Чем отличаются звуки от букв? Разбор темы с примерами. Что это такое и чем отличаются звуки от букв Чем различаются звуки и буквы

(немножко теории)

Уже в детском саду на логопедических занятиях детям дают термины, в том числе «звук» и «буква». В чём же разница между звуками и буквами?

Первоначально ребёнок сталкивается со звуками. Он слышит речь окружающих и начинает говорить сам. И лишь в период обучения грамоте дети знакомятся с буквами - учатся читать и писать. Буква - это специальный знак, который обозначает звук на письме. Т.о., звуки - мы слышим и произносим, буквы - пишем и читаем.

В русском языке 42 звука. 6 гласных и 36 согласных. Для их обозначения на письме существует 33 буквы - 10 гласных, 21 согласная и ещё две особые буквы, которые не читаются - «Ъ» и «Ь».


Как отличить гласный звук от согласного? Гласные звуки можно свободно пропеть, на пути воздуха нет преград. Согласные звуки пропеть нельзя, на пути воздуха встречается преграда. Например, губы - звуки [п], [б] и др., язык - звуки [к], [г] и др., зубы - звуки [с], [ц] и др.

Согласные звуки бывают твёрдые и мягкие. Это определяется на слух !

Например, слова «кон» и «конь»

[к о н ] [к о н ]

Важно научить ребёнка определять твёрдость/мягкость согласного звука, т.к. это нужно будет в дальнейшем при обучении грамоте (твёрдость и мягкость обозначается на письме последующей гласной буквой или «ъ» и «ь»).

В русском языке есть всегда мягкие согласные звуки: [ч] [щ] [й]

всегда твёрдые согласные звуки: [ш] [ж] [ц]


Запомните, в русском языке 6 гласных звуков: [а] [о] [у] [и] [э] [ы]

10 гласных букв: а о у э ы и я ё е ю

или как 2 звука: я - [йа]

Это зависит от положения буквы в слове.

Самое важное до обучения грамоте научить ребёнка чётко слышать и различать все звуки в слове, определять их последовательность и количество.

Наталия Ковальская
Звуковой анализ слов. Консультация для родителей

Как определить сколько звуков в слове , а сколько букв? Эти вопросы часто ставят родителей в тупик . Как помочь ребенку в определении звуков ?

Звуковой анализ слов

Уже в старшей группе начинается работа по звуковому анализу слов . Такой анализ является основой при ознакомлении детей с буквами и выкладывании слов и предложений из букв разрезной азбуки. Особое внимание уделяется правильному определению звуков : «гласный звук » , «твердый согласный звук » , «мягкий согласный звук » . Так чем же отличается буква от звука ? Звук мы произносим , а букву пишем, другими словами , буква - это символ звука , который мы написали на бумаге.

В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения .

Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых или мягких согласных звуков . Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, ы, э пишутся после твердых согласных, а буквы я, е, ё, ю, и – после мягких согласных. Гласные звуки всегда обозначаем красным цветом.

По ходу проведения звукового анализа слов дети узнают , что звуки «ч» , «щ» , «й» - всегда мягкие согласные, т. к. не имеют твердой пары, а звуки «ж» , «ш» , «ц» - всегда твердые согласные, т. к. не имеют мягкой пары. Мягкие согласные всегда обозначаем зеленым цветом, а твердые – синим.

При разборе слова ,звуки обозначаем кружками определенных цветов :

мянкий звук (Л) , твердый звук (Л, гласный звук (А)

Надо запомнить :

Звуки «я» , «е» , «ё» , «ю» могут в словах обозначать два звука , если они находятся в начале слова или после гласного звука , а также после мягкого и твердого знаков. Например, маяк – в этом слове 5 звуков , т. к. после гласного звука "а", мы слышим 2 звука : «й» + «а» , но 4 буквы, т. к. звуки «й» и «а» записываем буквой я. Слово яма – 4 звука , т. к. в начале слова мы слышим 2 звука «й» + «а» , но букв -3, т. к. звуки в начале слова «й» + «а» записываем буквой - я, питье - 5 звуков , 5 букв. (мягкий знак не является звуком , также как и Ъ, они являются буквами) Для того, чтобы определить какой звук стоит после согласного звука - произнесите это слова с ударением на тот звук , который должны услышать, тяните его подольше и Вы сразу определите звук .

Буквы ъ и ь не являются звуками . Буква "ь" делает впереди стоящий звук мягким , а буква ъ разделяет звуки .

А терперь проверьте сами себя, разберите слова на звуки : ЯБЛОКО, ЯБЛОНЯ, ЯБЛОНЕВЫЙ, ЯБЛОНЕВАЯ, ЯБЛОНЬКА, ОРУЖИЕ, КОНЬ. Дополнение - сначала назовите звук , а потом определите его символ - кружок (определите цвет, затем букву.

Звук или буква?

Ваш малыш уже подрос, ходит в детский сад, не за горами и школа. И Вас что-то тревожит, что-то «не так». Ну конечно! Ведь Ваш малыш не «рычит», а, может и не «свистит» как Вася, Света..., да и вообще у него какая-то «каша» во рту, иногда и не поймешь ничего. И куда Вы идете за советом? Ну, конечно же, к логопеду! И говорите: «Мой ребенок не выговаривает, к примеру, букву Ш. так давайте же выясним, букву он не выговаривает или звук?

Что такое буква, а что такое звук?

Звук

Звуки мы слышим

и произносим

Буква

Буквы мы видим

и пишем

Поэтому Ваш ребенок не правильно произносит не букву, а звук .

Какие бывают звуки?

Звуки бывают речевые и неречевые.

Неречевые звуки – это, например, шум ветра, тиканье часов, пение птиц, скрип двери и т.п.

А речевые звуки – это то, что мы произносим и слышим от других людей.

Попробуйте сначала узнать, слышит ли Ваш ребенок неречевые звуки. А для этого попросите его закрыть глаза и послушать разные звуки. Обязательно спросите его, что он услышал. Для этого можно открыть кран, чтобы послушать, как течет вода; можно открыть форточку, чтобы услышать пение птиц; можно разрезать ножницами бумагу и т.д.

А потом можно попробовать дать разные игры Вашему ребенку, которые позволят понять, как Ваш малыш слышит речевые звуки, и может ли он их различать на слух.

Примеры игр:

«Хлопни, когда услышишь звук …»

«Отбери картинки, в названиях которых есть звук …»

«Покажи картинку» (лук-люк, дуб-зуб, мышка-мишка и т.д.)

Звук является минимальной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но звук, в отличие от них, не имеет смыслового значения. Но именно звуки позволяют нам произносить и слышать слова, которые несут за собой то или иное семантическое значение. Звуки позволяют нам различать слова, которые отличаются одним звуком: дом – ком, каска-кашка, лук-люк, плюс-плющь. Звуки помогают отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию. С помощью звуков речи можно превратить одно слово в другое: сук – лук – тук – ток – рок – рот – ром – том – ком -… (при изменении одного звука меняется целое слово).

Звуки бывают

Гласные

В их образовании участвует только голос

[а], [о], [у], [и], [ы], [э]

Согласные

Звонкие

Сонорные согласные

[м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"], [й"]

Шумные звонкие согласные

[б], [б"], [в], [в"], [г], [г"], [д], [д"], [з], [з"], [ж]

Глухие

Шумные глухие согласные

(состоят только из шума)

[п], [п"], [ф], [ф"], [к], [к"], [т], [т"], [с], [с"], [ш], [щ"], [х], [х"], [ц], [ч"]

Обратите внимание, что гласные и согласные звуки различаются степенью участия голоса и шума, по способу образования (встречаются или не встречаются препятствия в ротовой полости при выдыхании воздуха). При гласных звуках воздушная струя свободно проходит через ротовую полость, не встречая препятствий на своем пути (при их образовании участвует только голос, шума нет). При произнесении согласных звуков выдыхаемый воздух встречает на своем пути препятствия (губы, зубы, язык) – в их произношении в той или иной степени присутствует шум.

А как же быть с сонорными звуками ([м], [м"], [н], [н"], [л], [л"], [р], [р"], [й"])? При их произношении шума почти нет, хотя воздух также, как и при шумных согласных, на своем пути встречает преграду.

Согласные звуки делятся на твердые и мягкие . При произнесении мягких звуков всегда происходит дополнительный подъем средней части спинки языка (поэтому они и звучат мягко), при твердых звуках такого подъема нет.

В русском языке 42 звука:

  • 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [и], [ы], [э] ,
  • 36 согласных звуков: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’] .

Буквы

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Полного соответствия между буквами и звуками нет.

Всего у нас 33 буквы :

  • 10 гласных букв: а, у, о, ы, и, э, я, ю, ё, е

Буквы Я, Ё, Ю, Е могут иметь по два звука:

  • в начале слова, например, Я МА [й"ама],
  • после гласной буквы, например, МА Я К [май"ак],
  • после Ъ или Ь знака, например, ПЬ Ё Т [п"й"от].
  • 21 согласная буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ;
  • Ь и Ъ знаки, которые не обозначают отдельных звуков .

Звуки обозначаются буквами, но произношение и написание слова при этом могут не совпадать. Т.е. в слове может не совпадать количество букв и звуков (в слове «лось» – 4 буквы, но 3 звука, в слове «яма» - 3 буквы, но 4 звука), их звучание и написание. Между буквами и звуками нет однозначного соответствия. Необходимо различать звуковой и буквенный состав слова .

Каждая буква в нашем алфавите имеет свое название. Вот здесь и начинается путаница. В начале статьи я уже говорила о том, что буквы мы пишем. Можно написать букву А, букву (Б) Бэ, букву (М) Эм. Но нужно точно понимать, что произносим мы звук А, звук Б и звук М. Что очень важно при обучении чтению. Ребенок не будет путаться с буквами и звуками, когда будет знать, как фонетически звучит каждая буква.


Обычно родители говорят, что ребёнок не выговаривает некоторые буквы! К сожалению, родители не всегда понимают разницу между такими понятиями, как «звук» и «буква». Эти термины смешивать нельзя!

Звук – это минимальная, нечленимая единица речевого потока, воспринимаемая ухом. В русском языке различают 42 звука речи.

Буквы – это графические знаки, с помощью которых звуки речи обозначаются при письме. Всего 33 буквы.

Звуки мы произносим и слышим, буквы – видим и пишем .

Для родителей детей младшего и среднего дошкольного возраста достаточно , если малыш запомнит, что буква обозначает звук «Р» и выучит ее, как «Р», а не «эр», «Л», а не «эль», «Ш», а не «ша» и т.д.

Родителям, детей старшего дошкольного возраста и первоклассников, о звуках и буквах нужно знать намного больше.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки – при их произнесении воздух во рту проходит свободно, не встречая преград. В русском языке 10 гласных букв (а, у, о, э, ы, е, ё. я, ю, и). Гласных звуков всего 6 – [а], [о], [у], [и], [ы], [э]. Дело в том, что гласные буквы е, ё. ю, я в некоторых позициях обозначают 2 звука:

ё - [й"о], е - [й"э], ю - [й"у], я - [й"а].

Гласные звуки обозначаются кружочком красного цвета. Гласные звуки не бывают ни твёрдыми и мягкими, ни звонкими и глухими Гласный звук может быть ударным или безударным. Гласные образуют слог. В слове столько слогов, сколько гласных.

Согласные звуки – при их произнесении воздух во рту встречает преграды, образуемые языком, зубами или губами.

Согласные звуки бывают :

- твёрдые произносятся твёрдо. Обозначаются кружком синего цвета. Например: [п], [к], [д] и т.д.;

- мягкие – произносятся мягко. Обозначаются кружком зелёного цвета.

Например: [п"]= (пь), [к"]= (кь), [д"]= (дь).

Большинство согласных звуков имеют пару по твёрдости-мягкости. Например: [б]– [б"], [т] – [т"], [л] – [л"] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по твёрдости-мягкости. Они либо всегда твёрдые, либо всегда мягкие:

- всегда твёрдые согласные – [ш], [ж], [ц];

- всегда мягкие согласные – [ч"], [щ"], [й"];

- звонкие согласные – произносятся с участием голоса.

Например: [л], [р],.[д], [м] и др. Для определения звонкости надо приложить руку к «горлышку» и послушать, есть ли «звоночек».

- глухие согласные – произносятся без участия голоса.

Например: [ф], [х] [с], [п] и т.д.

Но есть согласные звуки, которые не имеют пары по звонкости – глухости. Они либо всегда глухие, либо всегда звонкие:

- всегда звонкие – [й], [л], [л"], [м], [м"], [н], [н"], [р], [р"];

- всегда глухие – [х], [х"], [ц], [ч"], [щ"].

Необходимо четко знать и различать звуки и буквы!

1. Прочитай .

С добрым утром!

      Вместе с солнышком встаю,
      Вместе с птицами пою:
      - С добрым утром!
      - С ясным днём!
      Вот как славно мы поём!
      (Е. Благинина)

  • Как ты объяснишь название стихотворения? Когда мы так говорим: «С добрым утром!»? А что значит слово славно ? Как можно сказать по-другому?
  • Объясни, одинаковое ли количество звуков и букв в слове пою .
  • Спиши любое выделенное предложение.

2. Прочитай . Какие слова в предложениях пропущены? Выбери их из слов для справок.

      Звуки мы... и... .
      Буквы мы..., ..., ... .

        Слова для справок: пишем, слышим, называем, произносим, видим.

  • Запиши составленное предложение о звуках. Проверь написанное.

Обрати внимание! Тысячи разных звуков окружают человека. А из каких звуков «складываются» слова? Из звуков человеческой речи! Эти звуки возникают тогда, когда работают органы нашей речи: язык, губы, зубы, голосовые связки.

3. Прочитай . Произнеси первый звук в каждом из данных слов.

  • Понаблюдай, смотря в зеркальце, как при произнесении этих звуков движутся губы и зубы, по-разному прикасается язык к участкам рта. Расскажи о своих наблюдениях.

4. Рассмотри картинки

  • Произнеси слово-название любого предмета. Вслушайся в звучание слова. Нарисуй его звуковую схему.
  • А теперь запиши слово буквами. Одинаковое ли в нём количество звуков и букв?

Страничка для любознательных

Как обозначаются звуки?

В русском языке существуют определённые обозначения звуков. Звуки обозначаются буквами в квадратных скобках. Слово кот можно изобразить так: [к] [о] [т], а слово кит - так: [к"] [и] [т].

Сравни обозначения первых звуков в этих словах. Чем они различаются?

Запись [к] показывает, что этот звук - твёрдый согласный. Запись [к"] показывает, что этот звук - мягкий согласный.

5. Сравни звуковые и буквенные обозначения слов. Чем они похожи и чем различаются?

  • Обозначь звуками любое из данных слов: пальто, книга .

па ль то́

6. Произнеси звуки .

[а] [к] [у] [б] [а] [а]

  • Можно ли назвать такое сочетание звуков словом? Почему?
  • Что нужно сделать, чтобы из данных звуков «сложилось» слово-название первой учебной книги для чтения? Запиши это слово буквами, обозначь в нём ударение.
  • Какие ещё слова могли бы получиться из этих звуков? Назови эти слова.

7. Прочитай . Какая буква «заблудилась»?

      Говорят, один рыбак
      В речке выловил башмак.
      Но зато ему потом
      На крючок попался дом!
      (А. Шибаев)

  • Прочитай стихотворение, заменяя эту букву правильной буквой.
  • Произнеси звук, обозначенный каждой выделенной буквой.

Обрати внимание! В слове каждый звук и каждая буква имеют своё место! И если ты заменишь один звук (букву) в слове, то либо изменится смысл слова, либо слова не получится.

8. Прочитай . В каждом слове «спряталось» ещё слово. Найди его и прочитай.

Ласточка, бусы, задача, земляника, жаворонки, рыбак, радуга, дубрава, хорошо, вдруг, телевизор, коньки, весело.

  • Спиши любые три слова. Подчеркни в них «спрятавшиеся» слова.
  • Составь предложение со словом весело .

ве́се ло

9. Прочитай скороговорку .

У киски в миске - рис и сосиски.

  • Спиши. Подчеркни в словах буквы, которые повторяются.
  • Одинаковые ли звуки обозначены этими буквами? Произнеси звук, который обозначает каждая подчёркнутая буква.

10. Прочитай . Прислушайся к звучанию звуков в словах.

      Скажи погромче
      Слово «гром» -
      Грохочет слово,
      Словно гром.
      Скажи потише:
      « Шесть мышат», -
      И сразу мыши
      Зашуршат.
      Скажи:
      «Кукушка на суку», -
      Тебе послышится:
      «Ку-ку».
      (А. Барто)

  • Не правда ли, красив наш язык?! Звучание слов как бы передаёт звуки природы. Ты слышишь раскаты грома, шуршание мышей, голос кукушки.
  • Прочитай предложение, в котором выделенные буквы в словах передают звуки грома. Спиши это предложение.


error: Контент защищен !!