Артюр Рембо — Биография — актуальный и творческий путь. Смотреть что такое "Рембо, Артюр" в других словарях Рембо произведения

20 октября 1854 года родился французский поэт Артюр Рембо . Человек, чья жизнь со стороны выглядит лихим детективом, просмотренным в ускоренном режиме.

В 1985 году в Париже состоялось важное и помпезное событие. Президент Франции Франсуа Миттеран открывал в центре города памятник, на создании которого ранее лично настаивал. Памятник посвящен Артюру Рембо — человеку, который существенную часть своей жизни занимался нелегальной продажей оружия и людей. Однако прославился он совсем не этим. Этот человек успел стать знаменитым поэтом, еще не достигнув 20 лет, имея за душой буквально пару опубликованных произведений.

Карикатура на Артюра Рембо. Обложка журнала «Современные люди» № 318, январь 1888 года. Фото: Commons.wikimedia.org / Siren-Com

За 37 лет жизни Артюр Рембо повидал и пережил то, чего обычный человек достигает порой годам к 50, если не больше. Сам он говорил, что некоторые старики — дети по сравнению с ним. И действительно имел основания так считать.

Артюр родился в 1854 году в деревне на северо-востоке Франции в семье военного и строгой, но заботливой зажиточной крестьянки. Франция XIX века — котел социальных катаклизмов, эпоха бесконечных перемен. Одна революция следует за другой, империя сменяется республикой, потом снова империей и снова республикой. Эта бурная эпоха не могла не повлиять на становление молодого таланта.

Отец ушел из семьи через 6 лет после рождения будущего поэта. Мать одна воспитывает четверых детей. Со вторым по старшинству, Артюром, приходится особенно тяжело. Имея выдающиеся сообразительность и талант, он считает школу психушкой, мечтает стать журналистом и несколько раз пытается сбежать из дома. Так однажды, добравшись до Парижа, он попадает в тюрьму, потому что его принимают за шпиона.

В попытке найти славу самонадеянный подросток Рембо посылает свои произведения разным известным людям — даже принцу. На удивление, этот прием срабатывает — в 15 лет за стихи, написанные на латыни и понравившиеся престолонаследнику, Артюр награждается премией. Среди его адресатов оказываются и другие литераторы. Стихи молодого человека очень понравились уже известному на тот момент поэту Полю Верлену , жизнь которого Рембо изменит навсегда.

Получив одобрение Верлена, Рембо приезжает в Париж. Он хочет стать сверхпоэтом или революционером, для него это примерно одно и то же. Поэзия, которая не инициирует перемен, его совершенно не интересует. При этом он не просто начинает дружить с Верленом, он едва ли не подчиняет его себе. Рембо младше на 10 лет, но именно он в этой паре — лидер. Он делился мировоззрением с Полем и наставлял его на свой путь, считая, что Верлен сделан из глины, и принимает ту форму, какую захочет сделать из него «мастер».

Верлен и Рембо (слева внизу) на картине Анри Фантена-Латура. Фото: Commons.wikimedia.org

В это время впервые публикуется стихотворение Артюра «Пьяный корабль», ставшее затем его визитной карточкой.

Верлен со своей беременной супругой приютили начинающего поэта, но Рембо не поладил с женой Поля. Он считает ее глупой, а она его — грубым и нечистоплотным. Жена Верлена выгоняет Рембо из дома. Но к ее ужасу Поль уходит вслед за ним. Друзья отправляются путешествовать по Европе, где они будут зарабатывать написанием стихов и преподаванием французского языка.

Талант к стихосложению и возрастающая известность делают Рембо уверенным в своем гении. Его творчество становится одной из основных вех символизма: свободная поэзия, в которой любые чувства воплощаются любыми образами. Артюр даже объявляет себя ясновидящим, желая быть посредником между человеком и вселенной.

Артюр Рембо в середине декабря 1875 года. Рисунок Эрнеста Делаэ. Фото: Commons.wikimedia.org / Ernest Delahaye

До сих пор он и так вел не самый примерный образ жизни: курил трубку еще будучи подростком. Теперь же он фанатично истязает себя голодовками, бессонницами, алкоголем и наркотиками. Во всем этом ему сопутствует верный друг Верлен. В Брюсселе Поль в пьяном бреду выстрелом ранит Рембо в руку. Верлена сажают в тюрьму — друг не навещает его и встречает только через два года.

Буйный нрав Артюра толкает его на очередной непредсказуемый шаг. Не достигнув 20 лет, он решает, что не хочет больше быть поэтом. Несмотря на то, что количество опубликованных произведений можно пересчитать по пальцам, они достаточно успешны. Рембо даже пишет об этом свою первую небольшую книгу в прозе «Одно лето в аду», которую издает в 1873 году.

Артюр Рембо в Харэре. 1883 год. Фото: Commons.wikimedia.org / Inconnu

Наконец, находят отклик детские мечты стать журналистом. Желая писать статьи о географических исследованиях, Рембо отправляется в путешествие — на этот раз на другой континент. Позже его доклад опубликует Географическое общество в Париже.

«Я погружался в мечты о крестовых походах, о пропавших без вести открывателях новых земель, о республиках, не имевших истории, о задушенных религиозных войнах, о революциях нравов, о движении народов и континентов: в любое волшебство я верил», — написал Рембо.

Сначала бывший поэт идет добровольцем в голландскую колониальную армию, позже устраивается переводчиком в цирк и путешествует с труппой по Скандинавии, а затем уезжает жить в Африку. Там Рембо начинает торговать оружием и людьми и даже управляет факторией в Эфиопии, пока у него не обнаруживают рак. Будучи больным, Артюр возвращается во Францию, где ему ампутируют ногу, но саркома приковывает его к постели. Болезнь убила писателя в возрасте 37 лет.

Поэт так и не постиг любви, обвиняя во всем под конец жизни свою трусость не только в поступках, но и в мыслях. Рембо, как и хотел когда-то, стал великим французским поэтом. Но наибольший успех пришел к его произведениям после смерти автора. В XX веке Рембо становится необычайно популярным. Настолько, что спустя 100 лет после его смерти лично президент Франции курирует установку памятника, посвященного Артюру Рембо.

Рембо родился 20 октября 1854 года в городке Шарлевиль, в Арденнах, на северо-востоке Франции в буржуазной семье. С детства Артюр был богобоязненным, послушным, блестяще учился.

Учитель Жорж Изомбар поддерживал первые попытки юного поэта. С шести-семи лет он начал писать прозу, а после стихотворения. В 15 лет написал стихотворение «Сенсация», опубликованное без ведома автора в одном из парижских журналов в начале 1869 года.

В этом же году напечатал несколько стихотворений на латыни. Он много читал, увлекался проиведениями Ф. Рабле и В. Гюго, а также поэзией «парнасцев». Стихотворениями «Офелия», «Бал повешенных», «Зло», «Спящий в долине» поэт заявил о себе как о символисте. В. Гюго, высоко оценивший его талант, назвал Рембо «дитя Шекспира».

Первый период творчества писателя (до 1871 г.) отмечен влиянием авторитетов, но это не помешало вызреванию бунтарского духа как против традиционной этики, так и против буржуазный порядков провинциального Шарлевиля.

В 1871 г., узнав про оглашение Коммуны, бросает лицей и, добравшись до Парижа, попадает в вихрь революционных событий. Но после разгрома Коммуны, потеряв веру в социальную борьбу, Рембо в письме к другу от 10 июня 1871 г. просит уничтожить свои произведения посвященные коммунарам.

В августе 1871 г., вернувшись в Шарлевиль, Артюр отсылает свои стихи Полю Верлену, после едет к нему в Париж. Друзья путешествовали по Европе целый год.

Во второй период кратковременного творчества (с начала 1871 до начала 1872 г.) поэзия Рембо приобретает трагическое звучание.

В третий период творчества (1872 - 1873) Рембо пишет цикл «Озарение», которым засвидетельствовал рождение необычной формы стиха, которую можно назвать стихом в прозе или ритмизированной прозой.

В 1872 Поль Верлен бросает семью и уезжает с Рембо в Лондон. Некоторое время прожив там, они путешествуют по Европе и расстаются в Брюсселе, после того как Верлен в жарком споре под действием абсента простреливает Рембо запястье. Верлен был осуждён на два года тюрьмы. После расставания с Верленом Рембо возвращается домой, на ферму Роше.

Артюр Рембо - поэт символист, больше схожий с поэтами романтиками Родился в буржуазной семье. Мать прививала детям благотворительность, любовь к Богу, а отец учил их рациональности и экономии. С детства Артюр был богобоязненным, послушным, блестяще учился. Его способности всех поражали. С шести-семи лет он начал писать прозу, а после стихотворения. Он много читал, увлекался проиведениями Ф. Рабле и В. Гюго, а также поэзией «парнасцев».

Первый период творчества писателя (до 1871 г.) отмечен влиянием авторитетов, но это не помешало вызреванию бунтарского духа как против традиционной этики, так и против буржуазный порядков провинциального Шарлевиля.

В 1871 г. бросает лицей и, добравшись до Парижа, попадает в вихрь революционных событий. Но после разгрома Коммуны, потеряв веру в социальную борьбу, Рембо в письме к другу от 10 июня 1871 г. просит уничтожить свои произведения посвященные коммунарам.

В августе 1871 г., вернувшись в Шарлевиль, Артюр отсылает свои стихи Полю Верлену, после едет к нему в Париж. Верлен вводит Рембо в литературные круги и является, так сказать, его наставником. Друзья путешествовали по Европе целый год.

Во второй период кратковременного творчества поэзия Рембо приобретает трагическое звучание.

Стихотворение "Сидящие ". ему противно все застывшее и мертвое. Романтическая тема, но тут хорошо отражается своеобразие лирики Рембо. "Люди стулья...", люди вещи - люди, которые утрачивают все человеческое. Соединение несоединимого, стирание граней между живым и мертвым. Концепция поэта-ясновидца. Поэт посредник между высшими силами и читателем. Надо обрести эту способность медиума. Это не его собственные идеи а проговаривание того, что приходит ему свыше. Нужно расшатать для этого свою волю, убить в себе все рациональное. И для этого все средства хороши - из-за этого бухал))) красавчик

"Пьяный корабль ". Стихотворение состоит из 25 катренов александрийского стиха с перекрестной рифмовкой и намеренно расшатанным ритмом. Написано от имени корабля, сорванного с якоря, и носящегося по свету по воле волн и ветров.

Перед взором поэта проходит череда фантасмагорий, яростные бури «в темных глазницах морей», каскады молний «из пылающих ям черно-синих небес», таинственные и зловещие прибрежные леса, «где глазами людей леопарды глядят», и отчаянная мечта о великолепии могущества.

В конце - лишь разочарование и желание добраться хоть до какой-нибудь пристани.

Написав это гениальное стихотворение в 17 лет, Рембо предсказал в нём собственную судьбу, полную скитаний и странствий, закончившихся жизненным крахом и смертью в старинной европейской гавани.

В третий период творчества (1872 - 1873) Рембо пишет цикл «Озарение », которым засвидетельствовал рождение необычной формы стиха, которую можно назвать стихом в прозе или ритмизированной прозой.

У Рембо была непостоянная и капризная судьба. Как в творчестве так и в жизни он искал разные пути, иногда полностью противоположные. После того как П. Верлен, который стрелял в Рембо, попадает в тюрьму, переживающий Рембо впадает в неврозы. Криком души, мольбой человека, который уже не рассчитывает на чью-либо помощь, но все же зовет из Вселенной кого-то неизвестного стала книга «Одно лето в аду » (1873), единственный сборник изданный при жизни поэта. Но небольшой тираж (500 экземпляров) писатель не смог оплатить и книги так и остались на складе. Их нашли случайно через несколько десятилетий, а до этого существовала легенда будто Рембо сам уничтожил весь тираж.

Разрыв с Верленом, отсутствие денег, духовный дискомфорт привели к острому творческому кризису. В последних произведениях поэта чувствовались боль и отчаянье одинокой души.

«Пьяный корабль» судьбы Рембо, окончательно сбился с курса. Поэт ищет забвения в алкоголе, наркотиках, бурных страстях. Но это не угомонило «боль жгучих противоречий», и он решил изменить свою жизнь. После того как ему исполнилось 20 лет, он не написал ни одной рифмованной строчки. Отказавшись от искусства, путешествовал по Англии, Германии, Бельгии, торговал всякими безделушками на европейских базарах, пытался косить траву в голландских селах, даже был солдатом голландских колониальных войск на Суматре. Побывал в Египте, на Кипре, в Занзибаре. Рембо изучал язык негров Сомали, осваивал земли Африки, где не ступала нога цивилизованного человека, помогал императору Абиссинии готовить войну на Италию. В последние годы работал в торговой фирме «Вианне, Барде и Ко», которая продавала кофе, слоновью кость и кожу.

По разному трактуют исследователи розрыв Рембо с поэзией. Французский пиатель А. Камю видел в этом «самоубийство духа », а австрийский прозаик Стефан Цвейг - «неуважение к исскуству, пренебрежение им ». Существует версия, что поэт сбежал из Парижа, что бы найти себя в чем-то другом, что бы утвердится, а после вернуться независимым и свободным, избавившись от пьяного сна. Некоторые современные исследователи считают что поэт дошел в своих экспериментах со словом до крайней черты и, заглянув за нее, увидел лишь пустоту, он еще пытался писать, но уже не мог найти смысл в поэтичном творчестве. Однако загадка поэзии Рембо до сих пор не разгадана. Таинственным является не только его уход из искусства, а прежде всего то, что он успел написать за короткий период, который стал целой эпохой в мировой литературе.

37-ми лет уставший, о еще полный сил, Рембо вернулся во Францию. Неизвестно как сложилась бы его дальнейшая судьба, но в 1891 г. у него возникла опухоль правого колена, которая оказалась саркомой. 10 ноября 1891 г. он умер в марсельской больнице.

Рембо Артур (Rimbaud Jean Nicolas Arthur) (1854–1891), французский поэт.

Родился 20 октября 1854 в Шарлевилле, департамент Арденны на северо востоке Франции. Второй ребенок в семье капитана Фредерика Рембо и его жены Марии Катрин Витали (урожденной Кюиф), которая происходила из простой крестьянской семьи. Отец бросил жену и пятерых детей, когда мальчику исполнилось четыре года. С раннего детства испытал нужду и лишения. Посещал занятия в местной начальной школе; весной 1856 поступил в колледж Шарлевилля. За год освоил двухгодичную учебную программу. Проявил интерес к поэзии. В 15 лет получил приз за сочинение на латинском языке. Первое стихотворение («Les Étrennes des orphelins») написал в 1869. С 1870 обучался поэтическому мастерству у своего учителя Жоржа Изамбара. К 16 годам создал более двадцати поэтических произведений, некоторые из которых были опубликованы в журнале «Современный Парнас».

В юные годы Рембо неоднократно убегал из дома, бродяжничал по северной Франции и Бельгии. Сражался на баррикадах Парижской Коммуны 1871. Там же пристрастился к алкоголю.

Родные и близкие резко осудили Рембо за открытое пренебрежение нормами буржуазной морали. Друг детства Эрнест Делаэ утверждал: «его презирали за деньги, постыдно заработанные, за отвратительные поступки, описанные в мельчайших подробностях».

В начале сентября 1871 Рембо отправил П. Верлену образцы своих поэтических сочинений на отзыв. Прочитав балладу «Пьяный корабль» («Le bateau ivre»), П. Верлен пришел в такой восторг, что немедленно пригласил юношу в Париж. Их первая встреча состоялась 10 сентября 1871 и положила начало бурному трехлетнему роману, полному кипения «жестоких страстей».

Рембо поселился в семейной квартире П. Верлена на улице Николе, 14. Несмотря на молодость, он бесцеремонно помыкал П. Верленом и откровенно дерзил хозяйке. Совместное проживание немедленно привело к конфликту. Жена Поля Верлена Матильда Моте изгнала Рембо за нежелание подчиняться внутреннему распорядку. Некоторое время он скитался у знакомых поэтов Т. Банвиля, Ш. Кро, художника Ж. Форена и др. Вскоре Поль Верлен арендовал для Рембо комнату на улице Кампань Премьер, 14.

Друзья устраивали шумные сборища, проводили время за выпивкой и курением гашиша. Во время шуточной потасовки Рембо ранил Верлена ножом. Их репутация в глазах добропорядочных буржуа серьезно пострадала. Члены Парижского литературного кружка с позором изгнали Верлена и Рембо из своих рядов; газетные репортеры именовали «скверными мальчишками» («vilains bonshommes»).

20 января 1872 Рембо уехал на родину, но уже 18 мая, по просьбе Поля Верлена, вернулся в Париж. 7 июля 1872 друзья отправились в Бельгию. Спустя месяц переехали в Лондон, где поселились в дешевой гостинице на Хоуленд стрит, 34–35. Зарабатывали на жизнь уроками французского языка. Отношения омрачались пьяными ссорами и взаимной ревностью. Приятели несколько раз расходились и снова сходились. Драматическая развязка наступила 10 июля 1873. Нетрезвый Поль Верлен дважды выстрелил в Рембо из револьвера и ранил его в запястье. 8 августа 1873 он был осужден бельгийским судом на два года за покушение на убийство и мужеложство.

Рембо вернулся к матери в Шарлевилль. В июле 1873 опубликовал сборник стихотворений в прозе «Одно лето в аду» («Une saison en enfer»), посвященный Полю Верлену. Весной 1874 вместе с поэтом Жерменом Нуво Рембо снова побывал в Лондоне. Завершил стихотворный цикл «Озарения» («Les Illuminations», 1875). В последний раз Рембо встречался с Полем Верленом в марте 1875 в Штутгарте, Германия. Встреча закончилась окончательным разрывом, поскольку Рембо упорствовал в своих убеждениях и не желал раскаяться в совершенных грехах.

Заключительный период жизни Рембо прошел в постоянных скитаниях. Поэтическим творчеством практически не занимался. В мае 1876 завербовался в голландскую колониальную армию. Проходил службу в маленьком городке Салатига на острове Ява в Индонезии, где ныне установлена мемориальная доска в его память. Спустя два года Рембо вернулся во Францию. В декабре 1878 устроился диспетчером каменного карьера в Ларнаке, Кипр. Переболел брюшным тифом. В 1880 отправился в Йемен в качестве агента торговой фирмы Бардей. С 1884 занимался торговлей кофе, пряностями, фарфором и др. По всей вероятности, участвовал в незаконных поставках оружия и наемников для эфиопского короля Шоа Менелика II. Одним из первых европейцев проник в ранее недоступную провинцию Эфиопии Огаден.

Между тем, имя Рембо приобрело широкую известность во Франции. В 1884 вышла книга Поля Верлена «Прóклятые поэты» («Les poètes maudits»), один из очерков которой был посвящен Рембо. Поэтический цикл «Озарения» (1886) прочно утвердил за Рембо репутацию гения и «ужасного ребенка» («un enfant terrible») французской литературы.

По рассказам очевидцев, Рембо совершенно равнодушно относился к известиям о своей литературной славе. Он продолжал вести беспорядочный образ жизни, не взирая на ухудшение здоровья. В феврале 1891 у Рембо появились боли в правом колене. 9 мая 1891 он прибыл во Францию для лечения. Врачи одной из больниц Марселя поставили Рембо диагноз рак кости. 27 мая того же года ногу пришлось ампутировать. После операции Рембо намеревался вернуться в Африку, однако умер 10 ноября 1891 в Марселе. Тело предано земле на семейном кладбище в Шарлевилле.

АРТЮР РЕМБО
(1854-1891)

Артюр Рембо родился в 1854 году в Шарлевиле и прожил маленькую жизнь — всего 37 лет. Но Рембо — умер за долгое время до официальной даты собственной смерти: последний из узнаваемых его произведений — «Пора в аду» — был завершен летом 1873 года, когда поэту было всего девятнадцать. Другими словами эта гениальный человек сумел прожить еще практически два десятилетия, навечно исключив поэзию из собственной жизни.

Шарлевиль — маленькой городок на северо-востоке Франции. Там Рембо в семилетнем возрасте начал писать прозой, а потом и стихами, там он и получил школьное образование. Уже ребенком Артюр поражал собственных учителей не только лишь чрезвычайными фуррорами в учебе, да и феноменальной зрелостью разума.

В августе 1870 года Рембо оставил Шарлевиль, добрался до Парижа, а потом отправился в Бельгию, где пробовал заняться журналистикой. При помощи милиции мама возвратила несовершеннолетнего отпрыска домой. Так с этого момента будет всегда, до самой погибели,- как будто нацелен к некоторой загадочной цели, Рэмбо пробует беспрестанно передвигаться, что-то отыскивает. Неизменное обновление пафосу его поэтического мышления.

В судьбе этого поэта отразились переломные моменты современной истории Франции. Действия Парижской Коммуны посодействовали бунтаревы «вырвать корешки», уйти из прошедшего, из буржуазного Шарлевиля. 1-ый протест поэта был романтичным, романтизм побуждал и его лирику. Начинал Рэмбо с ученической преданности тогдашним авторитетам: В. Гюго, поэтам «Парнаса», Ш. Бодлеру — другими словами французским романтикам. Показательным для начала творчества Рембо есть огромное стихотворение «Кузнец». Все в нем припоминает поэзию Гюго: исторический сюжет времен Величавой французской революции, эпический содержание и эпическая форма, республиканская мысль и монументальный стиль.

Осваивая опыт романтизма, Рэмбо за короткое время вроде бы повторил в своем творческом пути этапы развития этого литературного направления. Это вышло в самой первой фазе творческой биографии поэта, которая продолжалась 18 месяцев — от 2 января 1870 года, даты опубликования первого стихотворения Рембо, до мая 1871 года — даты поражения Коммуны. Каждый шаг поэтического рост поэта был обозначен странноватым на 1-ый взор желанием — избавиться от того, что им самим уже сотворено.

К озари 1870 года Рембо сделал более 10 стихотворений, в каких более осязаема зависимость от романтичной традиции. Практически они все написаны александрийским стихом, который воплощал закоренелые нормы «правильного» французского стихосложения. При переходе к последующей фазе творчества тон и стиль поэзии Рембо практически не изменяются. Патетика уступает место сарказму — от достойного восхищения в прошедшем поэт перебегает к недостойному реального. Образы величавые и возвышенные изменяются видами бесполезными и карикатурными. Утверждаются жесткие, резкие, вызывающие интонации.

Этапы пути Рембо-поэта измеряются время от времени несколькими стихами. Так, усваивая опыт романтизма, Рэмбо увлекся Бодлером. «Цветочки зла» вспоминаются при чтении его сонета «Венера Анадиомена». Этот сонет уже является новым шагом в развитии его эстетики. Поэт как будто искореняет «литературное» представление о красе. Воплощение любви — дама и знак любви — Венера унижаются до карикатурного вида путаны. Рэмбо покушается и на конкретно любовь, приближаясь к сплошного неверия.

Летом 1870 года поэт оставляет Шарлевиль, что воплощал для него публичный порядок, религию, семью. В это время Рембо уже был совершенным поэтом-сатириком, который имел обеспеченный арсенал ироничных, насмешливых, гротескных красок.

Франко-прусская война набирала обороты, и свое шестнадцатилетие поэт встречает стихами о войне. Это, а именно, сонет «Спящий в логе». Но, в отличие от обычных сонетов, для которых числились неотклонимыми сдержанность и строгость в отборе тем, сонет Рембо характеризуется ожесточенным, насмешливым тоном, быстрым ритмом, приближенным к разговорной поэтическим речью, лексичной свободой, внедрением и резкими переменами стиля. Это практически гротескное сочетание сонетної формы и «земного» сатирического сюжета, полного анархического вызова. Всем этим определениям соответствует и сонет «Моя циганерия» — реальный гимн богеме, человеку, которая оторвалась от общества и осталась наедине с небом и звездами. В стихотворении «Заседатели» торжествует заложена в «людях-функциях» тенденция к одревеснению, окаменелости. Исчезает хоть какой намек на жизнь и действие. Человека теснит функция, а потом функцию подменяет ее наружная оболочка, предметная черта. Так создается сатирический образ «человека-стула».

К периоду Коммуны — новейшей фазы в творчестве Рембо — принадлежат только четыре-пять стихотворений, но это вправду новенькая эра в развитии поэта. Все эти стихи поражают мудростью и глубиной, невзирая на то, что Рембо едва-едва исполнилось шестнадцать лет! Только он глумился над бедными, издевался из дам — и казалось, что нигилизм поэта не знает границ,- а сейчас делает реальный гимн женщине-работнице — «Руки Жанн-Мари» — знак, схожий «Свободы на баррикадах» Делакруа. Вдруг исчезают цинизм, напускная грубость,
Поражение Парижской Коммуны, победа версальцев осознаются поэтом как глубочайшая катастрофа. Стихи, написанные Рембо в деньки Коммуны, демонстрируют, какое значение она для него мала. Поражение восстания означала для Рембо победу «Заседателей» — «тех, кто посиживает».

После смерти Коммуны Рембо все свои надежды вложит только на искусство. Он прекращает обучение, невзирая на впечатляющие успехи, и в общем избегает каких-то неизменной деятельности. Это было сначала демонстрацией мятежных настроений поэта, так как он не принадлежал к лентяев.

Начинается новый цикл скитаний. В августе 1871 года Рембо отправляет свои стихи Верлену, и тот, увлекшись ими, приглашает поэта в Париж. Там Рембо сближается с Верленом, с другими поэтами и прибегает к стилю жизни истинной богемы. В феврале 1872 года Рембо ворачивается домой, но уже в мае опять едет в Париж. Потом совершает несколько поездок в Бельгию, Великобританию, снова во Францию и потом возвращается в Бельгию. В июле 1873 года Верлен во время еще одного жестокого спора 2-ух поэтов стреляет в Рембо, ранит его, а сам попадает в кутузку. Сначала 1874 года Рэмбо находится в Великобритании, потом в Германии, Италии; некое время живет в Шарлевиле, откуда уезжает в Австрии и Голландии. Эта нескончаемая «путешествие» тянется прямо до 1880 года, когда поэт совсем покидает Европу. Это десятилетие бедности, случайных заработков, странноватых тестов. Поэт живет, не связывая себя даже фактом географического присутствия в одном месте.

Тринадцатого мая 1871 года он пишет письмо, в каком заявляет о собственном намерении создавать новейшую поэзию: «Я желаю быть поэтом, я пробую перевоплотиться в ясновидца… Идет речь о том, чтоб достигнуть неведомого методом расстройства всех эмоций…». Рвение к «ясновидения» прямо связывается Рэмбо с мятежом, а «расстройство эмоций» противопоставляется «обычном» соц бытию.

В сонете «Гласные» Рэмбо предлагает новый принцип формирования вида, который строится на свободной ассоциации меж звуком и цветом, зрительных впечатлениях. В «Гласных» «поэт-ясновидец» все подчиняет собственному сознанию и способен созидать природу и мироздание лишенными беспристрастных закономерностей; причинно-следственных связей. Как и большая часть стихов Рембо, «Гласные» имеют огромное количество трактовок. К примеру, одно из их предлагает рассматривать стихотворение как символическую картину людского бытия: от мглы (темный цвет) света (белоснежный цвет Е), через бурные страсти (красноватый цвет) к мудрости (зеленоватый цвет) и зания потаенны Вселенной (голубой цвет А). Важную роль в «Гласных» играет Принцип контрастности: темное — белоснежное, погибель — жизнь; отвратительное — красивое, мимолетное — случайное. Рембо употребляет форму сонета, который обычно состоит из тезиса, антитезиса и их синтеза, другими словами в самой его строении заложено противоречие, и это позволяет рассматривать «Гласные» как эталон символистского поиска «соответствий» меж разными началами жизни, как панорамную картину Вселенной.
Уподобление гласного звука цвета означало пренебрежение словом как смысловой единицей, как носителем определенного значения. Звук, изолированный от смыслового контекста, приобретает функцию «внушение», прямого воздействия на чувства, «внушаемости», при помощи чего и находится «неведомое». Такую литературную технику предсказывал уже принцип Верлена «музыка сначала» (который, непременно, впрямую воздействовал на Рэмбо), но верленовский импрессионизм хранил как образ данной души, так и определенный природный образ, а в Рэмбо непознанным становится все обычное и осязаемое.

В период «ясновидения» Рэмбо по-настоящему вводит стихотворение «Опьяненный корабль», сделанный летом 1871 года. «Опьяненный корабль» — рассказ о ту поездку, которую хочет выполнить поэт-«ясновидящий». Некий корабль, что начинает плавание по беспокойным морем, стремительно теряет и экипаж, и руль, и в конце концов готов пойти на дно. В стихотворении появляется двойной образ «корабля-человека», двойной судьбы — и разбитого корабля, и разбитого сердца поэта. Рембо не только лишь отрисовывают в виде «опьяненного корабля» свое путешествие по «неведомым». Он предугадывает и скорую смерть корабля, начал страшный путь, и свою поэтическую судьбу. «Опьяненный корабль» — это тоже типичный миф о мире, исповедь поэта в виде «маленькой одиссеи», путешествия в поисках себя самого. Поэт отождествляет себя с кораблем, который, утратив команду, «лишившись собственного груза», в экстазе отдается стихии. И во наружном, повествовательном плане «Опьяненного корабля», и в сокрытом лирическом переплетаются обратные чувства: упорство и тревога, восхищение бескрайней волей и ужас потеряться навечно. Образы поэзии теряют четкость, деформируются, и тяжело найти границу меж реальным и воображаемым.

«Подстановка», которая свершилась в «Опьяненном корабле», ознаменовала формирование новейшей поэтической системы, основанной на символическом отражении реальности.

Прямо за «Опьяненным кораблем» появился ряд стихотворений, написанных летом 1872 года во время скитаний поэта. Это последние стихи Рембо, и они опять-таки составляют особенный шаг его творчества. Поэт стал «ясновидящим». Образ общества практически совершенно исчезает из его произведений. Может показаться, что последние поэзии Рембо — это как будто странствующие зарисовки, изготовленные очень наблюдательным поэтом во время его скитаний. В общем, в «Последних стихах» Рэмбо совсем реальные, определенные воспоминания абстрагируются до уровня знака, который значит или «пейзаж души», то пейзаж Вселенной. Эстетический эффект этих произведений определяется феноминальным слиянием самого обычного и самого сложного. «Ясновидение» привело поэта к расшатыванию основ классической системы стихосложения — хотя беспристрастно это был процесс обогащения, расширения способностей французского стиха. Но, даже освобождаясь от правил, Рэмбо все таки продолжал писать стихи — другими словами подчинялся условности поэтического языка.

Вызревание прозаичности в последних произведениях поэта делало предполагаемым то роковое освобождение от самого искусства, которым закончился путь Рембо. «Озарения» (1872-1873, опубл. в 1886 году) — так именуется сделанный в период «ясновидения» цикл «стихотворений в прозе».
Ни один из фрагментов, которые составляют цикл, не может быть верно объяснено. Поэтическое «я» делает свою Вселенную, и в этом пространстве — свое время, свои замеры вещей, которые объединяют весь человечий опыт в миг его загадочного переживаний личностью. В «Озарениях» Рембо воспоминание оторвались от собственных прототипов, живут своей жизнью, а потому смысл очень многозначительным. Таковой стих уже очень близок к поэтической прозы, где ритм создается общей чувственной интонацией, то удлиняет, то уменьшает фразы, повторениями, инверсиями, делением на строфы свободного типа, осмысленной звуковой системой.

Летом 1873 года появился произведение «Через ад», акт кровожадной самокритики. «Через ад» презентует необыкновенную человека, феноменальную личность, способную твердо и беспристрастно оценить собственный опыт, собственный путь — и решительно его осудить. Рэмбо в это время только девятнадцать лет, но его прощальное творение — это творение мудрейшего взрослого человека. Стиль жизни поэта к этому времени был типичным «тестом», который он прекращает. В последнем произведении он стает грешником, к которому пришло раскаяние. «Через ад» — что-то вроде судебного заседания, во время которого произносится монолог обвиняемого, который берет на себя роль прокурора.

Продолжая свои скитания, Рэмбо опять и опять находил себя. К поэзии он больше не ворачивался и скоро покинул Европу. В 1880 году Рембо добрался до Кипра, дальше — в Египет, позже в Адену, пока в конце концов оказался в городке Хараре, в Эфиопии, где и находился практически до конца собственной жизни. Последний, африканский шаг его пути, был сразу и последним актом отречения от поэзии и себя самого. Занимаясь в Хараре торговлей, Рэмбо никому никогда не говорил о собственной прошлой жизни. К поэзии он так и не возвратился, а то, что им было написано во время безграничных странствий, лишенное всякой поэзии. Письма, которые от него получали в Европе, поражают необычной сухостью и деловитостью, абсолютным отсутствием фантазии, воображения и хоть какого лиризма.

Сначала 1891 года у поэта начались нестерпимые боли в правой ноге. Рэмбо перевезли в Марсель, в поликлинике отрезали ногу, и он возвратился к маме. В ноябре такого же года Рембо умер от саркомы.



error: Контент защищен !!