражнении даны в парах. Чем они похожи и в чём есть различие? - Какой вывод, можно сделать по данному заданию?

ВЫВОД: Буква мягкий знак не обозначает звука.

Она указывает на мягкость согласного звука.

ФИЗМИНУТКА

Чтоб все выполнить заданья,

Чуть-чуть нам надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем.

Воздух надо нам вдохнуть.

Встали прямо и прогнулись,

Сейчас сделаем наклоны.

Все к упражнению готовы?

Раз, два - вправо, влево

Три, четыре – посмелей!

Повторяем ещё раз.

А теперь, ребята,

Вернёмся тихо в класс.

8. Задание, для повторения правил переноса слов.

Нужно ясно и чётко произнести названия предметов из левого столбца: лебедь, голубь, олень, медведь, царь, мышь, пять, шесть, семь. - Где стоит Ь в этих словах? (В конце слов, после согласной буквы). – Теперь, произнесите слова из круга: апельсин, дельфин, деньги, мальчик, тюльпан, колокольчик. Где стоит Ь? (В середине слова, между двумя согласными буквами). - Какой согласный смягчает мягкий знак? (Согласную букву, которая стоит перед мягким знаком.)

Обратите внимание, на перенос слов апе ль -син, ко-ло-ко ль -чик. - Вспомните, привила переноса слов с буквами Ь, Й . Выполните перенос слов. (Слова с Ь и Й в середине слова переносят по слогам. При переносе Ь и Й не отделяют, от предшествующей согласной буквы.) Ученики записывают слова на доске, разделяя их для переноса.

9. Закрепление нового материала.

Прочитай загадки. Запиши отгадки. Подчеркни в отгадках Ь.

Упр. 204

Дожд ь , морков ь , кон ь ки, пал ь цы, пис ь мо, гус ь .

- В какой отгадке нет буквы Ь? (Ёлка). Нужно писать это слово? (Нет)

9. Пополнение словаря учащихся.

Запомнить правописание словарных слов, данных в Упражнении 206.

Что изображено на экране? (Календарь)

Для чего нужен календарь? (Чтобы ежедневно знать, какой сегодня день)

Что пишут в календаре? (В календаре пишут названия месяцев и числа)

Прочитай названия месяцев. Что их объединяет? (В названиях есть Ь )

Почему эти названия записаны под разными картинками?

(Слова записаны соответственно времени года)

Запомни, как пишутся эти словарные слова.

С тремя словами составь предложения.

10. Обобщение знаний учащихся. Подведение итога урока по теме.

Ответь на ряд вопросов:

    Обозначает ли буква Ь звук? На что указывает буква Ь?

    Где может в словах стоять буква Ь? Приведи пример.

    В каких сочетаниях букву Ь не пишем?

    Как нужно переносить слова с Ь знаком?

Молодцы, ребята! Выставление оценок за урок.

11. Ну, а теперь запишем задание на дом

Запомнить правило на странице 88 и выполнить Упражнение 207.

Я благодарна вам. У меня хорошее настроение. А у вас?

Спасибо всем! Урок окончен!

    Никитина С.А. Русский язык.

Учебник для 2 класса общеобразовательной школы

Алматы. Атамура, 2009г

    Кульгиндинова Т.А. Занимательная грамматика.

Для 2 класса общеобразовательной школы

Алматы. Атамура, 1998г

3. Пушков А.Е. Пропись

Упражнения для формирования навыков грамотного письма

Минск. ООО «Современная школа», 2009г

4. Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов

Пособие для начальной и средней школы

Москва. Изд. «Грамотей», 2005г

5. Полникова М.Ю. Дидактическая тетрадь по русскому языку

Для учащихся 1 – 2 классов

Санкт-Петербург. СМИО Пресс, 2009г

6. Библиотека Aktivstudio .

) и выполняет несколько служебных функций:

  • разделительная функция,
  • обозначение мягкости согласного на письме,
  • показатель грамматических форм.

Разделительный мягкий знак.

  • Ь в качестве разделительного знака употребляется после согласных перед буквами е, ё, ю, я, и. :
    семь я [с’эм‘й’ А], ль ёт [л‘й’ от], вь юга [в‘й’ уга], соловь и [салав’й’и], муравь я [мурав‘й’ а], рожью [рОжй’у ].

    После приставок Ь никогда не пишется

    Ь разделяет предшествующий ему согласный и согласный звук [й’] (- всегда звонкий, всегда мягкий), подсказывая при этом появление звука [й’].
    Я солю [сал’У] щи солью [сал’й’У].
    Пылю пылью .
    Коля несёт колья .
    Сначала полю , потом полью .

    Неразделительный мягкий знак.

    Обозначение мягкости согласного (кроме шипящего).

    • Ь обозначает мягкость согласных (кроме шипящих) на конце слова:
      моль , роль , пять , фонарь .
      При этом мягкость или твердость согласного в конце слова определяет разные по смыслу слова:
      тол — толь, угол — уголь, вес — весь, ясен — ясень, ел — ель, дан — дань.
    • в середине слова Ь обозначает:
      • мягкость согласного перед твердым согласным:
        Кузь ма, кось ба, пись мо, паль ма;
      • Ь пишется между двумя мягкими согласными, только в том случае, если при изменении слова второй согласный становится твердым, а первый остается мягким:

        Кузь ме (изменили слово — Кузьма, чтобы м стал твердым), кось бе (косьба) , в пись ме (письмо), на паль ме (пальма);

        Например, гвозд и [гвОз’д’и] мягкий знак не пишется — гвозд одёр, где з — твердый звук.

      • мягкость согласного Л перед любыми другими согласными (не Л):
        маль чик, боль шой, боль ница, моль берт.

    Мягкий знак пишется (орф. №9):

    • в конце слов для обозначения мягкости согласных: конь, пять ;
    • Мягкий знак в числительных (№41)
      • В Именительном и винительном падежах числительных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак Ь: семьдесят, семьсот .
      • в падежах числительного восемь : восьми (род., дат., пр. падежи), восьмью или восемью (тв.падеж) ;
    • в творительном падеже множественного числа некоторых существительных и числительных: детьми, людьми, четырьмя ;
    • в стечении согласных после л , перед м, б, г, к : мольба, письмо, резьба, возьму ;
    • в середине слова между двумя мягкими согласными : скользить ;
    • у возвратных глаголов в повелительном наклонении и большинства глаголов в неопределенной форме: одевать — одеваться, бежать, мыть — мыться ; приготовь, приготовься, приготовьтесь (повелительное наклонение); назначьте;
    • в прилагательных, образованных от названий месяцев (кроме январский ): июньский, сентябрьский .

    Мягкий знак не пишется

    • внутри сочетаний чк, чн, нч, нщ, рщ, рч, щн, ст, нт, нн :
      ночк а, ночн ик, конч ик, барабанщ ик, спорщ ик, испорч енный, помощн ик, мост ик, банти к, осенн ий.
    • между двумя мягкими Л : илл юзия, колл екция .
    • у числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 на конце слова: пятьдесят, пятьсот.

    Ь — показатель грамматических форм.

      • Ь пишется после шипящих (орфограммы 8,20,22,48, 64)

        • в существительных женского рода единственного числа (3-го склонения):
          дочь , мышь , ночь , тишь .
          Сравните с существительными мужского рода ед.числа: мяч, шалаш, ёж.
        • в глагольных формах (во всех формах после шипящих):
          • во 2-м лице ед.ч. глаголов настоящего и будущего времени: идёшь , поёшь , решаешь , спишь, учишь ся, бросишь , бросишь ся;
          • в инфинитиве (неопределенной форме глагола): беречь , беречь ся, стеречь , лечь , жечь , обжечь ся;
          • в глаголах повелительного наклонения: спрячь , отрежь , отрежь те, съешь , съешь те.
        • в наречиях с основой на шипящую: вскачь , наотмашь , навзничь .
          Исключение : Уж замуж невтерпёж .
        • в : вишь , лишь , ишь , бишь .
      • Ь после шипящих не пишется:

        • у существительных не 3-го склонения:
          • в существительных 2 склонения (мужской род единственное число, нулевое ): грач, луч, шалаш.
          • в существительных в форме родительного падежа множественного числа: (нет) задач, туч, луж, рощ.
        • в кратких прилагательных: горяч, тягуч.
        • у наречий на —ж (кроме настежь ): уж, замуж, невтерпёж .
    • -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах (№ 23)

      • Если глагол на -тся, -ться отвечает на вопросы настоящего или будущего времени (нет Ь в вопросе), то перед -ся мягкий знак не пишется: Купается (что делает? наст.вр.) . Если глагол отвечает на вопросы неопределенной формы (есть Ь в вопросе), то мягкий знак пишется: купаться (что делать? — неопр.ф.) .

В русском алфавите есть две удивительные буквы – мягкий знак и твердый знак. Сами они никаких звуков не обозначают. Зато влияют на соседние.

Мягкий знак выполняет в русском языке две важные функции. Он обозначает мягкость предшествующей согласной и употребляется в качестве разделительного знака.

Иногда мягкий знак в слове слышится, но не . И наоборот… Запомнить все правила и исключения трудно, а писать грамотно очень хочется. Оказывается, научиться этому совсем не сложно.

Мягкий знак после шипящих

Не нужен мягкий знак после шипящих второго склонения единственного числа ( , гараж), первого и второго склонения во множественном числе родительном падеже (луж, лыж) и в кратких прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос "каков?". Например: свежий – свеж, похожий – похож. В с согласной ж на конце (уж, замуж, невтерпеж) мягкий знак тоже не используется, но в слове настежь его следует писать.

Мягкий знак не пишется в местоимениях "наш", "ваш", в частице "аж" и предлоге "меж".

Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на письме

Мягкий знак не пишется в сочетаниях: -чк- (строчка, корочка), –чн– (булочная, прачечная), -нч– (бренчать, бубенчик), –нщ– (гонщик, банщик), -рщ– (сборщик, спорщик), –рч– (сморчок, ), –щн– (изящный, мощный), -ст– (мостик, тростник), - нт– (фантик, кантик).

В иностранных словах с двойной буквой л мягкий знак не пишется (коллектив, коллегия. колли).

Для правописания составных числительных есть свое правило. Если в них второй корень склоняется, мягкий знак писать не следует. Например: восемнадцать – восемнадцатью, пятнадцать – пятнадцатью.

Если основа слова, от которого образовано относительное прилагательное, оканчивается на –нь, –рь, то перед суффиксом -ск– мягкий знак не нужен. Например: зверь – зверский, конь – конский. Исключение составляют прилагательные, образованные от названий месяцев (кроме января), слова китайского происхождения и прилагательные типа деньской. Например: сентябрьский, ноябрьский, но январский; Сычуань - сычуаньский; день - деньской.

У существительных на –ня с предшествующим согласным мягкий знак не пишется. Например: башня – башен. Исключение: барышня – барышень, кухня – кухонь, боярышня – боярышень.

Чтобы узнать, нужен ли мягкий знак в глаголе, оканчивающемся на –тся, задайте к нему вопрос. Если в вопросе мягкий знак отсутствует, значит это глагол третьего лица, мягкий знак писать не нужно: "он (что делает?) учится", "они (что делают?) заботятся".

Если хотите писать грамотно, выполняйте упражнения на закрепление теории и больше читайте.

Мягкий знак – это одна из двух букв русского алфавита, которая не передает никакого звука. Служит она для того, чтобы на письме обозначать мягкость согласных. Так уж сложилось в системе русского языка, что все согласные можно разделить на мягкие и твердые.

Причем, некоторые фонемы могут реализовываться в разных словах и как мягкие, и как твердые, например:

  • Торт и термит: фонема «т» в первом слове реализована твердым звуком «т», во втором – мягким; кобра – кит, барсук – белый, маска – мишка и т.д.

Однако есть фонемы, которые всегда:

а) Только твердые: «ж», «ш», «ц». Эти фонемы не имеют парных мягких;

б) Только мягкие: «ч», «щ», «й». Эти фонемы не имеют парных твердых.

Остальные, как уже было сказано выше, могут быть и мягкими, и твердыми – все зависит от слов, в которых эти фонемы реализуются.

На письме мягкость согласных обозначается двумя способами:

а) Написанием следом за ними букв, обозначающих гласные звуки, «и», «е», «я», «ю», «ё»;

б) Написание следом за ними мягкого знака.

Итак, мягкий знак используется для обозначения на письме мягкости предшествующих ему согласных.

Существует три основные позиции:

  • На конце слова: конь, тетрадь, пень, читать, выписать, лошадь, семь и т.д.;
  • В середине слова перед твердой согласной: письмо, кобальт, резьба, косьба, возьму, Вязьма, стрельба, весьма и т.д.;
  • После мягкого согласного «л» перед всеми остальными звуками в словах типа: больно, вельми, мальчик, пальчик, нельзя и т.д.

Примечание. Разделительный мягкий знак пишется перед йотированными гласными «е», «ё», «ю», «я» не только для отделения предшествующей согласной от йота, но и для того, чтобы показать двойственность этих гласных. Например, в слове «вьюга» разделительный «ь» выполняет обе функции: отделяет согласный «в» от следующего за ним согласного «й» (йота) и указывает на то, что буква «ю» здесь передает сразу два звука: «й» и «у». То же самое касается слов «вьюн», «курьер», «семья», «ружье», «воробьиный» и др.

Мягкий знак не пишется в буквосочетаниях «чк», «чн», «нч», «нщ», «рщ», «щн», «ст», «нт»:

  • Дочка, ночной, пончик, каменщик, спорщик, помощник, мостик, фантик.

Примечание. Мягкий знак пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед гласным «О»:

  • Бульон, батальон, гильотина, компаньон, миньон, карманьола, павильон, почтальон, шампиньон.

Однако, в слове «жульен» мягкий знак пишется перед «е». Написание таких слов нужно просто запомнить.

Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными буква ь пишется в следующих случаях.

1. После буквы л перед любым согласным, кроме л , напр.: пальба, львиный, фольга, льдина, скользить, несколько, ни бельмеса, спальня, внимательно, скальпель, вальс, пальтишко, льстить, апрельский, альфа, ольха, зеркальце, мальчик, больше, польщённый .

2. После других согласных букв:

а) перед буквами, передающими твердые согласные, напр.: резьба, возьму, раньше, нянька, письмо, просьба, весьма, науськать, ведьма, свадьба, тьма, молотьба, тьфу ;

Примечание. В большинстве прилагательных с суффиксом −ск согласные н и р перед суффиксом – твердые, поэтому ь в них не пишется, напр.: конский, казанский, тюменский, рыцарский, январский, егерский . Однако в следующих прилагательных эти согласные перед суффиксом −ск мягкие, в них после н и р пишется ь : день деньской, июньский, сентябрьский, октябрьский, ноябрьский, декабрьский , а также во многих прилагательных, образованных от нерусских собственных географических названий на нь, напр.: тянь шаньский, тайваньский, пномпеньский, торуньский, сычуаньский, тяньцзиньский. Аналогично пишутся (и произносятся) существительные, образованные с суффиксом −ц от тех же географических названий: казанцы, тюменцы , но тайваньцы, пномпеньцы, торуньцы и т. п.

б) перед буквами, передающими мягкие согласные, ь пишется только в тех случаях, когда в других формах того же слова или в однокоренных словах второй мягкий согласный становится твердым, а первый согласный сохраняет мягкость, напр.: возьми (ср. возьму ), восьми (восьмой ), ведьме (ведьма ), во тьме (тьма ), резьбе (резьба ), косьбе (косьба ), свадьбе (свадьба ), молотьбе (молотьба ), серьги (серьгам ), коньки (конькам ), дядьке (дядька ).

3. В остальных случаях после буквы, передающей мягкий согласный, ь не пишется, напр.: разве, узник, грызть, кости, нести, синдикат, рецензия, ранний, пенсия, бантик, если, песня .

Буква ь не пишется в сочетаниях согласных нч, нщ , в частности перед суффиксами −чик, −щик, −щин (а), напр.: нянчить, одуванчик, стаканчик, кончик, птенчик; каменщик, банщик, партизанщина, Рязанщина .



error: Контент защищен !!