Экстаз: что такое и пути его достижения. Таинственный экстаз. Что такое состояние несёт в жизнь человека? Что такое экстаз

Сложно описать то состояние эйфории и счастья на грани исступления, которое понимается под словом "экстаз". Что такое экстатическое состояние, знают лишь люди, хоть раз его испытавшие. Об этом чувстве Сомерсет Моэм сказал так: «Прекрасное — это экстаз: оно так же просто, как голод. О нем, в сущности, ничего не расскажешь. Оно — как аромат розы: его можно понюхать, и всё».

Экстаз. Что такое экстатическое состояние

В переводе с греческого ekstasis - "исступление, восхищение". Это высочайший восторг, изменение человеческого сознания, потеря ощущения реальности и времени. В некотором смысле это подобие транса. Есть несколько интерпретаций этого слова. Так, очень часто в литературе упоминается религиозный экстаз. Что такое исступление и эйфория от длительных молитв, правда, знают сегодня немногие. Еще подобное эмоциональное состояние приписывают безграничному вдохновению и восторгу от визуального удовольствия, то есть упоения красотой.

Современный человек, как правило, воспринимает слово "экстаз" только в одном значении - высшая точка чувственного всплеска в момент сексуальной близости с партнером.

Экстаз и оргазм - не одно и то же

В некоторых источниках ошибочно в качестве синонимов употребляют оргазм и экстаз. Что такое оргазм на самом деле? Это чисто физиологическое, хотя и очень сильное, удовольствие, которое сопровождается непроизвольными спазмами некоторых мышц малого таза. Для оргазма характерно ощущение наслаждения, удовлетворения. Чаще всего это состояние достигается путем стимуляции эрогенных зон, гораздо реже оргазм наступает самопроизвольно, например во сне.

Экстатическое наслаждение находится вне пределов физического возбуждения, на уровне психоэмоционального восприятия. Проще говоря, экстаз происходит в голове. Это некий взрыв накопленных положительных эмоций, счастье, бьющее неконтролируемым фонтаном. Оргазм далеко не обязательно сопровождается экстазом, более того, это достаточно редкое явление. В то же время человек способен испытать экстатический всплеск даже без самого полового акта. Вызвать подобное чувство может просто близость или прикосновения любимого.

Женский экстаз

Общеизвестный факт, что для представительниц прекрасного пола путь к получению оргазма гораздо более долгий и сложный, чем для мужчин. Если мужское удовлетворение - обычный логический финал половой близости, то для девушки это скорее игра в рулетку, где везет далеко не всегда. Более того, огромное количество женщин и вовсе не знакомо с этими прекрасными ощущениями. Такие дамы чаще всего имитируют оргазм, и даже экстаз, чтобы потешить эго любимого.

Кстати, если спросить о том, что такое экстаз, у женщин, получающих настоящее, неподдельное физическое удовольствие от секса, они расскажут об этом намного больше, чем мужчины. Дело в том, что психоэмоциональное восприятие у слабого пола гораздо тоньше, чувствительнее. Дамы способны получать истинный восторг даже просто от присутствия любимого человека, а близость с ним может вознести их над реальностью. Таким образом, экстаз может быть знаком даже женщинам, не знавшим оргазма.

Верный путь к экстазу

Чтобы любовные утехи приносили настоящее наслаждение и восторг, очень важно, чтобы оба партнера к этому стремились. Здесь не может быть речи о какой-то совместной работе, этот путь должен основываться на взаимном стремлении осчастливить партнера и, конечно же, себя. Не существует строгой инструкции «Что такое экстаз и как его получить». Более того, обычно такие моменты наступают совершенно неожиданно, без всякой подготовки. Однако некоторые разумные рекомендации все же можно найти.

Женщине следует попробовать овладеть искусством чувственного сосредоточения. Полностью абстрагируясь от внешней суеты и стремления угодить партнеру, нужно находиться только здесь и сейчас, прислушиваясь к своим ощущениям. Используя эту тактику, раз за разом девушка получает все больше удовольствия, постепенно приближаясь к заветной цели.

Сильному полу не стоит забывать, как важна для партнерши обстановка, в которой происходит любовное действо. Спальня, украшенная цветами и свечами, непременно создаст положительный эффект и поможет даме получить максимум эмоций. Для женщины также важно осознавать, что она красива и желанна. Страстный взгляд партнера и нежный шепот с комплиментами - вот, чего она ждет в этот момент.

Тантрическая йога

Не помешает также воспользоваться литературой. Тантрическая йога - это направление, изучающее сексуальный экстаз, помогающее его достичь. В пособиях можно найти много интересной информации: что такое экстаз, фото специальных поз, способы психологического настроя. Согласно этому учению, при использовании определенных приемов мужская и женская сексуальные энергии способны высвободиться за пределы физиологии и воссоединиться, приводя к высшему блаженству.

Несмотря на всяческие научные теории, только настоящая любовь может создать те самые неповторимые энергетические вибрации, охватывающие одновременно тело и душу.

, Книга пророка Захарии , а также в книгах Нового Завета : Евангелие от Марка , Деяния святых апостолов , для обозначения особого состояния сознания, в котором теряются границы между внешним и внутренним. Это состояние сопровождается чувством восторженности.

Подход Мантегацци

Аффективные экстазы.

  1. Экстаз любви - половой.
  2. Экстазы семейной привязанности, дружбы, любви к ближнему, самопожертвования (альтруистические экстазы)
  3. Экстазы религиозные.
Эстетические экстазы.
  1. Экстазы зрительные (формы, симметрии, красок).
  2. Экстазы слуховые (музыкальные).
  3. Экстазы бесконечного (море, небо).
Умственные экстазы.
  1. Экстазы творчества (красноречия, власти).
  2. Экстазы познания истины (интеллектуального чувства).

Религиозный экстаз

Классик английской спиритуалистской литературы Фредерик Майерс писал, что «экстаз является весьма распространенным религиозным проявлением». Среди всех субъективных религиозных переживаний экстаз является сравнительно общедоступным и психологически наиболее достоверным. Об экстазе говорится практически во всех религиях. «От шамана дикарских племен до Будды, Магомета и апостолов-мистиков - Иоанна, Петра и Павла - мы встречаемся со сходными психологическими свидетельствами, сколь бы ни были значительны психологические, интеллектуальные и нравственные различия между этими людьми». Через религиозное созерцание можно достичь того состояния интимного общения с Богом, в котором «душа пребывает в Боге и Бог в душе», однако, созерцание не является завершающей стадией единства с Абсолютом. Многие великие созерцатели описывают отдельно и считают более возвышенной, чем молитва единения, группу определенно экстатических состояний, когда концентрация душевной энергии на Трансцендентном столь полна и кипение жизни в этой точке столь интенсивно, что человек погружается в транс и на какое-то время перестает осознавать внешний мир . В обычном созерцании человек не следит за внешним миром, но и не абстрагируется полностью. В экстазе же человек не может осознавать внешний мир. Никакие сигналы из этого мира не достигают его, включая даже самые настойчивые - ощущения физических страданий.

Например, в экстазе (в исступлении) находился апостол Пётр , когда согласно книге Деяния святых апостолов , пребывая на молитве городе Иоппии , в видении получил от Бога откровение о том, что необходимо принимать в церковь не только иудеев, но и язычников:

Услышали Апостолы и братия, бывшие в Иудее, что и язычники приняли слово Божие. И когда Пётр пришёл в Иерусалим, обрезанные упрекали его, говоря: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними. Пётр же начал пересказывать им по порядку, говоря: в городе Иоппии я молился, и в исступлении (ἐκστάσει) видел видение: сходил некоторый сосуд, как бы большое полотно, за четыре угла спускаемое с неба, и спустилось ко мне. Я посмотрел в него и, рассматривая, увидел четвероногих земных зверей, пресмыкающихся и птиц небесных. И услышал я голос, говорящий мне: «встань, Петр, заколи и ешь». Я же сказал: «нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои». И отвечал мне голос вторично с неба: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Это было трижды, и опять поднялось всё на небо.

Неоплатонизм

Античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма Плотин говорит об экстазе как об "исхождении из себя", как о последнем шаге на пути к достижению Единого, что, согласно Плотину, является началом всего сущего, то есть абсолютным Благом. В экстазе человек касается Божества, Совершенного Первоначала, источника всего совершеннейшего, силы, производящей существующее.

Называем же мы Его единым, с одной стороны, по необходимости, чтобы хоть как-то Его называть, чтобы можно было указывать друг другу, о чём идет речь, а с другой – для того, чтобы душу свою привести в единство и достигнуть единой неразделённой концепции .

Совершенное единство неограниченно, абсолютное Благо не замкнуто в себе, оно изобильно. Человеческая же природа ограниченна, и единственный способ возвыситься над своей ограниченностью, приблизиться к божественному, т. е. сверхчувственному, сверхмыслимому, - испытать экстаз, через "выступление из себя к Богу".

Согласно Плотину, высшая жизненная задача исчерпывается возвращением к высшему, божественному, истинному; вознесением над земным измерением жизни. Обожествление требует от человека отстранения от собственной чувственности, бескорыстного отношения к миру, отвлеченного мышления (арифметическое, геометрическое), любви к Прекрасному(Единому), чистого умозрения (созерцания в тишине - исихия) и, наконец, восхищения, экстаза, в котором человеческий дух становится единым с Божеством, сливается с ним.

Плотин так описывает экстаз слияния: «Тогда душа ничего не видит и не различает ни перед собою, ни в себе самой. Она словно бы становится чем-то другим, прекращает быть собою и принадлежать себе. Она принадлежит Богу и едина с Ним, как в концентрических окружностях одна в другой. ...Поскольку в этом единении с Божеством не может быть разделения, и воспринимающий должен быть тем же, что и воспринимаемое [чистое созерцание], постольку у человека остаётся представление о Боге лишь в том случае, если он способен сохранить в себе воспоминание о достижении этого единства и пребывании в нем... Ибо при этом ведь ничто не шелохнётся в нём, ни гнев, ни желание, ни рассудок ни даже интеллектуальное восприятие [в том числе и диалектическое рассмотрение!] – ничто не может привести его в движение, да будет нам позволено так выразиться. Находясь в экстазе, пребывая в отрешенном одиночестве наедине с Богом, человек вкушает подлинную безмятежность». . Экстаз Плотина характеризуется ощущением очищения, вечности, божественного восторга, которому чуждо все земное. Согласно Плотину, экстаз - высшее духовное состояние.

Экстаз в христианстве

В христианстве высшее духовное состояние - обожение, то есть, что в святоотеческой литературе называется «богоусыновлением», «богоуподоблением», «изменением в бога», «превращением в бога», «обожением». Идея «обожения» (theosis) была центральным пунктом религиозной жизни Востока, вокруг которого вращались все вопросы догматики, этики и мистики.

Крупнейший русский патролог архимандрит Киприан Керн полагал, что на христианское учение об обожении оказал сильное влияние неоплатонизм. Плотин, античный философ-идеалист, основатель неоплатонизма, также в своем учении говорит о достижении высшего духовного состояния, о соединении с Божеством, о единении с Ним в экстазе. Однако Плотиновский экстаз и христианское обожение не одно и то же. Плотиновский экстаз является результатом умственной деятельности, интеллектуальной эйфорией, процесс, в котором не предполагается какого-либо участия тела. Тело - отголосок земного, материального, оболочка, из которой надо выбраться, чтобы слиться с чистейшим Абсолютным Духом. Также философ не говорит о молитве как пути к боговидению. У христианских же мыслителей достижение Бога является плодом молитвенного труда, и тело тоже приобщается к Божественной энергии, входящей «во вся составы, во утробу (во внутренности), в сердце». В Христианстве именно Христос - единственная Личность, открывающая человеку Божественную реальность, Плотин не знает Бога, ставшего хлебом, пищей, питанием для души и тела.

Обожение Плотина, или экстаз, - это растворение в Едином до полной утраты собственной индивидуальности, тогда как христианский молитвенный экстаз означает наивысшее приобщение к Божественному свету без утраты своей личности, взаимопроникновение Бога и человека как двух личностей, становящихся «равными» .

Согласно российскому историку и богослову К. Е. Скурату, результатом постоянного молитвенного общения с Богом является более тесное соединение с Ним - созерцание и экстаз. Экстаз - высшая форма молитвенного состояния и нравственного совершенства. Если созерцанием называется деятельность, заключающаяся в божественном размышлении и в постоянной молитве, то на высшей ступени созерцания наступает особое духовное состояние, которое называется у святых подвижников «умным созерцанием», «духовным зрением», «ведением», «умным видением», «изумлением» и «высшим видением» . То есть не молитва, а пребывание в «восхищении» или «экстазе».

Высшее состояние, достигаемое молитвой, понятно только тому, кто своим собственным опытом достиг и пережил его. Человеку же плотскому, то есть знающему только земное «блаженство», совершенно невозможно и в уме того представить .

Через религиозный экстаз достигается нравственное совершенство, «совершается обновление растленного грехом естества человеческого, тоньше становятся душевные чувства, и естество наше вновь приобретает свойство ангельское; оно соделывается новою тварью и опять соединяется с Богом, делается участником Божественных совершенств, приобретает богоподобие» .

Напишите отзыв о статье "Экстаз"

Примечания

Литература

  • Андреева Л. «Экстатические обряды в практиках некоторых российских конфессий или изменённые формы сознания»//Общественные науки и современность. 2005. № 3.
  • Костецкий В. В., «Человек в экстазе. Опыт философского осмысления». Екатеринбург, 2000.
  • Дорофеев Д. «Человек в экстазе»,
  • Оршанский И. Г. ,. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • // Субъект во времени социального бытия. М.: Наука, 2006, с. 568-586.
  • William James, «Varieties of Religious Experience», 1902.
  • Marghanita Laski, «Ecstasy. A study of some Secular and Religious Experiences», London, Cresset Press, 1961. См. обзор
  • Marghanita Laski, «Everyday Ecstasy», Thames and Hudson, 1980. ISBN 0-500-01234-2 .
  • Evelyn Underhill, «Mysticism», 1911. гл. 8
  • Spoerri Th. (Hrsg.) Beitrage zur Extase. Basel: Karger, 1968;
  • Josuttis H, Leuner H. (Hrsg.) Religion und die Droge. Stuttgart: Kohlhammer, 1972.
  • Мантегацца П. Экстазы человека. М. 1890.

Отрывок, характеризующий Экстаз

Ты, без которой счастье было бы для меня невозможно,
Нежная меланхолия, о, приди, меня утешить,
Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.
– Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. [Мой милый, я знаю из верных источников, что князь Василий присылает своего сына в Москву, для того чтобы женить его на Жюли.] Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна.
Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому.
– Для этого я бы советовал вам… – начал было Борис, желая сказать ей колкость; но в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды (чего с ним никогда ни в чем не бывало). Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтоб не видать ее неприятно раздраженного и нерешительного лица и сказал: – Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами приехал сюда. Напротив… – Он взглянул на нее, чтобы увериться, можно ли продолжать. Всё раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее», подумал Борис. «А дело начато и должно быть сделано!» Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала.
Жених с невестой, не поминая более о деревьях, обсыпающих их мраком и меланхолией, делали планы о будущем устройстве блестящего дома в Петербурге, делали визиты и приготавливали всё для блестящей свадьбы.

Граф Илья Андреич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву. Графиня всё была нездорова, и не могла ехать, – а нельзя было ждать ее выздоровления: князя Андрея ждали в Москву каждый день; кроме того нужно было закупать приданое, нужно было продавать подмосковную и нужно было воспользоваться присутствием старого князя в Москве, чтобы представить ему его будущую невестку. Дом Ростовых в Москве был не топлен; кроме того они приехали на короткое время, графини не было с ними, а потому Илья Андреич решился остановиться в Москве у Марьи Дмитриевны Ахросимовой, давно предлагавшей графу свое гостеприимство.
Поздно вечером четыре возка Ростовых въехали во двор Марьи Дмитриевны в старой Конюшенной. Марья Дмитриевна жила одна. Дочь свою она уже выдала замуж. Сыновья ее все были на службе.
Она держалась всё так же прямо, говорила также прямо, громко и решительно всем свое мнение, и всем своим существом как будто упрекала других людей за всякие слабости, страсти и увлечения, которых возможности она не признавала. С раннего утра в куцавейке, она занималась домашним хозяйством, потом ездила: по праздникам к обедни и от обедни в остроги и тюрьмы, где у нее бывали дела, о которых она никому не говорила, а по будням, одевшись, дома принимала просителей разных сословий, которые каждый день приходили к ней, и потом обедала; за обедом сытным и вкусным всегда бывало человека три четыре гостей, после обеда делала партию в бостон; на ночь заставляла себе читать газеты и новые книги, а сама вязала. Редко она делала исключения для выездов, и ежели выезжала, то ездила только к самым важным лицам в городе.
Она еще не ложилась, когда приехали Ростовы, и в передней завизжала дверь на блоке, пропуская входивших с холода Ростовых и их прислугу. Марья Дмитриевна, с очками спущенными на нос, закинув назад голову, стояла в дверях залы и с строгим, сердитым видом смотрела на входящих. Можно бы было подумать, что она озлоблена против приезжих и сейчас выгонит их, ежели бы она не отдавала в это время заботливых приказаний людям о том, как разместить гостей и их вещи.
– Графские? – сюда неси, говорила она, указывая на чемоданы и ни с кем не здороваясь. – Барышни, сюда налево. Ну, вы что лебезите! – крикнула она на девок. – Самовар чтобы согреть! – Пополнела, похорошела, – проговорила она, притянув к себе за капор разрумянившуюся с мороза Наташу. – Фу, холодная! Да раздевайся же скорее, – крикнула она на графа, хотевшего подойти к ее руке. – Замерз, небось. Рому к чаю подать! Сонюшка, bonjour, – сказала она Соне, этим французским приветствием оттеняя свое слегка презрительное и ласковое отношение к Соне.
Когда все, раздевшись и оправившись с дороги, пришли к чаю, Марья Дмитриевна по порядку перецеловала всех.
– Душой рада, что приехали и что у меня остановились, – говорила она. – Давно пора, – сказала она, значительно взглянув на Наташу… – старик здесь и сына ждут со дня на день. Надо, надо с ним познакомиться. Ну да об этом после поговорим, – прибавила она, оглянув Соню взглядом, показывавшим, что она при ней не желает говорить об этом. – Теперь слушай, – обратилась она к графу, – завтра что же тебе надо? За кем пошлешь? Шиншина? – она загнула один палец; – плаксу Анну Михайловну? – два. Она здесь с сыном. Женится сын то! Потом Безухова чтоль? И он здесь с женой. Он от нее убежал, а она за ним прискакала. Он обедал у меня в середу. Ну, а их – она указала на барышень – завтра свожу к Иверской, а потом и к Обер Шельме заедем. Ведь, небось, всё новое делать будете? С меня не берите, нынче рукава, вот что! Намедни княжна Ирина Васильевна молодая ко мне приехала: страх глядеть, точно два боченка на руки надела. Ведь нынче, что день – новая мода. Да у тебя то у самого какие дела? – обратилась она строго к графу.
– Всё вдруг подошло, – отвечал граф. – Тряпки покупать, а тут еще покупатель на подмосковную и на дом. Уж ежели милость ваша будет, я времечко выберу, съезжу в Маринское на денек, вам девчат моих прикину.
– Хорошо, хорошо, у меня целы будут. У меня как в Опекунском совете. Я их и вывезу куда надо, и побраню, и поласкаю, – сказала Марья Дмитриевна, дотрогиваясь большой рукой до щеки любимицы и крестницы своей Наташи.
На другой день утром Марья Дмитриевна свозила барышень к Иверской и к m me Обер Шальме, которая так боялась Марьи Дмитриевны, что всегда в убыток уступала ей наряды, только бы поскорее выжить ее от себя. Марья Дмитриевна заказала почти всё приданое. Вернувшись она выгнала всех кроме Наташи из комнаты и подозвала свою любимицу к своему креслу.
– Ну теперь поговорим. Поздравляю тебя с женишком. Подцепила молодца! Я рада за тебя; и его с таких лет знаю (она указала на аршин от земли). – Наташа радостно краснела. – Я его люблю и всю семью его. Теперь слушай. Ты ведь знаешь, старик князь Николай очень не желал, чтоб сын женился. Нравный старик! Оно, разумеется, князь Андрей не дитя, и без него обойдется, да против воли в семью входить нехорошо. Надо мирно, любовно. Ты умница, сумеешь обойтись как надо. Ты добренько и умненько обойдись. Вот всё и хорошо будет.
Наташа молчала, как думала Марья Дмитриевна от застенчивости, но в сущности Наташе было неприятно, что вмешивались в ее дело любви князя Андрея, которое представлялось ей таким особенным от всех людских дел, что никто, по ее понятиям, не мог понимать его. Она любила и знала одного князя Андрея, он любил ее и должен был приехать на днях и взять ее. Больше ей ничего не нужно было.
– Ты видишь ли, я его давно знаю, и Машеньку, твою золовку, люблю. Золовки – колотовки, ну а уж эта мухи не обидит. Она меня просила ее с тобой свести. Ты завтра с отцом к ней поедешь, да приласкайся хорошенько: ты моложе ее. Как твой то приедет, а уж ты и с сестрой и с отцом знакома, и тебя полюбили. Так или нет? Ведь лучше будет?
– Лучше, – неохотно отвечала Наташа.

На другой день, по совету Марьи Дмитриевны, граф Илья Андреич поехал с Наташей к князю Николаю Андреичу. Граф с невеселым духом собирался на этот визит: в душе ему было страшно. Последнее свидание во время ополчения, когда граф в ответ на свое приглашение к обеду выслушал горячий выговор за недоставление людей, было памятно графу Илье Андреичу. Наташа, одевшись в свое лучшее платье, была напротив в самом веселом расположении духа. «Не может быть, чтобы они не полюбили меня, думала она: меня все всегда любили. И я так готова сделать для них всё, что они пожелают, так готова полюбить его – за то, что он отец, а ее за то, что она сестра, что не за что им не полюбить меня!»

Слово «экстаз» происходит от древнегреческого «смещение, восхищение, исступление». В религиозном контексте (первоначальное значение) понималось, как вершина восторга, наивысшая воодушевленность. Сам термин был употребляем еще в период античности Аристотелем, Плотином, Плутархом. Использовался и в «Новом Завете» для описания перемены сознания, сопровождающегося восторженностью и религиозным исступлением. Такое состояние иногда посещало апостолов. Например, в экстазе пребывал Петр, апостол, получивший видение от Бога.

Что означает экстаз?

Состояние предполагает выход сознания человека за рамки данностей: психической и материальной. Возможен болезненный экстаз - гнетущая страсть, опьянение чем-либо, помутнение рассудка. И, как альтернатива, облегчающий экстаз, приобщающий человека к «истинам бытия».

По мнению Плотина, это состояние предполагает предварительный катарсис (очищение). И тогда душа способна возвыситься над «бытийностью» ума, соприкасаясь со «сверхбытийным». В некоторых ответвлениях мистических и религиозных учений такое состояние приветствовалось и даже достигалось искусственно. Однако в позднем христианстве религиозный экстаз подвергается осуждению в предпочтение тихой смиренности пред волей Божией.

Современная трактовка

В современном контексте религиозный смысл слова отходит на второй план. Поэтами такое состояние понимается, как поэтическая воодушевленность и восторг. Психологами - как вид аффективного расстройства. Эзотериками - связывается с половыми чувствами. А ритуально-мистическому содержанию уделяется все меньше и меньше внимания.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова экстаз

экстаз в словаре кроссвордиста

экстаз

Словарь медицинских терминов

экстаз (греч. ekstasis исступление, восхищение)

    высшая степень восторга, воодушевления;

    в психиатрии

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

экстаз

экстаза, мн. нет, м. (от греч. ek - из и stasis - положение) (книжн.). Исступленно-восторженное состояние, крайняя степень воодушевления, доходящая до болезненности. Экстаз... есть то возбужденное состояние., когда человек, под влиянием духовно-нравственного движения, ничего не сознает, что происходит вокруг него. Писемский. Привести кого-н. в экстаз. Впасть в экстаз. Кричать что-н. в экстазе.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

экстаз

    м. Состояние крайней степени восторженности, доходящее до исступления.

    м. Разновидность аффективного психического расстройства.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

экстаз

ЭКСТАЗ (от греч. ekstasis - исступление, восхищение) высшая степень восторга, воодушевления, иногда на грани исступления.

Экстаз

(от греч. ékstasis ≈ исступление, восхищение), высшая степень восторга, воодушевления, иногда переходящая в исступление.

Википедия

Экстаз

Экста́з (от - смещение, перемещение; исступление, восхищение , нахождение вовне, пребывание вне себя) - положительно окрашенный аффект . Высшая степень восторга, воодушевления.

Термин, зафиксирован ещё в античной литературе: Аристотель, Плутарх, Плотин.

Термин использовался также в греческом переводе Танаха Септуагинте: Второзаконие, Псалтирь, Книга пророка Даниила, Книга пророка Аввакума, Книга пророка Захарии, а также в книгах Нового Завета: Евангелие от Марка, Деяния святых апостолов, для обозначения особого состояния сознания, в котором теряются границы между внешним и внутренним. Это состояние сопровождается чувством восторженности.

Экстаз (фильм)

Экстаз - чехословацко-австрийский чёрно-белый художественный фильм, снятый режиссёром Густавом Махаты в 1933 году.

Мировую известность фильм «Экстаз» получил благодаря скандалу о первой киноленте в истории художественного полнометражного кино, содержащей десятиминутную эротическую сцену с обнаженным женским телом во время купания героини в лесном озере. Картина была запрещена к показу в ряде стран и выпущена в прокат через несколько лет с цензурными купюрами. Фильм осудил даже Папа Пий XII . Гитлер вообще запретил его показ в Германии и разрешил выпустить на экраны в сокращенной цензурой версии под названием «Симфония любви» только в январе 1935 года. В большинстве лент, демонстрировавшихся в США и Европе, сцены с обнаженной актрисой были вырезаны.

Фильм вошёл в десятку самых известных фильмов Чехословакии довоенного периода.

Экстаз (значения)

Экстаз :

  • Экстаз - положительно окрашенный аффект. Высшая степень восторга, воодушевления.
  • Экстаз - чехословацко-австрийский чёрно-белый художественный фильм.

Примеры употребления слова экстаз в литературе.

Новый гость под сенью землянично-розового алькова, и тело его владелицы, содрогающееся в экстазе от новых ласк.

И от сознания временности вашего совместного счастья, от неудовлетворенности всем прожитым доныне, от серой мглы завтрашних тупых неумелых ласк мужа вы, маленькие Амати, сливаясь с талантом в экстазе , поете так, что про вашего отца-создателя говорят, будто он колдун.

Он быстро освоил пилотирование скоростного лайнера -- да после Ил-18 оно и не трудно, -- а потом стал нас поражать, потрясать и вводить чуть не в религиозный экстаз своими бабаевскими посадками.

Дым, вспышки, цветовые эффекты, жужжание оснащенной сенсорами одежды и бижутерии, люди, впадающие в экстаз , и люди, теряющие сознание, - все это сумасшествие наводило на мысли о Вавилоне перед его концом, но мы упорно продолжали ждать.

Через открытую дверь ванной, пока Дороти вытиралась и надевала ночную рубашку, на экране телевизора видна была невероятно уродливая пожилая пара, ухмыляющаяся в поддельном экстазе от кофейника с быстрорастворимым кофе.

Чудесным избавлением, прокладывающим себе дорогу в пространствующий мир высших сфер, сжимающихся и мерно расширяющихся в такт ритмической сущности того нелегкого, но таинственного пространства в просветах пещер которого, занавешивающих себя сталактитами и сталагмитами, покоящихся, вечно-сущих, самососредоточенных, оснований самой музыки, развертывание которого образует легкие всякого легкого дыхания, прокалывамые лишь только склеванными ребрами музыкальных оснований композиторского скелета, обновляющегося меловой известью так и не извевшихся до музыкальных оснований вод бассейна, возникающего в подражание священному одиночеству мысли призрака, отведывающего горьковатую настойку совести в целях риторического прокашливания с привкусом времени и рябиновых ягод, которые гроздьями поглощаются в том неистовом невыносимом упорстве, уносящемся от себя самого, упускающего себя самого через певчую прорезь сознания, упрямства мышления, желающего возбудить вкус в отпавших от бытия вещах в качестве такого их внутреннего с

Несмотря на открытость, спокойствие и доброжелательность Всадников, Арчи Уэстин все еще никак не мог до конца разобраться в странной и причудливой смеси религиозного экстаза , благоговейного отношения к службе и практической хватки, которыми отличались культура, воспитание и обычаи воинов Семнадцатого полка, выходцев с трех планет, входящих в так называемый Тринидад.

Это было чувство долга, принятого на себя перед всеми угнетенными мира, чувство, о котором так же неловко и трудно говорить, как о религиозном экстазе , и вместе с тем такое же подлинное, как то, которое испытываешь, когда слушаешь Баха, или когда стоишь посреди Шартрского или Леонского собора и смотришь, как падает свет сквозь огромные, витражи, или когда глядишь на полотна Мантеньи, и Греко, и Брейгеля в Прадо.

Но в совершенный экстаз незадачливых солдат привели яркие консервные банки - после копченой козлятины грейпфрутовый сок и свинина с фасолью показались им воистину божьим даром.

Служить приказчиком у Менфилда, в дамском отделе, это была у меня юности любовная мечта, милые радости застегиванья кнопок и пуговок, дивный экстаз зашнуровыванья крест-накрест, до самого колена, щегольской лайковой ботиночки на атласной подкладке такой просто немыслимо крошечной, для леди с Клайд-роуд.

Жертву облачают в черный креп, она обливается слезами или теряет сознание, что приводит злодеев в настоящий экстаз .

Ребятишки с криком разбежались, воины смеялись до упаду, а когда Камау, уступая общей просьбе, еще и еще раз нажал клаксон, я увидел на лицах женщин выражение полнейшего восторга, настоящего экстаза и подумал, что, плененная клаксоном, ни одна из них не устояла бы перед Камау, стоило ему только пожелать этого.

Живые, пламенные вступления к статьям Кардано, столь не похожие на обычный крайне монотонный язык его сочинений, наглядно подтверждают громадную разницу в мышлении его при начале и в конце экстаза .

Оседлав Конде, она подвела принца к грани экстаза , затем внезапно прижала к низу его живота кожаный мешок, набитый кусками льда.

Филиппинцы пришли почти в такой же экстаз , как от шариковых ручек, и спрятали лоточки из фольги для дальнейшего использования в домашнем хозяйстве.



error: Контент защищен !!