Семаргл — славянский Бог стихии Огня. Древнее божество семаргл и его символика Руна семаргла значение

БАТЮШКА СЕМАРГЛ.

БАТЮШКА СЕМАГРЛ- ОГОНЬ ВОЗГОРИ,У МЕНЯ ВНУТРИ И СНАРУЖИ.
БАТЮШКА СЕМАРГЛ-ОГОНЬ ГОРИ ВСЁ ЯРЧЕ.
БАТЮШКА СЕМАРГЛ -ОГОНЬ ВСЕ НЕВЗГОДЫ, БЕДЫ, ТЫ, СПАЛИ У МЕНЯ ВНУТРИ И СНАРУЖИ.
ГОЙ ОГНЕ ЯРЕ БО ЖИВЕ ДАРЕ...
ГОЙ ОГНЕ ЯРЕ БОЖЕ СТАНИ..

СЛАВЯНСКИЕ БОГИ. СЕМАРГЛ (ОГОНЬ-СВАРОЖИЧЬ)

ОГОНЬ – Симаргл, Огонь-Сварожичь,

Агни, Огнивед, Семиглавый,

Огнекрылый Волк (Пёс),

Воплощение Силы Сварога (Небесного Огня) на Земле,

Природная Сила Мироздания.

СЕМАРГЛ - Огонь в переносном смысле - та пламенная Сила, которая воодушевляет воинов в жестоком бою и зажигает сердца храбрых витязей.
Огонь – первичная из всех Стихий. Главное же проявление огненной стихии – в солнечной энергии. Поэтому Огонь нередко считают младшим братом Солнца и от того величают Сварожичем, т.е. потомком Сварога.
Символы Огня – любая форма плетения, в том числе и сплетение волос, горящая свеча (лучина) и крылья.

Огонь – всесильная и загадочная субстанция. Все народы мира считают его очищающей природной силой. Он очищает от страхов и тревог, от порчи и сглаза, от болезней и врагов. Недаром огонь горит во всех святилищах, независимо от их религиозной принадлежности.
Чтобы быть в полной гармонии с Природой, необходимо как можно чаще сидеть у открытого огня, который легко завораживает и усыпляет, создавая внутри человека душевную лёгкость и спокойствие.
Чтобы умилостивить огонь и сделать его дружественным, следует «накормить» и «напоить» огонь жертвенными приношениями, а чтобы случайно не оскорбить – в огонь не следует плевать, мочиться и злословить на него.
Согласно преданиям, Огонь является семиглавым, отсюда собственно и его имя – Семаргл. Каждая голова Семаргла – это Ангирас (современное – ангел), огненная сила-посредник между людьми и богами.
Из языков пламени Семаргла рождаются саламандры, легендарные ящерицы, которые по воле Богов или чародеев могут перемещаться по земле и воздуху и наказывать пожарами неугодных.
Во время прощальной огненной крады Семаргл возносит с дымом души умерших до Междумирия, а во время жертвоприношений доносит до Богов подношения и человеческий глас.

Славяне различают три вида Огня-Сварожича:

1. Самым чистым считается огонь, зажженный энергией рук или добытый трением двух кусков дерева. Его добывают в торжественных или чрезвычайных случаях, например, для розжига праздничного алтарного огня, купальского костра или для очищения селян от эпидемий и предотвращения массового падёжа скота. Этот обряд исполняется только пожилыми мужчинами.

2. Второй вид – огонь, высеченный огнивом, зажженный от спичек или добытый от Солнца с использованием линзы. Такой огонь используется для розжига обычного жертвенного алтарного огня, для розжига крады и в повседневных делах (для приготовления пищи, для обогрева и т.д.).

3. Третий вид – это огонь небесный, огонь от удара молнии. Он считается одновременно страшным, потому как часто является причиной пожаров, и чудотворным, потому как изгоняет с земли бесов и навью нечисть. Такой огонь используется в святилищах с неугасимым алтарным огнём.

Огонь на основе дерева или угля считается Живым; на основе газа или нефтепродуктов – Мёртвым.

Живой огонь является очистительным. На живом огне куются праведные мечи, путём лёгкого обжига им очищаются от накопленного негатива старые предметы быта и находки. Прыганье через костёр и хождение по углям очищает тела и души людей от энергетического негатива и болезней. А проведённые между двух костров с Живым огнём стада домашней скотины очищаются от сглаза, наговоров и порчи.
Являясь первородной стихией, огонь в волховании по праву занимает особое положение. Посредством огня передаются заклинания и освещаются обереги, на огне приготовляются снадобья и зелья, в огне рождаются Ангелы-Хранители и Духи-Проводники в потусторонние миры.
В те времена, когда поля для сева выжигались огнём, а золою удобряли поля и огороды, Семаргл почитался ещё и как дух плодородия, в жертву которому приносили скот и зерно.

Семаргл (Огонь - Сварожич) - средний из трёх братьев - Сварожичей: Хорса, Семаргла и Перуна. И самый почитаемый из них за свою универсальность. Является практически квинтэссенцией всей своей божественной семьи и Сварожичей в частности.

Семаргл - бог Огня, покровитель ясновидения и защитник людей от сил зла (а так же имеет отношение к их (людей) созданию). Практически побратим Хеймдалля из Скандинавского Пантеона божеств. Считалось, что Семаргл хранит людей от нападений злых сил. Но он периодически ложится спать и уровень защиты спадает. Когда Око Семарглово раскрывается (растущая луна), его контроль над порядком возрастает, никто не мешает колдовать и хорошо идут у практиков ритуалы на благосостояние, любовь и всяческий прирост. Когда Око раскрыто (Полнолуние) - у магов пик активности. Огнебог держит зло в ежовых рукавицах, а волшебники, колдуны и ведьмы испытывают прилив сил. Когда же Семаргл засыпает (Убывающая луна), его контроль и надзор с каждым днём всё слабее, людям приходится справляться самим. И обращаться порой уже не к добрым, а тем самым злым силам, что прорываются сквозь пост засыпающего Бога (отворот, рассорки, порчи, переклады и прочая муть черномагическая).
Когда же наступает Сон Семаргла (Новолуние) - происходит полнейший разгул сил зла. Увеличивается число преступлений, самоубийств, ссор и прочих всплесков негатива, на которые тонкоплановые бандиты толкают людей.


Как я уже писал - Бог он (Семаргл) достаточно универсальный. Призывать можно для:
- Исцеления
- Чистки от негатива
- Очищения помещения от скверны и нечисти
- (Вписать сюда все функции Хорса)
- Просьбы о развитии ясновидения

Подношения, как правило, для Славянских Богов для всех одинаковы. Люди подносили богам то, что ели сами. Но только те "яства", так сказать, что сами приготовили. Это считалось знаком уважения - позвать человека за стол со всей семьёй и угостить его тем, что едят сами. Только для Богов не грех добавить и чего-нибудь эдакого, вроде фруктов или напитков повышенной крепости (для Богов-мужчин).
Для Семаргла можно добавить хлеб, молоко, масло (подлить масла в Огонь.)

Согласно преданиям, после того, как Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высеклись искры, из разгоревшегося пламени которых предстал огненный бог Семаргл. Новоявленное божество восседало на златогривом коне серебристой масти. Где бы ни появлялся, где бы ни проезжал бог огня, везде оставался выжженный след. А предзнаменованием скорого появления Семаргла является появление густого черного дума. Символ божества - священный крылатый пес, в облике которого также мог появляться сам Семаргл.

Идолы бога огня устанавливали на капищах наряду с другими божествами: Велесом, Перуном и Стрибогом. А чтили, согласно народному календарю, в дни связанные с приметами о костре и огне. На праздниках, особенно на Красногор, в дни Купалы и Перуна, Смеаргла старались задобрить с помощью огненных даров и бескровных жертвоприношений.

Способности
Бог является посредником между мирами, людьми и богами, он способен быстро путешествовать от Яви к Прави и обратно. Семаргл защищает мир смертных, не пуская в него зло. Каждую ночь бог стоит на страже с огненным мечом в руках, готовый отразить любую атаку сил тьмы. Лишь один раз в году бог огня может покинуть свой пост: в день Осеннего равноденствия Семаргл откликается на зов Купальницы, призывающей на любовные игры. А спустя девять месяцев, в день Летнего солнцестояния, у богов рождаются дети – Кострома и Купало.
Сфера влияния
В отличие от остальных божеств, Семаргл живет непосредственно среди людей, и поэтому охватывает многие области их жизни. Он считается богом огня и Луны, огненных жертвоприношений, в тоже время Семаргл хранит дом и очаг, посевы и семена.
Бога призывают при лечении заболевших людей и животных: говорят, когда у больного поднимается температура, бог огня поселился в его душе и теперь сражается там с хворями и болезнями, поэтому недопустимо сбивать жар. Воины, готовящиеся к битве, также пытались привлечь к себе внимание Семаргла, чтобы тот даровал победу в сражении.
ЛЕЧЕНИЕ:


СЕМАРГЛ- эндокринные расстройства, дисфункции, доброкачественные опухоли.
Бесплодие вследствие осложнений после инфекционных поражений в детском возрасте.
Стабилизирует гормональный фон при возрастных изменениях. Инфекционные поражения мочеполовой системы по формуле (РА-РОД+ СЕМАРГЛ+СВЯТОВИТ).
Заболевания поджелудочной железы, печени, селезенки и всех кроветворных органов.
Зашлакованность кровеносных сосудов, по формуле (РА-РОД+СЕМАРГЛ+ЖИВА).
Нарушение баланса, формулы крови.
Поражение лимфатической системы, воспаление лимфа узлов, инфекционное поражение органов и тканей, хронические заболевания.
Цирроз печени по формуле (РА-РОД+СЕМАРГЛ+СВЯТОГОР+ЖИВА).

Ни один другой бог славянского пантеона не вызвал между историками столько споров, сколько Семаргл (Симаргл, Семаръгл). Споры ведутся обо всем – начиная с его происхождения и заканчивая внешним видом. Кто-то полагает, что за этим именем скрывается крылатый пёс. Другие считают, что он является не богом, а существом более низкого порядка, вроде лешего или водяного. Некоторые вообще утверждают, что Семаргл стал результатом ошибки при переписывании древних рукописей.
Но все-таки, нужно учитывать тот факт, что, согласно "Повести временных лет" в Киевском пятибожии, куда были включены наиболее известные и могущественные боги, нашлось место и Семарглу. Это позволяет отбросить версию о том, что он относился к категории существ, вроде лешего. Кроме того, славяне не знали ни одного бога, существовавшего в облике животного. Да, превращаться в то или иное существо могли почти все, а может и все. Но основной их облик остаётся антропоморфным. Поэтому отринем иные версии, рассматривая в качестве основной ту, что наши предки действительно знали Семаргла, причем в виде могущественного бога. Впрочем, не исключено, что он мог превращаться в крылатого пса, подобно тому, как Велес мог превращаться в медведя или тура.
К сожалению, единственное, что дошло до нас из глубины веков сравнительно достоверно – это имя Семаргла. Род его занятий, увы, полностью утерян. Даже в сказках, поговорках, заговорах и песнях не осталось строчек, более или менее точно указывающих на то, за что наши предки столь высоко почитали этого бога. Поэтому перечислим лишь наиболее вероятные версии.
По одной из них, именно Семаргл является хранителем семян. Благодаря ему они могут пережить под снегом самую суровую зиму, чтобы по весне, как только снег сойдет и земля прогреется, взойти, покрыть поля зелёным ковром, обеспечивая кормом всю скотину и диких животных, от которых напрямую зависит жизнь всего человечества.
По другой версии Семаргл выступает в роли бога огня. Существует даже теория, что Семаргл родился из искр, когда кузнец Сварог ударил молотом об Алатырь камень. Впрочем, это не повод вписывать этого бога в ряды Сварожичей, как нередко делают многие.
Наконец, некоторые историки проводят прямую параллель между Семарглом и Меркурием. Семаргл жил не на небе, как другие боги, а среди людей. Таким образом он мог общаться с нашими предками, передавая им волю богов, а также предупреждать о любых опасностях. Конечно, это серьёзный повод для того, чтобы высоко чтить могущественного бога и вписать в ряды важнейших для наших предков. Увы, на фоне такой близости с простыми людьми особенно странным кажется тот факт, что в прибаутках, сказках и заговорах совершенно не встречается его имя.

Другая трактовка Славянского бога Семаргла.

Бог Семаргл – Воин-Сварожич, Бог Огня, Небесный гонец, Охранитель Земли Русской. Семаргл был вызван к жизни ударом магического молота Сварога о камень Алатырь.

Божественные искры разгорелись горячим пламенем, в котором был виден огненный Бог Семаргл. Он появился верхом на златогривом коне сверкающей серебряной масти. Жаркие языки пламени окутывались густыми клубами дыма. Именно густой дым с тех пор стал его знаменем.

Там, где Бог Семаргл проезжал на своем коне, оставалась выжженная земля. Сила Семаргла столь огромна, что не всякий из Богов рискнет с ним бороться. Однако, чаще Семаргл выглядел спокойно, тихо и мирно. И только в битве с врагами он перевоплощался и становился столь страшен и опасен, что враг без раздумий предпочитал позорное бегство с поля боя, чем встречу с безудержной яростью и силой Семаргла.

Семаргл, с огненным мечом в руках, постоянно стоит на страже земли Русской. Появляется он и в образе крылатого пса. Никто не может пройти мимо него незамеченным.

Бог Семаргл является одним из праотцов человечества. Мужчина и женщина возникли из Огня-Любви, разгоревшегося между двумя палочками.

Жена Семаргла красавица Купальница целый год ожидает на свидание своего дорогого супруга. В день осеннего равноденствия Семаргл покидает свой пост и спешит в жаркие объятия Купальницы, а ровно через девять месяцев у Них появляются дети – и Кострома.


Для того, чтобы понять, что из себя представлял бог Семаргл, стоит для начала разобраться в происхождении самого имени божества. Как всегда, исследователи не могут прийти к единому заключению и выдвигают отличные друг от друга теории. Давайте рассмотрим несколько таких теорий.

Итак, согласно первой теории Семаргл — это вообще симбиоз двух богов, Симы и Регла. Подтверждением для этой теории служит исторический трактат «Слово некоего христолюбца и ревнителя по правой вере», где указано, что древние славяне верили и в Симу, и в Регла. Исследователь Иван Забелин предполагал, что эти божества имели ассирийское происхождение и были позаимствованы древними славянами у жителей южного Черноморья и Киммерийского Босфора. Эти боги подразумевали поклонение огню.

Вторая теория гласит, что Семаргл, или Симаргл был семиликим божеством, и олицетворял он собой солнечного бога Ярилу, с семью головами. В доказательство этой теории выступает исследователь Фаминцин, который предположил, что буквы «г» и «ь», которые использовались в некоторых исторических работах при написании имени божества (Си(ь)марьгл), были ошибками, допущенными переписчиками. Вместо них должна была быть буква «ы», которая читалась, как «еры». Если принять во внимание это суждение, то истинное имя бога должно звучать, как Сима Ерыла. Вот тут есть один нюанс: слово «Сима» может иметь два варианта происхождения. Первый — это древне сабинское слово Semo, что означает «полу божественный», «гениальный». Второй вариант подразумевает происхождение слово «Сима» от числа семь, то есть Семи Ярило. Замену гласной буквы в написании корня, исследователи объясняют всё также — ошибкой переписчиков.

Третья теория самая укоренившаяся среди историков и исследователей. Якобы само божество Семаргл, было заимствовано древними славянами из иранской мифологии и прототипом ему послужил бог Симург. Это мифическое существо, птица очень похожая на грифона. Основой для образа этого божества послужил Сэнмурв — крылатая собака. Данная теория о происхождении славянского бога принадлежала советскому историку, Елене Тревер.

Бог Семаргл у славян. Функции и обязательства.

Вообще, в славянской мифологии Семаргл — это огненный, солярный бог. Часто его упоминают, как Огнебога. С чем это связано спросите вы? Так вот, дело в том, что по представлению многих, бог Семаргл являлся защитником и хранителем первозданного огня (Инглия). Так же, он служил богом-вестником между мирами. Существует множество преданий, согласно которым, бог Семаргл не раз помогал тем, или иным обитателям мира Прави, в битве против тёмных сил. Богу Семарглу приписывают ещё одну особенность: так, как он был хранителем первозданного небесного пламени, он мог передать его мощь своим соратникам в час нужды и битвы. Поэтому появление бога Семаргла на поле сражений приумножало силу Ирийских богов. Он служил словно аккумулятором всех божественных сил, которые воссоединяясь с небесным огнём, передавались обратно другим богам. Так одно из преданий гласит, что бог Семаргл сражался вместе со Сварогом Праотцом, в изначальной битве между силами добра и зла. Эта легенда повествует, что именно Семаргл объединил силы Даждьбога, Стрибога и Хорса, чтобы нанести сокрушительный удар Чернобогу.

До рождения громовержца Перуна, бог Семаргл выступал в роли защитника мира Прави. Судя по всему, Семаргл — бог воин, который способен сражаться. Многие считают, что он ничем не уступал своему брату Перуну. В этом убеждении есть своя доля правды, ведь историки уверяют, что обычно кумир Семаргла стоял по правую сторону кумира Перуна. Это не может быть обычным совпадением. Скорее всего, так древние славяне выказывали своё уважение воинской доблести Семаргла.

Но вместе с этим, обязанности бога Семаргла не ограничивались только участием в сражениях и приумножении сил Ясуней. Он был божественным вестником между мирами. Здесь конечно можно найти некое сходство между славянским божеством и греческим богом-вестником Гефестом, и это не спроста. Вообще в ведическом эпосе существует бог-вестник Агни (слово огонь не случайно похоже на имя этого божества) и он служит своего рода прототипом для образа бога Семаргла. Слишком много совпадений: бог Агни, так же как и Семаргл, является огненным богом. В мифологии других народов так же можно встретить похожих богов. Это и римский Плутон с Вулканом, и кельтский бог Гоибниу, и индийский Тваштар, и скандинавец Локи и балтийский Габия наконец. Чтобы не запутать читателя окончательно, я немного поясню, на чём именно основывается родство этих богов.

Если всё-таки допустить, что теория историка Елены Тревер, насчёт иранского происхождения бога Семаргла правдива, то стоит пояснить

чем занимался иранский прототип нашего божества. Бог Симург в иранской мифологии считался хранителем Древа Жизни, где хранились семена всех растений. Этот крылатый пёс, выступал у иранских племён, как божество плодородия. Именно этим объясняется и роль вестника, и посредника между богами и людьми: Симург охранял семена растений, а после слетал с небес на землю, и приносил на неё жизнь и плодородие. Это перекликается с ведическим образом бога Агни. Кстати изображения псов с крыльями, в окружении растений и цветов, служило сюжетом для многих изделий русского прикладного ремесла, которые датируются одиннадцатым веком. Археологами было найдено множество украшений и вещей быта с изображением подобных существ, окружённых орнаментом растительности. Изображение подобного мифического пса с крыльями даже можно встретить в Суздале, на воротах одного из храмов.

Подобное описание Семаргла, во многом перекликается с образом славянского бога Переплута. Многие полагают, что Семаргл и Переплут — это одно и тоже божество. Сторонники этой теории, утверждают, что таким образом можно проследить родство славянского божества с греческим богом Плутосом и римским Плутоном. Первый является покровителем богатства, и это совместимо с понятием плодородия в древности. Второй бог являлся покровителем загробного мира. Все эти три божества совмещаются следующим образом: первозданный огонь есть источник всего живого во вселенной, и он горит на Древе Жизни, на котором хранятся семена всех растений. С наступлением весны, семена осыпаются на землю и произрастают там, чтобы осенью дать плоды. Осень - это пора урожая, то есть плодородия, за которым неизменно грядёт увядание и смерть, до новой весны.

Таким образом, славянский Семаргл, выступает богом плодородия, который неразрывно связан с землёй. Вот тут мы плавно и подходим к теории родства Семаргла с греческим богом Гефестом и кельтским божеством Гоибнию. Согласно этой теории, имена этих двух божеств сочетают в себе древнее обозначение земли «геб». В имени славянского божества присутствует этот же корень, но только в переводе и звучит он, как «зем». Со временем этот корень претерпел изменения и стал звучать, как «сем».

Интересные теории, ничего не скажешь. Автор не станет утверждать, что это непреложная истина, сами историки разобраться не могут, а автор и подавно, ибо он простой и скромный человек. Но давайте поговорим и о других возможных функциях этого славянского бога.

Семаргла называют богом Луны. Якобы он не позволял злу проникнуть в наш мир и каждую ночь, вооружившись объятым пламенем мечом, нёс свою службу. Здесь можно проследить поразительное сходство между этим языческим божеством и образом христианского архангела Михаила, который так же вооружён Огненным мечом, и возглавляет небесное воинство. Кстати существует ещё одно интересное утверждение, якобы бог Семарг тесно связан с образом другого архангела — Габриеля, в основе имени которого, лежит всё тот же корень «геб». Однозначно интересные теории.
Существует поверье, что древние славяне избегали частого упоминания имени бога. Основывалось это поверье на том, что якобы Семаргл жил среди смертных, и без их слов ведал, что творилось с ними. Бога Семаргла так же почитали, как покровителя семейного очага. А ещё верили, что когда человек был болен и горяч, то это дух бога Семаргла теле больного боролся с хворью всякой.

Родословная бога Семаргла и его семья.

Согласно преданию, бог Семаргл, был сыном бога Сварога. Некоторые утверждают, что он был рождён из первой искры, что полетела от Алатыря камня, когда Сварог молотом своим по нему ударил. Во всяком случае Семаргла относят ко второму поколению Ясуней. Согласно преданию, первая искра, озарило всё вокруг невиданным светом, и из света того появился, подобно светилу бог Семаргл, верхом на скакуне, с золотой гривою и гладкой, посеребрённой шерстью. И свет, тот разогнал тьму, и продолжил Сварог ковать мир да сыновей своих из искр высекать. Легенда гласит, что дым стал вестником приближения огненного бога, а там, где он проезжал там, след чёрный оставался, настолько велика была мощь огня его.

Бога Семаргла связывают с днём летнего солнцестояния. Согласно преданию, однажды на берегах священной реки Ра (нынешней Волги), бог Семаргл повстречал прекрасную богиню Купальницу, и настолько хороша собой была она, что сразу же в сердце запала Огнебогу. Да только, не мог он быть с возлюбленной своей, ибо долг его был велик — охранять огонь небесный и Солнце. Много печали и горя хлебнули влюблённые в разлуке, но однажды, не выдержал Семаргл, тоски, что сердце его съедала, и бросив свой меч огненный, он помчался на берега реки священной. В ту ночь, когда познали друг-друга Купальница и суженый её Огнебог, тьма стала равной свету и назвали этот день Осенним Равноденствием. Спустя девять месяцев, в день Летнего солнцестояния у влюблённых богов родились близнецы: сын Купала, да дочь Кострома.

Образ бога Семаргла.

Бытовало мнение, что бог Семаргл был склонен менять свой облик и приобретать вид совершенно разных существ. Так, например, он мог явиться людям в образе бравого воина, средних лет, или достаточно молодого, одетого в блистательные доспехи и объятым языками Ирийского огня. Если брать теорию о родстве славянского Семаргла с иранским Симургом, то ещё одним образом, которое принимало это божество был крылатый пёс. Мы уже упомянули, что подобные изображения крылатой собаки в окружении растительности, были изображены на образцах русского прикладного искусства. Так же символами этого бога являлись Рарог и Финист. Первый из них является огненным соколом, знаменующим победу, а второй соколом, знаменующим саму битву. Неразрывно образ славянского бога Семаргла, так или иначе связан с битвами и противостоянием со злом. Мирный воин, одним словом. Согласно чешским поверьям, бог Семаргл, также мог принять облик огнедышащего дракона, чья грива объята невероятным сиянием.

Бог Семаргл — поклонение и восхваление.

Судить о том, как именно поклонялись богу Семарглу весьма трудно, так, как до нас почти не дошло никаких исторических сведений. Известно, что с реформой князя Владимира, поклонение богу Семарглу приобрело новый уровень, так как многие исследователи утверждают, что до этого Семаргл считался второстепенным божеством и скорее выступал в роли дополнения для богини плодородия Мокоши. Благодаря князю Владимиру, кумир Семаргла был воздвигнут по правую сторону от кумира бога Перуна, что только подчёркивало признание этого бога, как одной из центральных фигур языческого пантеона древних славян. Упоминание имени бога Семаргла можно встретить в разных православных поучениях против язычества, и эти работы датируются XII-XIII вв. Но уже с наступлением четырнадцатого века, всякое упоминание о подобном божестве исчезает, поэтому доказывать что-либо очень сложно.
Что же касается празднований в честь бога Семаргла, то эта тема является более раскрытой. В целом упоминание бога Семаргла происходило на каждом празднике, который был посвящён плодородию и связан со стихией огня, так как она являлась главенствующей в славянском волхвовании. Поэтому чаще, под это описание попадали весенние и осенние праздники. Так, например, по утверждению некоторых 22 марта, богиня Мара сгорала в очищающем пламени бога Семаргла, который заставлял последние снега таять. Таким образом, бог Семаргл освобождал землю для весенних богинь. Есть и второй утверждение, якобы процесс исчезновения последнего снега, приходился на 14 апреля.
С именем бога Семаргла так же связанны праздники осеннего равноденствия и летнего солнцестояния. Первый праздник посвящён встрече и соитию бога Семаргла с его любимой богиней Купальницей. Это единственный день, согласно легенде, когда бог Семаргл может оставить свою небесную обитель и увидеться со своей супругой. Второй праздник знаменует рождение детей бога Семаргла — дочери Кострома и сына Купала.
Чествование бога Семаргла тесно связано с русалиями- праздниками, которые были посвящены русалкам. Эти создания представлялись людям в образе прекрасных крылатых дев. Они орошали землю росой перед рассветом и делали её плодородной. Дело в том, что перед посевом поля выжигали и удобряли золой. Именно эта земля орошалась росой и становилась мягкой для того, чтобы принять новые семена. Поэтому тандем русалок и бога Семаргла символизировало переплетение огненной и водной стихии для рождения жизни.

Символика бога Семаргла.


Символом бога Семаргла считается само пламя — первозданное и очищающее душу от всех пороков. Вне зависимости от религиозных конфессий, огонь всегда оставался священной стихией. Открытый огонь не только согревает человека, но и дарует ему ясность разума, очищая душу от всех сомнений и греховных помыслов. Огонь вдохновляет людей на поступки, которых до этого они бы не совершили. Первозданный огонь горит не только физически, но и в сердце каждого человека. Это то, что мы люди, привыкли называть отвагой и храбростью.


Выделяют три вида огня. Первый вид — это огонь, который разожгли голыми руками, путём трения двух кусков дерева. Этот огонь считается особенным, он использовался для розжига праздничных, или целебных костров. Такой ритуал позволялось проводить лишь пожилым мужчинам. Второй вид — это огонь, зажжённый огнивом. Обычно подобное пламя использовали для бытовых нужд. Третьим видом огня был огонь, который появился от удара молний. Его считали божественным. Он мог быть двояким, или карающим неверных, или изгоняющим бесов и прочую нечисть.
Вообще прыжки через костёр, хороводы вокруг костров, посиделки у костра — это способ очищения душы и тела, к которому прибегали наши предки. Древние славяне верили, что у пламени было семь глав и каждая из них была ангирасом (предшественник нынешних ангелов) — силой, что выступала помощником и посредником. Именно отсюда берёт своё начало теория о семиглавом боге Семаргле.
Существует поверье, что по воле бога Семаргла, из его пламени рождаются ящерицы саламандры, которые могут свободно пересекать любые пространства и вызывать пожары там, где живут злые люди.
В качестве руны бога Семаргла выступала руна Волка. Её иногда называли руной Семаргла. Эта руна представляет собой квадрат, чьи два луча пересекают друг-друга и расходятся в разные стороны. Трудно судить о том, какую именно смысловую нагрузку несёт в себе эта руна, но стоит вспомнить, что волк почитался у древних славян, как благородное животное. Его не убивали, но находя мёртвого на лесной тропе, считали удачей, а волчьи зубы использовались в качестве оберегов и украшений. Волк почитался, как защитник, и как проводник душ в загробный мир. А ещё образ волка был неразрывно связан с луной, чьим богом являлся Семаргл. Вообще в качестве знака бога Семаргла, могло выступить любое изображение пламени.

Семаргл славянский бог огня, живущий в мире яви и защищающий его от темных сил, также считается покровителем плодородия. Очищающую силу пламя используют в борьбе с разным злом. Обладает огромной силой, сравнимой с солнцем.

Семаргл – славянский бог огня стоящий на страже мира от зла.

Изображался в виде огненного пса или волшебной огненной птице Рарог.

Кто такой Семаргл

Семаргл появился из искры высеченной великим Сварогом из камня алатырь. По сваляно-арийским ведам огнебог возник из божественной искры объятый пламенем верхом на серебристом коне. Где ступала нога волшебного коня, оставалась выжженная земля.

В Сварожьем круге Семаргл покровительствует чертогу небесного змея.

На помощь сына Сварога могут рассчитывать потомки славян чтущие заповеди родных богов и живущие по совести.

Язычники обращались к нему при болезни, прося здоровье как для людей, так и для животных. Лучшим избавлением от любой хвори считалась баня. При любой болезни раньше топили баню и парили в ней заболевшего. Высокую температуру наши предки не сбивали, считая что в тело больного вселился священный огонь.

Молитва о здравии, читается перед изображением славянского бога при зажженной свече.

Функции славянского бога

Семаргл огнебог охраняет мир от зля и живет в мире яви. Огненным мечом он отражает зло что пытается прорваться темной ночью в наш мир. Лишь единожды он покинул свой пост ради Купальницы - богини летних ночей в день весеннего равноденствия. После этого в день летнего солнцестояния у них родились брат с сестрой Кострома и Купало.

Семаргл считается покровителем пламени любви, что горит между мужчиной и женщиной.

Еще одной важной функцией наделен сварожич – связь всех богов с людьми. Славление первородного огня относится на празднование дней Перуна и Купало.

Огненный бог славян усиливает силы всех богов, во время важных битв он появлялся на поле сечи и благодаря этому силы света всегда одерживали битву .

Образ огнебога

Бог огня изображается в языках пламени верхом на коне.

Наиболее часто встречается изображение в виде крылатого пса. Также он являлся в образе сильного воина с золотыми волосами и черной бородой верхом на серебристом скакуне. Огненный обоюдоострый меч в руках необходим для защиты света от тьмы.

Встречается упоминание что Семаргл способен принимать облик птиц Рарог и Финиста.

Также может являться в образе дракона огнедышащего, вокруг гривы которого наблюдается яркое свечение.

Атрибуты :

    Животное: крылатый пёс,

    птица: огненный Рарог,

    геральдика: костер, пламя от свечи,

    треба (дар): свечи, масло.

Место в пантеоне славянских богов

По легендам ведической Руси Семаргл - бог рожденный из искр из под молота .

Супруга – Купальница, дети - Кострома и Купало.

В пантеоне славянских богов Семаргл занимал место по правую руку от , считающимся его братом.

Легенды о славянском огнебоге

В воинской силе он не уступал своему брату Перуну и участвовал в первой битве света и тьмы. Бился рядом со Сварогом. Именно огненный меч Семаргла разрубил воинство Чернобога и отделил мир яви от нави.

Также оберегал пещеру где схоронилась Майя Златогорка во время родов Коляды и (Овсеня).

После рождения детей , повелитель огня ударил мечом по стене и открыл источник живой воды. Из брызг живого источника родились и Китоврас.

Символы бога огня

Символы Семаргла являются мощными оберегами от зла и источником силы, отваги, стойкости.

Главным оберегом огнебога является пламя.

Огонь

Первозданный огонь обладает силой очищающей от всякого зла, в том числе и очищающий душу. В каждой религии пламя относится к священной стихии обладающей огромной мощью.

Символ огнебога наделен мощью первородного огня.

Огонь согревает, побуждает к действию, очищает. В то же время пламя относится к стихии карающей. Нарушение традиций и правил обращения с огнем могут приобрести масштабы катастрофы сметая все на своем пути.

В языческой культуре огонь имеет четкое разделение на 3 типа:

    Огонь полученный руками путем трения 2 палочек. Сфера применения такого огня - ритуалы. Огонь добытый руками также используется руками. Право розжига оставалось за волхвом или пожилым мужчиной.

    Бытовой огонь получается при розжиге огнивом (спички, зажигалка).

    Божественный огонь - это пламя возникшее на месте удара молнии. Священный огонь изгоняет бесов и карает неверных.

В легендах описано поверье по которому огонь может обратиться ящерицей (саламандрой) способной преодолеть любое пространство и время и покарать людей совершающих зло пожаром.

Сакральным значением обладает изображение пламени. Используется в качестве личных оберегов или защиты жилья, скота, имущества.

Руна Семаргла

Руна волка

Руна волка считается символом огнебога. Внешний вид знака представлен квадратом 2 луча которого пересекаются и направленны в разные стороны. Точное значение данного символа в славянской культуре не известно, использовалась руна воинами и князьями.

Как изготовить защитный оберег

Для защиты от темных сил можно изготовить оберег для себя или родных.


В древности наши предки обращались к богу огня за благословением на урожай. Приносили ему дары на празднование Ярило или Купало.

В современном мире земледелие утратило свое значение. С славянскому богу первородного огня Семарглу обращаются за исцелением и с просьбой о любви. Огнебог помогает сохранить семейные отношения, дарит исцеление души и тела, способствует обретению любви.


Семаргл в ипостаси Переплута - крылатого пса или волка

Симаргл (Семаргл) — восточнославянский бог, предположительно покровитель семян и корней, охранитель растительности, также считается богом огня и Луны, входивший в пантеон князя Владимира.
В древних книгах славян повествуется о том, как Семаргл появился на свет. Сварог ударил магическим молотом о камень Алатырь, высек из него божественные искры, которые разгорелись, и в их пламени стал виден огненный бог Семаргл. Он восседал на златогривом коне серебряной масти. Густой дым стал его знаменем. Где проезжал
Семаргл, оставался выжженный след. Таков он был в силе, но чаще выглядел тихим и мирным.
Семаргл, Бог огня и Луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранит семена и посевы. Может оборачиваться священным крылатым псом.
Доподлинно неизвестно имя бога Огня, скорее всего, его имя настолько свято. Еще бы, ведь этот Бог обитает не где-нибудь на седьмом небе, а непосредственно среди людей! Имя его стараются реже произносить вслух, заменяя иносказаниями.
С Огнем славяне связывают возникновение людей.
По некоторым сказаниям, Боги сотворили Мужчину и Женщину из двух палочек, между которыми разгорелся Огонь - самое первое пламя любви.
Семаргл не пускает в мир зло.
Ночью он стоит на страже с огненным мечом и лишь один день в году Семаргл сходит со своего поста, откликаясь на зов Купальницы, которая зовет его на любовные игры в день Осеннего равноденствия.
А в день Летнего Солнцестояния, через 9 месяцев, у Семаргла и Купальницы рождаются дети - Кострома и Купало.


Семаргл - Огнебог Сварожич

Имя Семаргла упомянуто в русских летописях - пантеон кн. Владимира, произошло оно, предположительно, от старорусского "смага" ("За ним кликну Карна, и Жля поскочи по Руской земли, Смагу мычючи в пламяне розе") т.е. огонь, язык пламени, Огонь-Сварожич - полупес, полузмей. Вероятно, посредник между явьим миром и миром поднебесным, каковым в ведической традиции является бог огня - Агни. Он же пенежный (огненный) змей из заговоров. Упомянут в Паисъевском сборнике св. Григория (14 век) и Златоустовом сборнике 1271 г.

Он же, вполне возможно, Рарог, Рарожек - сын Сварога, по чешским средневековым источникам.
Отождествление этого бога с иранским Сенмурвом (гигантской волшебной птицей) считается неоправданным, но, наверное, есть связь с жар-птицей (огненным вестником счастья), приносящей его счастье.

Выступал Семаргл и под собственным именем, скажем в Слове некоего христолюбца XIV века: "i огневе Сварожичу молятся, i чесновитокъ - богомъ, же его творятъ - егда оу кого будетъ пир, тогда же кладутъ в ведра i иъ чаши, и пьютъ о iдолехъ своiхъ, веселяшись не хужьши суть еретиковъ". Семаргла-Сварожича чтили во все те дни, когда народный календарь пестрит приметами о костре и огне. 14 апреля в ритуальном пламени сгорает Марена и вместе с ней Семаргл топит последние снега. 17 сентября - Неопалимая Купина, возможно Подага. Семаргла - Сварожича чтут с 14 по 21 ноября в Сварожки.

Ни функции этого бога, ни значение самого слова Симаргл до сих пор до конца не выяснены. Не известно даже, одно это божество или два, так как в многочисленных древнерусских рукописях его имя пишется по-разному: «Симарьгл», «Семарьгл», а иногда разделяется на два имени «Сима» и «Регла». Это свидетельствует о том, что переписчики рукописей не понимали, что это за имя и, соответственно, божество.

В Повести временных лет сказано о Семаргле, а в слове Христолюбца — «веруют… и в Сима и в Рьгла (Ерьгла)». В позднейших произведениях употребляется одно имя — Си(е)маргл или Семургл. А. С. Фаминцын полагал, что буквы «ь» и «г» появились вследствие ошибки переписчика, вместо ы (еры). Если исправить правописание, то получим Сима Ерыла, то есть Ярила; а слово Сим (или Сем) может быть объяснено древнесабинским semo, что означало гений, полубог. Разделение имени Семаргла на два в вышеуказанном источнике, возможно, основано на том, что это имя нелья было произносить всуе, так как Семаргл живет не только на Седьмом Небе, но и среди людей.

В 1933 году К. В. Тревер высказала предположение, что божество было заимствовано из иранской мифологии. Персидское слово Smurg (Симург) означает похожую на грифа сказочную птицу, которая почиталась как божество, а Сэнмурв — гибридный образ полусобаки-полуптицы, встречавшийся в иранском словесном творчестве и изобразительном искусстве. Считается, что птица Симург произошло именно от Сэнмурва. Во время правления династии Сефевидов — в XVI—XVIII веках — Симург был эмблемой Ирана. Таким образом, К. В. Тревер считает, что Симаргл представлялся в виде крылатой собаки. С этой точкой зрения был согласен и знаменитый археолог СССР Борис Александрович Рыбаков.


Крылатый пёс Сэнмурв

Б. А. Рыбаков склонялся к концепции, предложенной К. В. Тревер, согласно которой божество было заимствовано из иранской мифологии (персидское Smurg означает похожую на грифа сказочную птицу, или гибридный образ полусобаки-полуптицы). Рыбаков пытался определить сферу власти Симаргла, исходя из имеющихся знаний о Симурге. Последний в иранской мифологии охраняет Мировое Древо, на котором находятся семена всех растений. Поэтому он определял Симаргла как божество семян, ростков и корней растений; охранитель побегов и зелени. В более широком смысле — символ «вооруженного добра». Посредник между верховным божеством неба и землёй, его посланец. Таким образом, Б. А. Рыбаков считал, что Симаргл имел внешний облик «собако-птицы» или, может быть, грифона. Действительно, крылатые псы в окружении растительного орнамента — очень распространённый сюжет русского прикладного искусства XI—XII вв. Археологи находят браслеты, подвески, имеющие форму крылатой собаки; даже на воротах одного из суздальских храмов вырезаны эти мифические существа. Изображение Симаргла в окружении растительности, видимо, каким-то образом связано с его основной функцией. Можно сказать, что Симаргл почитался нашими предками как божество растительности и изображался в виде «собако-птицы» или «крылатого пса», то есть выглядел как посредник между небом и землёй. Таким образом можно сопоставить его с индийским Агни и допустить, что у Симаргла были более «высокие функции», так как основная функция Агни — это как раз посредничество между людьми и богами.

В дальнейшем имя Симаргла, по мнению ряда исследователей, заменилось именем Переплута. Об этом пишет, например, Б. А. Рыбаков: "Позднее архаичного Симаргла стали называть Переплутом. Он был связан с корнями растений. Культ Симаргла-Переплута тесно связан с русалиями, празднествами в честь вил-русалок. Русалки, или вилы, изображавшиеся в виде сирен, красивых крылатых птиц-дев, являлись божествами орошения полей дождями или влажными утренними туманами."


К. Васильев. Огненный меч

Интерес представляет браслет из состава Тверского клада 1906 г., где, кроме «многовертимого плясания» в честь Переплута, изображена сцена жертвоприношения Симарглу-Переплуту. Девушка в длинной узорчатой рубахе и с распущенными волосами подносит кубок изображению крылатого пса. Пёс Симаргл как бы вырезан из дерева, растущего в земле (показаны его корни) и сильно изогнутого. Явно, что чеканщик изображал не животное, а скульптуру животного, идола Симаргла-Переплута". Г. А. Ильинский расшифровывает Переплута как бога изобилия и богатства, что, по его мнению, вполне соотносится с функциями самого Симаргла.

Однако данную гипотезу нельзя считать достаточно убедительной. В. В. Иванов и В. Н. Топоров вообще игнорируют эту версию: "Переплут (рус. церковнослав. Переплуть, от русского плут, плутать или переплыть, если Переплут имел отношение к мореходству) — восточнославянское божество, упоминаемое вместе с берегинями в словах против язычества. По гипотезе В. Пизани — восточнославянское соответствие Вакха-Диониса. Данные о Переплуте недостаточны для точного определения его функций. Не исключена связь с именами богов балтийских славян типа Поренут, Поревит и с табуированными именами, производными от „Peru“ (Перун). На наш взгляд, нет вообще оснований причислять Переплута к божествам."


Семаргл-Переплут

Реконструкция образа Симаргла и его роли в славянской мифологии вызывает немало споров. Но тем не менее можно сказать, что Симаргл почитался нашими предками как божество растительности и бог огня, изображался в виде «собако-птицы». Этот образ является вполне архетипическим у индоевропейцев.

Подобные персонажи встречаются и за пределами индоевропейского мира. Например, у древних майя мифическая «небесная собака» связывалась с молнией и дождём. Близкое значение имела как раз крылатая собака, изображение которой часто встречается в древнеиранском искусстве.
Исходя из того, что наше божество Симаргл тоже изображалось в виде «крылатого пса», то есть выглядело как посредник между небом и землёй, можно сопоставить его с индийским Агни и допустить, что у Симаргла были более «высокие функции», так как основная функция Агни — это как раз посредничество между людьми и богами. И можно однозначно сказать, что Симаргл — это зооморфное божество.


В. Корольков. Семаргл

Симаргл — священный крылатый пес, охраняющий семена, посевы и, видимо, домашний очаг. Уже в трипольской росписи встречаются псы, прыгающие и кувыркающиеся (как бы летающие) вокруг молодых растений. При изобилии в те времена мелкого рогатого зверья (косули, серны, дикие козы) охрана посевов от поедания и вытаптывания была важным делом.
Персидский Ахура-Мазда поручал Сэнмурву заботу о небесном «дереве всех семян». Симаргл-Сэнмурв был как бы олицетворением «вооруженного добра»: при мирных аграрных функциях он был наделен когтями, зубами и вдобавок крыльями; он — защитник посевов.

По сообщению «Повести временных лет» от 980 года, князь Владимир I Святославич: "...постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна… и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь".
В поучениях против язычества имя этого божества стоит обычно рядом с именем Макоши, «матери урожая». Для церковников XI—XII вв., да, по всей вероятности, и для всех русских людей того времени, имя этого божества было уже непонятно и писалось различно.

Литература
Мифология древнего мира, -М.:Белфакс, 2002
Б.А.Рыбаков «Язычество древних славян», -М.:Русское слово, 1997
В.Калашников «Боги древних славян», -М.:Белый город, 2003
Д.Гаврилов, А.Наговицын «Боги славян. Язычество. Традиция», -М.:Рефл-Бук, 2002
Елена Мадлевская Русская мифология. — ЭКСМО. — ISBN 5-699-13535-9
Повесть временных лет
Борьба христианства… § 11. Симаргл (рус.). Гальковский Н. М
A.A., Ишутин Восточнославянские боги и их имена
Васильев М. А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси. Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. — М.: «Индрик», 1999. — 326 с.
Мадлевская Е. Русская мифология. — СПБ.: «ЭКСМО», 2005.
Рыбаков Б. А. Русалии и бог Симаргл-Переплут // СА. 1967. № 2.
Тревер К. В. Собака-птица: Сэнмурв и Паскудж // Из истории докапиталистических формаций. М.-Л., 1933.



error: Контент защищен !!