О борьбе с духами злобы поднебесными (живой голос святителя)

Духовный совет.

Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6,10-12).

Наша брань не против крови и плоти, то есть не против людей, но против начальств, против властей.

Против каких начальств, каких властей?

Конечно, не о тех властях, которые управляют государством, совсем о других начальствах говорит святой апостол Павел, как сам тут же поясняет: «против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных», против бесов, против ангелов сатаны, ибо их поистине можно назвать мироправителями тьмы века сего.

Всякая тьма, которую видите в жизни человеческой, это дело их рук, это дело того князя, господствующего в воздухе, о котором в другом послании говорит св. апостол Павел. А кто этот князь, господствующий в воздухе? Это сам сатана, это диавол. Господствует он над огромным множеством сердец.

И вот именно против него, против его ангелов тьмы, против духов злобы поднебесных велит нам св. Павел укрепиться Господом и могуществом силы Его.

Сами мы не в силах, совсем не в силах бороться с этим страшным князем, господствующим в воздухе.

Если бы были предоставлены своим собственным силам, то пали бы мы от злобы его.

Только тогда можем бороться, если укрепимся «Господом и могуществом силы Его».

Нам надо облечься «во всеоружие Божие, чтобы... можно было стать против козней диавольских».

Только тогда, когда облечемся во всеоружие Божие, когда не на свои силы будем надеяться, только тогда устоим против козней его. А какие это козни его?

Это все то, чем стремится он погубить нас, отвлечь от веры в Бога, отвлечь от пути спасения, указанного нам Господом Иисусом Христом. Он и его ангелы, духи тьмы, только тем и заняты, чтобы нас губить. Против всех людей, а в особенности против нас, христиан, строит он козни, чтобы погубить нас. Никого из нас не оставляет в покое. Ко всем нам посылает своих бесов, чтобы они нас направляли на путь погибели, на путь служения своим похотям и страстям, на путь нечестия и даже богохульства. Это сильные, опасные и страшные враги.

А разве не понимаете вы, что всякий враг тем опаснее, чем менее думаем о нем, чем менее следим за ним, чем менее замечаем его.

И, напротив, он тем бессильнее, чем строже, чем более неутомимо всегда следим за ним, за всеми его кознями, за всеми действиями и начинаниями, направленными на нашу погибель.

А как бесчисленно много людей, никогда не помышляющих о князе, господствующем в воздухе! И не только не помышляющих, но даже не верящих в его существование. Ибо все те, кто не верит в Бога, конечно, не верят и в диавола, в его существование; нисколько не заботятся о его нападениях; нисколько не остерегаются его страшных слуг.

А этого ему только и надо, ибо если человек беспечен и в Бога не верует, о сатане ничего знать не хочет, то такой несчастный становится весьма легкой добычей его, ибо враг незамеченный – самый опасный враг.

И всякая несчастная женщина, до мозга костей лживая и похотливая, и всякий несчастный мужчина, пьяный часто, если не всегда, становятся легкой добычей бесов, духов злобы поднебесных. Им ничего не стоит таких погубить окончательно.

А есть и такие несчастные, которые всю жизнь проводят в преступлениях, в разбоях, в грабежах и кражах, в блуде и прелюбодеяниях, которые никогда не помышляют ни о Боге, ни о диаволе.

Об этих сатане не стоит и заботиться: они уже сами погубили себя. Они настолько увязли в грехах, что не надо их соблазнять, наталкивая на грех. О таких забот у диавола немного, ибо они самая легкая его добыча.

А что сказать о нас, христианах, которые в Бога веруют, которые не сомневаются в существовании диавола и бесов, которые слышали и помнят слова апостола Павла о князе, господствующем в воздухе, – что скажу о них?

Их искушают бесы повседневно, их толкают и на блуд, и на сребролюбие, и на тщеславие, их толкают на служение своим страстям и похотям. И если не будут такие несчастные бдительны, если не будут помнить, что враг всегда готов погубить их – то горе им. А таких большинство.

Есть еще и третьи: есть великие подвижники благочестия, святые отшельники, проводящие всю жизнь в постоянной молитве, умерщвляющие плоть свою в помыслах о Боге, о законе Его.

Вот эти всего страшнее для диавола и для ангелов его: их нельзя соблазнить так, как соблазняют людей легкомысленных, беспечных, погрязших в суете мира, тех, которые только изредка, изредка вспоминают о Боге, мало молятся, никогда не постятся и храмов Божиих чуждаются.

Вот с этими могучими воинами Христовыми диаволу и бесам его труднее всего.

На нас, слабых и беспечных, бесы нападают исподтишка, незаметно для нас, им не трудно нас бороть, толкать на путь порока.

А со святыми, с теми, которые жизнь посвятили Богу, им очень трудно.

Слабых и беспечных из нас бесы поборают весьма малозаметно для нас. Нам они никогда не являются, мы их не видим, не знаем, не знакомы с ними.

Не то, совсем не то со святыми, с великими подвижниками добра. Для них оставаться незамеченными ни бесы, ни сам диавол не могут, ибо они самым неустанным образом следят за своим сердцем, за всем, что всевают диавол и ангелы его в сердца их.

Они умеют очень тонко различать все хитрости диавола, и ему просто и легко их не побороть. Он старается обычно побороть их не низшими страстями, а страстями высшего порядка: он губит их иногда гордостью духовной, тщеславием, самопревозношением и честолюбием.

Но что ему делать тогда, когда святые не поддаются и на эти его соблазны, очень тонкие, опасные – что делать?! Тогда приходит он в ярость и как неприятель, идущий на город, если поймет, что замечен, что напасть неожиданно не удастся, отлагает всякую скрытность и устремляется в бешеном порыве, так поступают и бесы со святыми.

В житиях святых, которые, вероятно, многие из вас читали, часто повествуется, как бесы открыто и бесстыдно нападали на святых. Они нападали открыто, как неумевшие укрыться от их зорких взглядов, переставали прятаться, сбрасывали личину, являясь в своем подлинном бесовском виде. Они нападали, принимая вид диких зверей, готовых поглотить отшельника; гадов ядовитых, страшных чудовищ, наводя на них страх и ужас. Так поступали они с весьма многими, и монахами, и отшельниками, и древними, и относительно не очень далекими от нас.

Свыше 400 лет тому назад жил преподобный Нил Столбенский. Это был один из великих преподобных, и в житии его читаем, как открыто, как бесстыдно напали бесы на его отшельническую келию.

Но есть у бесов по отношению к великим праведникам и другие способы нападения: они нападают не сами, а посылают своих слуг из людей. Так было со многими святыми, так было и с преподобным и богоносным отцом нашим Серафимом Саровским, на которого, по наущению диавола, напали разбойники, смертным боем били, изувечили, переломали ребра и проломили череп.

Это одно из ухищрений диавола. Так разнообразны пути, по которым идут бесы, стремясь погубить нас. Начиная от легкого, никакого труда не представляющего нападения на беспечных, на неверующих, они прибегают ко все более и более тонким и хитрым приемам уловления нас в свои сети.

Вот о какой брани против духов злобы поднебесных, против начальств, против властей, против миродержителей тьмы века сего говорит апостол Павел. Он говорит, что в борьбе с ними для защиты нам надо облечься во всеоружие Божие. «Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф. 6, 13).

Как воин, идущий в сражение, надевает броню, берет щит, шлем и меч, так и каждый из нас должен всегда быть во всеоружии Божием. «Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, – станьте смело против этих окаянных бесов, станьте, препоясавши чресла ваши, вместо воинского пояса, истиною Христовой, – и облекшись в броню праведности, и обувши ноги в готовность благовествовать мир» (Еф. 6, 14–15).

О, только те, кто полон праведности, у кого много, много добрых дел и духовных подвигов, одеты в эту броню, столь страшную для бесов.

Не войну, не кровопролитие, не насилие провозвещая, а мир, святой Божий мир, апостол Павел говорит в послании Римлянам словами великого пророка Исаии: «Как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим. 10, 15) – даже ноги их прекрасны.

А теперь, когда так мало мира на земле, когда готовится третья небывалая по жестокости и ужасам война, нам, христианам, надо как нельзя более обуть ноги наши в готовность благовествовать мир, нужно восстать всеми силами души против тех интервенций, против тех агрессий, которые терзают так страшно вовлеченные в борьбу народы.

О, как теперь в особенности надо, чтобы везде и всюду было явно, что только о мире мы помышляем, что мы ненавидим всем сердцем войну, кровопролитие, истребление людей.

«...а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого...». Раскаленные стрелы пускают в сердце наше бесы непрестанно и ранят и губят множество человеческих сердец.

А нам дан щит, крест Христов, ибо с ним получаем мы власть противостоять и диаволу, и бесам. И эту власть явим тогда, когда будем воодушевлены глубокой верой в Бога и беспредельной любовью ко Христу. Пред этим щитом трепещут окаянные бесы, трепещет и их глава – сатана.

«...и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть слово Божие» (Еф. 6, 16–17). Наденьте шлем, духовный шлем – не от пуль, не от осколков бомб защищающий шлем стальной, а шлем надежды на спасение, шлем надежды, что Господь с нами и дал нам силу и власть поборать диавола.

А что это за меч, не стальной, не обоюдоострый, а меч слова Божия? Какова его сила?

Вот что говорит св. Павел: «Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4, 12).

Словом Божиим, этим страшным для врага мечом можем мы творить чудеса. Слово Божие так бесконечно сильно, так действенно, так глубоко проникает в сердца людей, умеет так потрясать их, что иногда внезапно человек, погрязший во грехах и нечестии, вдруг преображается, пораженный силой слова Божия.

Вот видите, какое всеоружие дал нам Бог для защиты от козней диавола. Видите, что не оставляет нас Бог в доброделании, видите, что получили мы броню праведности, шлем спасения, щит Божий и меч духовный – слово Божие. Так что же, неужели не используем это святое всеоружие, неужели будем беспечны, не постараемся приобрести его?!

А как его приобрести? Только одним способом: верою и молитвою к Господу Иисусу Христу, неустанным упражнением в добродетелях, которые предписаны в его святом законе; непрерывным памятованием об этой защите, стремлением всегда, всегда, изо дня в день сотворить, соблюсти все Его заповеди.

Тогда и только тогда получим всеоружие Божие, тогда будем не одни: вместе с нами против духов злобы поднебесных, против миродержителей тьмы века сего будет сражаться Сам Господь наш Иисус Христос. Ибо для того и взошел Он на крест, для того и пролил Кровь Свою пречистую, чтобы дать нам это всеоружие Божие.

Тягчайшему наказанию подвергнемся, если не будем почитать за святыню Кровь Христову, которой мы спасены и освящены. Да не будет этого ужаса ни с кем из нас! Да будет нам в повседневной борьбе нашей с духами злобы поднебесными помощью Сам Царь и Бог наш Иисус Христос, Ему же слава и держава с Безначальным, Пресвятым Его Отцом и Святым Духом.Аминь.

Проповедь о всеоружии Божием.

Представив им побуждение к особенной бдительности от свойства брани, потом внушает им бодрость указанием предстоящих подвигов. Каким образом? Сказав, что враги сильны, он навел на мысль, что и многого мы от них лишаемся. Чего же? Борьба происходит в поднебесной, и не из-за денег, не из-за славы, но из-за пленения в рабство. Стало быть, вражда становится непримиримой. Соперничество и борьба бывают сильнее, когда они происходят из-за предметов важных. В поднебесной (έν τοΐς έπουρανίοις ) – это то же, что за (υπέρ) небесное. (Враги наши воюют с нами) не для того, чтобы, после победы, чем-нибудь воспользоваться, но для того, чтобы нас лишить (неба). Так, если бы кто-нибудь сказал: ή συνδήχη εv τινι χεϊται (договор заключается в чем-нибудь), то здесь: έν (в) соответствовало бы: υπέρ (за) или διά (для). Заметь, какую бдительность возбуждает в нас сила врага, и какая трезвенность происходит оттого, что мы узнаем, что действительная опасность предстоит нашему великому благу, и что также мы должны заботиться о победе из-за великого блага, – потому что враг наш старается свергнуть нас с неба. Кого это называет (Павел) «Против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего» ? И какой тьмы? Не ночной ли? Нет, – греховной. Мы были, говорит он, некогда тьмой, – называя так грех в настоящей жизни, потому что он уже больше не будет иметь места ни на небе, ни в грядущем веке.

Миродержителями же называет (дьяволов) не потому, чтобы они держали мир, но потому, что они настоящие виновники злых дел. Греховные дела Писание обыкновенно называет миром, например, в изречении Христа: «Потому что вы не от мира, как и Я не от мира» (Ин. 17:14) . Разве, в самом деле, (апостолы) были не от мира? Не были ли они облечены плотью? Не принадлежали ли к находящимся в мире? И в другом месте: «Мир Меня ненавидит, а вас не может ненавидеть» : и здесь также миром называет злые действия. Или, быть может, здесь под миром он разумеет самих злых людей, потому что демоны на них преимущественно простирают власть свою. «Против начальств, против властей» , – говорит, – «против духов злобы поднебесных» . «Началами» и «властями» называет их, по подобию того, как и между небесными (духами) есть престолы, господства, начала, власти.

Гомилии на Послание к Ефесянам.

Свт. Феофан Затворник

яко несть наша брань к крови и плоти, но к началом, и ко властем, и к миродержителем тмы века сего, к духовом злобы поднебесным

Причину показывает, почему заповедует быть всегда одетыми во всеоружие и находиться в постоянной бдительности и осторожности. Потому, говорит, это необходимо, что таковы враги наши и такова война, что этого требует злокозненность и невидимость врагов.

Яко несть наша брань - παλη, - борьба, бой, схватки у нас идут не с кровию и плотию , «не с людьми, подобострастными нам и нам равносильными» (блаженный Феофилакт). И в послании к Галатам, когда Апостол говорил, что по обращении он абие не приложился плоти и крови, - сею фразою означаются люди. Хочет сказать Апостол, что не такова у нас брань, как бывает у людей с людьми. Тут враги друг друга видят, видят, что один предпринимает против другого и последний противопоставляет ему соответственный отпор, как в фехтовании. Наши враги невидимы, невидимы и козни их. Надобно, следовательно, поставить себя так, чтобы, что бы они ни предпринимали, уловки их не имели в нас никакого успеха. Так это и бывает, ибо, хотя мы и не видим их, но всеоружие наше таково, что и без видения сего можно противостоять им. Надобно, однако ж, заметить, что опытные в духовной брани доходят до разумения ухищрений лукавого; по первым приражениям его догадываются, куда он метит, и соответственно тому противодействуют ему. И святой Павел говорил о себе, что он не неразумеет умышлений сатанинских. Заметив их, он тотчас давал им и отпор. Но это есть достояние совершенных, большею же частию мы бьемся с духами, как бьются в потемках.

Блаженный Иероним иначе взглянул в этом месте на кровь и плоть. Он говорит, что есть у нас брань с плотию и кровию, когда плоть похотствует против духа. Апостол не отвергает ее, но дает разуметь, что за плотию и кровию надо провидеть другие силы, действующие чрез них и нас борющие. Ибо есть духи похоти, как пророк Осия поминает о некиих, обольщенных духом блудным (Ос. 4, 12) ; есть духи гнева, вражды, ненависти и всякой страсти. Апостол хочет научить нас, что страсти в нас не от естества тела, не из плоти и крови, а от духов злобы возбуждаются; почему и говорит так (сокращено).

Такой мысли нельзя не дать веса. Ибо она совершенно истинна. И всякий может осязательно удостоверяться в ней при наблюдении над проявлениями страстей, когда они доходят до мании, каковы: пьянство, блуд, воровство, обжорство. - Не дать ли даже этому пониманию преимущества пред первым?

Но к началом и ко властем , - и проч. При невидимости и спрятанности, враги наши еще многочисленны, и такие все властные, чиновные. Словами: начала и власти означаются ранги нечистых духов. В каких чинах пали, те и в падении удержали за собою. Как между чистыми Ангелами есть девять чинов, так есть свои ранги и между нечистыми. Апостол только два указал здесь. Так святой Златоуст: «Началами и властями он их назвал по подобию того, как между небесными духами есть Престолы, Господства, Начала и Власти». Феодорит прибавляет: «Злые демоны были в числе святых чинов, но за злобу лишились сего чина. Но и доныне имеют они сии наименования в обличение их растления».

Враги наши не только численны и властны, но и знатоки своего дела, от чего и титулует их Апостол: миродержители тмы века сего, духи злобы .

Миродержители не мира, Богом созданного и во вседержительстве Его состоящего, но мира, который во зле лежит и в котором только и есть что похоть плоти, похоть очес и гордость житейская, с достаточным количеством людей, увлеченных сими похотями и множеством обычаев в удовлетворение им. В этом мире люди толкутся по сим обычаям, разжигаемые похотями и их более и более разжигая. От толчения и смятения - никто разобрать ничего не может, от чего что, для чего и как. Тьма покрывает всю эту область и есть ближайшая причина того, что мир сей еще стоит и цену какую-то имеет. Этого-то мира злые духи суть держатели. Они прельщают людей, они и держат их в прелести. Власть их не по естеству принадлежит им, а по неразумию людей, падких на похоти. Люди сами себя предают в рабство им и рабствуют. Сатана и стал случайно князем, по избранию грешных людей. Но как только кто отказывается жить по похотям и страстям, тотчас выходит из-под власти диавола. Если б все образумились, совсем бы пала власть сатаны, и бесы перестали бы быть миродержителями. Но так суждено, что люди будут грешить до конца века, - до конца века будет и миродержительство бесов. Оттого они и называются миродержителями тьмы только века сего. Святой Златоуст говорит:

«Миродержителями Апостол назвал демонов не потому, что они держали мир, но потому, что они настоящие виновники злых дел. Ибо Писание обыкновенно называет миром греховные дела. Может быть, под миром разумеет он и злых людей, ибо демоны на них преимущественно простирают власть свою». Феодорит же пишет, что демоны потому стали миродержителями, что люди, нерадиво живущие, добровольно возлюбили их рабство (сокращено).

Другое титло бесов есть духи злобы , - πονηριας, - лукавства. Лукавство так углубилось в них, что стало составлять будто их природу: они стали будто самое лукавство, и ничего от них не ожидай, кроме лукавства.

Наше слово - поднебесным , по-гречески стоит - εν επουρανιοις. Eπουρανιος - не поднебесный, а наднебесный, потому к духам злобы слово сие относиться не может, ибо они свержены с неба. Не можно его относить к духам и по грамматическому сочетанию. Наши толковники все и не относят его к ним, а разумеют под сим духовные небесные блага, полагая, что предлог εν стоит здесь вместо υπερ - из-за, - на что они приводят и примеры. Выходит такая мысль: брань у нас с духами злобы идет из-за небесных благ. Так, святой Златоуст говорит: «Борьба происходит εν επουρανιοις, - не из-за денег, не за славу. Eν επουρανιοις то же, что υπερ επουρανιοις - за небесное. Враги наши не затем воюют с нами, чтобы после победы чем-либо воспользоваться, но для того только, чтобы нас лишить неба». Так и Экумений с Феофилактом. Обыкновенный же образ перевода и понимания сего слова: поднебесным , означает, что духи витают между небом и землею, в воздухе, и как воздух обнимает нас повсюду, так повсюду окружают нас и духи злобы, и непрестанно приражаются к нам, как комары в сыром месте.

По цели Апостола то и другое уместно здесь. Феодорит будто хотел совместить обе мысли, ибо говорит, что борьба происходит с поднебесными, но из-за небесного. «Указывает Апостол и выгоды победы, чтобы воинов соделать более ревностными, потому что, говорит он, борьба с поднебесными, то есть с небесными чинами, и наградою за борьбу сию уготовано Царство Небесное».

Но все это, говорит Апостол, для того, чтобы показать, как необходимо всегда быть во всеоружии, быть бдительными и трезвенными. Из невидимости и скрытности врагов видно это само собою, видно и из того, что они суть духи злобы - лукавства, и из того, что многочисленны. Как же видно это из того, что они миродержцы тьмы века сего, когда христиане изъяты из-под их власти? - Тем, что изъяты, злобу их раздражают и вооружают против себя. Если так, то и себе надо вооружаться против них.

Блаженный Феодорит ставит в этом смысле одну общую мысль: «Божественный Павел подражает доблестному военачальнику, который с тем намерением, чтобы в воинстве его не было лености, описывает мужество врагов». Святой Златоуст свою об этом мысль прикрепляет к слову: из-за небесного. «Заметь, какую бдительность возбуждает в нас сила врага и какая трезвенность происходит оттого, что мы знаем, что действительная опасность предстоит нашему великому благу, и что также мы должны заботиться о победе из-за великого блага, потому что враг старается свергнуть нас с неба».

Послание святого апостола Павла к Ефесянам, истолкованное святителем Феофаном.

Свт. Лука Крымский

потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной

Прп. Петр Дамаскин

Несть наша брань к крови и плоти , то есть к людям, как в древности было с иудеями, когда побеждавший иноплеменников совершал дело Божие, но к началом, и ко властем , то есть к невидимым демонам. И побеждающий мысленно побеждает или бывает побеждаем страстями. Та война была прообразованием нашей брани.

Творения. Книга вторая.

Блаж. Феофилакт Болгарский

потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной

потому что наша брань не против крови и плоти

И это не для возбуждения страха говорит, но для того, чтобы сделать внимательными. Ибо тот, кто указывает на силу врага, делает тем самым своих более осторожными. У нас дело, говорит, не с обыкновенным врагом, и не с людьми, подобными и равносильными нам.

но против начальств, против властей

Как Бог начала и власти имеет, так и надменный тиран устроил у себя подобные же порядки.

против мироправителей

Не в смысле обладателей мира или твари. Потому что писание миром обыкновенно называет лукавые деяния и тех, кто совершает оные, как в выражении: вы не от мира (Ин. 15:19) , то есть не из числа творящих злое. Теми же обладают демоны, потому что они добровольно отдали себя в рабство им.

тьмы века сего

Тьмой называет непотребство, которое является и существует в сем веке, но далее его не простирается.

против духов злобы

Так называет демонов. А так как и ангелы суть духи, то он прибавил злобы ; потому что те - духи добра и света. Говоря же, что мы воюем не с плотью и кровью, он чрез противопоставление дает знать, что воюем с подвижными, непобедимыми в коварстве и трудно уловимыми.

поднебесных (έν τοις έπουρανίοις)

Чрез это опять побуждает к бодрости слушателя. Опасность, говорит, в великом деле, ибо дело идет не о земном и тленном, а о небесном. Предлог «в» (έν) употреблен вместо «за» и «ради» (διά), как бы говорит: ради небесного воюем, и потому нужно быть бдительным.

Толкование на послание к Ефесянам святого апостола Павла.

Блаж. Иероним Стридонский

потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной

Я полагаю, что брань против плоти и крови - это та, которая называется искушением человеческим. А именно: когда плоть похотствует вопреки духу и побуждает нас к деланию дел своих, т.е. блудодеяния, нечистоты, невоздержания, идолослужения, вражды, раздоров, ревности, греха, споров, несогласия, разделений, козней, пьянства, бесчинства и прочего«. Потому [то, о чем говорит здесь апостол,] это не просто человеческое искушение или борьба против плоти и крови , когда сам сатана или преображается в ангела света (2 Кор 11:14) и старается убедить нас, чтобы мы его почитали ангелом света, или делает нечто подобное, употребляя всякие усилия, ложные чудеса, и пророчества, и всякий неправедный обман. В самом деле, когда враг уловляет кого- либо, чтобы обмануть его, и утверждает в нем: Так говорит Господь, - то обманывает его не так, как плоть и кровь или искушение человеческое, а как начало и власть, правитель тьмы и духовное непотребство.

Следует знать также и то, что, за исключением этого места, мы не встречаем нигде - ни в Ветхом Завете, ни в Новом - слова κοσμοκράτωρ (мироправитель ). Это слово апостол Павел составил сам, чтобы, вследствие необходимости, обращаясь к ефесянам, новым и невидимым предметам дать новое наименование [В Библии данный термин действительно используется только однажды - в Послании к Ефесянам, однако Иероним ошибается, полагая, будто апостол Павел изобрел это слово, поскольку оно встречается в орфической литературе: см. Orphei hynmi, ed. W. Quandt (Berlin: Weidmann, 1962); см. также соответствующее место в словаре H.G. Liddel and R. Scott, A Greek-English Lexicon, revised and augmented by H.S.Jones (Oxford: Oxford University Press, 1996), стр.984].

Мы должны понимать, что наша борьба не против плоти и крови, но против некоторых духовных и невидимых сил, против правителей тьмы, которая облегает этот мир, распространяя заблуждения среди людей неверующих, и против духов непотребства, которые обитают в небесных пространствах. Это значит не то, что демоны проводят жизнь в небесах, а то, что находящийся над нами воздух получил это имя [небес]. Поэтому-то и птицы, летающие по воздуху, называются небесными…

"Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Ефесянам 6:12). Сильное и впе-чатляющее заявление! Слово pale — «брань», означает борьбу или рукопашный поединок. От слова pale также происходит слово palastra. В Древней Греции так называ-лось огромное здание, в котором проходили состязания по боевым видам спорта. Собственно, это был дворец, где спортсмены совершенствовались в своём мастерстве. С раннего утра до поздней ночи в этом здании можно было увидеть самых посвящённых, целеустремлённых и отважных спортсменов.

В Паластре, в основном, тренировались представители трёх видов спорта: боёв, борьбы и панкратиума. Эти виды спорта были очень жестокими и смертельно опасными. Приведу несколько цитат из моей книги «Жизнь в зоне сражения»:

  • «Во-первых, греческие бои отличались крайней же-стокостью. Бойцам не разрешалось выходить на поединок без шлема, иначе их головы были бы полностью разбиты. В те времена очень немногие бойцы достигали зрелого возраста. Большинство умирало на ринге.

Из всех античных видов спорта эти бои считались самыми жестокими, варварскими и смертельно опасными. Бойцы надевали перчатки, оплетённые железными пластинами с зазубринами, как на охотничьем ноже, которые оставляли глубокие порезы на теле противника. Позже стали пользоваться ещё более опасными утяжелён-ными перчатками. На произведениях искусства Древней Греции часто можно увидеть изображения бойцов с глубокими рваными ранами на теле, разбитыми носами и полностью обезображенными лицами.

Нередко боец мог одним ударом больших пальцев вы-бить противнику глаза. Невероятно, но несмотря на то что этот вид спорта был настолько неистовым и жестоким, в нём не было никаких правил, кроме одного — нельзя было захватывать кулак противника. Это было единст-венное ограничение. В отличие от современного бокса в этих боях не было раундов. Бой продолжался до тех пор, пока один из противников не сдавался или не умирал на ринге...

В одном манускрипте, датируемом I-м веком н.э., о боях написано следующее: “Победа бойца достигалась ценой крови”. Это был в высшей степени жестокий вид спорта».

  • «Спортивная борьба была ещё одним крайне жес-токим видом спорта. Борцы часто вели схватки до самой смерти. Одним из самых популярных приёмов этого вида спорта был следующий: схватить противника за пояс сзади, подбросить в воздухе и быстрым движением переломить ему позвоночник. Чтобы заставить противника сдаться, можно было начать душить его. Любая тактика считалась приемлемой: перелом пальцев, рёбер, выдавливание глаз и тому подобные приёмы. Спортивная борьба была менее варварской, чем другие виды спорта, но поединки здесь были очень жестокими. Это был воистину кровавый вид спорта».

«Были также панкратисты. Этот вид спорта, pankratium, объединял в себе всё сказанное выше о боях и борьбе. Слово pankratist состоит из двух корней: pan вся, и kratos сила, выставленная напоказ. Объединяя эти два значения, слово pankratist можно перевести так: человек, который обладает огромной силой, или чело-век, по своей силе превосходящий всех. Это и было целью панкратистов: соревнующиеся стремились доказать, что их невозможно победить и что они самые сильные!

Чтобы доказать это, им позволялось бить, лягать, пи-нать, колоть, кусать, давить, выдавливать глаза, ломать пальцы, ноги — словом, делать всё, что только может прийти в голову! Удары можно было наносить в любую часть тела. С противником можно было делать что угодно, т.к. этот вид спорта не предусматривал вообще никаких правил.

В древней рукописи говорится о борьбе pankratium : “Если вам сказали, что ваш сын умер в бою, можете верить этому; но если вам говорят, что он потерпел поражение и вышел из игры, — не верьте”. Почему так говорили? Потому что в этом виде спорта чаще умирали, чем сдава-лись или терпели поражение. Как и другие виды спорта, pankratium отличался крайней жестокостью».

Побеждают сильнейшие

Вернёмся к примеру, который использует Павел для описания духовной битвы с невидимыми демоническими силами, выступающими против нас с целью уничтожить. Он пишет: «Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы подне-бесной» (Ефесянам 6:12).

Выбрав греческое слово pale — «брань», Павел упо-добил нашу войну с демоническими силами спортивной борьбе. А это значит, что битва с силами тьмы будет ожесточённой. При чём в сражении с демоническими врагами не существует никаких правил! Всё дозволено. Здесь разрешены любые приёмы нападения и нет судьи, который даёт сигнал о прекращении боя, если противник пытается сломать вам кости или задушить вас.

Выигрывает тот, кто сражается упорнее, ожесто-чённее и дольше остаётся на поле боя. Выигрывает сильнейший. Поэтому подготовьтесь к битве до её начала. Это значит — отложите всякий грех, пребывайте в Божьем Слове и общении со Святым Духом.

«Потому что наша брань не против крови и плоти...». На первый взгляд, может показаться, что мои слова про-тиворечат тому, что написал Павел, потому что в этой книге я утверждаю, что большая часть духовных битв направлена против нашего разума. Противоречат ли мои слова словам Павла? Ни в коем случае! Нашим реальным духовным врагом является невидимое войско нечистых духов, которые ведут закулисные действия. Скрытая деятельность этих злых сил тьмы стоит за каждым не-счастьем, бедой, моральным падением. Но они ничего не могут сделать, если вы не содействуете им! Эти тёмные силы приходят искушать, обольщать, обманывать и атаковать наш разум.

Таким образом, прежде чем пытаться победить сатану, мы должны победить себя! Если мы живём свято, мы способны отразить любую атаку врага, кото-рую он попробует предпринять против нас. Большинство демонических атак не произведут ощутимого эффекта и не будут иметь серьёзных последствий, если мы будем почи-тать себя мёртвыми для греха (см. Римлянам 6:6—7, 11). Почему это так? Потому что мёртвые люди ни на что не реагируют! Мёртвого человека можно пинать, бить, ругать, плевать в него, искушать, обманывать, соблазнять — но он никак не ответит!

Брань против...

Что же это за злые силы, которые ведут закулисную деятельность, стараясь обмануть нас, чтобы потом манипу-лировать нами? «...Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправите- лей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Ефесянам 6:12).

В этом стихе Павел представляет четыре типа демони-ческих духов: 1) начальства; 2) власти; 3) мироправители тьмы века сего; 4) духи злобы поднебесной.

Рассмотрим каждый тип в отдельности, но сначала хочу заметить, что Павел употребляет слово «против» четыре раза. А ведь грамматически правильно было бы применить его один раз, и оно относилось бы ко всем четырём группам демонических духов одновременно, но он повторяет его четырежды!

Если в каком-либо месте Писания слово повторяется несколько раз, значит оно подчёркивает важную истину. Например, Иисус называет Святого Духа «Утешителем» три раза в Евангелии от Иоанна 14:16, 15:26 и 16:7. Тем самым Господь хотел обратить наше внимание на эту наи-важнейшую истину о Святом Духе. В тех же самых главах Иисус Христос намеренно трижды назвал Святого Духа «Духом истины», чтобы подчеркнуть эту важную мысль.

Когда на страницах Библии Господь обращался к известным библейским героям, Он всегда называл их по имени не один, а два или три раза. Например, в книге Исход, когда Бог звал Моисея, Он сказал: «Моисей! Моисей!...» (Исход 3:4). Обращаясь к Савлу Тарсянину, Бог сказал: «Савл, Савл!...» (Деяния 9:4). Самуил зани-мал важное место в плане Божьем, и Господь, призывая его, назвал по имени три раза (1 Царств 3:4—8)! Итак, Господь повторял несколько раз истины первостепенной важности или имена важнейших героев Писания.

Слово pros — «против», означает позиция впереди или встреча лицом к лицу . В Евангелии от Иоанна 1:1 это же слово описывает взаимоотношения Бога-Отца и Иисуса до воплощения Иисуса: «В начале было Слово, и Слово было у Бога...». Греческое pros это предлог у. Более точно этот стих можно перевести так: «В начале было Слово (Иисус), и Слово (Иисус) было лицом к лицу с Богом». Отношения Отца и Сына были настолько близкими, что они могли буквально чувствовать дыхание друг друга. Это слово показывает близость их взаимо-отношений.

Теперь Павел употребляет то же самое слово, чтобы описать столкновение лицом к лицу с невидимыми демо-ническими силами. Настанет момент, когда нам придётся сразиться с силами тьмы. Учитывая значение слова pros, этот стих можно перевести так: «наша брань...лицом к лицу с начальствами, с глазу на глаз с властями, лоб в лоб с мироправителями тьмы века сего и нос к носу с духами злобы поднебесной».

Иерархия в стане врага

Все исследователи Библии соглашаются с тем, что Послание к Ефесянам 6:12 написано военным языком. Очевидно, Павел получил от Бога откровение, что царство сатаны — это организация, подобная армии. Возглавляет эту армию группа демонических духов, которую Павел называет «начальства». Употребление слова archas — «начальства», относит нас к древним временам. Оно опи-сывает человека, занимающего главенствующее положение или высокий ранг в структуре власти.

Выбрав слово archas, Павел подчёркивает, что во главе сатанинского воинства находится группа демонических духов, которые с древних времён, возможно, со времён падения Люцифера, занимают главенствующее положение или высокий ранг.

Затем Павел упоминает «власти» — силы зла, кото-рые находятся на второй ступени в иерархии сатанинского царства тьмы. Слово exousia — «власти», означает власть, переданная кому-либо . Это говорит о том, что существует группа демонических духов рангом пониже, которым сатана разрешил делать всё, что они хотят и когда хотят. Эта вторая группа демонов уполномочена творить любое зло.

Далее Павел упоминает «миро правителей тьмы века сего». Греческое слово kosmokrateros, составное: слово kosmos означает порядок или устройство , слово kratos, означает необузданная сила. А целиком, слово kosmokrateros описывает необузданную силу, которая была укрощена и организована. Это слово использовалось также для описания организации порядка в армии. Гре-ческая армия, как правило, состояла из молодых людей, обладающих природными способностями, но представля-ющих собой необузданную силу, которую нужно было организовать (kosmos). Поэтому переполненных энергией молодых солдат учили подчинению, дисциплине, порядку и организованности. В конечном счёте, эти молодые люди становились единой, могучей силой.

Итак, kosmokrateros— это иерархия чинов и званий. Павел использует этот образ для описания царства сатаны. Фраза «мироправители тьмы века сего» указывает на то, что дьявол руководит лютыми полчищами демонических духов, как войсками. Он расставляет их по чинам и зва-ниям, даёт приказы убивать и высылает их на задания.

Несомненно, мы обладаем большей властью, чем дья-вол. У нас больше силы, чем у дьявола, т.к. в нас живёт Господь. Однажды размышляя об этом, я спросил Господа: «Если у нас больше власти и больше силы и Тот, Кто в нас, больше того, кто в мире, то почему Церковь терпит так много поражений?»

Никогда не забуду, что Святой Дух ответил мне: «Церковь терпит так много поражений, потому что у дьявола есть то, чего нет у Церкви!» «Что же это, Господь?» — спросил я. И тогда Бог объяснил мне зна-чение 6-го стиха из 12-й главы Послания к Ефесянам. Оказывается, дьявол очень серьёзно настроен вредить человечеству, поэтому его демонические духи готовы сражаться как единое войско. Они расставлены по чинам и званиям и предельно организованы, в то время как мно-гие верующие не находятся в одной церкви больше года!

Да, мы обладаем большей властью и силой, чем сатана, т.к. в нас живёт Господь. Церковь Иисуса Христа обла-дает огромной властью и силой, но эта сила разрознена, не собрана воедино. Верующим не хватает дисциплины, организации и посвящения. Чтобы изменить это, мы должны по-настоящему взяться за работу в поместной церкви и осознать себя армией Господа! Если у нас будет такая же дисциплина, организация и посвящение, как в лагере сатаны, мы сможем продемонстрировать все-могущество Божьей силы!

В конце 12-го стиха Павел упоминает «духов злобы поднебесной». Слово poneros — «злоба», обозначает что-то плохое, подлое, злобное, порочное, нечестивое и зловредное. Павел намеренно приберёг эту фразу напос-ледок. Она раскрывает конечную цель тёмного царства сатаны: демонические духи специально посланы, чтобы своей злобной, порочной, подлой и нечестивой деятельно-стью доставлять страдания человечеству.

ГЛАВА 5: КТО ТАКОЙ ДЬЯВОЛ?

Все исследователи Библии единодушны в том, что мы имеем дело с врагом, который ненавидит Евангелие, питает отвращение к Церкви и трудится сутки напролёт, стараясь опорочить учение Иисуса Христа. Давайте не будем прятаться от противника, а посмотрим, что говорит о нём Писание.

Дьявол может пробраться в жизнь верующего из-за его небрежности. Обнаружив, что верующий легко под-даётся обману, прокручивает всякую мысль, которую ему подбрасывает дьявол и принимает её за истину, дьявол начинает всё больше манипулировать им и постепенно губит его жизнь.

В Библии мы встречаем много имён, символов и обра-зов дьявола, которые раскрывают различные грани его извращённой натуры и показывают, как он действует. Например, в Новом Завете он известен как:

Аваддон (Откровение 9:11)

Клеветник (Откровение 12:10)

Пр отивник (1 Петра 5:8)

Ангел света (2 Коринфянам 11:14)

Аполлион (Откровение 9:11)

Веельзевул (Матфея 10:25, 12:24)

Велиар (2 Коринфянам 6:15)

Дьявол (Ефесянам 6:11; 1 Петра 5:8; Откровение12:9)

Дракон (Откровение 12:9)

Лукавый (Матфея 6:13)

Человекоубийца (Иоанна 8:44)

Князь мира сего (Иоанна 12:31)

Князь бесовский (Матфея 9:34; 12:24)

(Ефесянам 2:2)

Рыкающий лев (1 Петра 5:8)

Сатана (Луки 10:18)

Змий (Откровение 12:9)

Эти имена дьявола отражают четыре основных аспекта его природы: 1) стремление к разрушению, 2) извра-щённую натуру, 3) желание контролировать, 4) стремление манипулировать человеком.

Стремление дьявола разрушать

Два из семнадцати перечисленных выше имён говорят о ненасытном желании дьявола разрушать. Их можно найти в книге Откровение 9:11 — Аваддон и Аполлион : «Царём над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион». Древнееврейское слово «Аваддон» и греческое «Аполлион» означают губитель или разрушитель.

Демонические духи действуют по инструкциям сатаны (согласно Откровению 9:11, сатана — их царь и началь-ник) и посланы в мир, чтобы губить и разрушать.

Извращённая натура дьявола

Пять из всех представленных выше имён дьявола харак-теризуют его извращённую натуру: Веельзевул, Велиар, дракон, лукавый и человекоубийца.

  • Веельзевул

Во времена Ветхого Завета именем Веельзевул назы-вали божество Аккаронское. Буквальный перевод этого слова — «повелитель мух» (4 Царств 1:3, 6, 16). Пер-воначально это имя произносилось как Ваальзовул. Со временем евреи заменили его на Веельзевул, что усилило его значение — новое имя стало означать «господин навозной кучи».

Таким образом, имя Веельзевул раскрывает две важ-ные характеристики сатаны: первое значение — «повели-тель мух», открывает то, что сатана является господином демонических духов. Очевидно, в представлении филис-тимлян демонические духи не отличались от грязных, отвратительных мух.

Второе значение — «господин навозной кучи», под-чёркивает, что подобно мерзким, нечистым мухам, сатану и его злых духов привлекают навозные кучи — места, где всё пропитано гниением, вонью и похотью. В таких условиях сатана чувствует себя лучше всего.

  • Велиар

Гр еческое имя Велиар означает бесполезный, негод-ный. Этим словом всегда называли всякую нечистоту, порочность и греховность. В Ветхом и в Новом Заветах им нызывали нечестивых, порочных людей. Например, в 1-й книге Царств 2:12 говорится, что сыновья Илии были «люди негодные» — «сыновья Велиара» (в англ. переводе Библии ), так как были блудниками, ворами, идолопоклонниками и непокорными людьми. Эти по-рочные качества настолько укоренились в их характере, что однажды на них сошёл судный огонь и они были уничтожены. «Сыновья Велиара» переняли нечестивое поведение самого Велиара, т.е. сатаны.

  • Дракон

Дьявола называют также драконом. «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на зем-лю, и ангелы его низвержены с ним» (Откровение 12:9).

Слова дракон и змий описывают извращённую и безумную натуру сатаны, называют его смертоносным, ядовитым, безумным творением, которое готово нанести удар и убить.

  • Лукавый

В отрывке Писания, которое принято называть молит-вой «Отче наш», мы находим ещё одно из имён сатаны. Иисус молился так: «И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого...» (Матфея 6:13). Более точный перевод: «Освободи нас от злого». Иисус назвал дьявола злым. Никто не знал дьявола лучше, чем Иисус, поэтому неспроста Он приклеил ему такой ярлык.

  • Человекоубийца

И вновь именно Иисус открывает нам, что сатана является человекоубийцей. Иисус говорит книжникам и фарисеям: «Ваш отец дьявол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине...» (Иоанна 8:44).

Природа сатаны как убийцы впервые проявилась, когда он подтолкнул Каина убить своего брата Авеля (см. Бытие 4:8). Сатана-человекоубийца побудил Ирода убить всех младенцев в Вифлееме. Сатана-человекоубийца погубил миллионы христиан в ранний период Церкви, и сегодня жгучее стремление убивать переполняет обезумевшего врага человечества.

Желание дьявола контролировать

Неуёмное желание дьявола контролировать духовные сферы, физический мир, любое правительство или инсти-тут власти подтверждается тем, что Библия называет его князем мира сего, князем бесовским и князем, господ-ствующим в воздухе.

  • Князь мира сего

Называя сатану князем мира сего, Сам Иисус призна-вал его временное господство над землёй. Сатана предла-гал Ему царства мира. Когда Иисус был в сорокадневном посте в пустыне. В течение этих сорока дней князь мира сего искушал Иисуса, но Он противостоял ему, пока тот не обратился в бегство. Тем самым Иисус доказал, что господство дьявола на земле временное.

  • Князь бесовский

В Евангелии от Матфея 9:34 дьявол назван князем бесовским. Словом archontas — «князь», называли чело-века, занимающего главенствующее положение в структуре власти. Титул «князь бесовский» указывает, что дьявол занимает самое высокое положение среди демонических духов. Это слово ещё раз подчёркивает, что в сатанинской системе существует не только жёсткая организация, но и своего рода иерархия власти (см. Ефесянам 6:12).

  • Князь, господствующий в воздухе

Апостол Павел назвал сатану князем, господствую-щим в воздухе (Ефесянам 2:2). В распоряжении дьявола находятся начальства, власти, мироправители тьмы века сего и духи злобы поднебесной. Дьявол контролирует злые духовные силы различного ранга (Ефесянам 6:12).

Дьявол манипулирует разумом человека

Итак, последняя группа имён дьявола характеризует его как мастера вводить в заблуждение. Сюда входят шесть имён, которые указывают на способность сатаны извращать и обманывать человека: противник, клеветник, ангел света, дьявол, рыкающий лев и сатана.

  • Противник

Имя antidikos — «противник», позволяет понять, как действует дьявол. Это слово состоит из двух частей: anti и dikos. Слово anti означает против , в древнегреческом языке оно описывало человека, находящегося на грани безумия. В таком состоянии человек представлял большую опасность, поэтому его изолировали. Вторая часть слова — dikos, означает справедливость, правда, честность, праведность. Словом antidikos называли того, кто яро-стно противостоит праведности . Дьявол является лютым врагом праведности. Он активно преследует праведных людей и делает всё возможное, чтобы уничтожить их! Он ненавидит праведность и всячески старается «поглотить» праведных людей, подбрасывая им горькие воспоминания или искушая их. Всё это он проделывает в надежде заставить нас сомневаться в нашей праведности перед Богом и лишить нас чувства собственного достоинства. По этой причине Пётр напи-сал: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш дьявол ходит, как рыкающий лев, ища кого погло-тить» (1 Петра 5:8).

  • Рыкающий лев

Итак, следующее имя дьявола — рыкающий лев. Представьте, какой ужас наводит рычание льва на безза-щитного человека! Рычание льва страшнее его клыков. Но Иисус «...отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Колоссянам 2:15).

Своей смертью на кресте и воскресением из мёртвых Иисус Христос полностью лишил демонические силы власти. Он одержал над ними полную победу, «властно подверг их позору» (выставил на всеобщее посмешище — в англ. переводе Библии), т.е. заставил их испытать весь позор и стыд поражения.

Однако дьявол продолжает издавать устрашающий рёв. Он то и дело создаёт сумятицу в мыслях, пытаясь убедить верующих в поражении, нагоняет пустые страхи, чтобы привести христиан к поражению, выбить из колеи и заставить жалеть самих себя.

Заметьте, что дьявол ищет, кого бы ему поглотить. Слово «ищет» означает, что не каждый попадается ему в пасть. Он не может поглотить любого, кого захочет. Он ищет тех, кого сможет поглотить: тех, кто слаб в вере, не знает Божьего Слова, замкнут в себе, недостаточно зрел, чтобы устоять против его непрекращающихся лживых обвинений. Вот за кем охотится «рыкающий лев», вот кого он ищет, чтобы поглотить. Одно из значений слова katapino «поглотить» — «проглотить».

  • Ангел света

Сатану также называют ангелом света. Павел, столкнувшись с проблемой лжепророков, лжеучителей и лжеапостолов, которые пытались пробраться в Коринф-скую церковь, говорит: «И не удивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света» (2 Коринфянам 11:14).

Это ещё один пример того, как мастерски дьявол мани-пулирует людьми: он выдаёт себя за того, кем совершенно не является! И вновь его атаки направлены против разума, так как он старается исказить в нашем сознании реальную картину окружающего мира.

  • Дьявол

В Новом Завете он упоминается под этим именем более тридцати раз! Вы помните, что имя «дьявол», состо-ит из слов dia и balos. Dia переводится «сквозь». Balos образовано от слова ballo и означает я бросаю. Целиком слово diabolos означает бросать мяч или камень до тех пор, пока преграда или стена не будет проломлена.

Таким образом, «дьявол» — это не только имя пер-вейшего врага человечества. Это слово также описывает его способ действия: он атакует нас ложными мыслями снова и снова, удар за ударом, пока мы не примем эту ложь за истину.

  • Сатана

Еврейское слово shatana — означает ненавидеть, обвинять . Это имя тридцать раз употребляется в Библии, когда речь идёт о клевете и ложных обвинениях.

Условия для победы в духовной войне

Об этом заклятом враге Павел писал верующим Ефесской церкви. Он убеждал их облечься во всеоружие Божье (Ефесянам 6:11). Однако прежде они должны были отвергнуть ложь и говорить «истину каждый ближ-нему своему» (4:25).

Кроме того, Павел даёт целый ряд указаний:

«гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдёт во гневе вашем» (4:26);

«и не давайте места дьяволу» (4:27);

«кто крал, вперёд не кради» (4:28);

«никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших» (4:29);

«и не оскорбляйте Святого Духа Божия» (4:30);

«всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоре-чие со всякою злобою да будут удалены от вас» (4:31).

Не забывайте, необходимым условием для победы в духовной войне является праведная жизнь. Если мы не стремимся к святости, если у нас нет полного посвящения Господу, если непослушны Ему, — мы оставляем лазейки, через которые сатана может проникнуть в нашу жизнь и начать осуществлять свои гнусные намерения.

Крики, вопли, визг, топанье ногами, возгласы нисколь-ко не помогут, если мы (намеренно или по небрежности) предоставили дьяволу доступ к нашей жизни. Недоста-точное посвящение Богу и те сферы жизни, которые мы не отдали Иисусу полностью, приведут к тому, что мы окажемся безоружными перед дьявольскими атаками.

Но человек благочестивый, знающий истину и отвергающий ложь дьявола, подчинивший себя Богу, облачённый во всеоружие Божье, может рассчитывать на помощь всемогущего Бога!

КОНЕЦ КНИГИ

Святой Церковью читается Послание к Ефесянам. Глава 6, ст. 10-17.

10. Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его.

11. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,

12. потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.

13. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.

14. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,

15. и обув ноги в готовность благовествовать мир;

16. а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;

17. и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие.

(Еф. 6, 10 -17)

Братья и сестры, это окончание Послания апостола Павла к Ефесянам, которое мы с вами уже разбирали практически полностью, в том числе этот отрывок. Постараюсь не повторяться, а рассказать о чем-то другом. В ближайшее время у нас будут отрывки, которые мы читали не так давно. Почему так бывает, я объясню несколько позже.

Укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских. Конечно, здесь идет речь о метафорическом оружии. Вообще весь отрывок - это красивая метафора боя, битвы. Речь идет о том, что нужно облечься во всеоружие Божие. Термин всеоружие, как я говорил в прошлый раз, взят из военного лексикона и означает полную военную экипировку. Бывали случаи, когда можно было обойтись незначительным количеством брони, оружия, но в период особо важных сражений нужно было надеть на себя все, что есть.

Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Очень важное место, дорогие братья и сестры. Мне помнится, что в предыдущий раз, когда обсуждение этого отрывка было показано на телеканале «Союз» и выложено в группе «В Контакте», возникла небольшая дискуссия. Она была посвящена тому, насколько важно бороться со злыми духами, то есть не земными врагами, и есть ли смысл бороться с врагами на земле (якобы данный отрывок дает нам некоторое наставление об этом). 12-й стих говорит о том, что наша брань не против крови и плоти. «Кровь и плоть» - знаменитое библейское выражение, которое обозначает человека в его телесной немощи, с его биологическими потребностями, склонностью к болезни, усталости и, наконец, смерти. Есть такое выражение: «Плоть и кровь Царства Божия не наследуют». То есть человек в этом теле войти в Царство Божие не может, поэтому он должен в этом теле умереть и воскреснуть в новом духовном теле, которое будет способно наследовать Царство Божие. Апостол Павел здесь тоже использует это выражение, говоря о том, что мы воюем не против каких-то людей, врагов земных. Война идет против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Здесь фигурируют слова начальства, власти, но мы помним, что этими словами часто называются степени ангельской иерархии, а если есть ангельская иерархия, то, наверное, есть и иерархия злых духов, духов злобы поднебесной, демонов. На мой взгляд, здесь очевидно, что апостол Павел говорит именно о битве (брани, как это звучит на славянском языке) против этих нематериальных существ.

Эта битва происходит в сердце каждого человека. Каждый, кто заявляет, что он христианин, воин Христов, выходит на эту битву. В первую очередь, человек призван в этой брани очистить своего «внутреннего человека», свое сознание, чтобы открыть путь к сердцу, услышать его голос. Мало кто из людей, (дорогие братья и сестры, мы это сами прекрасно знаем), у которых не очищено сердце, может устоять перед искушением, например, власти. Часто люди, которые мыслят немного поверхностно, по-земному даже этот отрывок пытаются понимать в политическом смысле слова, думают, что есть плохие руководители, а они или кто-то другой были бы лучше (хотя чаще всего по своей гордыне в тайниках души мы, наверное, думаем о себе). На самом деле тот, кто очищает свое сердце, специально к власти никогда не стремится, его призывает Господь. Когда человек по Божиему устроению занимает какой-то пост, облекается властью, то часто получается, что его правление не слишком сильно отличается в лучшую сторону от правления его предшественника, которого он ругал и, возможно, сместил. Человеку очень сложно совладать с таким явлением как власть. Недаром говорят: если хочешь проверить человека, понять, какой он на самом деле, то дай ему власть.

Есть прекрасная притча о селении, рядом с которым в крепости жил дракон. Все пытались побороть дракона, потому что боялись его, чувствовали его власть, давление, но ни у кого не получалось. Тогда некий мальчик вызвался уничтожить дракона. Он взял меч, пошел в крепость и убил этого дракона, но по всему селению во всеуслышание объявляют о том, что победил дракон. На этом притча заканчивается, и у нас с вами есть возможность глубоко задуматься, что имеется в виду. Не исключено, что тот, кто убил дракона, может сам превратиться во что-то подобное, если у него не очищено сердце, если он не победил внутренних врагов, духов злобы поднебесной, которые искушают всякого человека. Нам с вами, братья и сестры, нужно помнить об этом всегда, когда мы размышляем о каких-то политических баталиях, о том, что у нас есть некие внешние земные враги. Мы думаем, что мы их победим, установим правильную власть, принесем всем правильную православную веру (даже если это будет сделано не по свободной воле, а сверху спущено) - победим и всех «оправославим»! Такие взгляды, по моему видению, достаточно наивны и неглубоки, потому что Новый Завет говорит о том, что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Поэтому, братья и сестры, дай Бог нам не путать духовное и земное, проповедь с пропагандой и истинную духовность, истинную веру и жизнь во Христе с идеологией.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

«потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей,
против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной».
(Послание к Ефесянам 6:12)


Многие из нас в своей духовной жизни переживали моменты отчаяния, когда хочется всё бросить! Кажется, что уже целую вечность ждёшь ответа, а его всё нет! В такие периоды, велика вероятность того, что вам противостоят духовные силы зла. Духовная оппозиция – это реально! Мы оказываемся вовлечёнными в сражение с демоническими силами, которые пытаются нас расстроить, привести в смятение, для того, чтобы мы сами отказались от дальнейшей борьбы.
В такие моменты очень важно окружать себя друзьями, которые будут поддерживать, ободрять, молиться вместе с вами.
Давайте обратимся к Посланию к Ефесянам 6:12, которое описывает духовное противостояние и разберём его по частям.

БОЕВЫЕ ИСКУССТВА

Слово «брань» описывает зал для боевых видов искусств. Это греческое слово «палэй», которое происходит от «палэйстра». А словом «палэй» описывали 3 вида спорта: бокс, борьбу, и панкратион, которые считались смертельными и опасными для жизни.

Первый вид боевых искусств – бокс . Бой боксёров заканчивался смертью одного из двух сражающихся, так как на руках у них были намотаны кожаные ремни с острыми ножами между костяшками.

Второй вид – борьба . Это были бои без правил, борцы были обнажены, их тела намазаны маслом, чтобы выскальзывать из рук противника. Во время борьбы ломали друг другу руки, ноги, позвоночник, что также приводило к смерти одного из противников.

Третий вид был самый жестокий - панкратион («пан» – всё везде, «кратос» – сила). В панкратион попадали такие бойцы, которые выжили в борцовских поединках, а также после бокса. Их называли всесильными, в своих поединках они использовали любые виды оружия. Так же как и в предыдущих видах битв, из двух сражающихся один погибал во время этой борьбы.
Читая Новый Завет, мы понимаем, что апостол Павел говорит о кровопролитном сражении, о битве, в которой речь идёт о жизни и смерти. Так Павел описывает духовное противостояние – враг хочет убить нас!

ЛИЦОМ К ЛИЦУ

Рассмотрим следующее слово «против» – «прос» – значит «лицом к лицу».
Например, в Евангелии от Иоанна 1:1 читаем, что «В начале было Слово, и Слово было у Бога», здесь используется тот же предлог «прос», который передаёт, что Отец и Иисус были настолько близко Друг к Другу, что чувствовали дыхание Друг Друга. Речь идёт об очень близком контакте.
А Павел пишет нам, что мы «не против плоти и крови».

Дьявол хочет, чтобы мы думали, что нам надо сражаться с плотью и кровью и сосредоточились на видимом мире: муж, жена, дети, люди, финансы. Поэтому Библия предостерегает нас, чтобы мы этого не делали. Тогда с чем же нам надо сражаться?
Рассмотрим следующие фразы «но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной».
Начальства – греческое слово «аркас», которое описывает демонических духов, которые с самых древних времён восседают на престолах власти. В древности так называли военачальников. Павел приоткрывает нам окно в духовный мир и показывает, как устроено сатанинское царство. Мы видим иерархию в сатанинском царстве: На самом верху – начальства, затем власти.

ВЛАСТЬ

Власть – греческое слово «эксусиас», описывающее кого-то, наделённого властью. В армии так называли полковника. Павел использует военные звания.
Мироправители (тьмы века сего) – греческое слово «космократерас», состоящее из 2 слов: «космос» описывает что-то правильно организованное, упорядоченное и «кратерас, кратос» – сила. Вместе речь идёт об организованной силе. Это также военный термин, которым описывали процесс подготовки молодых бойцов. Демонические духи проходят подготовку и учатся, как вредить людям в какой-то конкретной области. Разрушив одну жизнь, они переходят к следующей. Важно понять, что действия сатаны не случайны, это хорошо организованное сражение против людей, созданных по образу и подобию Божию.

ДУХИ ЗЛОБЫ

Духи злобы поднебесной - злоба – это греческое слово «панерос», которое описывает что-то жестокое. И эти жестокие духи обитают и действуют в поднебесье, так называют область, которая не превышает уровень гор.
Павел говорит обо всём этом для того, чтобы подготовить нас, а не для того, чтобы напугать. Для того чтобы победить врага, нам нужно оружие. Нужно посвящение. Важно, чтобы кто-то был рядом с нами, чтобы поддержать нас. Если дьявол идёт против вас, не чувствуйте себя побеждёнными.
Правда заключается в том, что если дьявол вас атакует - вы двигаетесь в правильном направлении и идёте к своей победе!

«И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана.»
(Первое послание к Фессалоникийцам 2:18)

Разберем слово - воспрепятствовал (нам сатана) - это греческое слово «эккопто», которым описывали двух бегунов на дистанции, один из которых ведет себя неправильно, выталкивая с дистанции второго. Павел говорит о подобном духовном противостоянии, с которым он сам много раз сталкивался, и тогда сатане удавалось вытолкнуть его с дистанции.
Давайте вместе прочитаем 10 главу Книги Даниила. Здесь перед нами открывается картина духовного противостояния.

"В эти дни я, Даниил, был в сетовании три седмицы дней. Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои, и мастями я не умащал себя до исполнения трех седмиц дней. А в двадцать четвертый день первого месяца был я на берегу большой реки Тигра…
(Даниил 10:2-4) день Даниил постился и молился. И сказал он мне: «Даниил, муж желаний! вникни в слова, которые я скажу тебе, и стань прямо на ноги твои; ибо к тебе я послан ныне». Когда он сказал мне эти слова, я встал с трепетом. Но он сказал мне: «не бойся, Даниил; с первого дня, как ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим".
(Даниил 10:11,12)

Очень важно понимать, что с первого дня Бог слышит нас и посылает нам ответ.

"Но князь царства Персидского стоял против меня двадцать один день; но вот, Михаил, один из первых князей, пришел помочь мне, и я остался там при царях Персидских.
А теперь я пришел возвестить тебе, что будет с народом твоим в последние времена, так как видение относится к отдаленным дням".
(Даниил 10:13,14)

Слово «князь» описывает здесь высокопоставленного демона, который руководит Персией.

И он сказал: "знаешь ли, для чего я пришел к тебе? Теперь я возвращусь, чтобы бороться с князем Персидским; а когда я выйду, то вот, придет князь Греции.»
(Даниил 10:20)
Над каждым регионом существуют демонические силы, которые правят народами. Их нельзя победить физическим оружием, их можно победить только молитвой. Когда мы молимся, приходят ангелы и помогают нам в сражении.
Итак, давайте рассмотрим 4 пункта, которые необходимо делать, когда мы находимся в духовном сражении и в ожидании ответа на молитву:
"Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением".
(Послание к Колоссянам 4:2)

ВЫВОДЫ

1. Слово «постоянны» состоит из трёх частей: «прос» + «картер» + «тэрэо» и показывает, что нам необходимо собрать все силы, столкнувшись с духовным сопротивлением! Оно означает «взяться с верой, изо всех сил, с твёрдым намерением не отпустить и не сдаться!».
2. Молитва. Откажитесь от всего, что мешает молитве.
3. Бодрствуйте. Яркий пример – это фермер, земледелец, который внимательно наблюдает за своим полем, потому что он пахал, сеял и теперь должен охранять от насекомых свои посевы. Он всегда бодрствует.
4. С благодарением – взывайте к Богу и заранее благодарите – так звучит вера.

Благословляю вас всегда держаться в молитве за то, о чем вы молитесь!



error: Контент защищен !!