Моральные чувства. Практические чувства. Какие бывают нормы
Для того чтобы дать определение понятию "моральные чувства", следует для начала выяснить, что же такое чувства в целом. Часто чувства идут в одном ряду с такими понятиями, как восприятие, ощущение, мышление. Эти категории ответственны за отображение воспринятых человеком событий и указывают на непосредственное отношение личности ко всему, что происходит в окружающем мире. Моральные чувства и моральные нормы тесно взаимосвязаны.
Что такое чувства?
С точки зрения психологии, чувства - это индивидуальное отношение человека к тому, что он познает, к окружающим и к самому себе. Подразделяются они на две категории - низшие и высшие чувства. К первой категории можно отнести удовлетворение любых физиологических потребностей, вторая категория подразумевает нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства.
Откуда появляются моральные чувства?
В первую очередь под влиянием общества и окружающей действительности. Любая среда, в которой функционирует человек, имеет свои рамки разрешенного поведения. То, что нормально для одних, может быть совершенно неприемлемо для других. Это зависит от народности, религии и даже страны, в которой проживает человек. Общество устанавливает нормы поведения, а человек живет в соответствии с этими принятыми нормами. Кажется, что все просто, общество устанавливает - мы следуем, но что же будет, если конкретный индивид откажется жить в соответствии с предложенными нормами морали?
Что будет, если отвергнуть нормы морали?
В первую очередь несоблюдение предписанных моралью норм и правил поведения вызывает негативные эмоции не только со стороны общества, но и у человека по отношению к самому себе. Проявляется это в угрызениях совести, чувстве вины, стыда и даже ревности и жалости. Если бы не существовало общество, то индивиды не имели бы представления о том, что такое правила приличия, не различали бы красоту и уродство, правильность и неправильность поступков и так далее. Но вопрос остается открытым: "Что такое как и кем они устанавливаются?"
Мораль и современный мир
В последнее время ведутся бурные дискуссии на тему того, что такое хорошо и что такое плохо. В обществе происходит переоценка ценностей, мир вокруг нас претерпевает серьезные изменения, и мы меняемся вместе с ним. Можно заметить, что то, что когда-то считалось позорным и безнравственным, сейчас воспринимается обществом нормально. Самый яркий пример - сексуальная революция. Если раньше жених у невесты был первым и единственным, а любое отклонение от данного правила вызывало негативные эмоции у общества, то теперь все совсем по-другому.
А можно ли считать моральным причинение вреда другому человеку? Сложно ответить конкретно на данный вопрос, даже Уголовный кодекс принимает во внимание обстоятельства преступления, и мы можем говорить о смягчающих признаках. Если преступление было совершено в ходе самозащиты, можно ли называть такой Ответ каждый дает сам себе, основываясь на воспитании и личных принципах.
Именно поэтому мораль - сугубо индивидуальное понятие. Однако принятие основ морали - это порядок в обществе. Если бы у человека не были заложены нравственные принципы, мир вернулся бы к первобытному обществу. Мораль - это доказательство развитости социума.
Как возникают высшие чувства?
В первую очередь высшие моральные чувства возникают в сознании человека, когда тот в своем поведении основывается не на своих желаниях, а на требованиях, которые выдвигает общество. В процессе воспитания эти требования должны прочно засесть в сознании человека, чтобы в будущем они стали его собственными требованиями к самому себе. Зачастую эти чувства появляются в сознании человека на основе определенного случая или события, произошедшего в жизни. Также это может быть только временное переживание. Нередко моральные чувства возникают после обобщения восприятия многих явлений действительности.
С развитием общества человек приобрел навык к восприятию происходящего вокруг не только на основе морали, но и на основе оценки этих событий. Здесь появляется одна из составляющих морали - эстетические чувства.
Моральные чувства - это устойчивое отношение индивида к обществу и к самому себе. Какими же бывают эти чувства?
Гуманность
Данное моральное чувство основывается на и ценностях человека. Именно эта категория чувств направляет человека в познании таких явлений, как признание прав, свободы и достоинства окружающих людей. Проявляется оно через диалог, помощь, сопереживание. Нравственное чувство и моральное поведение - основа гуманности.
Честь
Данная категория отвечает не только за отношение человека к самому себе, но и за то, как к нему относится общество и окружающие люди. Это высшее нравственное чувство - признание общественностью определенных достижений человека.
В это понятие входит желание человека поддерживать свою репутацию, доброе имя, достоинство. К этой категории можно отнести и чувство моральной ответственности.
Интеллектуальные чувства
Возникают у человека в процессе познания того или иного явления. Жажда знаний, эйфория от изучения чего-то неизведанного, чувство тайны, сомнение, удивление, уверенность - все эти чувства неразрывно связаны с понятием морали. Источником является творческая, научная и исследовательская деятельность.
Эстетические чувства
Данная категория отвечает за чувство прекрасного, за любовь к красоте, которая возникает в связи с явлениями и событиями, вызывающими эстетическое наслаждение и восторг. Эти чувства отвечают за отношение человека к предметам и явлениям. Например, человек хочет научиться рисовать потому, что данная деятельность порождает эстетические чувства.
Каждая деятельность человека основывается на влечении к прекрасному. Поэтому эстетические чувства реализуются фактически в любой сфере деятельности.
Чувство комического
Данная категория признана одной из самых сложных, так как сочетает в себе три главные стороны - мораль, эстетику, интеллектуальность. Выражаться чувство смешного может в абсолютно разнообразных формах. Например, доброжелательное отношение, симпатия превращается в чувство юмора. Противоположность юмору - сатира, чувство, которое насквозь пропитано злобой. Все мы не раз слышали, что лучшее лекарство - это смех, именно он борется с негативными эмоциями, возникающими в сознании человека.
Чувство юмора одновременно может быть и эстетическим, и интеллектуальным, и моральным. Поэтому в психологическом плане данные чувства не так-то просто различать.
Высшими данные чувства называются только потому, что они объединяют все разнообразие эмоциональных отношений человека с обществом и самим собой.
1. Моральные (нравственные) чувства
Моральные чувства представляют собой сферу эмоций. Эмоциональные чувства возникают по отношению к поведению других людей либо самого себя. Обычно это происходит в ходе некой деятельности и имеет прямое отношение к тем моральным нормам, которые приняты в данном обществе. В зависимости от того, соответствует ли увиденное внутренним установкам человека, возникает чувство удовлетворения или негодования.
Сюда же относятся все антипатии и симпатии, привязанности и уважения, презрения и отчужденности, а также благодарность, любовь и ненависть. Особняком стоит чувство дружбы, коллективизма, совести – они обусловлены скорее взглядами и убеждениями человека.
2. Интеллектуальные чувства
Интеллектуальные чувства – это то, что испытывает человек в ходе умственной деятельности. Сюда относятся весьма глубокие переживания – радость открытия, глубочайшее удовлетворение, вдохновение, стресс от неудач и т.д. Радости и переживания, которые человек испытывает относительно собственных открытий, это довольно сильный стимулятор эмоций.
3. Эстетические чувства
Эстетические чувства - это то, что ощущает человек, который созерцает или создает нечто прекрасное. Обычно это относится либо к природным явлениям, либо к различным произведениям искусства.
Сложно сказать, какие из этих чувств ценнее. Одни люди стремятся испытывать максимум моральных чувств, другие – эстетических. Все виды чувств в психологии видятся одинаково важными в эмоциональной жизни человека.
14. Понятие о воле, структура волевого акта, волевая регуляция поведения
Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Главная функция воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности.
Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной .
Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.
Структура волевого акта
Волевой акт может иметь разную структуру, в зависимости от количества компонентов, и длительность этапов его осуществления. Волевые действия бывают простые и сложные.
К простым волевым действиям относятся те, при осуществлении которых человек без колебаний идет к намеченной цели, то есть побуждение к действию непосредственно переходит в само действие.
В сложном волевом акте можно выделить, по крайней мере, четыре фазы:
Первая фаза -- возникновение побуждения и предварительная постановка цели.
Вторая фаза -- обсуждение и борьба мотивов.
Третья фаза -- принятие решения.
Четвертая фаза -- исполнение решения.
Первая фаза характеризует начало волевого акта. Волевой акт начинается с возникновения побуждения, которое выражается в стремлении что-то сделать. По мере осознания цели это стремление переходит в желание, к которому добавляется установка на его реализацию. Если же установка на реализацию цели не сформировалась, то волевой акт может на этом завершиться, так и не начавшись. Таким образом, для возникновения волевого акта необходимо появление мотивов и их преобразование в цели.
Вторая фаза волевого акта характеризуется активным включением в него познавательных и мыслительных процессов. На этом этапе происходит оформление мотивационной части действия или поступка. Дело в том, что мотивы, появившиеся на первой стадии в виде желаний, могут противоречить друг другу. И личность вынуждена проанализировать эти мотивы, снять существующие между ними противоречия, осуществить выбор.
Третья фаза связана с принятием одной из возможностей в качестве решения. Однако не все люди принимают решения быстро, возможны продолжительные колебания с поиском дополнительных фактов, способствующих утверждению в своем решении.
Четвертая фаза -- исполнение этого решения и достижение цели. Без исполнения решения волевой акт считается незавершенным. Исполнение решения предполагает преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела.
Особенность протекания волевого акта состоит в том, что механизмом его осуществления являются волевые усилия на всех фазах . Осуществление волевого акта всегда связано с ощущением нервно-психического напряжения.
Волевая регуляция поведения
Под волевой регуляцией понимают намеренно осуществляемый контроль побуждения к действию, сознательно принятому по необходимости и выполняемому человеком по своему решению. При необходимости торможения желательного, но социально не одобряемого действия имеют в виду не регуляцию побуждения к действию, а регуляцию действия воздержания.
Среди уровней психической регуляции выделяются следующие:
Непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные реакции; образная (сенсорная) и перцептивная регуляция);
Произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулирования);
Волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели).
Функцией волевой регуляции является повышение эффективности соответствующей деятельности, а волевое действие предстает как сознательное, целенаправленное действие человека по преодолению внешних и внутренних препятствий с помощью волевых усилий.
Механизмами волевой регуляции являются: механизмы восполнения дефицита побуждения, совершение волевого усилия и намеренное изменение смысла действий.
Механизмы восполнения дефицита побуждения состоят в усилении слабой, но социально более значимой мотивации посредством оценки событий и действий, а также представлений о том, какую выгоду может принести достигнутая цель. Усиление побуждения связано с эмоциональной переоценкой ценности на основе действия когнитивных механизмов. Особое внимание роли интеллектуальных функций в восполнении дефицита побуждения уделяли когнитивные психологи. С когнитивными механизмами связана опосредствованность поведения внутренним интеллектуальным планом, который выполняет функцию сознательной регуляции поведения. Усиление мотивационных тенденций происходит за счет мысленного построения будущей ситуации. Предвидение положительных и отрицательных последствий деятельности вызывает эмоции, связанные с достижением сознательно поставленной цели. Эти побуждения и выступают дополнительной мотивацией к дефицитарному мотиву.
Необходимость совершения волевого усилия обусловливается степенью трудности ситуации. Волевое усилие - это способ, с помощью которого происходит преодоление трудностей в процессе совершения целенаправленного действия; оно обеспечивает возможность благополучного протекания деятельности и достижение ранее поставленных целей. Данный механизм волевой регуляции соотносят с различными видами самостимуляции, в частности с ее речевой формой, с фрустрационной толерантностью, с поиском положительных переживаний, связанных с наличием препятствия. Обычно выделяют четыре формы самостимуляции: 1) прямая форма в виде самоприказов, самоободрения и самовнушения, 2) косвенная форма в виде создания образов, представлений, связанных с достижением, 3) абстрактная форма в виде построения системы рассуждений, логических обоснований и выводов, 4) комбинированная форма как сочетание элементов трех предыдущих форм.
Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.
" |
Высшие чувства. Высшие чувства возникают у человека на базе удовлетворения или неудовлетворения его высших духовных потребностей (в отличие от низших чувств, связанных с удовлет¬ворением или неудовлетворением органических потребностей в пище, воде, тепле, свежем воздухе и т. д.). К высшим чувствам относятся моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Высшие чувства имеют ярко выраженный общественный характер и свидетельствуют об отношении человека как общественного существа к различным сторонам и явлениям жизни. Содержание высших чувств, их направленность определяются мировоззрением человека, правилами нравственного поведения и эстетическими оценками. Содержание высших чувств советского человека определяется задачами построения коммунизма, диалектико-материалистическим мировоззрением и моральным кодексом строителя коммунизма.
Моральные чувства - это чувство советского патриотизма, чувство долга, чувство ответственности перед коллективом, чув¬ство коллективизма и т. п.
В основе чувства долга лежит осознание человеком общест¬венных интересов своего народа и своих обязательств по отноше¬нию к нему. Однако это не холодное, рассудочное знание своих обязанностей перед народом, а глубокое переживание обязанно¬стей. Если человек радуется успехам своего народа, коллектива так же искренне, как и собственным успехам, рассматривает уда¬чи своего коллектива, как собственные удачи, тогда долг для него не только знание, но и глубокое чувство.
Пример проявления чувства долга - подвиги тысяч советских людей во время Великой Отечественной войны, героев-молодо¬гвардейцев, Зои Космодемьянской, Александра Матросова. Чув¬ство долга проявляется и в самоотверженной работе наших космонавтов, строителей Байкало-Амурской магистрали.
Чувство долга может проявляться и в повседневной жизни. Например, чувство долга заставляет школьника отказаться от возможности посмотреть интересную телепередачу и сесть за уроки. Это же чувство заставляет его помочь по хозяйству боль¬ной матери, жертвуя игрой с товарищами.
Труд советского человека вызывает особую радость труда, связанную с сознанием его общественного значения, с сознанием того, что твой труд служит делу строительства коммунизма. Человек переживает чувство удовлетворения от самого процесса труда и при успешном его завершении, чувство огорчения при неуспехе, скуку - при отсутствии деятельности.
Оценка человеком своих поступков (самооценка) связана с переживанием такого чувства, как совесть. Если человек, исхо¬дя из чувства долга, сознает правоту своих поступков, то он переживает состояние спокойной совести: «Моя совесть спокойна, так как я поступил правильно». Спокойная совесть связана с переживанием большого морального удовлетворения и радости, она дает человеку силу и уверенность в правоте своих действий.
Интеллектуальные чувства связаны с умственной, познаватель¬ной деятельностью человека и постоянно сопровождают ее. Интел¬лектуальные чувства выражают отношение человека к своим мыслям, процессу и результатам интеллектуальной деятельности. Это чувство удивления, чувство сомнения, чувство уверенности, чувство удовлетворения.
Чувство удивления возникает тогда, когда человек встречается с чем-то новым, необычным, неизвестным. Способность удивлять¬ся - очень важное качество, стимул познавательной деятель¬ности. Чувство сомнения возникает при несоответствии гипотез и предположений с некоторыми фактами и соображениями. Оно необходимое условие успешной познавательной деятельности, так как побуждает к тщательной проверке полученных данных. И. 21. Павлов подчеркивал, что для плодотворной мысли надо постоянно сомневаться и проверять себя. Чувство уверенности рождается от сознания истинности и убедительности фактов, предположений и гипотез, которые выяснились в результате всесторонней проверки их. Результативная работа вызывает чувство удовлетворения. Например, тщательно выполненное учебное задание, остроумно решенная задача вызывают у ученика чувства удовлетворения и радости.
Большое место в жизни человека занимают эстетические чувства, прежде всего чувство красоты, восхищение прекрас¬ным. Источник эстетических чувств - произведения искусства: музыка, живопись, скульптура, художественная проза и поэ¬зия, а также произведения архитектуры и замечательные дости¬жения в области технических сооружений. Глубокие эстетические переживания мы испытываем при созерцании природы.
Зависимость эмоций и чувств от особенностей личности. О личности мы судим не только по мыслям, действиям и поступ¬кам, но и по ее эмоциям и чувствам, которые всегда на что-либо направлены. Здесь наблюдаются большие индивидуальные различия. Прежде всего свойствами личности, ее мировоззрением, взглядами и убеждениями определяется направленность эмоций и чувств. У принципиального человека и чувства устойчивы и принципиальны, будь то даже гнев или ненависть. Человек, не обладающий постоянством убеждений, внутренне противо¬речивый, характеризуется эмоциональной разбросанностью. У та¬кого человека эмоции и чувства возникают по случайным моти¬вам, отражая неустойчивость его внутреннего мира, непостоянство его принципов и убеждений.
Следует отметить также, что наряду с высокими моральными чувствами, отличающими советских людей, встречаются еще у нас и люди с мелкими, низменными чувствами, недостойными советского человека, как пережитки старой идеологии и морали - мелкой завистью к успехам и благополучию других людей, жад¬ностью, чувством собственности и стяжательства. Таким же злом является и эмоциональная тупость человека, его безразличие и равнодушие ко всему окружающему.
В зависимости от моральной стойкости и развития волевых качеств трудности и неудачи вызывают у разных людей различ¬ные чувства. У одних это чувство неудовлетворенности собой, активности, бодрости, боевого возбуждения, у других - чувство беспомощности и досады, уныние, апатия.
Переживания человека могут быть как глубокими, так и повер¬хностными. Глубокие чувства связаны со всем строем личности, т. е. с основными сторонами ее внутренней жизни: мыслями, желаниями и стремлениями. Иначе говоря, человек глубоко пере¬живает лишь то, без чего он не может ни жить, нп существовать, что составляет цель его жизни, основную сущность его интересов. В тесном единстве с глубиной переживания находится устойчи¬вость чувств. Глубокое чувство устойчиво и прочно, оно не под¬вержено влиянию побочных и несущественных обстоятельств. Чувства неглубокие, хотя, может быть, и сильные, временны и преходящи.
Понятие нравственности постоянно находится на слуху и является мерилом уровня развития современного человека .
Благодаря правильным нравственным ориентирам людям удается успешно существовать в условиях социума.
Как стать добрее и терпимее к людям? Узнайте об этом из нашей .
Определение в психологии
Нравственность — это индивидуальный для каждого отдельно взятого индивида свод правил и набор идеалов, которые в совокупности формируют моральное качество человека.
Эти правила влияют на выбор человека, его поведение и отношение к окружающему миру.
Нравственность рассматривают в связке с понятиями об этике и морали .
Ориентир, позиция, принципы
Нравственный ориентир — это цели и запреты (существующие в сознании) которые человек использует как образец для построения линии поведения.
Т.е. нравственный ориентир представляет собой четкие рамки, за границы которых человек не позволяет себе выходить.
Нравственная позиция — это оценка норм общественного поведения и их соблюдения. Эту оценку человек пропускает через внутренний «фильтр», осознавая ее и принимая в качестве ориентира для собственных поступков. Нравственная позиция включает в себя:
- поведенческие мотивы;
- саморегуляцию и контроль собственных действий;
- совестливость;
- чувство человеческого достоинства (с позиции человека, избравшего для себя определенную нравственную позицию).
Нравственные принципы — это каркас, на котором строятся социальные и межличностные отношения.
При этом справедливо утверждать, что нравственные принципы универсальны, поддерживают общественные устои через сторонний механизм влияния (общественное одобрение или порицание моделей поведения), могут быть выражены в моральных нормах.
Качества человека: список
Нравственность и мораль пересекаются, образуя единую систему качеств. К этой категории можно отнести нравственный блок:
- любовь к людям;
- уважение к окружающим;
- преданность (верность);
- бескорыстное начало (мотивация к действию, обусловленная благими намерениями, а не потенциальной выгодой);
- духовность (соединение нравственности и религиозности).
И моральный блок :
- чувство долга;
- ответственность;
- честь;
- стремление к справедливости;
Помимо положительных нравственно моральных качеств есть и отрицательные : , лживость и т.д.
Если уровень нравственности в обществе низкий, со временем отрицательные поступки и качества становятся для общества приемлемыми и предпочтительными, а затем внушаются молодым поколениям как действующая норма.
Подмена понятий происходит очень быстро и отследить динамику можно даже на примере детей и их родителей.
Положительное нравственное качество признается таковым на уровне целых сообществ. И такие универсальные качества выступают гарантом того, что их обладатель будет идентифицирован как человек нравственный и воспитанный.
Наиболее высоко в современном обществе ценятся ответственность, гуманность, открытость, искренность, дисциплинированность, верность, коллективизм, тактичность, трудолюбие, усердие, чистоплотность.
Высокие нравственные качества — это те качества, которые находятся в «положительном» полюсе в данном обществе/культуре.
Но в некоторых случаях «высокими» нарекают те качества, которые продиктованы не столько необходимостью успешно интегрироваться в общество, сколько глубокими и искренними чувствами отдельно взятого индивида. К этой категории относится патриотизм, целомудрие, абсолютный .
Примеры чувств
Человек испытывает нравственные чувства в тот момент, когда осознает, насколько его поступки соответствуют или не соответствуют моральным нормам .
И если анализ совершенных действий подтверждает, что требования общества и морали были учтены, индивид испытает положительные чувства.
В случае, если поведение идет в разрез с повсеместно одобряемыми моделями, чувства будут негативными и разрушающими.
Примеры :
- Человек, грубо ответивший пожилому человеку в очереди, осуждает себя и испытывает неприятные чувства. В момент совершения неприглядного поступка герой пошел на поводу у собственной раздражительности.
Но при этом человек считает уважение к старшим обязательным пунктом в системе нравственных ориентиров.
- Путешественник, возвращаясь на родину, осознает глубину своего патриотизма. В этот момент он испытывает положительные чувства, которые приобретает форму гордости за земляков, любви к родной земле и уважения к стране.
- Девушка дожидается любимого парня из армии. Понимая, что ее поведение соответствует высшим нравственным ориентирам (верность и преданность), героиня испытывает положительные эмоции.
Поведение
Поведение становится нравственным в том случае, когда индивид привязывает его к сложившейся системе нравственных ценностей и пытается подвести свои поступки к положительным ориентирам.
Ключевой элемент нравственного поведения — поступок .
Поступок в свою очередь заключается в действии и может получить положительную или отрицательную оценку членов общества.
Воздержание от любых действий в момент, когда нравственность требует от человека активности, тоже можно расценивать как поступок.
Нравственное поведение сложно оценить объективно, но окружающие всегда пропускают чужие поступки через «фильтр-факторы» :
- мотивы (если к неприглядному результату человека привел благородный мотив, градус негодования общества снизится);
- результат поступка;
- объективная реальность (обстоятельства, в которых был совершен поступок);
- средства достижения поставленной задачи (человек может использовать «запрещенные приемы» на пути к благой цели, что серьезно омрачит его нравственный облик).
Нравственное поведение — это всегда попытка найти баланс между установленными обществом ограничениями (рамками) и собственной свободой (творческим выбором).
Какие бывают нормы?
Нравственные нормы можно представить в виде шкалы с двумя полюсами , на одном из которых отображены поощряемые модели поведения, а на другой порицаемые.
Нравственные нормы можно поделить на два типа: о допустимом и недопустимом (о и зле).
Понятия противоположные и взаимоисключающие, а значит, каждая норма имеет свой антипод.
Это вынуждает человека занимать устойчивую позицию, так как сохранить нейтралитет в условиях полярности невозможно (если только бездействие не является осознанным выбором человека, готового к осуждению со стороны окружающих).
Что является показателем нравственной зрелости личности?
Личность может быть признана нравственно зрелой только в случае успешной социализации. Т.е. зрелый человек должен усвоить нормы, принятые в обществе, и руководствоваться ими при совершении поступков и принятии решений.
Но желание приблизиться к идеалам при этом продиктовано не страхом перед осуждением общества, а осознанием ценности, правильности и оправданности такого поведения.
Релятивизм — что это такое?
Нравственный релятивизм — это позиция, сторонники которой отрицают возможность существования абсолютного зла или добра.
Согласно моральному (нравственному) релятивизму мораль не привязана к универсальным стандартам.
Этичность поведения — лишь переменная величина, которая меняется в результате смены декораций (культуры, участников действия, нюансов ситуации и т.д.).
Релятивизм можно рассматривать в двух направлениях:
- понятия «добро» и «зло» условны сами по себе;
- общественная мораль условна относительно безусловных стандартов добра и зла.
Кратко о теории развития нравственности
Как формируется мораль у детей? Этим вопросом задавались многие ученые. Но в современном мире широкого признания достигла лишь теория Лоуренса Кольберга.
Кольберг использовал метод дилемм. Он проецировал на детей ситуации, в которых юным участникам эксперимента приходилось делать сложный моральный выбор.
В результате идея о том, что у детей формируется стихийная нравственность, не привязанная к каким-либо цифрам и показателям, была отклонена.
Кольберг выявил три уровня развития морального сознания:
Проблема безнравственности
Почему происходит падение нравственности? Все процессы в социуме цикличны.
Поэтому рано или поздно нравственность переходит в состояние упадка.
Из-за повсеместной трансляции и пропаганды безнравственных личностей, люди идут на поводу у этой пропаганды.
Вырисовывается образ успешного человека, наплевавшего на мораль и общественные устои, следующего за мечтой и разрушающего . Все это окутано ареалом некой романтики, привлекающей молодое поколение .
Но умы, легко поддающиеся чужому влиянию, не способны оценить масштаб катастрофы . Отказ от нравственных ценностей — это прямая дорога к анархии и беззаконию.
Ведь безнравственное общество — это общество, каждый член которого руководствуется собственным и , не испытывая угрызений совести в момент причинения вреда ближнему.
Это неизбежно связано с размытием границы между добром и злом в глобальном плане. Произойдет постепенное разрушение любых абсолютных устоев.
Очень важно воспитывать в детях высокие моральные качества , чтобы подарить подрастающему поколению возможность прожить жизнь осознанно. Тогда люди будут мирно сосуществовать не потому, что их к этому принудили, а по собственному желанию.
Зачем нужна нравственность:
«Эта книга пришла к нам с большим опозданием (она впервые увидела свет в 1928 году), но как своевременно! Пиаже затрагивает многие темы: соотношение свободы и принуждения в общении с детьми, роль авторитета взрослого и личного опыта ребенка, но главное - он показывает, какой сложный путь проходит каждый дошкольник, осваивая принципы морали.
Возможно, немало родителей будут удивлены, узнав, что обычная детская игра - это не просто развлечение, а важная и незаменимая школа морали. В совместной...
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога является оградить малыша от мира жестокости и грубости, познакомить ребенка с...
В ХХ веке психологов, психоаналитиков, психотерапевтов жизнь все-таки заставила всерьез заняться изучением всего спектра любовных чувств между мужчиной и женщиной. К этому времени был накоплен огромный материал для изучений и анализа.
И когда специалисты стали без заклинаний и мистики изучать не только многочисленные любовные сюжеты, а и подробные жизненные истории их героев от раннего детства до старости: воспитание - родительское внимание, здоровье - болезни, творчество - застои, жизнелюбие...
Нравственность связана с духовностью. Что такое нравственность?
Это жизнь человека в соответствии с моральными законами Космоса и человеческого общества. Строго исполняющий эти законы человек – нравственный человек. Законы нравственности изложены во всех великих духовных учениях: Ведах, Библии, в Евангелии Иисуса Христа, Коране, в трудах учителя О.М. Айванхова и других духовных учениях.
Нравственность и нравственные отношения – основа бытия и основа развития общества. Нравственное...
Чувство юмора - способность человека подмечать в явлениях их комические стороны, эмоционально на них откликаясь. Чувство юмора предполагает наличие положительного идеала, без которого оно вырождается в негативные явления вроде пошлости и цинизма.
Довлатов писал: "Юмор - инверсия жизни. Лучше так: юмор - инверсия здравого смысла. Улыбка разума." Улыбка - выражение эмоции, сама по себе эмоция, чувство. Разум же безэмоционален по природе своей. Две противоположности - разумное и чувственное, лед...
Что это такое, откуда оно берется? Для чего оно существует?
Чувство вины связано с таким понятием, как совесть. То, что считается правильным и неправильным.
Чувство вины регулирует наше поведение на внешнем и социальном уровне.
Это социально воспитанное чувство. Оно не относится к тем природным чувствам, с которыми мы рождаемся. Оно появляется у нас в тот момент, когда родители начинают нас воспитывать.
Другой момент появления этого чувства - это родовые модели поведения, которые...
Страх перед неопределенностью - это ситуация, при которой человек беспокоится и переживает стресс относительно непредвиденных событий, которые могут или не могут произойти. Об этом понятии начали говорить лишь недавно, поэтому оно считается новомодным веянием, о котором совсем скоро забудут.
Однако это не так. Сейчас мы подробно поговорим о том, почему об этой проблеме нужно знать.
У Тони Роббинса есть фраза, которую он повторяет все время: «Качество вашей жизни прямо пропорционально...
Чувство социальной справедливости, забота о благе других людей появляется у детей лишь в возрасте семи-восьми лет, в младшем возрасте дети склонны вести себя абсолютно эгоистично. Исследователи провели ряд экспериментом с участием 229 швейцарских детей разного возраста, которые должны были сыграть в ряд игр, связанных с разделом ценностей, роль которых играли сладости.
Детей разделили на пары, и один из них должен был сделать выбор между двумя возможностями - например "одно мне - ничего тебе...