Ъ и ь выполняющие разделительную функцию. Употребление ъ и ь знаков: правила, особенности и упражнения. Что мы узнали

Вакулко Татьяна Владимировна,

учитель высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 8»

г. Сафоново Смоленской области

Проект урока русского языка

в 1 классе

по теме: «Мягкий знак. Роль мягкого знака в слове»

Тип урока : ознакомление с новым материалом

Форма урока: у рок

Цель : показать роль мягкого знака в слове; научить различать на слух и зрительно слова с мягким согласным на конце и в середине слова перед другим согласным; обозначать мягкость согласного на конце и в середине слова мягким знаком, развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, речевые способности, аналитико–синтетическое мышление, внимание, наблюдательность, воспитывать аккуратность, прилежание, интерес к русскому языку.

Оборудование : учебник «Русский язык», 1 класс, авторы В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.


Организация пространства : фронтальная работа, работа в паре.

Ход урока

I. Организационный момент

Проверьте, ребята,

Готовы ли вы начать урок?

Все ль на месте, всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Давайте улыбнемся друг другу, улыбнитесь мне. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Я желаю вам успехов.

II. Сообщение темы урока

Посмотрите на буквы, записанные на доске: я, и, ь, е, ё

Что их объединяет? (Эти буквы обозначают на письме мягкость согласного звука)

Какую букву можно исключить из данного ряда и почему? («ь», т.к. он не обозначает звука, а остальные буквы означают звуки.)

Исходя из наших рассуждений, скажите, о какой букве мы будем говорить сегодня? (О букве «ь», который обозначает на письме мягкость предшествующего согласного звука.)

Мягкий знак – хитрый знак,

Не назвать его никак,

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Хочет всем нам показать,

III. Чистописание

Раз сегодня у нас в гостях ь, то на минутке чистописания мы будем писать эту букву.

Но сначала подготовим пальчики к письму.

Утро ясное пришло (поднять вверх правый кулачок)

Солнце красное пришло (поднять вверх левый кулачок)

Будут пальчики вставать (разжать кулачки)

Будут пальчики играть (пошевелить)

Поздоровались друзья

Им гулять давно пора (коснуться поочередно всеми пальчиками с большим)

Раз-два-три-четыре-пять (раскрывается кулачок поочередно, начиная с большого пальчика)

Вышли пальчики гулять (пошевелить)

Раз-два-три-четыре-пять (закрывается кулачок, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять (сжать и разжать все пальцы)

Потрясли кистями рук.

Посмотрите на доску и скажите, почему написание буквы «ь» разное?

Вспомним из каких элементов состоит буква «ь»

Напишите эти буквы в следующем порядке до конца строки.

Тетрадь наклонно положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

IV. Словарная работа

Буква «ь» есть сегодня и в новом словарном слове. Я его зашифровала. Вы сможете назвать это слово, если найдете его первую букву и соедините остальные в определенной последовательности.

(это слово тетрадь. Начал с выделенной буквы в самом маленьком прямоугольнике. Потом искал прямоугольники более высокие и соединял буквы.)

Что такое тетрадь? (сшитые листы чистой бумаги в обложке (толк.словарь))

Как раньше называли тетрадь и как она получила своё название, вы узнаете из учебника. Откройте его на стр.73, упр.4.

Прочитай, Настя, громко и чётко.

Что же называли раньше тетрадью?

От какого слова тетрадь получила своё название?

Подумайте, ребята, если тетрадь получила свое название от слова тетро, то какая безударная гласная пишется в слове тетрадь?

В каком слоге она находится? (в безуд. первом слоге тет)

Произнесите слово по слогам. Запишите. Обозначьте ударение, выделите безударную гласную, отметьте слоги.

V . Словарная работа (продолжение). Работа по теме урока.

1.- Вспомните из словаря еще слово с «ь» на конце (Учитель)

Произнесите его орфографически и запишите в тетрадь.

Что общего в записных словах? (безударная гласная е, мягкий знак)

Где в словах находится «ь»? Какую работу он выполняет?

А если, мы изменим место «ь» в слове …? Вспомните и назовите еще одно словарное слово с «ь». (пальто)

Произнесите орфографически и запишите в тетрадь.

Где же находится «ь» в слове пальто? (в середине между согласными)

Изменилась ли его работа? (Нет. Он обозначает мягкость согласного, стоящего перед ним)

Сделайте вывод: когда же «ь» обозначает на письме мягкость предшествующего согласного звука. («Ь» обозначает на письме мягкость предшествующего согласного звука на конце слова и в середине перед другими согласными)

Сверим правильность своего вывода со сведениями в учебнике на стр.73.

Читаем вместе орфографически.

Когда же «ь» обозначается на письме мягкость предшествующего согласного звука?

2.Изменение значения слов, когда в них появляется или исчезает «ь».

Понаблюдаем за изменением значения слов, когда в них появляется или исчезает «ь».

Откройте печатную тетрадь на стр.42, упр.1.

Я читаю, а вы называете хором только выделенные жирным шрифтом слова.

В чем различие выделенных слов в каждой строке? Возьмем слова шесть и шест. (В слове шесть последний звук произносится мягко [т"], поэтому на письме нужен «ь», а в слове шест посл.звук твердый [т], поэтому «ь» не нужен)

А изменяется ли значение слова? (да)

Докажите. (шесть – это число и цифра, шест – это длинная палка)

А в чем различие слов банька и банка? («ь» в слове банька обозначает мягкость звука [н"], в слове же банка звук [н] твердый; «ь» изменил значение слова. Банька - помещение, где моются и парятся, банка – сосуд (стеклянная, консервная, жестяная)

Что же может изменить «ь» в слове?

3.Мягкий знак не обозначает звука.

Сделайте звуковое обозначение слова банька. (работают в тетради и у доски [б а н" к а ])

Сравни количество букв и звуков (букв 6, звуков 5. Звуков меньше, т.к. «ь» звука не обозначает, а только показывает на письме мягкость предшествующего согласного звука)

VI. Физминутка

Дидактическая игра.

Я буду произносить слова.

Если звучит слово с «ь»на конце (хлопайте)

Если с мягким согласным в середине слова перед другими согласными (поднимайте руки вверх)

Если произносится слово, в котором не нужен «ь» (приседайте)

Слова : тень, школьник, палка, боль, пилка, мель, зверьки, пальма, уголки, мальчик, плыть, окунь, зорька, марка, роль, галка, камень, слон, заколка, лось, полька.

VII. Закрепление

1) - Продолжим распределять слова на 3 группы. (Письменно в тетради)

Посмотрим на схему. Какие слова поместим в первый столбик?

Ь ь

Доскажите слово:

Без ключа, ты мне поверь,

Не откроешь эту … (двер ь )

Часть лимона, апельсина или яблока называется… (долька)

Загадка. Белый камушек растаял – на доске следы оставил. (мел)

Ребус (пальцы)

Слово, противоположное по значению слову ночь (день)

Загадка. Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей (нос)

2)-А сумеете ли вы, ребята, спрятать «ь» с конца слова в середину.

На доске:

Пень - … , зверь - …, пыль - …

Как нужно изменить слово? (добавить слог)

Напишите слова парами. Мягкий знак выделите зеленым цветом.

Зачем, ребята, вы в словах писали «ь»? (чтобы на письме показать мягкость согл.звука на конце и в середине слова)

3) - Откройте печатную тетрадь на странице 43.

Прочитайте задание.

Теперь слоги вы будете добавлять самостоятельно

1 ряд – в 1 столбике

2 ряд – во 2 столбике

3 ряд – в 3 столбике

Работайте в парах. Совещайтесь друг с другом за партой.

VIII. Итог

Наш урок подходит к концу.

С чем познакомились?

Чему учились на уроке?

Что узнали нового?

Продолжите мои предложения:

Я понял, что…

Было интересно…

Было трудно…

Спасибо всем за урок.

Вы работали дружно, быстро, активно. Какое здесь спряталось слово?

ЧКЛЕРНОГПТ МОЛОДЦЫ ЧАГ


Разделительный мягкий знак и его функции



Введение.. 3

1. Значение мягкого знака.. 4

2. Функции разделительного мягкого знака.. 13

3. Правила употребления мягкого знака.. 14

Заключение.. 16

Список использованной литературы... 17

Введение

Ь, буква ерь, ерик, паерок, паерчик; мягкая полусогласная, у нас 29-я, 31-я славянского алфавита, в церковной азбуке 32-я; она противоположная букве ъ: это придает согласной самое грубое, твердое, тупое произношение, а ь – самое тонкое, мягкое; ни того, ни другого нет в западных языках, а есть среднее, свойственное нам только при некоторых буквах. Ставится и в средине и в конце слова; без нее обойтись нельзя, или нужен иной язык, что выйдет на то же.

Ерь старое название буквы «ь» («мягкий знак») в русском алфавите.

«ь» указывает на мягкость предшествующего согласного («кон» – «конь»).

Цель данной работы: рассмотреть значение мягкого знака и определить его функции.

Для раскрытия этой темы в работе будет приведен пример написания «Ь» в прошлом, так как именно на основе этого строятся функции мягкого знака.

1. Значение мягкого знака

Ь, мягкий знак, тридцатая буква русского алфавита. По начертании к букве ь («ерь») в кириллице. Цифрового значения в кириллице и глаголице не имела. В современном письме звука не обозначает. Она пишется:

1) на конце слов и перед согласными, обозначая мягкость предшествующих согласных («мель», «тьма»);

2) как разделительный знак перед буквами е, ё, и, ю, я («белье», «ручьи», «гостья»), в заимствованных словах и перед «о» («компаньон»);

3) является показателем грамматических форм (3-го склонения существительных – «ложь», «мышь», повелительной формы глагола «режь», «режьте», неопределенной формы глаголов на «ч» – «беречь», 2-го лица единственного числа глаголов – «читаешь», «смеешься»)

Вопрос мягкости знаков почти не исследован, поэтому любые наблюдения над памятниками письменности могут помочь восстановить общую картину формирования современных способов обозначения твердости-мягкости. Особый интерес представляет здесь обозначение мягкости срединных согласных перед согласными, поскольку на конце слова Ь как знак мягкости используется уже давно. Он принял на себя эту роль сразу после падения редуцированных. Как отмечают исследователи, "в отличие от положения в середине слова, где функции букв Ъ и Ь не сразу определились, на конце слова буквы Ъ и Ь после падения редуцированных приобрели безусловное значение знаков твердости и мягкости"

Наблюдения над текстами показывают: ассимилятивная мягкость согласных, как и в современном языке, обычно, специально ничем не обозначается. В связи с этим область исследуемых согласных была ограничена неассимилятивно мягкими согласными в положении перед согласными. Наша задача состоит в том, чтобы определить примерные сроки и закономерности утверждения еря в функции мягкого знака в этом положении. В настоящей статье мы рассматриваем печатные тексты первой половины XVIII в.

Основная часть исследуемых текстов напечатана в Санкт-Петербурге при Императорской Академии Наук и в Москве при Сенате. Ограничение материала изданиями этих двух типографий не случайно, поскольку в первой половине XVIII века орфографические нормы в этой области отсутствовали, а действовала, скорее, традиция, и в разных типографиях это могло привести к разным результатам. Типографий тогда было мало, две указанные типографии принадлежали крупным государственным учреждениям, и можно предположить, что в крупных типографиях развитие и закрепление новых орфографических приемов должно было произойти раньше, чем в небольших периферийных типографиях.

Приведем полные названия исследованных памятников и примем необходимые сокращения. Для работы использовались: 1. Инструкция канцелярии конфискации. M., 1730. (далее - "Инструкция"); 2. Регламент Камор-Коллегии. М., 1731. (далее - "Регламент"); 3. Краткое описание комментариев Академии Наук, часть первая на 1726 год. Спб., 1728. (далее - "Комментарии"); 4. Немецко-латинский и русский лексикон. Спб., 1731 (далее - "Лексикон"); 5. Краткое описание той иллуминации, которая Апреля 28 дня, 1732 года, то есть в высокоторжественный день Коронования... Анны Иоанновны... при фэиэрверке в Санкт-Петербурге представлена была. Спб., 1732 (далее - "Иллуминация"); 6. Панегирик или Слово похвальное всемилостивейшей государыне императрице самодержице всероссийской Анне Иоанновне чрез всеподданнейшаго Ея величества раба Василья Тредиаковскаго сочиненное, и ея императорскому величеству в день Тезоименитства Ея поднесенное февраля в 3 день 1732 года. Спб., 1732 (далее - "Панегирик"); 7. Описание Великой Иллуминации в 28 Генваря 1733 года. Спб., 1733 (далее - "Описание"); 8. Ода торжественная о сдаче города Гданска сочиненная в вящщую славу имени... великия государыни Анны Иоанновны императрицы и самодержицы всероссийския. чрез Василья Тредиаковского. Спб., 1734 (далее - "Ода"); 9. Описание и употребление универсальных Солнечных часов сделанных от Исаака Брукнера. Спб., 1735 (далее - "Часы"); 10. Предложение о мерянии земли в России чтенное в конференции санкт-петербургския императорския Академии Наук, Генваря 21 дня, 1737 года чрез господина Делиля, перваго Профессора Астрономии. Спб., 1737 (далее - "Предложение");

Исследуемые тексты являются сочинениями делового (1, 2), научного (3, 9, 10) характера, кроме того, это описания (5, 7), оды (6, 8) и словарь (4). Часть текстов, небольших по объему, исследована полностью ("Панегирик", "Иллуминация", "Описание", "Ода", "Часы", "Инструкция"), остальные подверглись анализу лишь частично ("Лексикон" - 30 страниц, "Комментарии" - 52 страницы, "Предложение" - 16 страниц, "Регламент" - 17 страниц с начала текста). В каждом из названных текстов рассмотрены все случаи с неассимилятивно мягкими согласными, определено количество случаев обозначения мягкости с помощью Ь и отсутствия обозначения мягкости. Эти данные по каждому тексту мы приводим в абсолютных величинах и процентах.

В 1730-1731 гг. в типографии г. Москвы при Сенате в целом уже установилась традиция обозначения мягкости срединных согласных с помощью Ь (95 - 98 % случаев). Примеры необозначения мягкости приведем полностью: пис /менно ("Инструкция"), пис менное (2 раза), пис менно (2 раза), мЬл ницахЪ ("Регламент"). В словах писменно, писменное не обозначена мягкость зубного согласного перед мягким губным. В таком сочетании зубной согласный и в современном языке может подвергаться ассимиляции. Можно предположить, что причиной необозначения мягкости в данных случаях послужило фонетическое и графическое сходство сочетания с сочетаниями без Ь в словах типа "смелый", "смех" и т.д., в которых возможная ассимиляция по мягкости не обозначается. В наших двух текстах слова писменно, писменое с Ь не встречаются. Слово мЬлницахЪ - другого типа. Здесь мягкость согласного нуждается в обязательном обозначении. Видимо, такое написание следует считать опечаткой, тем более, что еще 2 раза это слово в "Регламенте" передано с Ь.

Несколько позже обозначение мягкости срединных согласных с помощью Ь установилось в типографии г. Санкт-Петербурга при Императорской Академии Наук. Наши наблюдения показывают, что еще в 1728-1731 гг. написания без Ь занимали здесь около 90 %. Затем происходит очень резкий перелом, и с 1732 г. таких случаев встречается очень мало, а передача мягкости с помощью Ь становится обычной. Можно только предполагать, что послужило причиной столь резкого изменения. Возможно, был какой-то нормативный акт, распоряжение по типографии (наблюдения над изданиями других типографий дают несколько иные результаты, поэтому нельзя предположить распоряжение государственного масштаба). Так или иначе, но в данной типографии закрепление Ь в функции мягкого знака в середине слов следует отнести к 1732 г.

Случаи необозначения мягкости в данных текстах, начиная с 1732 года: "Иллуминация": мен ше, вес ма, достохвал нЬишiя, побЬдител ныя, Дел фiнами, Л виная (2 раза), ден гами, пис ма, сед мiю. Как видим, написания с Ь в этом тексте преобладают, но еще не победили окончательно. Зато в "Панегирике", вышедшем в том же году, случаев без Ь вообще нет. Очевидно, здесь играли роль еще и внимательность и образованность наборщика. Кроме того, "Панегирик", написанный Василием Тредиаковским, человеком образованным и притом филологом, возможно, был представлен к печати уже в таком, "правильном" (в нашем теперешнем понимании) виде. "Описание": вес ма (2 раза), л ви/ная; "Ода": т мЬ, Фел дмаршалу; кроме того, здесь Ь трижды употреблен перед суффиксом -ств- (этимологически -ьств-), т.е. по традиции. "Часы": децiмал ныхЪ, параллел ные(2 раза), воз ми; "Предложение":слЬдовател но.

Возникает вопрос, что привело в конце концов к утверждению Ь в функции мягкого знака в середине слов и что мешало этому раньше.

Употребление Ь в качестве знака мягкости встречается в памятниках на протяжении длительного времени, однако это употребление совершенно не упорядоченное. Если на конце слова Ь как мягкий знак употребляется регулярно, то о срединных согласных очень долгое время сказать такого нельзя. В текстах XVII и первой четверти XVIII вв. разная передача одних и тех же слов встречается даже на соседних строках одной и той же страницы, например: "Ратного строя учение и хитрость" (М., 1649):добродЬтел ному и добродЬтель ныи (Л. 2), во учител номЪ и учитель ныи (Л. 10 об.),ден ги и день гами (Л. 19 об.); "Комментарии" (Спб., 1728): цЬл ная и цЬль ныи (С. 36), доказател ство и доказатель ство (С. 10, 15); "Книга Устав Морскои" (Спб., 1720): карабел ное и карабель нои (С. 52). Написания с ерем свидетельствуют о попытке передать мягкость, о том, что необходимость этого чувствуется пишущими и наборщиками, однако регулярного обозначения мягкости, как уже сказано, нет примерно до 1730 г.

Возможно, этому мешает то, что в это же самое время идет складывание функций разделительных знаков у Ъ и Ь. Мы наблюдаем в памятниках этого периода очень неупорядоченное употребление их в этой функции. В одних и тех же словах в одном тексте употребляется то Ь, то Ъ, см.: "Ратного строя учение и хитрость": обЪ Авлю (Л. 10 об.) и обь Авлю (Л. 8),wбь АденiА (Л. 16 об.) и wбЪ АдалсА (Л. 17); "Книга Лексикон или Собрание речеи по алфавиту с россииского на голландскии язык" (Спб., 1717): сь Ьсноi (С. 165) и сЪ Ьст/нои (С. 175); "Комментарии" (Спб., 1728): изЪ яснiли и изь ясненiи (С. 1), изь явлена (С. 16) и изЪ являетЪ (С. 15), обь явилЪ (С. 51) и обЪ явили (С. 49). Создается впечатление, что главное здесь - поставить какой-либо знак, а какой именно - не слишком важно: главное - разделить. Однако если употребление ера в этой функции ничему не мешает (т.к. твердость звуков в середине слов все равно никак не обозначается), то употребление еря в функции разделительного знака мешает становлению его как знака мягкости. С одной стороны, Ь уже утвердился как знак мягкости на конце слов (в сильной позиции) и поэтому он является главным претендентом на роль символа мягкости; с другой стороны, Ь то и дело употребляется в функции разделительного. Согласный перед /j/ чаще всего тоже мягкий (ассимилятивно мягкий), поэтому Ь в этой позиции вроде бы закономерен. В то же время главная его роль здесь - роль "разделителя", т.е. знака йотового чтения гласной буквы.

С этой целью Ь и Ъ очень часто встречаются на стыке приставки и корня (и обычно только здесь употребляются оба эти знака), этим объясняется и гиперкорректное употребление разделительных знаков - перед буквами У, О, см.: в книге "О способах творящих водохождение рек свободное" (М., 1713): безЪ опа/сенЪ (С. 58), предЪ усмотреные (С. 71); в "Книге Устав Морскои" (Спб., 1720): предЪ уготовятЪ (С. 6); в "Книге Лексикон или Собрание речеи по алфавиту с российского на голландский язык" (Спб., 1717): безЪ упокоiство (С. 7, 3 раза), полЪ осмiны (С. 112), предЪ увЬщанiе (С. 170); "Комментарии" (Спб., 1728): изЪ ученiя (С. 24), предЪ ускорилЪ (С. 34); "Регламент" (М., 1731): возЪ обновляли (С. 14); "Описание" (Спб., 1733): предЪ увидЬлЪ (С. 4). Это подтверждает, что главная задача здесь - обозначить /j/ перед гласными, часто просто отделить согласный от гласного, одну морфему от другой.

В текстах XVII - начала XVIII в. мы почти не встречаем случаев отсутствия знака "разделительности" (исключение составляют некоторые иноязычные слова типа "педесталЪ", освоение которых русским языком еще не закончено), зато встречаем множество случаев отсутствия показателя мягкости. Тексты показывают, как долго формировался принцип передачи "разделительности", который существует сейчас. И Ь, и Ъ встречаются после приставок (сейчас только Ъ). Ъ оправдан в большинстве случаев этимологически (и поддерживается использованием в омонимичных предлогах), а Ь передает мягкость согласного приставки, т.е. оба знака здесь закономерны. Но поскольку какая-то упорядоченность в употреблении знаков все же необходима,

между ними идет борьба, что и отражается в текстах. В одних текстах на первый план выходит Ъ, т.е. употребляется преимущественно: "Новеишее основание и практика артилерии Ернеста брауна капитана артилерии во Гданске 1682 года" (М., 1710) - 78 %, "О способах творящих водохождение рек свободное" (М., 1713) - 62 %, "Книга Лексикон или Собрание речеи по алфавиту с российского на голландский язык" (Спб., 1717) - 89 %, "Рассуждение какие законные причины Его величество Петр Великий император и самодержец всероссийский... к начатию войны против Короля Карола 12, Шведского 1700 году имел" (Спб., 1722) - 71 %, "Комментарии" (Спб., 1728) - 79 %. В других в тех же позициях преимущественно употребляется Ь: "Ратного строя учение и хитрость" (М., 1649) - 73 %, "Книга Устав Морской" (Спб., 1720) - 70 %, "Копии Его царского величества Указов состоявшихся в 1719 и в 1720 Годех" (Спб., 1726) - 95 %. Однако все это мешает складывающемуся обозначению мягкости срединных согласных. Если пишущий пытается употреблять Ь и в том и в другом случае, такая двойственность, по-видимому, останавливает его. Ь в середине слов для него - это прежде всего знак "разделительности", поэтому он чаще всего "из двух зол выбирает меньшее" - не обозначает мягкость. Таким образом, неупорядоченность использования Ь и Ъ в функции разделительных знаков является тормозом для окончательного укрепления Ь в функции знака мягкости в середине слов. Лишь позднее, когда Ъ вытеснил Ь в положении после приставок и закрепился здесь в функции разделительного знака, Ь получил возможность использоваться преимущественно как знак мягкости в середине слов. Функцию разделительного он стал выполнять только в положении не после приставок, где раньше употреблялись I и Ь и при этом I преобладал, поскольку поддерживался этимологией, а во многих случаях и произношением. Затем произношение без /I/ и написание с Ь закрепилось в большинстве слов русского языка, а произношение с /I/ и написание И осталось преимущественно в абстрактных существительных.

Верность наших предположений, как кажется, должна подтверждаться следующим. Время закрепления Ъ после приставок должно примерно совпадать со временем закрепления Ь в функции знака мягкости в середине слов или чуть-чуть опережать его. Проследим это на примере исследуемых нами текстов (см. табл. 2).

Приведенная таблица показывает, что отношения между процентом употребления разделительного Ъ после приставок и процентом Ь как знака мягкости в середине слов прямо пропорциональны: чем больше первая величина, тем больше вторая. Это подтверждает связь формирования этих двух важнейших функций Ь.

Итак, наблюдения над изданиями конца 20 - начала 30-х г. XVIII века двух крупных типографий Москвы и Санкт-Петербурга показали, что в середине слов ерь утвердился в функции мягкого знака около этого времени. В типографии при Сенате г.Москвы это произошло немного раньше - в конце 20-х годов XVIII века. В типографии при Императорской Академии Наук г.Санкт- Петербурга Ь в указанной функции стали употреблять примерно с 1732 г. Неупорядоченность употребления Ь и Ъ в функции разделительных знаков на протяжении длительного времени мешала распространению у Ь функции знака мягкости на срединные согласные. Вместе с закреплением за Ъ функции разделительного знака в положении после приставок происходит и закрепление за Ь функции знака мягкости неассимилятивно мягких согласных в положении перед согласными.

2. Функции разделительного мягкого знака

Функции мягкого знака:

Разделительная,

Функция обозначения самостоятельной мягкости парных согласных,

Грамматическая функция.

1. Мягкий знак может выполнять аналогичную разделительную функцию перед я, ю, е, ё, и внутри слова не после приставки (вьюга, соловьиный ) и в некоторых иноязычных словах перед о : (бульон, компаньон ).

2. Мягкий знак может служить для обозначения самостоятельной мягкости парного согласного на конце слова и в середине слова перед согласным (см. выше): конь, банька.

3. Мягкий знак после непарного по твердости / мягкости согласного может выполнять грамматическую функцию – пишется по традиции в определенных грамматических формах, не неся никакой фонетической нагрузки (ср.: ключ – ночь, учится – учиться ). При этом мягкий знак не обозначает мягкости не только у непарных твердых, но и у непарных мягких согласных.

3. Правила употребления мягкого знака

Выбор неразделительного ь зависит от наличия мягких согласных, шипящих на конце слова, от положения мягких согласных перед некоторыми согласными (м, б, г, к).

Мягкий знак после нешипящих соглас-аых пи­шется: 1) на конце слов для обозначения мягкости согласных;

2) в стечении согласных после л, перед м, б, г, к; 3) у возврат­ных глаголов в неопределённой форме; 4) в прилагательных, образованных от названий месяцев (кроме январский).

Мягкий знак не пишется: 1) в стечении согласных чн , чк, чт, чш, нч, нщ, рч, рщ; 2) в числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 на конце слова.

Конь [н"]. Пять [т"]. Скользить. Письмо. Возьму. Кончить (в сочет. нч ). Июньский (от назв. месяца). Январский (от назв. месяца; исключ.). Восемьдесят.

Если глагол на -тся, -тъся отвечает на вопросы настоящего или будущего времени, то перед -ся мягкий знак не пишется. Если глагол отвечает на вопросы неопределён­ной формы, то мягкий знак пишется.

Купается (что делает? - наст. вр.). Купаться (что делать? - неопр. ф.).

Мягкий знак после шипящих на конце слова пишется: 1) у существительных 3-го скло­нения; 2) у глаголов во всех формах; 3) у наречий на ш и ч и в одном слове на ж (настежь).

Пустошь (сущ. 3-го скл.). Режешь (глаг.). Стеречь (глаг.).Спрячь (глаг.). Навзничь (нареч. на ч). Настежъ (наречие -на ж - искл.).

Мягкий знак на конце слова после шипящих не пишется:

1) у существительных не 3-го склонения; 2) у кратких прилага­тельных; 3) у наречий на ж (кроме настежь).

Рощ (сущ. не 3-го скл.). Плющ (сущ. не 3-го скл.). Горяч (кр. прилаг.).

В именительном и винительном падежах числи­тельных, обозначающих круглые десятки от 50 до 80 и круглые сотни от 500 до 900, после первого корня пишется мягкий знак.

Заключение

В ходе теоретического и методологического исследования были сделаны следующие выводы.

Ь (буква) (ерь) в славянском алфавите означает краткий гласный, соответствует общеиндоевропейской й, исчезает в конце слова в русском языке уже с Х1 в., а в средине переходит в е, позже, усваивая все свойство последнего, переходит в ё перед твердой согласной: лён.

В современном языке ь обозначает легкое произношение конечной согласной слова. В славянском счислении не имела значения.

Мягкий знак выполняет следующие функции:

1) обозначает мягкость согласных;

2) обозначает грамматические формы слова (после шипящих).

В данной работе приведен материал по современным правилам употребления мягкого знака.

Список использованной литературы

1. Баранов М.Т. и др. Русский язык: справочные материалы: Учебное пособие /Под ред. Н.М. Шанского – М.: Просвещение, 1987.

2. Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация: Справочник. - М.:Высш. школа, 1993.

3. Войлова К.А., Гольцова Н.Г. Справочник-практикум по русскому языку. - М.: Просвещение, 1996.

4. Калнынь Л.Э. Развитие категории твердости и мягкости согласных в русском языке // Учен. зап. Ин-та славяноведения. Т. 13. М., 1956. С. 150

5. Пособие по русскому языку для поступающих в вузы: Орфография и пунктуация / В.Н.Светлышева, В.Л.Лещенко, Т.М.Воителева и др.; Под ред. В.Н.Светлышевой. - М: Просвещение; Учеб. лит., 1997.

6. Розенталь Д.Э. Русский язык: Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Учеб. - М.: Дрофа, 1997.

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык: Учебное пособие – М.: Рольф, Айрис-пресс, 1997


Большая российская энциклопедия – М.: 2001

Калнынь Л.Э. Развитие категории твердости и мягкости согласных в русском языке // Учен. зап. Ин-та славяноведения. Т. 13. М., 1956. С. 150



Очень часто мы просто игнорируем изучение функций мягкого знака, и студент просто не знает, что мягкий знак может означать что-то, кроме мягкости. В этом случае иногда возникают ошибки в произношении, например, в таких словах, как глушь, божья, удушье .

А вы тоже когда-то пытались произнести всегда твёрдые согласные Ж и Ш как мягкие? Помните, они всегда только твёрдые и в русском языке у них нет мягких пар.

Итак, если мы видим мягкий знак после согласных, которые могут быть только твёрдыми или только мягкими, мы должны понимать, что в этих случаях мягкий знак выполняет другие функции.

Мягкий знак («Ь») в русском языке может выполнять несколько функций :

  1. он может обозначать мягкость согласной перед ним (день, словарь);
  2. он может обозначать грамматическую форму слова (говорить, ночь);
  3. а также может выполнять разделительную функцию (листья, семья).
Давайте подробнее поговорим о каждой функции и разберёмся, что эти функции значат.

Первая и самая известная функция мягкого знака – обозначение мягкости . Мягкий знак говорит нам, что мы должны произносить согласную, которая стоит перед ним мягко. Это верно для всех согласных, имеющих мягкую пару. Но мы должны запомнить, что мягкий знак не может повлиять на непарные согласные: всегда твёрдые (Ж, Ш, Ц) и всегда мягкие (Ч, Щ).

Но что, если мы все же видим мягкий знак после Ш or Ч ?

С этим связана грамматическая функция мягкого знака.

Всегда, когда мы пишем мягкий знак на конце слова после шипящего согласного (Ж, Ш, Ч, Щ), он обозначает вовсе не мягкость, а показывает нам, что это слово женского рода (3 тип склонения). Вы можете запомнить эту хитрость, чтоб лучше определять род существительных на –Ь.

Итак, дочь, ночь, печь, мышь, тишь, ложь, рожь, помощь, вещь – все эти слова имеют женский род.

Запомните, в словах мужского рода с шипящим согласным (Ж, Ш, Ч, Щ) на конце слова мы не пишем –Ь: мяч, грач, врач, шалаш, ёрш, ёж, борщ .

Кроме того, мягкий знак также указывает на инфинитив – начальную форму глагола: печь - to bake, помочь – to help. В глаголах на –ТЬ мягкий знак обозначает не только инфинитив, но и мягкость звука Т.

А теперь давайте разберёмся, что же такое разделительная функция мягкого знака. Мы можем говорить об этой функции, когда видим мягкий знак после согласного и перед буквами Е, Ё, Ю, Я, И (мягкие гласные). Разделительная функция мягкого знака обозначает, что мягкий знак «разделяет» согласный перед ним и последующий мягкий гласный, а гласный в таком случае мы произносим как дифтонг, с начальным звуком /й/.

Давайте посмотрим на примеры слов с транскрипцией:

Семья [с`эм`йа], листья [л`ис`т`йа], [друз`йа], [п`йот], льёт [л`йот],
вьюга [в`йуга], соловьи [салав`йи], муравьи [мурав`йи].

Как мы видим, мягкий знак обозначает не только мягкость согласных, но также определяет произношение последующих мягких гласных и способен указать на грамматические признаки слова, такие как женский род у существительных и форма инфинитива у глаголов.

Очень полезно знать функции мягкого знака, если вы хотите иметь хорошее произношение и понимать как работает русский язык.

Успехов в изучении русского языка!
Ваша Юля.

В русском алфавите есть две удивительные буквы – Ь и Ъ – они не обозначают звуков! Зачем же они тогда нужны? О важности мягкого знака в русском языке, о его функции в речи – говорим сегодня.

Три роли одной буквы

Мягкий знак - одна из букв, функция которых изменилась в процессе развития языка. Когда-то эта буква называлась «ерь» и обозначала очень короткий гласный звук (редуцированный) - что-то среднее между Е и И.

В результате развития языка звук, обозначаемый буквой ерь, исчез. Если эта буква была под ударением, она превратилась в Е; если без ударения в середине слова - просто исчезла (именно этим объясняется чередование с нулем звука: пень - пня, например); на конце слова она стала обозначать мягкость согласного.

Итак, мягкий знак может быть показателем мягкости согласного (день). Может указывать на грамматический признак (например, на 3 склонение существительного: помощь, но плащ).

А может быть разделительным.

Что разделяет мягкий знак?

Разделительный мягкий знак называется так потому, что он словно бы разделяет слово на части: часть после знака произносится так, как будто с этого места начинается новое слово. Если после разделительного мягкого знака стоит, например, буква Я, она читается так же, как и в начале слова: [йа]. Эта тема изучается еще во 2 классе и обычно не вызывает сложностей в отношении правописания, но ошибки в фонетическом разборе не редкость. Давайте рассмотрим примеры:

Статья – [стат’й’а´]

Пьёт – [п’йо´т]

Вьюга [вйу´га]

Гласные Е, Ё, Ю, Я после разделительного мягкого знака обозначают по два звука: е - [й’э], ё - ]й’о], ю - [й’у], я - [й’а].

В каких же случаях употребляется разделительный мягкий знак? После любого согласного, кроме Й, перед Е, Ё, Ю, Я, И. При этом согласный звук вовсе необязательно будет звучать мягко, так как в данном случае мягкий знак выполняет другую задачу. Однако важно помнить, что это правило не действует после приставок. После приставок на согласный перед Е, Ё, Ю, Я ставится не мягкий, а твердый разделительный знак!

Итак, в соответствии с правилом разделительный мягкий знак пишется после согласного перед Е, Ё, Ю, Я, И в любом месте предложения, кроме позиции после приставки.

Особенности употребления мягкого знака в словах иноязычного происхождения

Посмотрим на слова, употребленные в предложении: «Почтальон ел бульон с шампиньонами».

Слова «почтальон», «бульон», «шампиньон» заимствованы из французского языка. Русская орфография пыталась следовать произношению этих и других аналогичных слов, этим и объясняется нетипичное для нашего языка написание мягкого знака перед О.

Приведем примеры таких слов:

  • Бульон.
  • Медальон.
  • Шампиньон.
  • Почтальон.
  • Каньон.
  • Котильон.
  • Батальон.
  • Павильон.

Как не ошибиться в слове с разделительным знаком?

Если после согласной следует гласная Е, Ё, Ю, Я, И, то необходимо определить, не находится ли эта буква на стыке между приставкой и корнем. Если перед нами приставка, оканчивающаяся на согласную, а за ней строит Е, Ё, Ю, или Я, то в этом месте надо писать не мягкий, а твердый знак. И после приставки на согласный переходит в Ы (исключение «взимать», слова с иноязычными и некоторыми другими приставками). Если же это не граница приставки и корня, то надо писать мягкий знак. Приведем примеры: вьюга, шьет, чья, птичьи, соловьи, колье.

Слова иноязычного происхождения лучше проверять с помощью словаря.

Что мы узнали?

Разделительный мягкий знак пишется после согласной (но не после приставки на согласную) перед Е, Ё, Ю, Я, И; буквы Е, Ё, Ю, Я в этом случае обозначают два звука. Мягкий знак пишется также в некоторых заимствованных словах перед О (медальон, почтальон и т.п.)

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 175.

Функции Ь:

Разделительный Ь (воробьи);

Смягчающий Ь (конь, борьба);

Ь для различения грамматической формы слов (плач - имя сущ., плачь - гл. повелительного накло­нения).

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ь И Ъ

ПАН- (панъевропейский)

КОНТР- (контръярус)

ДИЗ- (дизъюнктивный)

ТРАНС- (трансъевропейский)

В сложных словах, первую часть которых образу­ют числительные двух, трех, четырех (двухъярусный, трехъязычный).

Ъ НЕ СТАВИТСЯ:

Перед буквами А, О, У, Э (сагитировать, подо­конник, сузить, сэкономить);

В сложносокращенных словах (детясли).

Ь ПИШЕТСЯ:

В корне слова перед буквами Е, Е, Ю, Я, И (пьеса, льет, пьющий, рьяный, соловьи);

В некоторых иноязычных словах перед О (бульон, шампиньон).

Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ

1. На конце слов, кроме шипящих согласных (день).

2. В середине слова:

После мягкого Л (сельдь);

После мягкого согласного, стоящего перед твер­дым (Кузьма);

Между двумя согласными, если при изменении слова второй становится твердым, а первый оста­ется мягким (просьба - в просьбе).

Запомните:

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, РЩ, РЧ пишутся без мяг­кого знака;

Между двумя мягкими лл Ь не пишется (иллюзия);

В сочетаниях: ЗН, НТ, СН, ЗД, СТ (ЗНаменитый иНТересный СНова ЗДесь СТоит).

Ь пишется

Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ФОРМ

Ь не пишется


В существительных 3-го склонения (ночь);

В глаголах (2-е лицо единственного числа, не­определенная форма, по­велительное наклонение: пишешь, печь, намажь);

В наречиях (сплошь).

В существительных 2-го склонения (врач);

В кратких прилага­тельных (пахуч);

В родительном падеже существительных множе­

ственного числа (много туч, груш).

Исключения: уж, замуж, невтерпеж;

В частицах ишь, бишь, вишь;

В творительном падеже некоторых существитель­ных и числительных (че­тырьмя).

1. Укажите неверное объяснение написания Ь и Ъ.

а) подьячий - разделительный Ь в корне слова пе­ред Я

б) компаньон - разделительный Ь в иноязычных словах перед О

в) спрячьте - разделительный Ь пишется в корне глаголов повелительного наклонения

г) трехъярусный - разделительный Ъ в сложных словах после числительного трех перед Я

2. Укажите верное объяснение написания Ь и Ъ.

а) отужинали - после приставки на согласный пе­ред У не пишется Ъ

б) тишь - разделительный Ь пишется в корне слова после шипящих

в) дальний - разделительный Ь в корне слова

г) вишь - Ь пишется в наречиях после шипящих

3. В каком ряду во всех словах пишется Ъ?

а) премьера, объяснение, карьера

б) бур..ян, е..емка, ин..екция

в) от..езд, об..езжать, ад..ютант

г) рел..еф, от..ем, конс..ержка

4. В каком ряду во всех словах пишется Ь?

а) разъезжаются, медал..он, б..ющийся

б) кон..як, медал..он, в..юга

в) от..ехать, об..ектив, с..ежиться

г) лист..я, плат..е, с..емка

5. В каком ряду допущена орфографическая ошибка при написании Ь и Ъ?

а) арьергард, трельяж, киносъемка

б) изъян, съемный, литинститут

в) адъютант, фельдъегерь, инъекция

г) пьедестал, отъявленный, сузить



error: Контент защищен !!