Перемещение производства в города и пригороды. Воздух в пригородах хуже, чем в центре. б) дополнительная литература

Система внешних связей города

Как отмечалось ранее, город характеризуется обширными и разнообразными внешними связями. Население, градообразующие предприятия и объекты городской инфраструктуры нуждаются в различных ресурсах из внешней среды. Однако встречное предложение товаров и услуг во внешнюю среду, за которые можно приобрести ресурсы для всех сфер города, обеспечивает в основном градообразующая сфера. Отсюда следует, что экономическое положение градообразующих предприятий оказывает решающее влияние на все аспекты жизни города.

Сумма поступающих извне ресурсов в денежном выражении может быть не равна (меньше либо больше) сумме продукции и услуг, отдаваемых во внешнюю среду. В зависимости от этого соотношения город может быть в финансовом плане либо "донором", либо "реципиентом".

Исследование экономических и социально-политических процессов во внешней среде и внешних связей города служит необходимым условием для анализа ситуации в муниципальном образовании.

Важнейшими элементами внешней среды являются государство, регион и окружающая территория (пригородная зона). Если рассматривать город как подсистему в системах государства или региона, то его внешние связи оказываются внутренними связями этих систем. Состояние и развитие внешней среды оказывает серьезное влияние на его функционирование. В свою очередь, развитие города может и положительно, и отрицательно сказаться на состоянии государства, региона и окружающих территорий. Наиболее сильно город влияет на пригородную зону.

Взаимосвязь города и пригородной зоны

Под пригородной зоной принято понимать территорию, прилегающую к городу. Современный город, особенно крупный, оказывает многостороннее влияние на пригородную зону. Например, быстрый рост вызывает миграцию населения из окружающих поселений, что может лишить предприятия, расположенные в них, трудовых ресурсов.

Без пригородной зоны город не может эффективно функционировать и развиваться. В то же время функционирование и развитие пригородной зоны невозможно без города.

Исторически пригородная зона располагалась в посадах. В Киевской Руси посадом называлась часть города вне городских стен. В посадах, как и в слободах, жили те, кто занимался торговлей, ремеслом и другими промыслами. Они размещались рядом с городом (кремлем).

Процесс урбанизации обострил проблемы городов. Возник особый образ жизни, характерными чертами которого являются скученность, автомобилизация, проблемы транспорта, экологии и т.п. Центры многих городов оказались неблагоприятны для проживания, и богатые люди начали селиться в пригородах. Постепенно последние превратились в неотъемлемый элемент пространственной структуры города. Предназначение пригорода состоит в концентрации пространственного, трудового и продовольственного ресурса для развития города. С формированием пригородной зоны связаны маятниковые миграции, сопровождающие привлечение трудовых ресурсов на предприятия города. В них сосредоточена значительная часть площадей сельскохозяйственного назначения, а также участки промышленных и санитарно-защитных зон. По объему пригородной зоны судят о перспективах градостроительства и размерах популяционной емкости самого города.

Согласно рекомендациям градостроителей, радиус пригородной зоны больших городов составляет в среднем: для города с населением свыше 1 миллиона человек 35 - 50 км; с населением 0,5 - 1,0 миллиона - 25 - 30 км; с населением 0,1 - 0,5 миллиона - 20 - 25 км. Такие пропорции в планировании пригородных зон необходимы для оптимизации пространственного, продовольственного и сырьевого ресурса развития города. Важное предназначение пригородной зоны состоит также в обеспечении экологического равновесия на территории, где размещается городское поселение, сохранении рекреационных зон и снижении антропогенной нагрузки на ландшафты.

В зарубежной литературе проблеме взаимодействия крупного города и пригородов уделяется большое внимание. Так, английские ученые Л. Классен и Г. Шимеми выделили 4 стадии в развитии городской территории с точки зрения соотношения численности населения в центральном городе и пригородах (табл. 2.6.1).

Таблица 2.6.1

Стадии изменения соотношений численности

населения города и пригородной зоны

При росте центральной части города за счет пригородов наблюдается начальная стадия рассматриваемого процесса - урбанизация. На второй стадии - дезурбанизации (субурбанизации) население центра сокращается быстрее, чем в пригороде, а рост наблюдается в пригороде. Если центр города снова растет либо его население сокращается медленнее, чем население пригорода, говорят о стадии реурбанизации. Через эти стадии прошло развитие значительного числа городов, что связано с тенденциями ветшания жилищного фонда в центральных районах крупных городов, развитием автомобильного сообщения, снизившего значение фактора транспортной доступности. К примеру, в 20-х годах прошлого века в США пригороды по темпам прироста населения начали существенно опережать крупные города, что объяснялось двумя причинами: развитием автомобильного транспорта и страхованием кредитов для частного строительства, которое приходилось на более дешевые пригородные земли. Среди жителей центральных районов стали преобладать люди со сравнительно низким достатком и невысоким социальным статусом, тогда как богатые высокостатусные группы предпочитают жить в пригородах.

В 70 - 80-е годы проявилась новая тенденция в развитии западных городов, названная джентрификацией. Она означает расширение строительства жилых домов улучшенного качества в центральной части крупных городов. Джентрификация привела к оттоку высокостатусного населения из пригородов в центральную зону. В связи с ростом спроса на жилье в центральной части города цены на городскую недвижимость начинают расти, что вынуждает бедных выезжать за пределы центральных районов.

В России процесс урбанизации породил устойчивую тенденцию перетока сельского населения в города, пик которой пришелся на 60 - 80-е годы прошлого века. Однако тогда обозначилось стремление многих горожан приобрести дачные участки за городом.

Характерными особенностями пригородных зон многих российских городов является размещение не только сельских поселений, дачных участков и зон массового отдыха, но и рабочих поселков. Особенностью такого поселка является, как правило, наличие промышленного предприятия, в результате строительства которого сельскохозяйственные виды деятельности оказались вытеснены несельскохозяйственными. В пригородных поселках построены многоэтажные жилые дома, сформировалась самостоятельная инженерная и социальная инфраструктура.

В ходе реформы территориальной организации местного самоуправления многие пригородные поселки были включены в черту городов и вошли в состав соответствующего городского округа в качестве его микрорайонов. Недостатком такого подхода является то, что их жители оказались удаленными от органов местного самоуправления. Другие поселки, находящиеся в пригородной зоне, стали муниципальными образованиями и позиционировались как городские поселения в составе муниципального района, окружающего город.

Городские агломерации

По мере расширения территорий городов одни пригородные поселки трансформировались в районы, примыкающие к периферийной части городов, другие в процессе развития получили статус городов. Таким образом, вокруг крупного города возникло несколько других, менее крупных. Подобное "созвездие" из нескольких близлежащих или даже слившихся между собой городов и поселков получило название городской агломерации.

Городской агломерацией является компактная и многообразная система территориальных поселений, образующаяся в центре притяжения крупного города. Эта система объединена производственными, трудовыми, транспортными, рекреационными и многими другими связями. Используя эффект ближних связей, входящие в состав агломерации поселения минимизируют затраты на перемещение сырья, сбыт продукции, приобретение оборудования и т.д. Образование агломераций, т.е. агломеризация, возможно двумя способами: "от города" и "от района". Агломеризация "от города" предполагает формирование городов-спутников, выполняющих отдельные функции, переданные им центральным городом в рамках региональной системы разделения труда. Агломеризация "от района" осуществляется за счет усиления экономического развития пригородных поселков, в результате чего они начинают приближаться по экономическому потенциалу к центру. Городская агломерация обеспечивает устойчивый механизм взаимодействия города с пригородами, образуя единый хозяйственный комплекс.

В СССР основная часть городских агломераций сформировалась в 30 - 50-е годы прошлого века благодаря форсированной индустриализации. Однако уникальной особенностью российских агломераций оставалась их крайняя неравномерность в распределении на экономическом пространстве страны. Концентрация производственного и кадрового потенциала в крупных населенных пунктах не позволяла пропорционально распределять производительные силы страны между географически приближенными к ним поселениями. Вследствие этого в отдельных случаях численность населения крупных центральных городов превосходила численность жителей районных центров, входящих в состав того же региона, чуть ли не в 50 раз. К примеру, при численности населения областного центра Омской области (г. Омска) 1138 тысяч человек население второго по величине города области Исилькуля составляет всего 27 тысяч человек. Это усиливает центростремительные тенденции в структуре агломерации, вызывает миграционный отток населения районов в центральные города, сдерживая экономическое развитие пригородов.

Неотъемлемый атрибут городской агломерации - маятниковая миграция, охватывающая центральный город и пригородную зону, а также высокая степень концентрации в центральном городе промышленного, банковского и торгового капитала, обеспечивающего экономическое влияние на сопряженные территории. Первые городские агломерации выявились в СССР в ходе переписи 1926 года, когда были выделены 9 подобных образований: Москва, Ленинград, Ростов-на-Дону, Харьков, Киев, Одесса, Баку, Тифлис и Ташкент. За 1959 - 1989 годы их число увеличилось с 26 до 49 и составило 332 города. Доля населения, приходящаяся на агломерации, в 1989 году достигла половины всего населения СССР. Центрами городских агломераций в современной России является большинство городов-миллионников, а также Новокузнецк, Иркутск, Сочи и некоторые другие.

Мегаполисы

Следующая стадия укрупнения и слияния городских поселений - создание мегаполисов. Схематически трансформация городского поселения из поселка в мегаполис выглядит следующим образом: Поселок -> Город -> Городская агломерация -> Мегаполис.

Мегаполис представляет собой взаимосвязанную систему агломераций. В 1990 году 33% городского населения мира было сосредоточено в городах с численностью населения более 8 миллионов человек. В США в 35 городах-миллионниках живут более 100 миллионов человек. Самый крупный американский мегаполис на Северо-Восточном побережье насчитывает 50 миллионов человек. В Бангкоке проживает 50% всего городского населения Таиланда, в Сеуле - не менее 30% населения Южной Кореи, в Стамбуле - 20% населения Турции. В России можно говорить о 2 крупных мегаполисах с центрами в Москве и Санкт-Петербурге. Особенности управления ими рассматриваются в главе 9.

Бесконтрольное расширение мегаполисов сопряжено с целым рядом серьезных социальных, экономических и экологических проблем. Так, исследования процессов урбанизации выявили, что по мере расширения границ городов растет отчужденность людей, снижается общественная активность, что компенсируется, однако, усилением процессов этнической и экономической сегрегации на городской территории, а также укреплением родственных и дружеских связей. Экологические последствия мегаполизации заключаются в обострении таких проблем, как загрязнение воздуха, антисанитария на улицах, автомобильные пробки и т.п.

Вопросы для самоконтроля

1. Какое значение для города имеют внешние связи?

2. Что такое пригородная зона?

3. С какими преимуществами и проблемами связано существование пригородной зоны?

4. Что такое городская агломерация?

5. Что такое мегаполисы и как они возникают?

Что такое субурбанизация, и где она отмечается? 5. Перемещение населения из переуплотненных центральных частей городов в пригороды, расположенные в экологически более чистой среде, где больше свободных земель. Туда переселяется относительно богатое население. Вокруг крупных городов развитых стран.

Вопросы 1
1. Численность населения Китая примерно в 10 раз больше числен¬ности населения Бангладеш, а плотность населения в 6,5 раза меньше. Во сколько раз площадь Китая больше площади Бангладеш?
2. Назовите известные вам крупнейшие мегалополисы мира.
3. Одна из агломераций, претендующих на звание крупнейшей в мире (30 млн жителей), расположена на острове. Назовите централь¬ный город агломерации и остров.
4. Самый высокий небоскреб Западного полушария имеет 110 этажей и достигает высоты 447 м. Где он находится?
В Нью-Йорке;
В Сан-Паулу;
В Чикаго.
5. Что такое субурбанизация, и где она отмечается?
6. Какие формы сельского расселения вы знаете?
7. Что такое эмиграция?
8. Что такое «утечка умов»? Приведите примеры.
9. Какие бы вы могли выделить виды внутренней миграции, исходя из географических направлений переселения?
10. Какие причины приводят к появлению беженцев? Приведите примеры беженцев, перемещающихся внутри страны.

Ответы 1
1. В 65 раз (если точно, не округляя цифр, то в 62).
2. Босваш (Бостон - Вашингтон),Токио - Осака, Рейнский, Сан-Сан (Сан-Франциско - Сан-Диего).
3. Токио. Хонсю.
4. В Чикаго.
5. Перемещение населения из переуплотненных центральных частей городов в пригороды, расположенные в экологически более чистой среде, где больше свободных земель. Туда переселяется относительно богатое население. Вокруг крупных го¬родов развитых стран.
6. Групповое (деревни, села), хуторские или фермерские.

8. Переезд высокообразованных специалистов из стран с низким уровнем жизни в страны с высоким уровнем. В развитые страны Запада из развивающихся стран.
9. Переселение людей из сельской местности в города, из малых городов в большие, из крупных городов в пригороды, со староосвоенных территорий во вновь осваиваемые районы страны, из районов Севера в центральные районы и др.
10. Войны, другие вооруженные конфликты, этнические конфликты, эпидемии, экологические катастрофы, преследования на национальной и религиозной почве. Беженцы из Чечни - на остальную территорию России, беженцы из Косова - на остальную территорию Югославии (в настоящее время сербы), в Албанию и страны Западной Европы (недавно - албанцы).

Вопросы 2
1. В многоэтажном доме длиной 125 ми шириной 16 м живет 1500 человек. Какова здесь плотность населения? Имеет ли географический смысл этот показатель? Почему?
2. Назовите известные вам крупнейшие агломерации мира.
3. Мегалополис, претендующий на звание крупнейшего в мире и насчитывающий 60 млн жителей, расположен на острове. Назовите мегалополис и остров.
4. Самый высокий небоскреб Восточного полушария имеет 88 этажей и достигает высоты 450 м. Где он находится?
в Куала-Лумпуре; в Сингапуре; в Пхеньяне.
5. Что такое ложная урбанизация и где она отмечается?
6. Какие формы сельского расселения преобладают в переселенческих странах?
7. Что такое иммиграция?
8. Что такое этническая эмиграция?
9. Какие вы могли бы выделить виды внешней миграции, исходя из побудительных причин переселения?
10. Какие причины приводят к появлению беженцев? Приведите примеры беженцев, перемещающихся между государствами.

Ответы 2
1. 750 ООО чел./км2. Этот показатель не имеет географического смысла, так как существуют еще обширные пространства между домами.
2. Токио, Сан-Паулу, Нью-Йорк, Калькутта, Бомбей, Рио-де-Жанейро.
3. Токио - Осака. Хонсю.
4. В Куала-Лумпур.
5. Рост численности городского населения из-за притока беднейших слоев, образование трущобных районов с фактически сельским укладом жизни. На перифериях крупных городов развивающихся стран.
6. Рассеянное: чаще всего - фермы.
7. Выезд на постоянное место жительства из одной страны в другую.
8. Въезд на постоянное место жительства лиц определенной национальности из определенной страны - обычно в страну, где они принадлежат к титульной нации. Например, немцы - из России и Казахстана (в Германию).
9. Переселение людей из страны в страну на заработки (временно и постоянно), по политическим мотивам, в лучшие экономические условия, из районов вооруженных конфликтов (беженцы), этничес¬кая миграция, репатриация (возвращение на родину из эмиграции) и др.
10. Русские беженцы из Средней Азии в Россию, из Афганистана в сопредельные государства, из Руанды и Бурунди в Конго (Киншаса),из Абхазии в Грузию, из Азербайджана в Армению и др.

С середины XX в. в развитых странах Западного мира стал наблюдаться процесс переселения обеспеченной части населения из центров крупных городов в пригороды. Многочисленные попытки решить проблемы современного города оказались малоэффективными. Результатом этого стало массовое бегство из городов в пригород и появление новой реальности столетия - феномена субурбанизации .

Специалистами отмечается, что миллионы людей во всём мире стремятся за пределы города, пытаясь возродить преимущества деревенской жизни на окраине города. Вот уже несколько десятилетий растут не сами города, а главным образом их пригороды. Так называемая субурбанизация, проблема второго жилища, индустрия массового отдыха, “эпидемия” садовых участков - всё это разные аспекты “антиурбанистской” тенденции, неприятия города в его современном воплощении, отказа от мегаполиса как модели будущего расселения на земле .

Начиная с 70-х г. об этом явлении стали много писать: “В США считается прогрессивным путём развития - субурбанизма - переселение состоятельных слоёв населения в пригороды. Идёт строительство малоэтажных пригородов и новых городов”. В Лос-Анджелесе, например, наблюдается “мощное перемещение в пригороды, перемещение туда центров обслуживания населения, мест приложения труда”.

В Нью-Йорке происходит “сокращение офисных учреждений в центре и перемещение их на периферию” . Общей тенденцией в городах Британии стало положение, когда “бедные люди остаются в центре города, а богатые - покидают его. Старики и молодёжь ещё живут в центре и внутри городов, растущие семьи - вне города” . Лондон в 70-х гг. каждый год терял по 100 тыс. населения. За 10 лет здесь потеряно 400 тыс. рабочих мест. Внутренние районы Манчестера за 15 лет (в 60-70-е гг.) потеряли 20 % своего населения, Ливерпуля - 40 % . Это явление продолжается и в наше время. В современном Париже идёт медленный и устойчивый процесс уменьшения населения. Горожане и рабочие места перемещаются в пригород, где более дешёвая земля, жильё и лучшая экология.

Многие компании переводят свои офисы и предприятия в пригороды. Этому способствует развитая транспортная инфраструктура .

Вследствие этих процессов в развитых странах Запада ведётся активное строительство пригородных посёлков и жилых районов, имеющих застройку, преимущественно состоящую из блокированных и индивидуальных жилых домов с индивидуальными участками земли.
Продолжающиеся сегодня субурбанистские тенденции в значительной мере способствует развитию методов архитектурной экологии, которые как раз призваны сделать места проживания более экологичными и приближёнными к природе.

В России этот процесс приобрёл своеобразные черты. У российских граждан тоже проявляется потребность жить “поближе к природе”, но по причине общего невысокого уровня жизни, она привела к массовому строительству силами горожан своих “вторых жилищ” за городом - к дачному строительству и возделыванию садово-огородных участков. Специалистами отмечается в России “беспрецедентный в мировой практике” масштаб этого явления . В этом можно увидеть признаки специфического российского варианта субурбанизации. Однако в начале 90-х гг. с началом экономических реформ в российских городах поднялась волна коттеджного строительства, вокруг городов стали возникать строящиеся коттеджные посёлки, которые создавались уже как место основного жительства для состоятельной части населения.

Но в силу больших сложностей, возникших с созданием инженерной и транспортной инфраструктуры на месте этих новостроек, а также отсутствия кредитования индивидуального строительства, данный процесс постепенно замедлился и почти сошёл на нет. Сейчас только наиболее состоятельная часть горожан строит для себя загородное жильё.

Процессам субурбанизации в России, кроме препятствий экономического характера, мешает и слабое развитие инфраструктуры. В Европе, имеющей развитую сеть дорог при развитой автомобилизации населения, жизнь за городом становится более предпочтительной чем в центре крупного города. В России же, где дорожная сеть развита значительно слабее и группируется в основном вблизи крупных городских агломерацией, жить за городом становится не всегда удобно и выгодно. Тем не менее, устойчивая потребность иметь основное жилище среди природного окружения у горожан имеется.

При развитии сети дорог и стабилизации экономической ситуации можно ожидать постепенное развитие процесса субурбанизации и в России. Жизнь за городом станет тогда доступной не только для богатой части населения, но и для людей со средним достатком.
Потому, вероятным сценарием развития системы расселения городских агломераций России в ближайшие десятилетия может стать процесс разукрупнения крупных городов и отток населения в пригород.

При этом будут строиться пригородные посёлки и жилые районы малоэтажной застройки, при создании которых могут быть успешно использованы подходы и методы архитектурной и градостроительной экологии.

Перемещение производства

Большая доля городского населения и рост занятости в городах развивающихся стран связаны с местной государственной и частной инфраструктурой, а также с инвестициями в промышленность или сферу услуг. Но основной источник роста занятости с 1980 года – это перемещение производства из развитых городских агломераций в развивающиеся.

Многие факторы, среди которых низкие заработные платы, лучшее образование и профессиональное обучение, инфраструктура, логистика, местное снабжение, крупные потребительские рынки городских районов, благоприятная политика двусторонней и мировой торговли, а также инвестиционные льготы, предоставляемые развивающимися странами, в совокупности способны переместить производственный центр из развитых стран в развивающиеся.

Эпицентр потребления среднего класса и доходов на душу населения перемещается вместе с промышленными и коммерческими инвестициями.

Развивающиеся города реализуют свои инвестиционные преимущества согласованно с центральной и местной политикой правительства, а также при денежной, финансовой и торговой поддержке. Они конкурируют друг с другом за прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Города, а не центральные правительства по большей части способствуют перемещению производства. Торговые представительства, возглавляемые мэрами крупных городов Китая, направляют маркетинговые делегации в города США и Европы, чтобы предоставить свои возможности для инвестиций. Эти делегации едут в такие города США, как Сан-Франциско, Даллас, Атланта, Чикаго и Нью-Йорк, а не в резиденцию федерального правительства в Вашингтон, округ Колумбия.

Инвестиция в перенос производства и открытие филиалов – это междугородний обмен, а не обмен между странами. Американские президенты могут повсеместно говорить об инвестициях и торговых достижениях. Но эти сделки заключаются между глобальными городами. Президенты стран привозят делегации мэров городов и крупнейших предпринимателей в глобальные города для привлечения туда бизнеса.

В грядущие десятилетия мы можем ожидать непрерывное истощение производства в развитых странах и перемещение его эпицентра в развивающиеся регионы . Эта тенденция отражена в приведенных выше ссылках на сравнение темпов прироста ВВП в городах развитых и развивающихся стран. Более высокий абсолютный ВВП и доход на душу населения на Западе – это атрибуты наследия, которые могут исчезнуть в ближайшие десятилетия.

Поскольку города США уже создали местное производство для замещения импорта из Европы, сегодня города развивающихся регионов создают привлекательные условия для размещения промышленных предприятий и развивают местное производство для замещения импорта с Запада. Широкий масштаб и быстрый темп такого замещения связаны с ускоренным ростом развивающихся городов и их потребляющих классов.

Единственная надежда на экономический рост для развитых городов с небольшим населением – это инновации для экспорта. Однако ожидается, что эти инновации также будут непрерывно замещаться импортирующими городами развивающихся стран. Китай нацелен на снижение импорта технологий с 50 до 30 % к 2020 году. В то время как в 2011 году доля Китая в мировых НИОКР увеличилась до 12 %, доля США в мировых НИОКР уменьшилась с 36 до 35 % . Инновации и продуктивность – это ключи к будущему балансу экономической силы между городами развитых и развивающихся стран.

К 2013 году крупнейшие развивающиеся страны и их местные частные и государственные ТНК и крупные предприятия имели финансовую возможность поддержать местные инновации. В случае с ВВП Китая 60 % приходит из частного сектора и 40 % китайского богатства находится в частных руках . Частный сектор Китая растет более быстрыми темпами, чем государственные компании, и богатство Китая, государственное и частное, инвестируется в покупку предприятий в развитых городах Европы, Японии и США в целях получения передовых технологий, выхода на рынок, а также укрепления силы бренда.

Процессы перемещения производства предприятий начинают двигаться в противоположном направлении. Huawei является второй по величине компанией по производству телекоммуникационного оборудования в мире. Это частное предприятие, которое имеет материально-технические базы и оперативные подразделения по всему миру: в Европе, Латинской Америке, Южной и Юго-Восточной Азии, Африке, на Ближнем Востоке и даже в Соединенных Штатах, где его деятельность в значительной степени блокируется федеральным правительством. Lenovo – самый крупный производитель компьютеров в мире, и эта компания официально зарегистрирована в Гонконге. Китай имеет обширный частный, а также государственный капитал для глобального расширения деятельности собственных городов. Китайские предприятия приобрели множество компаний как в Европе, так и в США. За последние девять месяцев 2013 года китайские фирмы потратили рекордную сумму – 12,2 миллиарда долларов США – на 55 проектов, реализуемых на неосвоенных территориях, и приобретения в США. Скоро будет установлен новый рекорд по прямым иностранным инвестициям Китая в экономику США

Перебазирование или консолидация производства

Перемещение или консолидация производства, как правило, связано с желанием компании поддержать рост бизнеса, снизить эксплуатационные расходы, привлечь новое управление, или по другим стратегическим причинам. Тем не менее, многие компании недооценивают значительные финансовые и операционные риски, связанные с таким предприятием, состоит ли оно из переезда через весь город, в другой город или за рубеж. Перемещение рабочего производства сопряжено с различного рода трудностями, так например, перебазировать станок , уже давно введенный в эксплуатацию на производстве довольно не простая задача. В данной статье будут рассмотрены некоторые из рисков, а также даны рекомендации, чтобы минимизировать эти риски.

Мотивирующие факторы

Перемещение факторов производства - решение перенести все или часть операций компании, как правило, инициируется ожидаемым ростом материального или снижения доходов и / или ожидаемого производства и операционных улучшений. Основываясь на нашем опыте, перечислены следующие несколько наиболее распространенных причин для переезда объекта:

Недостаточный размер предприятия, чтобы воспользоваться возможностями роста;
Уменьшение массы операций;
Более низкие затраты на оплату труда / производства;
Близость к каналам распределения;
Возможность для государственных стимулов;

Факторы риска

Перемещении организации производства представляют определенные, присущие к этому проблемы, которые должны быть поняты, как часть процесса принятия решений:

Потеря персонала - большинство компаний, в первую очередь, рассматривают вопросы сохранения мест для высшего руководства, однако они недооценивают влияние потери обоих работников среднего менеджмента, которые имеют глубокие знания важнейших эксплуатационных проблем, а также потерю квалифицированной рабочей силы (где скорость удержания, как правило, ниже). Отношения "ключ-клиент и вендор" могут быть нарушены в связи с потерей этих сотрудников. Кроме того, новые сотрудники неизменно подвержены значительной кривой обучения, и компания часто испытывает более высокую скорость оборота в период после переезда;

Информационные технологии - функция ИТ является неотъемлемой частью любой операции и имеет решающее значение для обеспечения плавного перехода операций на новое место. Значительное время и бюджет, необходимые для обеспечения системы могут быть успешно переведены и перезапущены в новом месте. Неспособность решить критические проблемы ИТ до переезда может парализовать операции, от получения и доставкм до отгрузки и выставления счетов;

Перемещение производства и установка оборудования - это зачастую является одним из самых сложных элементов в материально-техническом отношении одного переезда. Проблемы, которые мы наблюдали, включают:

Неправильная установка или повреждения при транспортировке приводит к значительному простою начального и / или проблем качества продукции в новых помещениях;
Плохая новая схема установки может привести к неэффективности и снижения производительности на начальном этапе. Переезд производства и адаптация к новой компоновке может быть особенно сложным делом, если компания не сохраняет опытных менеджеров производства на новом месте;
Инфраструктура нового завода может оказаться недостаточной для поддержки производственного оборудования. Требуется не только перевезти станок, но и все сопряженные с ним сопутствующие инфраструктуры. Перебазирование техники и ввод в эксплуатацию на новом месте затребует все ступени производственного и утилитарного процесса. Например, электроснабжение, канализация и удаление отходов может быть недостаточным на новом месте и может потребовать значительных инвестиций для модернизации.

Трудности в управлении запасами - аналогичные перемещения оборудования и установка на новом месте трудная задача в том плане, что перемещение организации затребует инвентаризации на новом складе и может представлять значительные трудности. Неадекватность системы для отслеживания движения запасов может привести к росту затрат, снижению скорости заполнения, и потери продукта.

Операционные и финансовые последствия

Неспособность решить операционные риски, связанные с переездом, может привести к серьезным последствиям для деятельности компании и в конечном счете к его печальному исходу в финансовом положении. Это можно увидеть в следующих областях:

Спад производительности - потеря опытного персонала, утрата боевого духа, время простоя оборудования, и / или не решенных вопросов ИТ может способствовать значительному снижению продуктивности и производства на новом месте. Производственная неэффективность часто приводят к снижению ставок заполнения клиентов, потерянным продажам и недовольству клиентов. Это часто приводит к увеличению сверхурочных и временных затрат на оплату труда и дорогостоящих ускорено судоходных альтернатив компенсировать задержки производства;

Вопросы качества продукции - набор неопытных сотрудников и устранение проблем с новыми или перемещенным оборудованием может привести к временному снижению качества продукции;

Отсутствие преемственности в ключевых функциях поддержки - оборот ключевых сотрудников службы поддержки может привести к задержкам в выставленных счетов и товаров (в результате деформации требований оборотного капитала) и невозможности получения информации на своевременной основе (возможно, задержка выявления проблем на новом месте);

Поврежденные взаимоотношения с клиентами - непоставка, просроченные поставки, большие сроки поставки, повышение доходности, и отсутствие преемственности от потери торговых агентов могут напрягать отношения с клиентами и может привести к постоянной потере ключевых клиентов. Компании зависящие от концентрации клиентов подвергаются риску значительного спада продаж в результате плохо выполненного перемещения.

Стратегии минимизации рисков

Подробный комплексный план перемещения производства должен быть разработан за долго до дня "Х", согласован, хорошо управляем и осуществляется должным образом, чтобы минимизировать потенциальные риски. Следует учитывать следующее:

Планирование - специальная группа созданная из компании (включая высшее руководство) должна быть назначена для управления всеми аспектами движения. Компания должна рассмотреть вопрос о найме профессионального консультанта для консультирования и, при необходимости, управления всем процессом для новых сотрудников. Это не процесс, который может быть выполнен на основе частичной занятости;

Сроки и графики должны быть установлены и контролироваться для завершения всех задач, некоторые из которых являются взаимозависимыми друг от друга. Кроме того, могут быть длительные сроки для поставки необходимого оборудования и услуг. Кроме того, компания должна учитывать, когда именно движение должно происходить в течение года, потому что это может создать трудности во время напряженного сезона для компании;

Связь - о перемещении производства должно быть сообщено соответствующим сотрудникам, поставщикам и клиентам, чье сотрудничество имеет решающее значение:

Управление должно общаться с сотрудниками, чтобы свести к минимуму неопределенности и слухи, которые влияют на моральный дух и удержание персонала. Сотрудники будут более удовлетворены, если они участвуют в процессе, и их проблемы в настоящее время рассматриваются. Кроме того, руководство должно говорить с персоналом на всех уровнях, чтобы понять, какие будут ожидаемые потери персонала. Этот шаг может оказаться невозможным, если ключевые сотрудники отказываются менять место жительства;
Поставщики должны быть уведомлены, чтобы координировать поставки сырья в период переезда. Это особенно важно, если инвентаризация застопориться в ожидании переезда, чтобы обеспечить доступность материалы для дополнительного производства или сбыта;
Связь с клиентами очень важна, потому что они должны быть осведомлены о предстоящей нагрузке на ресурсы. Если есть возможность ускорить платежи от них или организовать поставки с опережением сроков поставки запланированных во время переезда - это большой плюс.

Наращивание инвентаря - наращивание запасов до переезда позволяет компании избежать потери от продаж и пропущенных сроков поставки, которые должны возникать из-за задержки производства. Компании должны оценить, насколько это возможно с учетом существующих ограничений возможностей и имеющихся оборотных средств;

Параллельные операции - из-за потенциальных проблем, которые могут возникнуть на новом месте, компаниям следует рассмотреть возможность запуска различных производств параллельно в течение некоторого периода времени, если это возможно, до тех пор пока новое место не будет правильно структурировано. Это может свести к минимуму влияние проблем и задержек на новом месте, пока вопросы переселения решаются;

Планируемые расходы - рассчитывая бюджет переселения, следует учитывать влияние снижения производительности, более высокие эксплуатационные расходы, а также потенциальное замедление доставки, выставления счетов и продукции. Кроме того, расчет должен быть основан на реальных затратах для переезда, найма, путешествия, обучения сотрудников, не забудьте про консультационные услуги, а также прочие расходы по мере необходимости. Могут возникнуть многие не бюджетированные затраты, пока движение прогрессирует, если должным образом не удалось сделать это быстро.

Другие элементы, которые следует рассмотреть:

Переселение, как правило, влияет на время закупок для сырья от поставщиков и товаров, отгруженных покупателям;
Требуется рассмотрение влияния всех процессов на стоимость товаров, реализованных компонентов и возможных изменений стандартных расходов.

Есть серьезные риски, связанные с перемещением производства и корпоративным переездом, которые могут существенно повлиять на операционную деятельность и финансовые результаты. Непредвиденные расходы, потеря ключевого персонала, поврежденные отношения с клиентами, поставщиками и сотрудниками, а также другие проблемы могут привести к негативным последствиям для компании. Многие компании могут быть значительно ослаблены, временно или постоянно, в результате жестокого планового переселения.



error: Контент защищен !!